Объем дисциплины и виды учебной работы. Формы организации учебного процесса по данной дисциплине предусматривают сочетание лекционных и практических занятий с самостоятельной работой студентов
Формы организации учебного процесса по данной дисциплине предусматривают сочетание лекционных и практических занятий с самостоятельной работой студентов. Для студентов всех форм обучения предусматривается обязательное выполнение курсовой работы. Большое внимание при изучении вопросов учебного курса уделяется самостоятельной работе студентов.
Вид учебной работы | Количество часов по формам обучения | ||
Очная | Очно-заочная | Заочная | |
№№ семестров | |||
Аудиторные занятия | |||
Лекции | |||
Практические и семинарские занятия | |||
Тематические дискуссии и деловые игры | |||
Самостоятельная работа | |||
Всего часов на дисциплину | |||
Текущий контроль в форме составления реферата | 1 в 4 семестре | 1 в 5 семестре | |
Курсовая работа | 1 в 4 семестре | 1 в 5 семестре | 1 в 5 семестре |
Виды итогового контроля | Экзамен в 4 семестре | Экзамен в 5 семестре | Экзамен в 6 семестре |
3.2. Распределение часов по темам
и видам учебной работы
Форма обучения очная
Названия разделов и тем | Всего часов по учебному плану | Виды учебных занятий | |||
Лекции | Практи-ческие занятия, семинары | Темати-ческие дискуссии, деловые игры | Самостоя-тельная работа | ||
1. Введение | – | – | |||
2. Эволюция теорий поведения человека в организации | – | ||||
3. Личность как объект управления в организационном поведении | |||||
4. Коммуникативное поведение в организации | – | ||||
5. Мотивация как основа функционирования и развития организации | – | ||||
6. Основные мотивы организационного поведения и их взаимосвязь | |||||
7. Управление мотивацией трудового поведения персонала | – | ||||
8. Анализ, конструирование и управление поведением организации | – | ||||
9. Лидерство в организации, формы власти и влияния | – | ||||
10. Управление изменениями и нововведениями в организации, планирование персонального развития | – | ||||
11. Поведенческий маркетинг, конфликты и их влияние на организационное поведение | – | ||||
12. Стрессы в структуре организационного поведения персонала | – | ||||
13. Организационное поведение в системе международного бизнеса | – | ||||
Итого |
Форма обучения очно-заочная
Названия разделов и тем | Всего часов по учебному плану | Виды учебных занятий | |||||||
Лекции | Практи-ческие занятия, семинары | Тематические дискуссии, деловые игры | Самостоятельная работа | ||||||
1. Введение | – | – | |||||||
2. Эволюция теорий поведения человека в организации | – | ||||||||
3. Личность как объект управления в организационном поведении | |||||||||
4. Коммуникативное поведение в организации | – | ||||||||
5. Мотивация как основа функционирования и развития организации | – | ||||||||
6. Основные мотивы организационного поведения и их взаимосвязь | |||||||||
7. Управление мотивацией трудового поведения персонала | – | ||||||||
8. Анализ, конструирование и управление поведением организации | – | ||||||||
9. Лидерство в организации, формы власти и влияния | – | ||||||||
10. Управление изменениями и нововведениями в организации, планирование персонального развития | – | ||||||||
11. Поведенческий маркетинг, конфликты и их влияние на организационное поведение | – | ||||||||
12. Стрессы в структуре организационного поведения персонала | – | ||||||||
13. Организационное поведение в системе международного бизнеса | – | ||||||||
Итого | |||||||||
Форма обучения заочная
Название разделов и тем | Всего часов по учебному плану | Виды учебных занятий | |||
Лекции | Практи-ческие занятия, семинары | Тематические дискуссии, деловые игры | Самостоятельная работа | ||
1. Введение | – | – | – | ||
2. Эволюция теорий поведения человека в организации | – | – | – | ||
3. Личность как объект управления в организационном поведении | – | – | |||
4. Коммуникативное поведение в организации | – | – | |||
5. Мотивация как основа функционирования и развития организации | – | – | |||
6. Основные мотивы организационного поведения и их взаимосвязь | – | ||||
7. Управление мотивацией трудового поведения персонала | – | ||||
8. Анализ, конструирование и управление поведением организации | – | – | |||
9. Лидерство в организации, формы власти и влияния | – | – | – | ||
10. Управление изменениями и нововведениями в организации, планирование персонального развития | – | – | |||
11. Поведенческий маркетинг, конфликты и их влияние на организационное поведение | – | ||||
12. Стрессы в структуре организационного поведения персонала | – | – | |||
13. Организационное поведение в системе международного бизнеса | – | – | – | ||
Итого | – |
3.3. Инновационные технологии, используемые преподавателем
учебной дисциплины «Организационное поведение»
Инновационные технологии | Тема лекции или семинарского занятия |
Деловая игра – метод имитации (подражания) принятия решений студентами в искусственно созданной ситуации с помощью профессиональных консультаций преподавателя | Семинары по темам: 3; 4; 6; 10; 12 |
Дискуссия– форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем, при этом важно написание эссе, тезисов или реферата по обсуждаемой проблеме | Семинары по темам: 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13 |
Мозговой штурм – способ активации внимания студентов на конкретной проблеме или ключевых словах, способствующий вовлечению студентов в процесс обучения и запоминания основных положений или проблем, или темы, или вопроса | Семинары по темам: 2; 5; 7; 8; 9; 11; 13 |
Тестирование – с помощью тестов осуществляется самооценка знаний студентом и контроль знаний студента преподавателем (тесты разрабатываются преподавателем) | Семинары по темам: 2; 5; 6; 10; 11; 12 |
Содержание курса
ВВЕДЕНИЕ
Учебная дисциплина «Организационное поведение» и ее роль в подготовке менеджеров по персоналу для торговых организаций.
Цель и задачи курса. Его структура и место в учебных планах. Связь курса с другими учебными дисциплинами. Методология преподавания дисциплины и особенности изучения ее отдельных вопросов.
Темы курсовых работ. Требования, предъявляемые к их содержанию, порядок выполнения, рецензирования и защиты.
2. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИЙ ПОВЕДЕНИЯ
ЧЕЛОВЕКА В ОРГАНИЗАЦИИ
Дефиниция понятия «организационное поведение». Интерпретация организационного поведения в категориях механического детерминизма.
Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее влияние на концепцию организационного поведения личности. Бихевиоральные и необихевиоральные теории организационного поведения. Использование в теории организационного поведения основных положений гештальтпсихологии, фрейдизма и неофрейдизма.
Развитие теорий организационного поведения в системе менеджмента. Неоклассическая школа и движение за человеческие отношения. Роль М. Паркет-Фоллет, Э. Мэйо и А. Маслоу в становлении бихевиорального подхода к управлению и формирование на его основе школы поведенческих наук. Научные разработки Н. Аджириса, Р. Лайкерта, Д. Мак-Грегора и Ф. Герцберга, послужившие базой для создания современной теории организационного поведения.
Системное описание организационного поведения человека. Понятиео социальном обмене, его формах, масштабах и структуре. Социальное сравнение как основной фактор организационного поведения. Общая и частная удовлетворенность трудовой деятельностью.
Целенаправленность индивидуального и группового поведения. Его типы, социальные и психологические механизмы. Системные требования к анализу целеполагания. Рациональность организационного поведения и методы его изучения.
3. ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ управления
в ОРГАНИЗАЦИОННОм поведении
Индивидуальные различия и их влияние на эффективность профессиональной деятельности. Взаимосвязь демографических характеристик (возраста, гендера, семейного статуса, трудового стажа) с эффективностью и производительностью труда, текучестью кадров, абсентеизмом, удовлетворенностью работой и организационной приверженностью.
Роль личности в организационном поведении. Дефиниция понятия «личность». Свойства личности: темперамент, характер, конформность – агрессивность, лабильность – ригидность, спонтанность – сензитивность. Пять основных факторов личности (модель «Большая пятерка»): экстраверсия, согласие, нейротизм, открытость и сознательность. Дополнительные аспекты личности, значимые для организации: локус контроля, самооценка, потребность в достижениях, макиавеллизм, стрессоустойчивость, позитивная и негативная аффективность. Интеллектуальные и физические способности.
Основные положения методики диагностики профессиональной пригодности персонала. Понятие о тестировании. Требования к содержанию тестирования: надежность, валидность, стандартизация, практичность, прогностическая ценность. Методы исследования ощущений и восприятий. Способы анализа внимания. Методы оценки памяти. Методики исследования личности и интеллекта на основе использования опросников и проективных тестов: логико-комбинаторные задания, тест Ровена, бланк межличностных данных Вудвортса, Миннесотский многофазный личностный перечень (MMPI), 16-факторный личностный опросник, тест Т. Лири, цветовой тест М. Люшера, тематический апперцептивный тест (ТАТ), тест Г. Роршара, рисуночно-фрустрационный тест А. Розенцвейга.
Понятие о методах диагностики функциональных состояний: электроэнцефалограмма (ЭЭГ), электромиограмма (ЭМГ), электрокардиограмма (ЭКГ), кожно-гальваническая реакция (КГР), система Манака (акупунктурная диагностика) и др.
Три этапа профессионального отбора: формирование целевых признаков, выбор прогностических признаков, построение модели отбора.