Гуманистические теории личности.
Свой теоретический подход к психологии личности предложили и представители гуманистической психологии. Эта отрасль психологии возникла как своеобразная альтернатива тем концепциям, которые полностью или частично отождествляли психологию и поведение человека и животных. Теорию личности, разрабатываемую в русле гуманистической традиции, можно отнести к разряду психодинамических и одновременно интеракционистских (у разных авторов по-разному), неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих весь период жизни человека и описывающих его как личность то в терминах внутренних свойств и особенностей, то в поведенческих терминах. Основное внимание в теориях этого типа (их несколько, и они значительно отличаются друг от друга) сосредоточено на описании строения и развития внутреннего опыта человека в том его виде, в каком он представлен самому человеку в самосознании и мышлении.
Сторонников гуманистических теорий личности, прежде всего, интересует то, как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события в своей жизни. Они предпочитают описывать феноменологию личности, а не искать ее объяснение; поэтому теории данного типа иногда называют феноменологическими. Сами описания личности и событий в ее жизни здесь в основном сосредоточены на настоящем жизненном опыте, а не на прошлом или будущем, даются в терминах типа "смысл жизни", "ценности", "жизненные цели" и т.п.
Наиболее известными представителями этого подхода к личности являются американские психологи А.Маслоу и К.Роджерс. Концепции первого мы специально коснемся далее, а сейчас кратко остановимся только на характеристике теории К.Роджерса.
Создавая свою теорию личности, Роджерс исходил из того, что каждый человек обладает стремлением и имеет способность к личностному самосовершенствованию. Будучи существом, наделенным сознанием, он сам для себя определяет смысл жизни, ее цели и ценности, является высшим экспертом и верховным судьей. Центральным понятием для теории Роджерса стало понятие "Я", включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития. Основные вопросы, которые каждый человек ставит и должен решать, следующие: Кто я есть? Что я могу сделать, чтобы стать тем, кем я хочу быть?
Образ "Я", складывающийся в результате личного жизненного опыта, оказывает в свою очередь влияние на восприятие данным человеком мира, других людей, на оценки, которые дает человек собственному поведению. Я-концепция может быть положительной, амбивалентной (противоречивой), отрицательной. Индивид с положительной Я-концепцией видит мир иначе, чем человек с амбивалентной или отрицательной. Я-концепция в свою очередь может неверно отражать реальность, быть вымышленной и искаженной. То, что не согласуется с Я-концепцией человека, может быть вытеснено из его сознания, отвергнуто, хотя на самом деле может оказаться истинным. Степень удовлетворенности человека жизнью, мера полноты испытываемого им счастья непосредственно зависят от того, в какой мере его опыт, его "реальное Я" и "идеальное Я" согласуются между собой.
Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям личности, — это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению. Признание главенствующей роли самоактуализации роднит между собой всех представителей данного теоретического направления в изучении психологии личности, несмотря на значительные расхождения в их взглядах. Это позволяет воспользоваться концепцией А. Маслоу для описания того, каким требованиям должна соответствовать в своем поведении и отношениях с окружающими самоактуализирующаяся личность.
К психологическим характеристикам самоактуализирующейся личности относятся:
- активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;
- принятие себя и других людей такими, какие они есть;
- непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств;
- сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне, в противовес ориентации только на внутренний мир, сосредоточенности сознания на собственных чувствах и переживаниях;
- обладание чувством юмора;
- развитые творческие способности;
- неприятие условностей, но без показного их игнорирования;
- озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья;
- способность к глубокому пониманию жизни;
- установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений;
- способность смотреть на жизнь открытыми глазами, оценивать ее беспристрастно, с объективной точки зрения;
- непосредственная включенность в жизнь с полным погружением в нее, так, как это обычно делают дети;
- предпочтение в жизни новых, непроторенных и небезопасных путей;
- умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнение других людей, традиции или условности, позиции авторитетов;
- открытое и честное поведение во всех ситуациях;
- готовность стать непопулярным, подвергнуться осуждению со стороны большинства окружающих людей за нетрадиционные взгляды;
- способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее;
- приложение максимума усилий для достижения поставленных целей;
- умение замечать и, если в этом есть необходимость, преодолевать сопротивление других людей.
На главный вопрос его теории — что такое самоактуализация? — А. Маслоу отвечает следующим образом: "Самоактуализирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое-то дело... Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них — это своего рода призвание". Все люди такого типа стремятся к реализации высших ценностей, которые, как правило, не могут быть сведены к чему-то еще более высокому. Эти ценности (среди них — добро, истина, порядочность, красота, справедливость, совершенство и др.) выступают для них как жизненно важные потребности. Существование для самоактуализирующейся личности предстает как процесс постоянного выбора, как непрестанное решение гамлетовской проблемы быть или не быть. В каждый момент жизни у личности есть выбор: продвижение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, или отступление, отказ от борьбы и сдача позиций. Самоактуализирующаяся личность выбирает всегда движение вперед, преодоление препятствий.
Самоактуализация вместе с тем предполагает опору на собственные силы, наличие у человека самостоятельного, независимого мнения по основным жизненным вопросам. Это — процесс постоянного развития и практической реализации своих возможностей. Это "труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать". Это "отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе".
По своим позициям, особенно в плане понимания смысла жизни (стремление к высшим целям, ценностям), гуманистическая психология из всех зарубежных концепций является наиболее близкой к взглядам наших психологов.
В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представителей школы Л.С.Выготского. Значительный вклад в решение проблемы личности внесли, в частности, А. Н. Леонтъев, Л.И.Божович.
Теорию, предложенную Л.И.Божович, по приведенной выше классификации можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих период развития личности с раннего дошкольного детства до юности и использующих для описания личности понятия, характеризующие внутренние свойства и особенности человека.
Опираясь на понятия о ведущей деятельности и социальной ситуации развития, введенные Л.С.Выготским, Л.И.Божович показала, как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицией. Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности, предпосылка к ее развитию, которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности.
А.Н.Леонтъев представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности. Согласно приведенной классификации, теорию А.Н Леонтьева можно оценить как психодинамическую, неэкспериментальную, структурно-динамическую, охватывающую всю жизнь человека и описывающую личность в психологических (мотивы) и поведенческих (деятельность) терминах.
Как и у Л.И.Божович, основной внутренней характеристикой личности у А.Н.Леонтьева является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории служит "личностный смысл". Он выражает отношение целей деятельности человека, т.е. того, на что она в данный момент непосредственно направлена, к ее мотивам, тому, что ее побуждает. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые личность включена, чем они более развиты и упорядочены (иерархизированы), тем богаче сама личность.
Основные понятия и ключевые слова:философско-литературный период, клинический период, экспериментальный период, психодинамические теории, социодинамические теории, интеракционические теории, факторный анализ, психоанализ, психологическая защита, бихевиоризм, гуманистическая психология, самоактуализация, внутренняя позиция, личностный смысл.
Рекомендованная литература:
1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихол.анализа: Учеб. для вузов по спец. «Психология». – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367с.
2. Бернс Р.В. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. / Общ.ред. В.Я.Пилиповского. – М.: Прогресс, 1986.
3. Бодалев А.А. Психология о личности. – М.: Изд-во МГУ, 1988.
4. Загальна психологія: Підручник / О.В.Скрипченко, Л.В.Долинська та ін.. – К.: Либідь, 2005.
5. Зейгарник Б.В. Теория личностей в зарубежной психологи: Учебн.пособие для вузов. – М., Изд-во МГУ, 1982.
6. Маклаков А.Г. Оюбщая психология. – СПб.: Питер, 2001.
7. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности: Учеб. пособие для слушат. ИПК, препод. пед. дисциплин ун-тов и пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1985.
8. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования. – Пермь, 1988.
9. Немов Р.С. Психология. Учебн. для студентов высш. пед. учебн. Заведений.: в 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. – 2-е изд. – М.: Владос, 1998.
10. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1982.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.
12. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. Произведений / Сост., науч. ред. М.Г.Ярошевский. – М.: Просвещение, 1989.
13. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии: Теоретические проблемы развития психологической науки. – Изд. 2-е, доп. – М.: Политиздат, 1974.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем заключаются три основные периода в истории теоретических исследований психологии личности?
2. Какие теории личности относятся к психодинамическим?
3. Каковы особенности факторного анализа?
4. Какова сущность психоаналитической теории личности по З.Фрейду?
5. Какие виды психологической защиты определил З.Фрейд?
6. Какова сущность бихевиоризма (социального научения)?
7. Раскройте содержание гуманистических теорий личности.
8. В чем заключается самоактуализация личности?
9. Какие существуют теории личности в отечественной психологии?
Тестовые задания:
1. Какое утверждение относится к философско-литературному периоду исследования личности?
А) разработка надежных и валидных тестовых методов оценивания нормальной личности;
Б) делались не только профессиональные заключения, связанные с диагностикой и лечением душевных заболеваний, но и выводы о природе личности;
В) берет свое начало от работ древних мыслителей и продолжается вплоть до начала XIX в.
2. Какое высказывание относится к клиническому периоду исследования личности?
А) делались не только профессиональные заключения, связанные с диагностикой и лечением душевных заболеваний, но и выводы о природе личности;
Б) берет свое начало от работ древних мыслителей и продолжается вплоть до начала XIX в.;
В) разработка надежных и валидных тестовых методов оценивания нормальной личности.
3. В чем сущность експериментального пери ода изучения личности?
А) берет свое начало от работ древних мыслителей и продолжается вплоть до начала XIX в.;
Б) разработка надежных и валидных тестовых методов оценивания нормальной личности;
В) делались не только профессиональные заключения, связанные с диагностикой и лечением душевных заболеваний, но и выводы о природе личности.
4. Как определялась личность в философско-литературном периоде ее изучения?
А) особенности личности, обычно обнаруживающиеся у больного человека, но умерено выраженных практически у всех здоровых людей;
Б) характеризует человека и его деяния в целом, то к нему должно быть отнесено все то, что им сделано, принадлежит ему, касается его;
В) прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизических систем – черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение.
5. Что относится к определению личности в клинический период?
А) характеризует человека и его деяния в целом, то к нему должно быть отнесено все то, что им сделано, принадлежит ему, касается его;
Б) особенности личности, обычно обнаруживающиеся у больного человека, но умерено выраженных практически у всех здоровых людей;
В) прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизических систем – черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение.
6. Какое утверждение относится к определению личности сформированные Г.Олпортом в начале экспериментального периода?
А) прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизических систем – черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение;
Б) характеризует человека и его деяния в целом, то к нему должно быть отнесено все то, что им сделано, принадлежит ему, касается его;
В) особенности личности, обычно обнаруживающиеся у больного человека, но умерено выраженных практически у всех здоровых людей.
7. Какое определение относится к психодинамическому типу теорий?
А) главную роль в детерминации поведения отводят внешним ситуациям;
Б) описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее психологических или внутренних субъективных характеристик;
В) построены на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов;
Г) авторы, которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают на их основе теоретические обобщения;
Д) основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.
8. Какое утверждение относится к характеристике социодинамических теорий?
А) авторы, которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают на их основе теоретические обобщения;
Б) основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека;
В) главную роль в детерминации поведения отводят внешним ситуациям;
Г) описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее психологических или внутренних субъективных характеристик;
Д) построены на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов.
9. Какие теории личности называют интеракционистскими?
А) главную роль в детерминации поведения отводят внешним ситуациям;
Б) основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека;
В) построены на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов;
Г) авторы, которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают на их основе теоретические обобщения;
Д) описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее психологических или внутренних субъективных характеристик.
10. Какое утверждение относится к экспериментальным теориям?
А) описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее психологических или внутренних субъективных характеристик;
Б) построены на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов;
В) авторы, которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают на их основе теоретические обобщения;
Г) главную роль в детерминации поведения отводят внешним ситуациям;
Д) основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.
11. Что относится к неэкспериментальным теориям личности?
А) описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее психологических или внутренних субъективных характеристик;
Б) авторы, которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают на их основе теоретические обобщения;
В) построены на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов;
Г) главную роль в детерминации поведения отводят внешним ситуациям;
Д) основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.
12. Какое утверждение относится к структурным теориям?
А) построены с учетом возрастного диапазона;
Б) в зависимости от понятий в которых описывается личность;
В) рассматриваются преобразования, изменения в развитии личности;
Г) выяснение строения личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться.
13. К каким теориям относится рассмотрение личности от младенчества и до конца ранней юности или в течение всей жизни человека?
А) в зависимости от понятий в которых описывается личность;
Б) рассматриваются преобразования, изменения в развитии личности;
В) построены с учетом возрастного диапазона;
Г) выяснение строения личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться.
14. Какие теории называют динамическими?
А) рассматриваются преобразования, изменения в развитии личности;
Б) выяснение строения личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться;
В) в зависимости от понятий в которых описывается личность;
Г) построены с учетом возрастного диапазона.
15. Что относится к теориям, в которые обращено внимание на черты характера, качества, свойства и формы поведения?
А) рассматриваются преобразования, изменения в развитии личности;
Б) в зависимости от понятий в которых описывается личность;
В) выяснение строения личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться;
Г) построены с учетом возрастного диапазона.
16. К какому разряду теорий личности можно отнести теорию черт?
А) социодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, включающих в рассмотрение всю человеческую жизнь и описывающие человека как личность в поведенческих терминах;
Б) психодинамических, неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания его как личности внутренние психологические свойства;
В) психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние психологические свойства;
Г) психодинамические и одновременно интеракционистских, неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих весь период жизни человека и описывающих его как личность, то в терминах внутренних свойств и особенностей, то в поведенческих терминах.
17. К какому числу теорий личности может быть отнесена психоаналитическая теория?
А) психодинамических, неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания его как личности внутренние психологические свойства;
Б) социодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, включающих в рассмотрение всю человеческую жизнь и описывающие человека как личность в поведенческих терминах;
В) психодинамические и одновременно интеракционистских, неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих весь период жизни человека и описывающих его как личность, то в терминах внутренних свойств и особенностей, то в поведенческих терминах;
Г) психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние психологические свойства.
18. Какую характеристику можно отнести к теории социального научения (бихевиоризм)?
А) психодинамических, неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания его как личности внутренние психологические свойства;
Б) психодинамические и одновременно интеракционистских, неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих весь период жизни человека и описывающих его как личность, то в терминах внутренних свойств и особенностей, то в поведенческих терминах;
В) психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние психологические свойства;
Г) социодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, включающих в рассмотрение всю человеческую жизнь и описывающие человека как личность в поведенческих терминах.
19. К какой группе теорий личности можно отнести гуманистическую теорию?
А) психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние психологические свойства;
Б) психодинамические и одновременно интеракционистских, неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих весь период жизни человека и описывающих его как личность, то в терминах внутренних свойств и особенностей, то в поведенческих терминах;
В) социодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, включающих в рассмотрение всю человеческую жизнь и описывающие человека как личность в поведенческих терминах;
Г) психодинамических, неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания его как личности внутренние психологические свойства.
20. Кто является авторами разработки теории черт?
А) К.Роджерс и А.Маслоу;
Б) Джон Уотсон;
В) З.Фрейд;
Г) Р.Кеттел и Г.Олпорт.
21. Кто является автором психоаналитической теории личности?
А) З.Фрейд;
Б) Р.Кеттел и Г.Олпорт;
В) К.Роджерс и А.Маслоу;
Г) Джон Уотсон.
22. Кто является основоположником социального научения (бихевиоризма)?
А) Р.Кеттел и Г.Олпорт;
Б) К.Роджерс и А.Маслоу;
В) Джон Уотсон;
Г) З.Фрейд.
23. Кому принадлежит разработка гуманистической теории личности?
А) Джон Уотсон;
Б) К.Роджерс и А.Маслоу;
В) Р.Кеттел и Г.Олпорт;
Г) З.Фрейд.
24. К какому разряду теорий личности можно отнести теорию внутренней позиции?
А) психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих период развития личности с раннего дошкольного детства до юности и использующих для описания личности понятия. Характеризующие внутренние свойства и особенности личности;
Б) А.Н.Леонтьев;
В) психодинамических, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих личность в психологических (мотивы) и поведенческих (деятельность) терминах;
Г) Л.И.Божович.
25. Кто является автором теории внутренней позиции личности?
А) А.Н.Леонтьев;
Б) Л.И.Божович;
В) психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих период развития личности с раннего дошкольного детства до юности и использующих для описания личности понятия. Характеризующие внутренние свойства и особенности личности;
Г) психодинамических, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих личность в психологических (мотивы) и поведенческих (деятельность) терминах.
26. К какому разряду теорий личности можно отнести теорию деятельности?
А) Л.И.Божович;
Б) психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих период развития личности с раннего дошкольного детства до юности и использующих для описания личности понятия. Характеризующие внутренние свойства и особенности личности;
В) А.Н.Леонтьев;
Г) психодинамических, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих личность в психологических (мотивы) и поведенческих (деятельность) терминах.
27. Кто является автором теории деятельности?
А) психодинамических, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих личность в психологических (мотивы) и поведенческих (деятельность) терминах;
Б) Л.И.Божович;
В) психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих период развития личности с раннего дошкольного детства до юности и использующих для описания личности понятия. Характеризующие внутренние свойства и особенности личности;
Г) А.Н.Леонтьев.