Практикум по консультированию
Цель. Развитие навыков нерефлексивного и рефлексивного слушания и эмпатического понимания клиента.
Время. По десять минут на каждого участника в роли клиента и по 1,5—2 минуты на каждого участника в роли супервизора.
Тема: любая по выбору клиента, например: «На что бы я хотел пожаловаться консультанту», «Люди, которые мне не нравятся», «Главное событие прошедшей недели» и т. д.
Содержание. Группа делится на тройки: консультант, клиент, супервизор. Выбрав определенную тему, клиент начинает свой рассказ. Консультант использует техники нерефлексивного и рефлексивного слушания и эмпатическое понимание клиента, по необходимости может задать отдельные вопросы, чтобы побудить клиента продолжать его рассказ, а в конце сессии делает резюмирование.
Супервизор, молча, наблюдает за консультантом, не делая никаких комментариев.
Когда сессия закончится, супервизор дает консультанту обратную связь по типу «сэндвича», используя план предыдущей встречи:
· что понравилось в работе консультанта;
· что можно было бы сделать по-другому или лучше;
· какие моменты сессии супервизор взял бы на вооружение, чтобы использовать в своей практике.
Обсуждение. После проведения упражнения участники возвращаются в круг и также, как на предыдущей встрече, делятся приобретенным в ходе практикума опытом сначала от имени клиентов, затем от имени консультантов, а затем от имени супервизоров.
Упражнение «Скандал в парикмахерской»
Цель. Обобщение полученного материала, предоставление участникам возможности на примере почувствовать, как можно заменить неэффективные вопросы техниками активного слушания.
Содержание. Группа делится на три подгруппы. Каждая подгруппа получает карточку с записью отрывка из сессии начинающего консультанта, который после каждой реплики клиента задает ей вопрос. Задача участников каждой подгруппы — внимательно прочитать отрывок, выявить неэффективные и неуместные вопросы и исключить их, заменив их техниками нерефлексивного и рефлексивного слушания или при необходимости эффективными вопросами.
После того как подгруппы готовы, первая подгруппа зачитывает первоначальный вариант текста и разыгрывает в ролях исправленный вариант. В это время остальные участники внимательно слушают, а по окончании инсценировки делают свои комментарии, выражая согласие или не согласие с исправленным вариантом. Затем слово предоставляется следующей подгруппе и т. д.
Обсуждение. Когда все подгруппы продемонстрируют свои варианты, участники возвращаются в круг и делятся своими впечатлениями от проделанной работы.
Лабораторное занятие 4.
Тема: Технология ведения консультативной беседы (2ч).
Упражнение «Распознание эмоций»
Цель. Развитие наблюдательности участников тренинга и умения распознавать сигналы невербального языка, расширение профессионального словаря по теме «Эмоции».
Содержание. Упражнение проходит в кругу и включает в себя три этапа. Перед началом упражнения группа делится на две равные части по территориальному признаку, образуя два полукруга. Между полукругами ставится по одному пустому стулу с каждой стороны,
Этап 1. Каждый участник первого полукруга получает по одной карточке с названием эмоционального состояния (из списка состояний «А», который приводится ниже) и большой чистый пустой конверт, который он кладет на пол перед собой. Каждый участник второго полукруга получает набор карточек с названием всех эмоциональных состояний из этого же списка.
По команде тренера каждый участник первого полукруга с помощью жестов и мимики изображает то состояние, которое обозначено в его карточке. В это время участники второго полукруга по очереди подходят к каждому участнику первого полукруга и кладут в конверт, лежащий перед ним, карточку с тем состоянием, которое он изображает. Если участник второго полукруга затрудняется в названии нескольких состояний, он может положить карточки с названием этих состояний в пустой конверт, лежащий на свободном стуле. Упражнение проводится молча.
Участники, изображающие различные состояния, могут осуществлять незначительные движения, при этом, не вставая со своих мест и не издавая никаких звуков. По истечении определенного времени (5-10 минут) тренер подает любой звуковой сигнал, и участники садятся на свои места.
Список состояний «А»:
· агрессия;
· раздражение;
· печаль;
· радость;
· тревога;
· умиротворение;
· апатия;
· вдохновение;
· удивление;
· расслабленность;
· интерес;
· гордость.
Этап 2. Группы меняются ролями: каждый участник первого полукруга получает по одной карточке с названием эмоционального состояния (из списка состояний «Б») и большой чистый пустой конверт, который он кладет на пол перед собой. Один пустой конверт кладется на другой пустой стул. Каждый участник первого полукруга получает набор карточек с названием всех эмоциональных состояний из списка № 2 и упражнение продолжается по той же схеме.
Список состояний «Б»:
· злость;
· нервозность;
· грусть;
· веселье;
· страх;
· удовлетворенность;
· безразличие;
· творческий порыв;
· недоумение;
· вялость;
· любопытство;
· приподнятость.
Этап 3. После того как все участники вернулись на свои места, тренер просит каждого из них взять свой конверт и крупными буквами написать то состояние, которое он изображал, затем подсчитать по карточкам правильно угаданные варианты и написать на конверте. Затем участники по кругу называют состояния, которые они изображали, и количество правильно угаданных ответов.
После этого все конверты раскладываются на полу внутри круга по трем группам: «Состояния, которые отгадало большое число человек», «Состояния, которые отгадало небольшое число человек или никто» и третья группа — промежуточная.
Пока представители подгрупп классифицируют «состояния», тренер открывает конверты, лежащие на пустых стульях, и на полу раскладывает все карточки, которые были положены в эти два пустых конверта. Эти карточки отражают те состояния, которые было трудно отгадать в процессе упражнения. После этого проходит обсуждение.
Обсуждение. Участники садятся на свои места, и когда группа готова продолжать работу, тренер задает вопросы. Прежде всего, он спрашивает: насколько легко или трудно было изображать те или иные состояния; какие состояния было изображать легче, а какие труднее; с чем это может быть связано; с помощью каких невербальных паттернов участники изображали то или иное состояние, и как еще можно было изобразить то же самое состояния.
Затем тренер спрашивает участников о том, насколько легко или трудно было определять различные состояния; какие состояния было определять легче, а какие труднее; с чем это связано; какие состояния попали в разряд легко определяемых, а какие — в разряд трудно определяемых,
Можно ли научиться распознавать состояния других людей безошибочно и что можно сделать, чтобы научиться лучше понимать состояния других людей? (давать обратную связь собеседнику, задавать вопросы).
Упражнение «И что вы чувствуете?»
Цель. Отработка техники постановки вопросов эмоционального характера.
Содержание. Упражнение включает в себя два этапа.
Этап 1. Тренер просит каждого участника вспомнить ситуации, которые вызывали раньше или вызывают у них сейчас различные эмоции. Затем необходимо составить и записать на листе бумаги по одному - два предложения на каждую ситуацию. Причем первое предложение должно начинаться с определенной фразы.
Список начальных фраз:
· «Раньше мне очень нравилось...»
· «В детстве я ненавидел...»
· «Раньше я выходил из себя, когда...»
· «Меня часто пугают...»
· «Мне нравится, когда...»
· «Я прихожу в ярость, если...»
· «Я начинаю плакать, когда...»
· «Я расстраиваюсь, если...»
· «Я прихожу в восторг при...»
Количество описанных ситуаций для каждого участника не ограничено, но для данного упражнения достаточно описать по две-три ситуации.
После того как ситуации кратко описаны, тренер просит участников составить список вопросов эмоционального характера, которые можно было бы задавать к данным и другим похожим ситуациям во время консультирования.
Список может быть примерно следующим:
Рассказывая о том, что было в детстве, что вы чувствуете сей час?
· Какие чувства у вас вызывают эти события?
· Какие чувства возникают у вас сейчас, когда вы вспоминаете об этом?
· Что вы чувствуете сейчас, когда говорите об этом?
· Как проявляется ваше чувство ярости (злости, страха и т. д.)?
· Какие эмоции возникли у вас в процессе вашего рассказа?
Этап 2. После того как участники кратко описали различные ситуации и составили список вопросов эмоционального характера, группа делится на три-четыре подгруппы. Каждая подгруппа образует свой маленький круг, организует рабочее пространство так, чтобы подгруппы не мешали друг другу (участники подгрупп могут либо сидеть на стульях, либо стоять, по их усмотрению).
Далее работа проходит в подгруппах. Первый участник каждой подгруппы читает одну из описанных им ситуаций, второй участник (сидящий слева от него) задает ему вопрос эмоционального характера, обращаясь к составленному списку, но, не обязательно копируя вопрос слово в слово. Первый участник отвечает второму. Затем второй участник зачитывает одну из описанных им ситуаций, а третий участник (участник, сидящий слева от второго) задает ему вопрос эмоционального характера и т.д.
Упражнение может пройти два-три круга, после чего участники возвращаются в общий круг для обсуждения.
Обсуждение. Участники делятся своими трудностями и находками, задают тренеру или друг другу вопросы. В конце обсуждения группа делает обобщение о том, как и когда необходимо задавать вопросы эмоционального характера.
Упражнение «Умение следовать за клиентом»
Цель. Демонстрация участникам тренинга значимости умения следовать за клиентом, задавая вопросы содержательного характера.
Содержание. Группа делится на тройки. Тренер зачитывает участникам начало сессии, описанной в разделе «Умение следовать за клиентом», и просит их дать ответ, какой может быть реакция консультанта на слова клиента. После того как каждая тройка составит и зачитает свой вариант ответа, тренер приводит вариант ответа начинающего консультанта и просит каждую подгруппу прокомментировать, насколько удачен данный ответ и почему.
Далее тренер рассказывает участникам, почему клиент так долго описывал праздничный стол, после чего дает некоторые сведения о том, насколько важно умение следовать за клиентом в процессе сессии.