Программа психологического тренинга для родителей подростков
"Я и мой ребенок - поиски взаимопонимания"
Программу стоит рассматривать как часть более общей социальной работы по "воспитанию родителей". Это работа скорее просветительская, обращенная к сознанию человека, чем психотерапевтическая. Главными целями работы по "воспитанию родителей" является помощь им в углублении их знаний о психологических закономерностях взаимодействия и индивидуальных особенностях своего ребенка, в преодолении чувства собственной родительской неуверенности, в осознании присущего их семье стиля семейных взаимоотношений и своей ответственности за это, в овладении навыками конструктивного общения с подростками. Поскольку в отношениях между родителями и детьми центральное место занимают чувственные, эмоциональные связи, в программе существенное место занимает работа с чувствами и личностью родителя. Взаимоотношения между членами семьи, в том числе между родителями и подростками, строятся скорее на отношениях симпатии и любви, чем на обязанностях. Одной из важнейших задач воспитания родителей является, таким образом, появление у родителей интуиции, с помощью которой они могли бы лучше понимать потребности ребенка и мотивы его поведения.
В специальных исследованиях констатируются факты ослабления современной семьи, с одной стороны и факты усиления семьи с помощью психологизации и воспитания родителей — с другой. Анализ современного общества и современной семьи показывает, что семьи зачастую неспособны создать благоприятные условия для социализации ребенка, и эта неспособность приводит к появлению различных социальных проблем. Необходимость воспитания родителей связана, таким образом именно с ослаблением семьи и неспособностью родителей воспитывать своих детей согласно требованиям современного общества, основным из которых является расширение самостоятельности ребенка при решении им различных задач, при взаимоотношениях с разными людьми, при выборе поведения в различных ситуациях, то есть высокая степень развития его внутренней свободы и ответственности.
В основе предлагаемой ниже программы "Я и мой ребенок — поиски взаимопонимания" лежит подход к воспитанию родителей, сформулированный А. Адлером и его последователем Р. Дрейкурсом, а также модель чувственной коммуникации, сформулированная Т. Гордоном. Основными понятиями адлерианской концепции являются "равенство", "сотрудничество" и "естественные результаты поведения". С этим связаны два центральных принципа воспитания: отказ родителей от борьбы за власть и учет потребностей ребенка. При таком подходе очевидно, что родителей прежде всего нужно научить уважать уникальность ребенка, при этом помня, что ребенок никогда не является собственностью родителей. Упрощенно основные задачи адлерианской модели выглядят так:
> необходимо помочь родителям понять детей, научиться разбираться в мотивах их поступков;
> необходимо помочь каждому родителю осознавать свои мотивы воспитания ребенка с целью дальнейшего развития его как личности. Что касается модели Т. Гордона, то в основе его лежит теория личности К. Роджерса и принципы его терапии. Терапия Роджерса достигается сглаживанием границ между Я идеальным и Я реальным. Сам Роджерс следующим образом определил те аксиомы, на которых строится воспитание детей:
> в семье очень важна двусторонняя коммуникация, то есть общение, при котором каждый член семьи находит понимание и сам понимает другого;
> как позитивные, так и негативные чувства членов семьи нуждаются в раскрепощении, они должны проявляться открыто перед всеми членами семьи;
> проявление истинных чувств приводит любого человека к глубокому внутреннему удовлетворению;
> тесные отношения внутри семьи могут быть построены только на основе искренности, никогда — на лицемерии;
> каждый член семьи — личность со своими чувствами, поэтому каждый может доверять своим чувствам и чувствам близких людей и принимать их такими, какие они есть. По мнению Роджерса негативные чувства по мере их раскрепощения становятся менее агрессивными. Открытое выражение чувств способствует большей доброжелательности членов семьи друг к другу.
На основе этой модели Т. Гордон разработал программу работы с родителями (STEP). Согласно ей родители должны усвоить три основных умения:
> умение активно слушать и понимать чувства ребенка, стоящиезаего высказываниями и поведением;
> умение довести до сознания ребенка свои собственные чувства в уважительной форме, доступной его пониманию и уважительной;
> умение общаться с ребенком таким образом, чтобы при этом не страдало самоуважение ни его, ни родителей.
Концепции А. Адлера и Т. Гордона в качестве основного критерия социальной адаптации ребенка выдвигают степень его внутренней свободы-ответственности, то есть готовность к самостоятельному выбору и ответственному поведению.
Очевидным условием такой адаптации является психологическая готовность взрослых к принятию такого ответственного, но отнюдь не послушного поведения своего ребенка. Если взрослые требуют от ребенка только подчинения и послушания, или, наоборот, позволяют не отвечать за свои выборы, процесс социально-психологической адаптации перестает быть эффективным. Поэтому так необходимы программы помощи взрослым, именно как элемент комплексных программ по социально-психологической адаптации подростков.
Исходя из этого, сформулированы основныецели тренинговой программы «Я и мой ребенок: поиски взаимопонимания».
1. Помощь участникам тренинга в понимании своих чувств и чувств ребенка, а также в умении налаживать такие отношения с подростками, чтобы он чувствовал, что его слышат и понимают.
2. Помощь родителям в понимании психологического смысла поддержки как основы построения контакта с подростком и обладании навыком поддержки.
3. Ознакомление родителей с навыками самовыражения,особенно вконфликтной ситуации (Я-высказывание).
4. Выработка у участников позитивного взгляда на подростка и егопроблемы.
5. Повышение самоуважения родителей и осознавание ими собственной ответственности за их проблемы в отношениях с подростком.
Количественная характеристика групп:
8-16 участников и 1 ведущий.
Временные характеристики работы по программе:
30 академических часов (10 встреч по 3 часа).
Помещение:
Занятия должны проводиться в отдельном помещении. Желательно, чтобы никто не мешал (помещение должно запираться изнутри). В нем должно быть достаточно места для двигательных упражнений, предполагающих хождение. Парты и столы должны быть отодвинуты в сторону, они для работы группы не нужны. Желательно наличие видеомагнитофона, телевизора и видеокамеры.