Упражнение 1. созидание и разрушение
Начните с состояния «творческого безразличия», попробуйте осознать какую-либо физическую потребность, которая приходит вам в голову — например, вы можете
■ т. ..
I
захотеть поменять положение тела на более удобное или почесаться, или утолить жажду. Пусть эта потребность разовьется в сильное образование «фигура—фон». Затем позвольте себе удовлетворить свою потребность (пошевелитесь, почешитесь, напейтесь), что по гештальту означает разрушение образования «фигура—фон». После этого вернитесь к исходной точке творческого безразличия, пока другая фигура не начнет всплывать для вас из глубины ваших ощущений.
«С некоторыми фигурами приходится возиться дольше, чем с другими. Прямо сейчас я опустошен и хочу спать. Я представляю себе, что до тех пор пока я не отдохну, моя опустошенность будет на переднем плане моего внимания».
Избегание наступает тогда, когда фигура должна была бы быть выделена из фона, и вдруг «что-то происходит». Каким-то образом блокируя свое осознание, чтобы избежать обусловленных происходящим неприятных ощущений/ассоциаций/видений, мы не даем фигуре четко сформироваться. Наша способность чувствовать мир тем самым снижается, потому что мы не видим неких вещей явно или не видим их вовсе; у нас будто темные пятна в глазах. Например, обсуждая какую-нибудь эмоциональную тему с партнером, вы вдруг можете обнаружить, что в некоторые моменты вы перестаете ясно слышать и начинаете просить собеседника повторить все, что он сказал. Представьте себя на другом краю ситуации, постарайтесь вежливо отказаться от повторения того, что вы сказали, и проверьте, что услышал ваш собеседник, попросив его представить себе то, что вы сказали. Вы будете поражены, насколько часто на самом деле они слышат четко.
Я обнаружил удивительное средство от многих видов
глухоты, оно называется — «похвала».
Идрис Шах
Избегая фокусировать свое сознание, тем самым мы не позволяем себе полностью быть в контакте со своим окружением. Не понимая того, что же на самом деле происходит, мы
6-2356 81
ограничиваем свою способность отвечать своему окружению соответствующим образом.
Существует множество способов, которыми мы пользуемся, чтобы избежать видения самих себя и мира, в котором живем. Все эти способы взаимосвязаны. В целях обучения полезно рассмотреть и обозначить каждый из механизмов по отдельности. Здесь мы рассмотрим механизмы проекции, инт-роекции, ретрофлексии и дефлексии. Слияние, как один из способов избегания, было описано ранее.
При проекции я отношусь к части себя так, будто это часть окружения.
При интроекции я отношусь к части окружения так, буд-- то это часть меня самого.
При ретрофлексии я поступаю с собой так, как мне хотелось бы поступить с окружением!
По Исидору Фромму
Один из самых распространенных способов избегания называется проекцией. Когда мы используем этот способ избегания, мы видим в окружающих черты, которые отрицаем в самих себе.
УПРАЖНЕНИЕ 2. ПРОЕКЦИЯ
Выберите любой предмет, который только что попался вам на глаза — стул, украшение, машина, дерево — и отождествитесь с ним. Позвольте себе идентифицироваться с объектом и «стать» этим объектом, исследуйте свое существование и свои отношения с другими объектами в вашем окружении. Вы больше выиграете от этого . эксперимента, если будете говорить вслух и обращать внимание на наиболее очевидные и самые простые аспекты предмета. Не интерпретируйте и не пытайтесь делать «многозначительные» выводы, просто продолжайте осознавать, как меняются ваши чувства по мере того, как вы говорите.
Вот, например, отклик на «бытие» в качестве красного хромированного стула: «Я тяжелый и блестящий, я жест-
кий, меня нелегко сломать, на мне удобно и мягко сидеть. Мне нравится отдыхать на этом мягком ковре».
«Делая это упражнение вместе с группой людей и описывая один и тот же неодушевленный предмет, я всегда удивляюсь и восхищаюсь множеством и разнообразием получаемых откликов».
Конечно же, неодушевленные предметы не имеют чувств! Правда и то, что из великого множества качеств, присущих предмету, вы выбрали лишь несколько свойств. (Если вы в этом сомневаетесь, сравните свои слова с теми, что произнес ваш друг, независимо от вас проводивший эксперимент с тем же предметом.) Ваше описание стула оказывается во многом описанием самого себя. Этот механизм похож по своему действию на технику свободных ассоциаций в психоанализе. Обычно мы весьма неохотно признаемся в собственной жесткости и твердости: однако мы не столь тщательны в самооправдании, когда пытаемся быть стулом, и признания проскальзывают почти неосознанно. При обнаружении непризнаваемых черт-характера или чувств хорошим ключом может служить чувство смущения или самосознание (сознание себя!) в тот момент, когда эта черта или эмоция вербализуются.
В обычной жизни проекция чаще всего проявляется во время наших контактов с другими. Этот механизм действует следующим образом:
1. Иногда я чувствую, что меня критикуют.
2. Однако поскольку я не признаю, что могу быть критичным и осуждающим (я слишком хорош для этого!), я не могу согласиться и с тем, что могу критиковать сам себя.
3. Тем не менее, я определенно чувствую неудобство от того, что меня кто-то критикует, и поэтому должен расположить источник критики вне себя.
4. Я проецирую, или выбрасываю эту черту наружу, в мир, и начинаю обороняться от «вашего» критицизма.
Так мы искажаем мир. Мы оказываемся не способными увидеть свою собственную сущность и ошибаемся в определении сущности других. Следующее упражнение может позволить вам исследовать этот способ избегания себя.
УПРАЖНЕНИЕ 3. ПРОЕКЦИЯ НА ЛЮДЕЙ
Подумайте о ком-нибудь, чье поведение не нравится вам. Поставьте пустой стул напротив себя и представьте, что этот человек сидит на нем. В течение некоторого времени старайтесь сформировать его образ. Посмотрите, как он сидит, во что одет, каково выражение его лица и как он разговаривает с вами. Обратите особое внимание на то в его поведении, чего вы не любите.
Теперь представьте, что вы и есть этот человек, и начните вести себя так, как вам не нравится. Приложите усилия, чтобы быть точно таким, каким вы представляете себе этого человека. Потом постепенно попробуйте приспособить его поведение к своему стилю.
Если вы работаете с партнером, пытайтесь обращаться с ним так же. Если вы одни, используя такое поведение, побеседуйте в своем воображении с кем-нибудь из вашей жизни.
«Это довольно больно и приводит меня в состояние шока, когда я осознаю, что именно я, а не мой адвокат, в котором наблюдаю скрытность, подспудно скрываю раздражение под маской вежливости».
Даже понимая себя, мы можем неясно видеть окружающий нас мир. Люди, все время видящие жестокость и пагубность внешнего мира, могут подавлять эти черты в себе. Открыв в себе те качества, которые мы принимаем с большим трудом, мы сможем увидеть эти качества в других, только если они действительно присутствуют.
Вы ненавидите себя, а думаете, что это я.
Проклятые проекции!
Фриц Перлз
«Хотя я могу спроецировать свою злость на кого-то другого и получить искаженное представление о его злости, я могу ощутимо чувствовать, что он зол. Но если я не возьму на себя ответственность за свою злость, может возникнуть ненужная конфронтация, особенно если тот
человек, на которого я спроецировал свою злость, тоже отрицает свою. Представьте себе картинку: мы оба гневно кричим друг другу, что зол другой!»
Чаще мы проецируем «отрицательные» свойства, но то же самое может происходить и с «положительными», «хорошими» качествами. Их тоже нужно переоценить прежде, чем наше восприятие себя и других сможет проясниться. Вы можете исследовать, в какой степени вы проецируете свою силу духа, мощь и таланты на других, повторив предыдущее упражнение, но поменяв недолюбливаемого вами человека на того, которым восхищаетесь. Мы уже предлагали пару похожих упражнений, называемых «откровенное признание».
Если я не осознаю свой характер и неискренен сам с собой, то так или иначе я буду проецировать часть себя на других, чтобы не признаться в том, что эта часть у меня есть. И наоборот, взяв ответственность на себя, я смогу принять эту часть, выделив ее в качестве фигуры из фона остальных собственных составляющих. Тогда я могу сделать выбор, пользоваться ли ей и выражать ли это свое качество. Тем самым я лучше управляю своим существованием.
«Полезный ключ к тем моментам, когда я проецирую себя на других, — это когда я обнаруживаю, что сильно реагирую на некоторые черты людей, в то время как другие их не замечают вовсе. Тогда я начинаю подозревать, что слеп ко всем другим моделям поведения, которыми этот человек несомненно должен обладать».
И в то же время, как и большинство других аспектов человеческого поведения, механизм проекции может быть для нас очень ценным. Например, интуиция основана на тщательной проекции, потому что мы никогда не сможем прямо и непосредственно почувствовать, что чувствует другой. Мы зависим от множества поведенческих сигналов, и некоторые из них, несомненно, лежат ниже уровня нашего сознания. Так, выражение эмоций кем бы то ни было является пусковым механизмом для вызывания похожих чувств внутри нас, и с помощью знания того, что мы чувствуем сами, мы догадываемся, что чувствует другой. Этим определяется наша способность сопере-
живать друзьям, предвидеть поведение коллег или даже пере- бивать ставку партнера при игре в покер, — все это невозможно без тщательной проекции.
Другой механизм, с помощью которого мы вмешиваемся в естественный цикл формирования и разрушения гештальта и тем самым снижаем свою способность гибко отвечать окружающему миру, это так называемая интроекция.
Буквально интроекция означает — «вбирание внутрь». Это понятие используется для описания процесса, когда чьи-то мнения и оценки принимаются без разбора, подобно тому, как маленький ребенок впитывает знания от окружающих. В определенной мере мы должны научиться этому способу впитывать все, что дают, без вопросов, подобно глотающему молоко ребенку. Это процесс неразборчивости, поглощения, принятия на веру.
Подрастая, ребенок должен больше трудиться для получения еды, ему надо жевать и пережевывать ее до того, как проглотить. Это действие, называемое ассимиляцией (усвоением), отличается от интроекции тем, что включает разрушение и реорганизацию. Однако некоторые люди никогда полностью не научаются агрессивному поведению, которое необходимо для ассимиляции, и продолжают просто впитывать (поглощать) мнения своих родителей, а позже общества и других людей так же, как сначала просто впитывали (поглощали) материнское молоко — пассивно и без сомнений.
Они принимают идеи, мнения и все аргументы других людей, не пользуясь при этом собственными аналитическими способностями. Такие люди не пережевывают идеи других до того, как их проглотить: они скорее проецируют внутрь, чем ассимилируют. Преимуществом такого поведения является отсутствие необходимости брать на себя ответственность за то, во что верит человек: подобное поведение не требует усилий, поскольку позволяет сослаться на других. Недостатком такого поведения, однако, является опасность стать не способным гибко соответствовать собственным (подлинным) потребностям и желаниям. Такие люди вязнут, пытаясь следовать мнениям других людей или даже представлениям, характерным прошлому. Они стараются вести себя так, как это «следовало бы» де-
лать, и постоянно заставляют себя быть не теми, кем они на самом деле являются.
Перлз в книге «Эго, голод и агрессия» показал психологические аналогии между нашим поведением и способами поглощать и переваривать пишу. Об интроекции в таком контексте можно сказать, что мы давимся (жадно хватая пищу) мнениями и суждениями окружающих без предварительного их пережевывания (переработки), а потому и не можем усвоить и интегрировать их.
Подобно тому, как мы разглядываем пищу до ее проглатывания, нам следует быть осторожными и с принятием чужих мнений и суждений. Иногда нас тошнит от проглоченной неподходящей пищи (по причине ее несвежести или из-за того, что мы недостаточно ее прожевали); точно так же мы должны быть готовы вырвать, выплюнуть и пересмотреть идеи и мнения, которые уже были нами проглочены.
Будучи детьми, мы узнаем, что из-за непослушания родителям можем оказаться отвергнутыми ими. Обычно мы связываем это со страхом, что родители могут нас покинуть. Поэтому часто мы ведем себя так, как нам говорят, но с четким пониманием, что наше послушание существует только под принуждением.
На нас давят, чтобы мы вели себя определенным, принятым образом, и при этом создается видимость, будто это наш собственный выбор, так возникает установка, которая хоть и чужда нам, но все же достаточно сильна, чтобы мы сохраняли желаемое поведение. Мы сливаемся с ним и продолжаем его демонстрировать, даже если оно не согласуется с тем, кто мы есть. Для того, чтобы открыть для себя феномен интроекции, проделайте следующее упражнение.
УПРАЖНЕНИЕ 4. ИНТРОЕКЦИИ: РОДИТЕЛЬСКИЕ ЦЕННОСТИ
Закройте глаза и представьте, что ваша мать стоит перед вами. Обратите внимание на то, как она выглядит, как держится. Скажите ей, что вы чувствуете, глядя на нее, и поделитесь чем-нибудь, что всплывет в памяти в этот мо-
мент. Когда почувствуете, что закончили, поменяйте место и представьте, что теперь вы — это мать. Сядьте так, как сидит она, пусть выражение ее лица станет вашим. Осознайте, что вы чувствуете, будучи вашей матерью, и выскажите эти чувства вместе с тем, что проясняется в тот момент, когда вы смотрите на себя. Меняйтесь ролями, давая диалогу развиваться. Осознайте области согласия и разногласия между вами и вашей матерью. Обратите внимание на те аспекты ее поведения, с которыми вам легко идентифицироваться, и на те, с которыми трудно. Выделите те аспекты, поведения вашей матери и те ценности, которые вам не нравятся, но вам легко им подражать и выражать. А теперь позвольте себе, насколько вы сможете, продемонстрировать это поведение и ценности своим собственным способом.
«Я знаю, что мне не нравится, как моя мать манипулирует людьми с помощью своих страхов, передавая их почти на подсознательном уровне. Я не пользуюсь теми же словами и жестами, что и она, но возможно своими словами и действиями делаю то же самое».
Адаптировав ценности и поведение к своему стилю, испробуйте их на партнере или друге. Много ли раз вы ими пользовались, не осознавая этого?
Ниже мы приводим текст, написанный женщиной, которая теперь начала понимать, насколько она интроецировала поведение, установки и физическое состояние своей бабушки.
Я такая же, как моя бабушка, за исключением того, что я прочно стою на земле.
Я такая же, как моя бабушка, за исключением того, что сама могу себе помочь.
Я такая же, как моя бабушка, за исключением того, что у меня своя голова на плечах.
Я такая же, как моя бабушка, за исключением того, что я учусь в университете.
Я такая же, как моя бабушка, за исключением того, что я борюсь иначе.
Я такая же, как моя бабушка, за исключением того, что мне не нужна поддержка.
Я такая же, как моя бабушка, за исключением того, что я не хочу никою поддерживать.
Я такая же, как моя бабушка, за исключением того, что я сбросила оковы.
Я такая же, как моя бабушка, за исключением того, что могу развлечь себя сама.
Я такая же, как моя бабушка, за исключением того, что я развиваюсь.
Я видела свою целостность и красоту глазами своей бабушки, нам было хорошо вместе.
Я любила свою бабушку, -
И она любила меня.
Она была единственной, уникальной,
И я такая же.
Я поддерживаю дух моей бабушки живым.
Моя бабушка умерла.
Я тоже буду хорошей бабушкой.
Кэрол Уатт
Пользуясь поведением или установками, которые были непосредственно позаимствованы у кого-то, без соответствующего «усвоения», в действительности вы можете чувствовать тошноту и даже позывы к рвоте.
Другим распространенным указателем на интроекцию поведения или ценностей является слово «должен». Проделайте следующее упражнение.
УПРАЖНЕНИЕ 5. ИНТРОЕКЦИЯ: «ДОЛЖЕН»
Здесь дано несколько предложений, закончите их. Конечно вы можете добавить и свои. Начиная читать предложение, постарайтесь не думать — позвольте проявиться чему бы то ни было и затем закончите предложение. Немного задержитесь над каждым предложением, пока не всплывет нечто новое для вас — постарайтесь захватить это появившееся чувство, прежде чем перейти к следующему предложению.
Хороший муж (хорошая жена) должен (должна)...
Женщина (мужчина) моего положения должна (должен)...
Хороший отец (хорошая мать) должен (должна)...
Когда я злюсь, я должен...
Ощущая влечение, я должен,... Вам, возможно, удастся осознать процесс интроекции по тому, как вы реагируете на явно высказанное «должен»; всякий раз, когда вы переносите на себя подобное ожидание, вы, очевидно, чувствуете напряжение в нижней части живота или еще где-то в теле. После того как вы осознаете, что имеете дело с интроекцией, вам удастся наиболее простым способом принять приемлемое и отвергнуть неподходящее, взяв на себя ответственность за интроецируемую ценность путем замены слова «должен» выражением «я выбираю» или «я хочу».
«Иногда случается, что я говорю «мне следовало бы в любое время быть доступным для моих клиентов». Но я должен решить, действительно ли я должен. Как только я привожу прямо высказанное ожидание в соответствие со своей личностью и потребностями, я беру за него ответственность и, вместо обвинения своих требовательных клиентов в опрометчивости и назойливости, понимаю, что у меня есть выбор».
Чтобы быть сознающим и ответственным за свои чувства, мы должны не только осознавать их, но и выражать тому человеку, который вызвал их появление. Направляя раздражение в сторону от человека, спровоцировавшего его появление, мы подавляем самих себя. Иногда идея перенаправления не так уж плоха, но, как и в случае других избеганий, она работает против нас. Мы можем получить удовлетворение от выражения эмоций, но ценой ограничения своей эффективности.
«После напряженного рабочего дня я замечаю, что моя семья почему-то меня особенно не устраивает, и оказываюсь с ней в состоянии конфликта. Я догадываюсь, что со мной, очевидно, было бы легче жить, а сам я был бы более успешен в работе, если бы я открыто выразил свое недовольство и возмущение в тот момент, когда они возникли, и тем людям, которые в этом повинны».
Иногда вместо переадресации нежелательных чувств другим людям мы адресуем их себе и против себя: например, вместо того чтобы рассердиться на официанта, принесшего холодный
кофе, я могу рассердиться на самого себя за то, что обедаю в таком дурацком ресторане, или вместо того, чтобы рассердиться на обидевшего меня партнера, я могу рассердиться на себя за то, что излишне чувствителен и уязвим. Такая переадресовка чувств на себя называется ретрофлексией.
Ретрофлексия часто связана с интроекцией — оба эти способа избегания вырабатываются при общении с другими людьми. (При интроекции мы принимаем внутрь чужие ценности и мнения, перенимая вместе с ними и поведение, часто не удовлетворяющее наши собственные потребности и не отвечающее нашим собственным представлениям. В таком случае мы отделены от самих себя и можем замкнуться на внутренней борьбе с собой.) Ретрофлексия может появиться, когда прямое выражение наших чувств не позволяет получить желаемого от окружающих. Например, если подросток проявляет раздражение против родителей, не разрешающих ему пойти в кино, реакция родителей может иногда быть еще более бурной. В следующий раз вместо того, чтобы выразить в споре с родителями свое недовольство, молодой человек может рассердиться на себя за «неблагодарность» или еще за что-нибудь из тех ценностей, которые он интроецировал от родителей.
Как уникальное существо человек развивается посредством
выбора. Хорош тот выбор, который рождается осознанно в
результате самосознания и действий, предпринятых самим
человеком: индивидуум развивает способность принимать
решения и отвечать за них. Свобода выбора и обучение на
опыте принятия решений — это суть существования и осно-
ва индивидуальности.
По Кларку Мустакосу
Мы верим, что пользуясь гештальт-подходом в жизни, можно прояснить многие противоречивые составляющие нас самих и сынтегрировать их в единое целое, а также высвободить значительную часть психической энергии, которую можно использовать в более творческом и благотворном русле. Итак, чем больше мы осознаем наши ретрофлексии, тем больше шансов для использования затрачиваемой на них энергии в других, потенциально более эффективных направлениях. Это предполагает следующее: «Делай другим то, что ты делаешь себе».