Взаимодействие логопеда и учителя
обратной стороне которых написаны слова с пропущен-
ной безударной гласной. Ученик, сорвав «яблоко», чита-
ет на обороте слово и, объяснив его правописание, встав-
ляет пропущенную букву. Все слова записываются на
доске. Для того чтобы запомнить данные слова, предла-
гается побывать в стране Вообразилии и придумать ис-
торию. Слова: лесная, поляна, цветы, сосна, нора, лиси-
ца, тишина, тропинка, река, плоты. «
История, придуманная учениками 2 класса (1—4):
На лесной поляне мы собирали красивые цветы. Там стоялавысокая сосна. Под сосной мы видели нору лисицы. Кругом стояла тишина. По тропинке мы пришли к реке. По реке плыли плоты.
Затем ученики записывают слова по памяти.
3. «Подбор слов-ассоциаций».
Доска делится на четыре части. В центре написано слово«животные». Ученикам предлагается записать:
1) вправом верхнем углу доски слова-ассоциации, обозначающие предмет (Какая часть речи обозначает предмет? На какие вопросы отвечает?);
2) вправом нижнем углу доски слова-ассоциации, обозначающие признак предмета (Какая часть речи обозначает признак предмета? На какие вопросы отвечает?);
3) в левом нижнем углу доски слова-ассоциации, обозначающие слова-действия (Какая часть речи обозначает действие предмета? На какие вопросы отвечает?);
4) влевом верхнем углу доски слова-помощники (Где можно увидеть этих животных? Где они живут?).
При выполняй этих четырех заданий у детей, кроме проче-1 о, формируется навык ориентировки в пространстве (пространственные представления).
Когда все слова-ассоциации записаны на доске, ученикам
предлагается составить небольшой рассказ из 2-3 предложений
. Затем эти предложения записываются в тетрадь.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ '_______
Для упражнения можно использовать различные темы: «Одежда», «Мебель», «Игрушки», «Инструменты» и т. д.
* Упражнение способствует усвоению учащимися темы «Части речи», формированию умения строить речевое высказывание с учетом правил грамматического оформления предложения (согласование различных частей речи, управление). В ходе выполнения упражнения у детей развиваются творческие способности, обогащается их словарный запас, формируются навыки ассоциативного мышления. Желательно на первоначальном этапе помочь учащимся, подсказать им ассоциативные ходы.
4. «Сосчитай, сколько слов...».Упражнение можно использовать на уроке чтения.
Учитель читает небольшой текст. Задание: Сосчитать, сколько слов в нем начинается или заканчивается на определенный звук. Затем предлагается пересказать услышанное. Главное, чтобы ребенок натренировался быстро улавливать основной смысл, мог его словесно выразить, не допуская грамматических ошибок, и научился свободно употреблять сложные предложения. В этом случае следует избегать дословного пересказа, при котором ребенок демонстрирует память, а не развивает речь.
* Цель упражнения — развитие фонематического слуха и орфографической зоркости.