Понятие о мышлении. Формы, виды и операции мышления.
Составить блок-схему темы «Мышление».
Понятие о воображении. Виды воображения.
Определите, какие приемы создания образов использовались в следующих примерах:
а) В мифах и легендах древности описываются различные фантастические существа – кентавры, минотавры, сфинксы, драконы и т.д.
б) Изобретатели конструируют аэросани, танки-амфибии, вертолеты, дирижабли, подводные лодки и т.п.
в) Фантасты в своих произведениях используют такой сюжет как путешествие во времени.
г) В сказках часто используются такие образы как ковер-самолет, сапоги-скороходы, шапка-невидимка.
д) У Н.В.Гоголя в романе «Мертвые души» ярко представлены образы Манилова, Собакевича, Плюшкина и т.п.
е) В рекламных роликах показывают увеличенные изображения представляемых продуктов.
Понятие об эмоциях и чувствах.
Определите виды чувств. Ниже перечислены примеры различных чувств. Определите, какие из них относятся к нравственным, какие к эстетическим и какие к интеллектуальным.
1. «Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал музыку к Онегину».
2. После долгих усилий ученику удалось решить трудную задачу, что привело его и состояние восторга.
3. Мальчик-староста был совершенно подавлен тем, что ребята назвали его «предателем», так как он сообщил классному руководителю, кто разбил стекло.
4. Ученица X класса пишет, что она в 15 лет прочла «Овод». Книга оказала на нее потрясающее воздействие, и девочка три дня ходила под сильным впечатлением
Понятие о характере. Черты характера. Факторы, влияющие на формирование характера.
Определите черты характера:
а) отношение человека к другим людям
б) отношение к труду
в) отношение к своей личности
Чувство собственного достоинства, гуманность, добросовестность, эгоизм, лень, замкнутость, честность, скромность, инициативность, высокомерие, аккуратность.
Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
Студентка педучилища во время педагогической практики в детском саду подошла к Кате (5 лет) и сказала ей: «Подожди минутку, мне надо с тобой побеседовать!» Девочка остановилась и недоуменно посмотрела на нее. Студентка начала с ней беседовать.
Правильно ли поступила студентка, решив воспользоваться методом беседы? Какие условия должен соблюдать исследователь, применяя метод беседы?
12) Возрастная периодизация: понятия, сущность, подходы.
Представьте схематически: периодизацию Д.Б. Эльконина и Л.С. Выготского.
Основные закономерности психического развития
Основные закономерности психического развития.
Прочитайте пословицы.
Яблочко от яблони недалеко падает.
Умел дитя родить, умей научить.
Сын то мой, а ум у него свой.
Значение каких факторов развития подчеркивается в тих пословицах?
Основные категории возрастной психологии (сензитивные периоды, ведущие виды деятельности, психологические новообразования, социальная ситуация развития, возрастные кризисы).
Подберите примеры поведения ребенка, соответствующие формуле кризиса: «старое уже не устраивает, а новое еще не сложилось».
Характеристика периода новорожденности. Кризис новорожденности.
Про новорожденного часто говорят: «Беспомощен как котенок….»
Согласны ли вы с таким утверждением? Обоснуйте свой ответ.
Психологические особенности младенчества.
Мама разговаривает со своим сыном (ребенку три месяца). Отец смеется: «Ну что ты ему рассказываешь? Это бесполезное занятие».
Согласны ли вы с утверждением отца? Обоснуйте свой ответ.
Психическое развитие ребенка раннего возраста.
Ребенок раннего возраста стал капризен и непослушен. Если его просят: «Надень эту шапку!», то он категорически отказывается это сделать. Но стоит сказать: «Не надевай эту шапку», то он сразу сделает это.
Какое психологическое явление скрывается за этим фактом? Поясните свое мнение.
Кризис трех лет.
Составьте рекомендации для родителей по преодолению кризисных явлений (кризис 3 лет).
Кризис семи лет.
Составьте рекомендации для родителей по преодолению кризисных явлений (кризис 7лет).