Объем дисциплины и виды учебной работы. Формы организации учебного процесса по данной дисциплине предусматривают сочетание лекционных и практических занятий с самостоятельной работой студентов

Формы организации учебного процесса по данной дисциплине предусматривают сочетание лекционных и практических занятий с самостоятельной работой студентов. Для студентов всех форм обучения предусматривается обязательное выполнение курсовой работы. Большое внимание при изучении вопросов учебного курса уделяется самостоятельной работе студентов.

Вид учебной работы Количество часов по формам обучения
Очная Очно-заочная Заочная
№№ семестров
Аудиторные занятия
Лекции
Практические и семинарские занятия
Тематические дискуссии и деловые игры
Самостоятельная работа
Всего часов на дисциплину
Текущий контроль в форме составления реферата 1 в 4 семестре 1 в 5 семестре
Курсовая работа 1 в 4 семестре 1 в 5 семестре 1 в 5 семестре
Виды итогового контроля Экзамен в 4 семестре Экзамен в 5 семестре Экзамен в 6 семестре

3.2. Распределение часов по темам
и видам учебной работы

Форма обучения очная

Названия разделов и тем Всего часов по учебному плану Виды учебных занятий
Лекции Практи-ческие занятия, семинары Темати-ческие дискуссии, деловые игры Самостоя-тельная работа
1. Введение
2. Эволюция теорий поведения человека в организации
3. Личность как объект управления в организационном поведении
4. Коммуникативное поведение в организации
5. Мотивация как основа функционирования и развития организации
6. Основные мотивы организационного поведения и их взаимосвязь
7. Управление мотивацией трудового поведения персонала
8. Анализ, конструирование и управление поведением организации
9. Лидерство в организации, формы власти и влияния
10. Управление изменениями и нововведениями в организации, планирование персонального развития
11. Поведенческий маркетинг, конфликты и их влияние на организационное поведение
12. Стрессы в структуре организационного поведения персонала
13. Организационное поведение в системе международного бизнеса
Итого

Форма обучения очно-заочная

Названия разделов и тем Всего часов по учебному плану Виды учебных занятий
Лекции Практи-ческие занятия, семинары Тематические дискуссии, деловые игры Самостоятельная работа
 
1. Введение
2. Эволюция теорий поведения человека в организации
3. Личность как объект управления в организационном поведении
4. Коммуникативное поведение в организации
5. Мотивация как основа функционирования и развития организации
6. Основные мотивы организационного поведения и их взаимосвязь
7. Управление мотивацией трудового поведения персонала
8. Анализ, конструирование и управление поведением организации
9. Лидерство в организации, формы власти и влияния
10. Управление изменениями и нововведениями в организации, планирование персонального развития
11. Поведенческий маркетинг, конфликты и их влияние на организационное поведение
12. Стрессы в структуре организационного поведения персонала
13. Организационное поведение в системе международного бизнеса
Итого
                   

Форма обучения заочная

Название разделов и тем Всего часов по учебному плану Виды учебных занятий
Лекции Практи-ческие занятия, семинары Тематические дискуссии, деловые игры Самостоятельная работа
1. Введение
2. Эволюция теорий поведения человека в организации
3. Личность как объект управления в организационном поведении
4. Коммуникативное поведение в организации
5. Мотивация как основа функционирования и развития организации
6. Основные мотивы организационного поведения и их взаимосвязь
7. Управление мотивацией трудового поведения персонала
8. Анализ, конструирование и управление поведением организации
9. Лидерство в организации, формы власти и влияния
10. Управление изменениями и нововведениями в организации, планирование персонального развития
11. Поведенческий маркетинг, конфликты и их влияние на организационное поведение
12. Стрессы в структуре организационного поведения персонала
13. Организационное поведение в системе международного бизнеса
Итого

3.3. Инновационные технологии, используемые преподавателем
учебной дисциплины «Организационное поведение»

Инновационные технологии Тема лекции или семинарского занятия
Деловая игра – метод имитации (подражания) принятия решений студентами в искусственно созданной ситуации с помощью профессиональных консультаций преподавателя Семинары по темам: 3; 4; 6; 10; 12
Дискуссия– форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем, при этом важно написание эссе, тезисов или реферата по обсуждаемой проблеме Семинары по темам: 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13
Мозговой штурм – способ активации внимания студентов на конкретной проблеме или ключевых словах, способствующий вовлечению студентов в процесс обучения и запоминания основных положений или проблем, или темы, или вопроса Семинары по темам: 2; 5; 7; 8; 9; 11; 13
Тестирование – с помощью тестов осуществляется самооценка знаний студентом и контроль знаний студента преподавателем (тесты разрабатываются преподавателем) Семинары по темам: 2; 5; 6; 10; 11; 12

Содержание курса

ВВЕДЕНИЕ

Учебная дисциплина «Организационное поведение» и ее роль в подготовке менеджеров по персоналу для торговых организаций.

Цель и задачи курса. Его структура и место в учебных планах. Связь курса с другими учебными дисциплинами. Методология преподавания дисциплины и особенности изучения ее отдельных вопросов.

Темы курсовых работ. Требования, предъявляемые к их содержанию, порядок выполнения, рецензирования и защиты.

2. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИЙ ПОВЕДЕНИЯ
ЧЕЛОВЕКА В ОРГАНИЗАЦИИ

Дефиниция понятия «организационное поведение». Интерпретация организационного поведения в категориях механического детерминизма.

Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее влияние на концепцию организационного поведения личности. Бихевиоральные и необихевиоральные теории организационного поведения. Использование в теории организационного поведения основных положений гештальтпсихологии, фрейдизма и неофрейдизма.

Развитие теорий организационного поведения в системе менеджмента. Неоклассическая школа и движение за человеческие отношения. Роль М. Паркет-Фоллет, Э. Мэйо и А. Маслоу в становлении бихевиорального подхода к управлению и формирование на его основе школы поведенческих наук. Научные разработки Н. Аджириса, Р. Лайкерта, Д. Мак-Грегора и Ф. Герцберга, послужившие базой для создания современной теории организационного поведения.

Системное описание организационного поведения человека. Понятиео социальном обмене, его формах, масштабах и структуре. Социальное сравнение как основной фактор организационного поведения. Общая и частная удовлетворенность трудовой деятельностью.

Целенаправленность индивидуального и группового поведения. Его типы, социальные и психологические механизмы. Системные требования к анализу целеполагания. Рациональность организационного поведения и методы его изучения.

3. ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ управления
в ОРГАНИЗАЦИОННОм поведении

Индивидуальные различия и их влияние на эффективность профессиональной деятельности. Взаимосвязь демографических характеристик (возраста, гендера, семейного статуса, трудового стажа) с эффективностью и производительностью труда, текучестью кадров, абсентеизмом, удовлетворенностью работой и организационной приверженностью.

Роль личности в организационном поведении. Дефиниция понятия «личность». Свойства личности: темперамент, характер, конформность – агрессивность, лабильность – ригидность, спонтанность – сензитивность. Пять основных факторов личности (модель «Большая пятерка»): экстраверсия, согласие, нейротизм, открытость и сознательность. Дополнительные аспекты личности, значимые для организации: локус контроля, самооценка, потребность в достижениях, макиавеллизм, стрессоустойчивость, позитивная и негативная аффективность. Интеллектуальные и физические способности.

Основные положения методики диагностики профессиональной пригодности персонала. Понятие о тестировании. Требования к содержанию тестирования: надежность, валидность, стандартизация, практичность, прогностическая ценность. Методы исследования ощущений и восприятий. Способы анализа внимания. Методы оценки памяти. Методики исследования личности и интеллекта на основе использования опросников и проективных тестов: логико-комбинаторные задания, тест Ровена, бланк межличностных данных Вудвортса, Миннесотский многофазный личностный перечень (MMPI), 16-факторный личностный опросник, тест Т. Лири, цветовой тест М. Люшера, тематический апперцептивный тест (ТАТ), тест Г. Роршара, рисуночно-фрустрационный тест А. Розенцвейга.

Понятие о методах диагностики функциональных состояний: электроэнцефалограмма (ЭЭГ), электромиограмма (ЭМГ), электрокардиограмма (ЭКГ), кожно-гальваническая реакция (КГР), система Манака (акупунктурная диагностика) и др.

Три этапа профессионального отбора: формирование целевых признаков, выбор прогностических признаков, построение модели отбора.

Наши рекомендации