Развиваем мелкую моторику руки
16. Игра «ИГРЫ С «РАЗУКРАШКАМИ»(книги-тетра
ди для раскрашивания)
При развитии руки используются карандаши. Работа с фломастерами руку не развивает! Ребенку предлагают нанести крупную штриховку так, чтобы линии не выходили за контур рисунка. Детали могут быть разного цвета, с различными направлениями штриховки. Это веселое быстрое, полезное занятие. Во
=
Игротерапия общения
время работы можно сочинять истории о героях «разукрашки», которые попадают в «полосатую» страну. В этом случае развивается не только рука, но и речь.
17. Игра «БАБУШКИН ПОМОЩНИК»
Ребенку предлагают перебирать крупу (маленькие кучки риса, пшена, гречки). Вязанье, плетенье, помощь при резке салата из овощей или фруктов также развивают руку, помогают малышу подготовиться к письму.
Предложенные игры можно изменять, дополнять по своему усмотрению. Важно, чтобы были охвачены все необходимые для школьного обучения процессы, навыки, умения. Не спешите приглашать поиграть с вашим ребенком психолога или бабушку с дедушкой. Вы обкрадываете себя и малыша, лишаетесь чудесного общения. Так что найдите немного времени для совместных семейных игр.
Когда ребенок научился играть в предложенные игры, попробуйте его проверить, используя тестовые задания.
Задание 1 «НЕЗНАЙКИНЫ НЕБЫЛИЦЫ» (проверяется знание времен года, слуховое внимание)
Незнайка сочинял истории, но, как обычно, все перепутал в них. Когда он стал рассказывать свои истории друзьям, все громко смеялись и говорили, что этого не бывает. Попробуй отгадать, что напутал Незнайка.
• Летом девочки и мальчики надевают теплые шапки, теп
лые сапоги, шубы и отправляются кататься на санках.
• Весной все звери готовятся к долгой спячке.
• Осенью на деревьях распускаются ярко-зеленые листочки.
• Зимой мы любим купаться и загорать, любоваться цвета-
ми и собирать ягоды.
Задание 2 «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК» (проверяется зрительное внимание, память, знание цвета, развитие руки)
Взрослый рисует цветок с семью лепестками: красным, желтым, голубым, розовым, коричневым, синим, оранжевым. Се-
= 88 -
Примерный план игровой терапии с родителями - —
редина цветка — зеленая. Ребенку предлагается запомнить этот цветок и нарисовать точно такой же.
Задание 3 «НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ САДОВНИК» (проверяется мышление, внимание, умение читать)
Садовник решил посадить новые плодовые деревья в саду, но он был очень невнимательным и купил на базаре 2 лишних пакетика с семенами. Помоги садовнику найти лишние пакетики, если на них написано: «Яблоня», «Груша», «Вишня», «Роза», «Слива», «Береза», «Персик».
Задание 4 «ЗАБАВНЫЕ ФИГУРЫ» (проверяется знание форм, умение считать)
Раскрась и сосчитай треугольники, квадраты и круги.
Игротерапия общения
Задание 5 «ХИТРЫЕ ВОПРОСЫ»(проверяется слуховое внимание, логическое мышление)
• Вася гостил в деревне неделю и пять дней. Сколько всего
дней он был в деревне? (12 дней.)
• В комнате сидели три кошки. Сколько лап у всех вместе?
(12 лап.)
• Какое слово короче: «кот» или «кит»? (Они одинаковы.)
• Какое слово длиннее: «удав» или «червячок»? (Червячок.)
Задание 6 «ЗАГАДКИ»(проверяется логическое мышление, речь, воображение) Придумай загадки про мяч и телевизор.
Задание 7 «ЛЕСНАЯ ШКОЛА»(проверяется логическое мышление, слух, внимание, знание школьных правил)
В лесной школе шел урок. Первый раз ученики пришли в первый класс. Подскажи, кто из них ведет себя правильно, а кто нет. Объясни почему.
• Зайчонок внимательно слушал учителя и грыз вкусную
морковку.
• У Лисенка сломалась ручка, и он шепотом попросил за-
пасную ручку у соседа.
• Белочка тихо в парте играла орешками.
• Медвежонку тяжело было сидеть на маленьком стуле и он
поднял лапу, чтобы попросить у учителя разрешения пересесть на другой стул, большой и удобный.
III. Терапевтические игры
1. Игры-этюды(психогимнастика)
В этюдах участвуют все дети. Взрослый называет образ, который необходимо детям изобразить с помощью мимики и пантомимики. Дети начинают демонстрировать роль и заканчивают перевоплощения по сигналу взрослого (гудок, звонок, музы-
= 90=
Примерный план игровой терапии с родителями
кальный сигнал или др.). Создавая этюды, они меняют мимику, пантомимику героя в соответствии со словами ведущего-взрослого (например: грустный старик, хвастливый воробей и т.д.). В этюдах детям можно пользоваться интонациями.
2. Игра «ЧТО СЛЫШНО?»(развитие переключения, кон
центрации внимания, развитие воли)
Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью, за окном, на улице, затем просит рассказать, какие звуки они слышали. Можно предложить подсчитать услышанные звуки и выбрать победителя (кто больше услышал).
3. Игра «КТО ЗА КЕМ?»(развитие зрительной памяти,
знакомство с детьми, их именами)
Водящий, посмотрев на детей, выстроившихся друг за другом в произвольном порядке, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой ребенок. Эту игру можно усложнить, например, после того как ребенок отвернулся и перечислил товарищей, он поворачивается и называет изменения в их одежде, прическе (если дети поменялись вещами, сменили прическу и т.п.).
4. Игра «ВЕСЕЛЫЕ КЛОУНЫ»(развитие воображения,
эмоционально-волевых процессов)
«Веселый клоун» (водящий) пытается рассмешить «несме-янок». Используется мимика, жесты, интонация, рассказы и др. Самый серьезный из «несмеянок», становится водящим.
5. Игра «ДА» И «НЕТ» НЕ ГОВОРИ»(развитие воображе
ния, эмоционально-волевых процессов)
Дети располагаются по кругу. Водящий, передавая предмет (игрушку, мяч) кому-то из детей, задает вопрос, на который должен ответить его товарищ. В ответах не должно быть слов: «да», «нет», «черный», «белый». Чем хитрее вопросы, тем интереснее игра (например: Какого цвета зубы? Тебя зовут Таня?...).
91
Игротерапия общения
Проигравшие отдают «фанты». В конце игры эти «фанты» выкупаются (дети читают стихи, поют песни или др.).
6. Игра «ПЧЕЛКА В ТЕМНОТЕ» (коррекция страха телМ
ноты, замкнутого пространства, высоты)
«Пчелка перелетала с цветка на цветок (используются дет- I ские скамейки, стульчики, тумбы разной высоты). Когда пчелка прилетела на самый красивый цветок с большими лепестками, она наелась нектара, напилась росы и уснула внутри цветка (используется детский столик, под который залезает ребенок). Незаметно наступила ночь и лепесточки стали закрываться (столики покрываются материей). Пчелка проснулась, откры- 1 ла глаза и увидела, что кругом темно. Она вспомнила, что осталась внутри цветка и решила поспать до утра. Взошло солнышко, наступило утро (материя убирается), и пчелка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок». Игру можно повторять, усиливая плотность материи, т.е. степень темноты. Игра может проводиться с одним ребенком или с группой детей.
Театрализованные игры
(развитие эмоций, творческой активности, коррекция страха, тревоги)
7. Игра-сказка «О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»
Взрослый читает отрывок из сказки А.С. Пушкина или кратко пересказывает эту сказку. Дети выбирают роли старика, старухи, золотой рыбки. Остальные дети держатся за руки, изображая море (поднимают и опускают сцепленные руки). Можно использовать музыкальный фон — морские звуки. Взрослый может предложить детям продолжить сказку по-своему или переделать ее.
8. Игра-сказка «ВОРОБЬИНАЯ СЕМЬЯ»
Взрослый рассказывает сказку, дети изображают героев сказки с помощью мимики, жестов, интонации.
«Жила-была в лесу воробьиная семья: мама, папа, сын. Мама улетала мошек ловить, семью кормить. А папа-воробей укреплял жилище веточками, утеплял мхом. Сын тоже помо-
- 92 -
------ Примерный план игровой терапии с родителями ---
гал отцу, и этим всегда хвастался перед своими друзьями. Он всем пытался доказать, что он самый ловкий и сильный. А с тем кто не соглашался с ним, воробышек ссорился и даже дрался. Как-то раз мама и папа прилетели в гнездо, а сына нет. Они ждали его к обеду, но воробышек не прилетал. Родители стали волноваться, не съели не крошки. Папа-воробей сердился и ворчал, а мама даже всплакнула. Ведь она думала, что с ее любимым сыночком что-то случилось. А сыночек поссорился с друзьями. Взъерошенный воробушек наконец-то прилетел к родителям. И в воробьиной семье был серьезный разговор... (дети чирикают, интонациями передавая чувства мамы, папы, сына). Воробышку пришлось сознаться в том, что он хвастается и дерется. Сын рассказал родителям, как ему хотелось доказать всем, какой он взрослый. Воробышек объяснял, что очень хотел бы, чтобы его родители гордились им, как самым сильным сыном. Но вместо радости и гордости он увидел грусть в их глазах. Воробышек попросил прощения, и родители его простили. Они накормили сына вкусной едой и, погладив по перышкам, ласково объяснили, что очень любят его, и для них он самый ловкий и сильный воробышек во всем лесу».
9. Игра-сказка «ТРИ ПОРОСЕНКА»
Взрослый рассказывает последнюю часть сказки, а все дети выполняют действия героев (мимикой, пантомимикой, интонациями). Можно распределить роли между детьми, использовать маски.
10. Игра-сказка «БРЫКАЮЩАЯСЯ ЛОШАДКА»
Все дети превращаются в «лошадок» и свободно размещаются на ковре (стоят на коленях, опираясь о пол руками). Взрослый читает текст сказки.
«Жила-была лошадка, которая очень любила брыкаться и капризничать. Ей мама говорит: «Покушай, доченька, травки свеженькой». «Не хочу, не буду», — кричит лошадка и брыкается ножками (дети выполняют действия). Папа уговаривает лошадку: «Погуляй, поиграй на солнышке». «Не хочу, не пойду!» — отвечает лошадка и опять брыкается. Не смогли уговорить мама с папой свою упрямую доченьку, оставили ее дома, а сами
= 93 =
Игротерапия общения
ушли по делам. Лошадка подумала, подумала и пошла гулять одна. А навстречу ей хитрый серый волк. Говорит волк лошадке: «Не уходи, лошадка, далеко в лес, ты еще маленькая». Лошадка опять упрямится: «Я не маленькая, куда хочу, туда и хожу!» А волку это и надо было. Подождал он, пока лошадка в самую чащу леса зайдет и как набросится на нее сзади. Лошадка давай брыкаться. Сначала одной ножкой сильно ударила волка, затем другой ножкой. А потом двумя ножками вместе так стала брыкаться, что волк убежал и никто его там больше не видел (дети выполняют все действия). Лошадка перестала упрямиться и капризничать, выросла и теперь работает в цирке, брыкается ножками, подбрасывает высоко мячики на радость зрителям».
11. Игра-сказка «ДВА ЖАДНЫХ МЕДВЕЖОНКА» («ДВА
ЩЕДРЫХ МЕДВЕЖОНКА»).Используется текст вен
герской народной сказки «Два жадных медвежонка»
В эту сказку могут играть все дети, выполняя движения, изменяя мимику, пантомимику жестов в процессе чтения сказки. Можно предложить детям распределить роли между собой (два медвежонка и хитрая лиса), использовать кукольный театр. Текст к сказке «Два щедрых медвежонка» дети придумывают сами и проигрывают сценку.
12. Детско-родительская игра-сказка «МИР НАОБОРОТ»
( снятие родительских стереотипов и авторитарности взрослого)
«Жил-был мальчик Петя, которому очень хотелось поскорее стать взрослым. Ему не нравилось, что родители всегда учат его, воспитывают, и однажды к нему пришел гном-волшебник, которому тоже надоело быть маленьким. «Давай, Петя, создадим мир наоборот, — предложил волшебник. — Для этого надо нам вместе произнести заклинание: Прыг-скок.
Ой, смотрите, кто живет В мире все наоборот? Дети стали управлять,
= 94
—;— Примерный план игровой терапии с родителями ——-
Мам в колясочках катать.
Если надоест нам чудо,
Скажем вместе:
Прыг отсюда!»
Услышав заклинание «Прыг-скок », дети начинают ухаживать за родителями, командовать, воспитывать, наказывать. А родители слушаются или капризничают... После заклинания «Прыг отсюда» мир вновь становится прежним, реальным и привычным.
Игры для релаксации
13. Игра «ДОЖДЬ ВЛЕСУ» (релаксация,развитие чувства эмпатии)
Дети становятся в круг, друг за другом — они «превращаются» в деревья в лесу. Взрослый читает текст, дети выполняют действия. «В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами.
Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».
14. Игра «ПОДСНЕЖНИК»(релаксационный комплекс) 1. В лесу под сугробом спрятался нежный цветок. Он крепко сложил свои лепестки, чтобы не погибнуть от холода. Уснул до весны (дети садятся на корточки, обнимая руками плечи, прижимая голову).
= 95 =
Игротерапия общения
2. Солнышко стало пригревать сильнее. Лучики солнца по
степенно пробуждают цветок. Он медленно растет, пробираясь
сквозь снежный сугроб (дети медленно приподнимаются и вста
ют).
3. Кругом лежит снег. Ласковое солнышко так далеко, а цве
точку очень хочется почувствовать тепло (дети тянут руки вверх,
напрягая пальцы, поднимаясь на носки).
4. Но вот подснежник вырос, окреп (дети опускаются на
ступни). Лепестки стали раскрываться, наслаждаясь весенним
теплом. Цветок радуется, гордится своей красотой (дети мед
ленно опускают руки, плечи, улыбаются). «Это я — первый ве
сенний цветок и зовут меня подснежник», — кивает он всем го
ловой.
5. Но весенняя погода капризна. Подул ветерок, и стал под
снежник раскачиваться в разные стороны (дети раскачивают
ся). Цветочек склонялся все ниже и ниже и совсем лег на прота
лину (дети ложатся на ковер).
6. Побежали ручьи, вода подхватила и унесла подснежник
в длительное сказочное путешествие. Он плывет и удивляется
чудесным весенним превращениям (звучит природная музыка,
дети лежат на ковре и «путешествуют» с закрытыми глазами).
Когда цветок напутешествуется, он приплывет в сказочную
страну (дети поднимаются и рассказывают, что видели, чему
удивлялись и радовались).
15. Игра «ГУСЛИ-САМОГУДЫ»(релаксационно-танце-
валъный комплекс) 1. Ведущий читает текст. Дети стоят свободно.
В сказочном дворце,
На высоком крыльце,
Звучит грозный указ,
Добрым молодцам наказ:
«Кто сумеет станцевать
Так, как гусли нам велят,
Тот и будет помогать
Нашим царством управлять.
Гусли, гусли-самогуды
Распевают песни всюду.
96
------ Примерный план игровой терапии с родителями ---
Раз готовы вы друзья, Танцевать нам всем пора.
2. Звучит ритмичная музыка. Ведущий читает текст. Дети
стоят, «танцуют» мышцы плеч и рук.
Вот и музыка звучит. А народ все ждет, стоит. Ой, пустились плечи в пляс. Веселей, еще хоть раз! Пальцы, локти скачут вместе, А народ стоит на месте. Пляска стала затухать, Тише музыка играть.
3. Меняется ритм музыки, «танцуют» мышцы ног.
Ноги стали просыпаться, Просыпаться, подниматься! Пятки, пальцы и колени Заплясали, как хотели. Как им весело плясать! Только стали уставать.
4. Меняется ритм музыки, «танцуют» мышцы живота.
Рад живот поупражняться, Научился напрягаться. Вдох и выдох, покрутись. Лежебока, эй, проснись!
5. Меняется ритм музыки, «танцуют» мышцы плеч.
Вот поднялись наши плечи. Выше, выше, резче, резче. Стали плечи затихать, Затихать и засыпать.
6. Звучит спокойная музыка, затем вновь меняется ритм,
«танцуют» мышцы лица.
Щеки, носик в пляс пошли. Брови нежно подними, Губы вытянулись в трубку, Потанцуй еще минутку.
97
7-2992
Игротерапия общения
7. Ведущий выбирает ребенка, который старался, был вни
мательным . Ребенок заказывает любые движения для всего тела.
; Вновь народ стоит и ждет.
Что нам музыка споет? Ты, помощник, выходи, Общий танец закажи.
Звучит ритмичная музыка, все танцуют «заказанный» танец, выполняют движения. А затем ведущий предлагает всем двигаться по собственному желанию, так, как хочет само тело.
8. Звучит спокойная музыка, дети не сходя с места плавно
двигаются под нее. После этого можно предложить детям лечь
на ковер.
А теперь, все отдыхаем,
Отдыхаем и мечтаем
О волшебных берегах,
О невиданных краях.
Звучит спокойная музыка с природными звуками. Дети мечтают. «Гусли-самогуды» замолкают, и дети рассказывают (по желанию) о своих образах-мечтах.
Игры на коррекцию агрессии
(только для психически здоровых детей)
16. Игра «ВОРОБЬИНЫЕ ДРАКИ»(снятие физической
агрессии)
Дети выбирают себе пару и «превращаются» в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры («лечат крылышки и лапки у доктора Айболита»). «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.
17. Игра «МИНУТА ШАЛОСТИ»(психологическая раз
грузка)
Ведущий по сигналу (удар в бубен и т.п.) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется — прыгает, бегает, кувыркается и т.п. Повторный сигнал ведущего через 1-3 минуты объявляет конец шалостям.
- 98=
•?——*- Примерный план игровой терапии с родителями -
18. Игра «ЗЛЫЕ—ДОБРЫЕ КОШКИ»(снятие общей агрессии)
Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Это «волшебный Круг», в котором будут совершаться «превращения».
Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, звук свистка) превращается в злющую-презлющую кошку: шипит и царапается. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя.
Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее ...», — и ребенок, изображающий кошку, делает все более и более «злые» движения.
По повторному сигналу ведущего «превращение» заканчивается, после чего в обруч входит другой ребенок и игра повторяется.
Когда все дети побывают в «волшебном круге», обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу взрослого. (Если кому-то не хватило пары, то в игре может участвовать и сам ведущий.) Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру.
По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами.
На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети превращаются в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.
19. Игра «КАРАТИСТ»(снятие физической агрессии) Как и в предыдущей игре, дети образуют'круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Только на этот раз в «волшебном круге» происходит «превращение» в каратиста (движения ногами).
Как и прежде, дети, стоящие вокруг обруча, вместе с ведущим хором произносят: «Сильнее, сильнее, сильнее...», — помогая этим игроку выплеснуть агрессивную энергию максимально интенсивными действиями.
99
Игротерапия общения
20. Игра «БОКСЕР»(снятие физической агрессии)
Это вариант игры «Каратист», и проводится он аналогично, но действия в обруче можно производить только руками. Поощряются быстрые, сильные движения.
21. Игра «УПРЯМЫЙ КАПРИЗНЫЙ РЕБЕНОК»(преодо
ление упрямства и негативизма)
Дети, входящие в круг (в обруч), по очереди показывают капризного ребенка. Все помогают словами: «Сильнее, сильнее, сильнее ...». Затем дети разбиваются на пары «родитель и ребенок»: ребенок капризничает, родитель его уговаривает и успокаивает. Каждый играющий должен побывать в роли капризного ребенка и уговаривающего родителя.
22. Игра «УПРЯМАЯ ПОДУШКА»(снятие общей агрессии,
негативизма, упрямства)
Взрослые подготавливают «волшебную, упрямую подушку» (подушка с темной наволочкой) и вводят ребенка в игру-сказку: «Волшебница-фея (или другой любимый сказочный персонаж) подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри нее живут детские упрямки. Это они заставляют вас капризничать и упрямиться. Давайте, прогоним упрямки».
Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее!» (снимается стереотип и эмоциональный зажим).
Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается (время определяется индивидуально — от нескольких секунд до 2-3 минут).
Взрослый предлагает послушать «упрямки» в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают?» Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. Некоторые дети говорят, что «упрямки шепчутся», другие ничего не слышат. «Упрямки испугались и молчат в подушке», — отвечает взрослый (этот прием успокаивает ребенка после возбуждения).
------ Примерный план игровой терапии с родителями ---
23. Игра «КЛОУНЫРУГАЮТСЯ» (снятие вербальной агрессии)
«Клоуны показывали детям представление, веселили их, а потом стали учить детей ругаться. Да, да, сердито ругаться друг на друга «овощами и фруктами». Например: «Ты,— говорит клоун, — капуста!» А ребенок отвечает ... (пауза для того, чтобы ребенок придумал ответ). «А ты, — продолжает клоун, -клубника». Другой ребенок отвечает (ругает взрослого). Обращается внимание на адекватное, сердитое интонирование. Дети могут выбирать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди «ругать» всех детей. Взрослый руководит игрой, сигналом объявляет начало и конец игры, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия.
Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. «Когда клоуны научили детей ругаться, родителям это не понравилось». Клоуны, продолжая игру, учат детей не только ругаться овощами и фруктами, но и ласково называть друг друга цветами. Например: «Ты — колокольчик...» (ребенок ласково называет взрослого). Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и т.п. и ласково называют друг друга цветами.
24. Игра«ЖУЖА» (снятие общей коллективной агрессии) Ведущий выбирает «Жужу», которая садится на стул (в домик), остальные дети начинают дразнить «Жужу», кривляться перед ней.
«Жужа, Жужа выходи, Жужа, Жужа, догони!»
«Жужа» смотрит из окошка своего домика (со стула), показывает кулаки, топает ногами от злости, а когда дети заходят за «волшебную черту» выбегает и ловит детей. Кого «Жужа» поймала, тот выбывает из игры (попадает в плен «Жужи»).
IV. Соревновательные игры
1. Игра «ЗАЙМИ СВОЙ ДОМИК»(координация движений) Дети садятся на стульчики, расположенные по кругу, — «поросята» прячутся в свои домики. Но им очень хочется погулять,
= 101 -
'
Игротерапия общения
побегать, порезвиться и похрюкать. По сигналу взрослого (му
зыка, бубен и др.) «поросята» выбегают и веселятся. Но насту
пает вечер, пора возвращаться домой. По сигналу взрослого дети
спешат в свои «домики». *
Пока «поросята» играли, ветер унес чей-то соломенный домик (взрослый незаметно убирает один стульчик в процессе детского веселья). Но шустрый «поросенок» занимает домик своего соседа, и кто-то остается без домика. Игра повторяется до тех пор, пока не останется один самый шустрый «поросенок».
2. Игра «АПЕЛЬСИН» (взаимопомощь, эмпатия)
Участники игры делятся на две команды. Первый игрок в
каждой команде держит апельсин подбородком около шеи. Необходимо без помощи рук передать апельсин своему товарищу. Дети начинают играть по сигналу ведущего. Побеждает та команда, которая быстрее вернет апельсин первому игроку.
3. Детско-родительская игра «ВОЛШЕБНЫЕ КАРТИНКИ»
(взаимопомощь)
Каждая семья получает «волшебные картинки», которые постоянно рассыпаются и «ломаются» (разрезные картинки, пазлы). Собрать их может только дружная семья. По сигналу семейные команды приступают к работе. «Фанты» платит команда, где ведущий наблюдает ссору или несправедливое распределение работы (т.е. когда один из игроков выполняет задание большего объема). В конце игры « фанты» выкупаются (исполняются песни, стихи или др.).
4. Детско-родительская игра «НАЙДИ СВОЙ ЦВЕТОК»
(зрительное внимание)
«На поляне росли цветы с семью лепестками. (Количество цветов соответствует количеству семейных команд.) Подул сильный ветер и лепестки разлетелись в разные стороны. Надо найти и собрать лепестки каждого цветика-семицветика». Лепестки располагаются на полу, на шкафчиках, на столах, под стульями и в других местах данного помещения. Побеждает команда, которая быстрее всех найдет лепестки семи цветов (красный,
------ Примерный план игровой терапии с родителями------
желтый, синий, оранжевый, коричневый, фиолетовый, розовый).
5. Детско-родительекая игра «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»
(развитие децентрации мышления, нравственных качеств личности)
Каждая семейная команда получает цветик-семицветик. Участники игры задумывают семь желаний (родитель может помочь в написании желаний дошкольника): три желания задумывает ребенок для родителей, три — взрослый для ребенка, одно желание будет совместным (желание ребенка и родителя). Затем родитель и ребенок меняются лепестками и отбирают лепестки-желания, которые им действительно приятны. Побеждает семейная команда, которая имеет больше всего желанных лепестков, где предполагаемые желания совпали с реальными.
Описание игр для взрослых
1. Игра «СКАЖИ ДРУГОМУ КОМПЛИМЕНТ»(объединен
ние)
Всем участникам игры предлагается по очереди говорить приятное друг другу. Комплименты могут касаться личных качеств, настроения, внешности.
2. Игра «1 МИНУТА НА РАЗГОВОР» (психологическаяраз
рядка, вербальная активность)
Участникам игры предлагается разбиться на пары и по единому для всех сигналу начать разговор. Речь должна быть быстрой, со смыслом. Через 1 минуту общий сигнал объявляет конец разговора, происходит смена пар, и разговор возобновляется (от 3 до 5 смен). Необходимо следить, чтобы все участники побывали в роли говорящего.
102
103
'
Игротерапия общения
3. Игра «ПРОДОЛЖЕНИЕ ФРАЗЫ*(объединение, раскре
пощение)
Ведущий придумывает фразу (количество слов равно количеству игроков), записывает ее на листе бумаги • Затем лист переворачивается, на обратной стороне записывается первое слово задуманной фразы. Второй участник игры, продолжив фразу предполагаемым словом, передает лист следующему участнику и т.д. Когда фраза возвращается к ведущему, лист переворачивается и фразы сравниваются. Происходит смена ведущего и игра продолжается.
4. Игра «ПРОДОЛЖИ ФИГУРУ»(объединение, раскрепо
щение)
Проводится так же, ^как игра «Продолжение фразы», но вместо слов участники придумывают детали животного и по очереди дорисовывают изображение.
5. «ГДЕ МЫ БЫЛИ, МЫ НЕ СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ,
ПОКАЖЕМ»(мимика, пантомимика, взаимопонимание)
Участники делятся на две группы. Группы договариваются, какую деятельность они будут имитировать. Можно изображать профессиональную деятельность, домашнюю работу, конфликтную ситуацию в общественном месте, эмоциональное состояние и т.п. Одна группа показывает движения, а вторая должна догадаться, что делают участники.
Более интересно, когда участники выполняют разные движения одной ситуации.
6. Игра «СУД»(игра для группового тренинга)
В игре участвуют подсудимый, судья, заседатели (присяжные), обвинитель, защитник. Сюжет игры должен быть чисто игровым и ни в коем случае не должен касаться внутригруппо-вых взаимоотношений. Все случаи перехода игры в выяснение отношений необходимо пресекать, а для сохранения темпа ведущему следует активно использовать метод аквариума (оперативно заменять несправившихся игроков, по необходимости самому вступать в игру).
= 104 -
--- — Примерный план игровой терапии с родителями •—-•—
7. Игра «ЧУВСТВО ДРУГОГО»(взаимопонимание)
Из группы выделяются двое играющих. Их задача: медленно удаляясь в противоположные стороны, одновременно оглянуться, остановиться, идти и вновь оглянуться — и так три раза подряд.
8. Игра «ПОЧЕТНЫЙ ГОСТЬ»(упражнение для тренинга
общения)
Участникам игры объявляется, что через некоторое время один из членов группы покинет помещение и войдет только тогда, когда его позовут. Он будет выполнять роль почетного гостя, а остальные члены группы должны сделать так, чтобы гость чувствовал себя как дома. Несколько человек выбираются членами жюри, которые по пятибалльной системе оценивают все действия участников. Учитывается и оценивается сухость или фамильярность, подобострастие Или грубость, скованность или развязность и т.п.
9. Игра «НАЙДИ СВОЕГО РЕБЕНКА»(совместно с детьми)
Один из родителей завязывает себе глаза и ощупывает каж
дого играющего ребенка. Дети должны стоять молча, можно
менять одежду (кофту, бантики и т.д). Взрослый, найдя своего
ребенка, называет его имя и снимает повязку с глаз. Если роди
тель ошибается, то платит фант, который в конце игры выкупа
ется. Необходимо, чтобы все родители участвовали в отгадыва
нии.
10. Игра «УГАДАЙ, ЧТО Я ПРИДУМАЛ»(объединение,
раскрепощение)
Ведущий игры придумывает слово (количество букв равно количеству игроков), записывает его на листе бумаги.
Далее игра продолжается так же, как и игры «Продолжение фразы», «Продолжи фигуру».
Игротерапия общения
Консультации для родителей
Психологическая, педагогическая работа с детьми не будет эффективна без помощи и поддержки родителей. Кроме родительского тренинга и совместных детско-родительских игр, специалистам часто приходится разъяснять индивидуальные психологические особенности детей, а также типичные возрастные закономерности в развитии личности. Такие беседы не имеют характера терапевтической консультации, они представляют собой ознакомление с психолого-педагогическими приемами, играми, занятиями, пригодными для домашнего использования. Информация предлагается родителям в рекомендательной, а не в обязательной форме. Родители могут сами выбрать, что приемлемо. Такой демократичный стиль общения психолога с родителями позволяет эффективней построить деловое сотрудничество в воспитании и развитии ребенка.
Как помочь эмоциональным детям?
(Тревожные, агрессивные, гиперактивные дети)
Эмоциональное развитие ребенка начинается с первых мгновений беременности матери, и даже еще раньше. Ведь хроническая усталость, семейные неурядицы и прочее уже подготовили «негативную почву» для эмоциональных проблем ребенка. Процесс рождения, первые минуты, месяцы жизни определяют многое в эмоциональной сфере мальчика или девочки. И очень важно, если в семье единый стиль воспитания. Тогда ребенку не придется «разрываться» в выборе своих действий, не нужно будет приспосабливаться и ловчить. При авторитарном, командном стиле воспитания, у детей чаще наблюдается склонность к вранью, упрямству и даже мелкому воровству. Эмоциональность ребенка определяется и наследственным фактором (на кого похож ваш малыш?).
Некоторые дети эмоциональны внешне (шумные, плаксивые), иные внутренне эмоциональны (боязливые, тревожные), но и тем и другим сложно справляться со своими эмоциями. Крики и наказания со стороны взрослых лишь усиливают проблемы у детей. Что же делать?
= 106 -
—'— Примерный план игровой терапии с родителями ---
Прежде всего необходимо попытаться понять своего ребенка, понять, что с ним происходит, что он чувствует, думает. Когда родители в конфликтах проговаривают свое понимание детям, ситуация значительно меняется. Например: «Я тебя понимаю, ты сейчас чувствуешь (печаль радость, страх...) или хочешь (играть, гулять, кричать ...), но ты пойми и меня, я чувствую ...». После этого останется только предложить ребенку альтернативу или ограничить эмоциональные проявления во времени. Для этого на помощь приходит игрушка (лучше всего звуковая). Например: «Ты еще немного поиграешь, а когда зайчик тебя позовет, игра закончится».
Таким образом убирается агрессия, направленная на взрослых, и родителям легче быть более последовательными в требованиях. А когда последовательности нет, т. е. если сегодня вы сказали «да», а завтра «нет», не объясняя причин, или после детских приставаний вы «сдались!», тогда можете считать, что ребенок начнет вами манипулировать, искать «новые кнопки». Что делать, если такое уже случилось и ребенок путает «можно» и «нельзя»? На помощь приходит игра «Солнышки», в которую родители могут поиграть с детьми дома (жетонная терапия).
Красиво оформляется лист бумаги или блокнот. Детям предлагается вступить в игру: «Ты у нас уже совсем большой, многое можешь делать самостоятельно (необходимо перечислить 2-3 положительных качества ребенка), но, например, убирать игрушки у тебя еще не совсем получается. (Объясняется как надо убирать.) Можно формировать любое другое желаемое взрослыми качество, назвав его ребенку.
«Мы будем рисовать солнышки, когда ты поиграешь и сам правильно уберешь игрушки. Если у тебя будет более двух солнышек (затем количество увеличивается), то в конце дня получишь сюрприз». (Детям не объясняется, что именно, но в качестве сюрприза используются нематериальные ценности. Например: игра с папой, чтение любимой сказки, просмотр мультфильма, разрешение лечь спать на 15 минут позже и др.) Сюрприз обязателен! Когда одно качество сформировано (сроки индивидуальны), тогда можно приступать к формированию другого.
Игротерапия общения
Родителям перед проведением такой игры рекомендуем выяснить, чего же все хотят от ребенка, каким его видят в будущем папа, мама, бабушка, дедушка. Некоторым семьям это удобно делать в письменном виде. Возможно, каждая семья сама вы- I берет общий, единый образ-мечту для ребенка.
Эмоциональные дети (боязливые или шумные) нуждаются в двигательной физической активности. Можно использовать «агрессивные игры» («Злая - добрая кошка», «Упрямая подушка», «Минута шалости» и др.). Кроме того, необходимо обучать их расслаблению, релаксации (игры на расслабление см. в описании), так как постоянные зажимы у детей (агрессивные или тревожно-боязливые) могут приводить к психосоматическим заболеваниям.
В играх, как и в требованиях, желательно быть последовательными и систематичными. Если родителям не хватает предложенных психологических приемов, или что-то не получается, необходимо почувствовать свой путь, найти свои интересные решения. Собственная интуиция родителя может подсказать удивительные психологические техники. Например, мама ребенка, страдающего перевозбуждением перед сном, придумала игру в «Бессонницу». Поглаживая теплыми ладонями по телу малыша, мама «собирала бессоницу», а затем выбрасывала ее, прогоняя прочь, т. е. в игровой форме производилась релаксация ребенка.
Однако, прежде чем применять свои педагогические находки, рекомендуем родителям посоветоваться с профессиональным психологом. Так как иногда родительское творчество вместо положительных результатов приносит отрицательные. Например, в семье, где с гиперактивным ребенком использовалась игра «Солнышки», родители добавили «тучки» (как элемент наказания), и ребенку стало нравиться «получать тучки».
И действительно, с точки зрения детской психологии, обращать на себя внимание ребенку легче негативным поведением. А быть «хорошим» трудно и не так уж весело. Поэтому психологи рекомендуют только позитивные подкрепления, поощрения (в речи — «Если сделаем так, то будет еще лучше», в действиях — обнять, погладить; в сюрпризах).
Родительская любовь и профессионализм психолога помогут ребенку справиться с любыми трудностями.
— 108 =
------ Примерный план игровой mepaituu с родителями ----