Методы возрастной психологии.
Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины
Государственное высшее учебное заведение
«Приазовский государственный технический университет»
Кафедры социологии и социальной работы
М.Д. Лапина
Возрастная психология
Методическое пособие для подготовки к практическим занятиям
Г. Мариуполь
УДК 159. 922. 6 (076. 5)
ББК 88. 983. 4
Лапина М.Д.
Возрастная психология. Методическое пособие для подготовки к практическим занятиям. – Мариуполь: ГВУЗ «ПГТУ», 2011. – 82 с.
В пособии дается общая характеристика и краткое содержание тем семинарских и практических занятий по дисциплине «Возрастная психология». Пособие подготовлено для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа».
Рецензенты | Л.М. Овчарова – кандидат философских наук |
Т.В. Черепанова – кандидат социологических наук |
Ответственный за выпуск:
зав. кафедрой В.В. Харабет – доц., к. п. н.
УТВЕРЖДЕНО
На заседании кафедры
«социология и социальная работа»
Протокол № 11 от 04. 02. 2011 г.
РекомендованО
методической комиссией ИПФ
протокол № 5 от 18. 02. 2011 г.
М.Д. Лапина, 2011
Оглавление.
Введение………………………………………………………………... | |
1. Общие вопросы психологии развития…………………………….. | |
1.1 Методы возрастной психологии…………………………….. | |
1.2. Становление психологии развития человека………………. | |
1.3. Выдающиеся исследователи возрастной психологии……... | |
1.4. Значение общества в развитии психики ребенка………….. | |
2. Психологический анализ возрастных этапов развития…………... | |
2.1. Эпоха раннего детства………………………………………. | |
2.2. Эпоха детства………………………………………………… | |
2.3. Эпоха отрочества……………………………………………. | |
2.4. Психология поздней зрелости………………………………. | |
Литература……………………………………………………………... |
Введение
Комплексный подход к проблемам социальной работы с различными категориями клиентов предполагает использование возможностей смежных с социальной работой областей, среди которых особо может быть выделена возрастная психология. Знание закономерностей возрастного развития человека – это обязательное условие эффективности достижения цели индивидуального самоусиления клиента и повышения его способности пользоваться общественными ресурсами и возможностями.
Целью данного пособия является помощь и ориентация студентов в теоретическом и практическом материале по темам практических занятий по дисциплине «Возрастная психология». Важно подчеркнуть, что использование данного пособия является лишь первым шагом в изучении материала семинарского и практического занятия и не исключает дополнительную работу с учебной литературой по дисциплине.
Семинарские занятия призваны углубить и дополнить знания студентов, получаемые ими на лекциях, а также закрепить навыки работы с различными видами учебных пособий и научных источников. Рассмотрение тем семинарских занятий предполагает как индивидуальную, так и групповую работу студентов.
Качественная подготовка к семинарскому занятию подразумевает готовность студента к обсуждению ключевых проблем на основе усвоения и самостоятельной проблематизации базовых знаний, содержащихся в лекционном курсе.
Подготовку к семинарскому занятию следует начинать с выделения проблемных вопросов по каждой теме и изучения существующих подходов к их решению в различных теориях и концепциях становления личности человека. Внимательное и вдумчивое изучение рекомендованной литературы и конспектов лекций подразумевает занятие студентом определенной внутренней позиции и ее рефлексии в процессе поиска самостоятельных ответов на выделенные проблемные вопросы. Не менее важным, чем подготовка ответов на поставленные вопросы, выступает самостоятельное формулирование студентами проблемных вопросов, осмысляемых на материале собственного опыта профессионального становления, в т.ч. в процессе обучения в вузе.
Для лучшего усвоения материала рекомендуется использовать различные литературные источники, осуществляя их сравнительный анализ. Сформулированные выводы необходимо оформлять в виде лаконичных и содержательных тезисов. При выполнении конспектов необходимо фиксировать ключевые позиции и четко выделять собственную аргументацию при решении тех или иных проблемных вопросов.
Перечень требований к любому выступлению студента примерно таков:
– Связь выступления с предшествующей темой или вопросом.
– Раскрытие сущности проблемы.
– Самостоятельность в подборе фактического материала и аналитическом отношении к нему, умение рассматривать примеры и факты во взаимосвязи и взаимообусловленности, отбирать наиболее существенные из них.
– Приводимые участником семинара примеры и факты должны быть существенными, по возможности перекликаться с профилем обучения и в то же время не быть слишком «специализированными».
– Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое выделение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, последовательность аргументации данной проблемы, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов
– Желательно, чтобы студент излагал материал свободно.
Формами контроля над эффективностью работы студентов по изучению дисциплины являются следующие: опрос на лекциях и семинарских занятиях, реферат, модульные контрольные работы.
Результаты контроля имеют решающее значение при модульной аттестации студентов и окончательной оценке их знаний по дисциплине.
Общие вопросы психологии развития.
Методы возрастной психологии.
1. Анализ индивидуальных случаев и метод наблюдения в психологии развития.
2. Лонгитюдный метод и метод срезов в исследовании развития.
3. Экспериментальные подходы в изучении развития человека.
4. Формирующий метод в психологии развития.
5. Этика научного исследования в возрастной психологии.
Рекомендации по подготовке вопросов для обсуждения:
ü Изначально задача детской психологии заключалась в накоплении фактов и расположении их во временной последовательности. Этой задаче соответствовала стратегия наблюдения. Как научный, объективный, метод наблюдение предполагает планомерное, целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни. Наблюдение как научный метод исследования не должно быть сведено к простой регистрации фактов, его основная цель – научное объяснение причин того или иного явления.
Необходимые условия научного наблюдения: постановка цели; разработка плана; выбор объекта и ситуации наблюдения; поддержание естественных условий жизни; невмешательство в деятельность испытуемого; объективность и систематичность наблюдений; разработанность способов фиксации результатов.
Как правило, длительное систематическое наблюдение за ребенком производят близкие ему люди (родители или те, у кого хороший эмоциональный контакт с ним), что позволяет получить более достоверную и полную информацию. Это дневники самих людей, написанные от первого лица, дневники, повествующие о жизни кого-то, знаменитые дневники матери, например, описывающие развитие ребенка. В этих дневниках, особенно в дневниках матери, есть тот материал, который не дается исследовательскому глазу. В этих дневниках может быть то отношение к ребенку, идущее от личного переживания, в свете которого все происходящее с ребенком важно, ценно. К.Коффка называл это наивным наблюдением, наивное наблюдение обладает важнейшим свойством - оно лишено избирательности исследовательского взгляда, а потому целостно потому что не оценивает ребенка, испытуемого, а включено в жизнь исследуемого естественно, органично, как эмоциональное содержание человеческих отношений.
Однако не было единой техники наблюдения, потому дневники часто не просто констатировали сам факт, а содержали отношение к нему - субъективную оценку.
Естественное наблюдение | Позволяет изучать поведение в естественной обстановке | Наблюдаемое поведение может отражать влияние наблюдателя; необычные или социально нежелательные действия вряд ли будут производиться в присутствии наблюдателя |
Структурированное наблюдение | Подразумевает наличие стандартизированной обстановки, которая обеспечивает каждому ребенку возможность демонстрировать поведение, интересующее исследователя. Превосходный способ наблюдать за редкими и социально нежелательными действиями. | Наблюдение в искусственной обстановке не всегда передают специфику детского поведения в естественной среде |
ü Следующий шаг в исследовании развития - использование стратегии естественнонаучного констатирующего эксперимента, который позволял установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики и дать качественное описание.
Проект | Процедура | Достоинства | Недостатки |
Корреляци-онный | Сбор информации о двух или более переменных без вмешательства исследователя | Позволяет измерять силу и направление корреляций между переменными в естественных условиях | Не обеспечивает идентификацию причин и следствий корреляции между переменными |
Лаборатор-ный | Производится регулирование определенного аспекта обстановки, в которой находятся испытуемые (независимая переменная), и измерение его воздействия на поведение испытуемых (зависимая переменная) | Позволяет идентифицировать причинные взаимосвязи между переменными | Результаты, полученные в искусственных лабораторных условиях, могут терять достоверность в условиях реального мира |
Полевой | Производится манипулирование независимой переменной и измеряется ее воздействие на зависимую переменную в естественной обстановке | Позволяет идентифицировать причинные корреляции и распространить результаты на условия реального мира | Экспериментальные процедуры в естественной обстановке могут быть менее полезными и поддающимися контролю |
Естественный (квази-) эксперимент | Осуществляется сбор информации о поведении людей, находящихся под воздействием естественных событий реального мира | Позволяет изучать воздействие естественных событий, которые было бы трудно или невозможно воспроизвести в эксперименте. Обеспечивает нахождение важных ключей к идентификации причинных корреляций | Недостаток строгого контроля над естественным ходом событий или переживающими их испытуемыми не позволяет экспериментатору достоверно идентифицировать причинные корреляции |
ü В начале века были сделаны первые попытки экспериментального исследования умственного развития детей. Метод тестов широко применяется в психологии, но в этих исследованиях всегда представлены усредненные данные, общие для популяции этого возраста. Метод поперечных срезов дает информацию о средних значениях и нормах, но не учитывает индивидуальные особенности детей. Развитие выглядит как равномерная линия, где скрыты все качественные преобразования.
Метод продольных срезов (лонгитюдный метод), при котором изучаются особенности развития одного человека в течение длительного времени. Данный метод позволяет получить более дифференцированную «кривую развития» изучаемого феномена. Однако он является очень трудоемким, а полученные данные не могут интерпретироваться как общие для всех людей, кроме того он не объясняет механизмов психических явлений.
Проект | Процедура | Достоинства | Недостатки |
Межвозраст-ное исследование | Одновременное и разовое наблюдение за людьми различных возрастов (или из различных когорт) | Демонстрирует возрастные различия, указывает на возможные тенденции развития. Относительно недорого. Требует незначительного времени | Возрастные тенденции могут отражать скорее внешние различия между когортами, нежели действительные возрастные изменения. Не обеспечивает данных о развитии конкретных испытуемых, так как каждый из них исследуется только один раз |
Лонгитюдное исследование | Регулярное наблюдение за одной когортой в течение определенного времени | Обеспечивает данными о развитии отдельных индивидов. Может приоткрыть связи между ранними переживаниями и последующими результатами развития. Указывает на сходства и различия между испытуемыми в особенностях возрастных изменений | Требует довольно больших затрат времени и денег. Усталость испытуемых может сделать выборку нерепрезентативной, что ограничивает обобщающую способность многих выводов. Различия между поколениями могут ограничить выводы, сделанные на основании изучения той или иной возрастной когорты |
Последова-тельное исследование | Комбинация межвозрастного и лонгитюдного подходов, осуществляемая посредством регулярного наблюдения за различными когортами в течение определенного промежутка времени | Отличает подлинные закономерности развития от эффекта возрастных когорт. Указывает на то, соответствуют ли эволюционные изменения, переживаемые одной когортой, соответствующим изменениям, претерпеваемым другими когортами. Часто требует меньших временных и денежных затрат, чем лонгитюдный подход | Требует больше времени и денег, чем межвозрастной подход. |
ü На вопрос о том, как же происходит развитие, позволяет дать ответ метод формирующего эксперимента, предложенный Л.С. Выготским и названный им экспериментально-генетическим методом. Синонимы: формирующий эксперимент, преобразующий, созидательный, воспитывающий, обучающий, генетико-моделирующий эксперимент, метод активного формирования психики.
Формирующий эксперимент — метод прослеживания изменения психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Формирующий эксперимент позволяет не ограничиваться регистрацией выявляемых фактов, а через создание специальных ситуаций раскрывать закономерности, механизмы, динамику, тенденции психического развития, становления личности, определяя возможности оптимизации этого процесса. Формирующий эксперимент требует очень высокой со стороны экспериментатора, так как неудачное и некорректное использование психологических методик может привести к негативным для испытуемого последствиям.
В ходе психолого-педагогического эксперимента обычно участвуют две группы: эксперементальная и контрольная. Участникам экспериментальной группы предлагается определенное задание, которое (по мнению экспериментаторов) будет способствовать формированию заданного качества. Контрольной группе испытуемых данное задание не предоставляется. В конце эксперимента две группы сравниваются между собой для оценки полученных результатов.
В ходе формирующего эксперимента активные действия совершают как испытуемые, так и экспериментатор. Со стороны экспериментатора необходима высокая степень вмешательства и контроля над основными переменными. Это отличает эксперимент от наблюдения или экспертизы. Стратегия формирования психических процессов интенсивно разрабатывается в настоящее время. Она основана на активном вмешательстве в процесс развития, на построении процесса с заданными свойствами. Именно потому, что стратегия формирования психического процесса приводит к намеченному результату, можно судить о его причине.
ü Особый способ получения информации о психическом развитии – близнецовый метод. Сущность его – сопоставление в условиях эксперимента психического развития однояйцевых близнецов. Это позволяет, принимая во внимание идентичность их наследственного фонда, вычленить влияние целого ряда факторов среды и воспитательного воздействия.
ü Классификация методов,применяемых в возрастной психологии (Ананьев Б.Г.)
Организационные: - лонгитюдные;
- «поперечных» срезов;
- комплексный.
Эмпирические: - обсервационные
(наблюдение, самонаблюдение);
- эксперимент
(лабораторный, полевой, естественный,
констатирующий, формирующий);
- биографический
(дневники, анализ жизнедеятельности);
анкетирование, интервью, беседы;
- психодиагностические
(тесты, опросники);
- изучение рисунка и др. продуктов деятельности.
Обрабатывающие: - количественные (определение среднего арифметического, коэффициента вариации, критерия Стьюдента и т.п.)
- регрессионный анализ,
- корреляционный анализ;
- факторный анализ,
- дисперсионный анализ,
- качественные (психологическая казуистика, дифференциация по типам, группам, вариантам развития)
Интерпретационные: - генетические (описание и интерпретация генетических связей между фазами и уровнями развития);
- структурные (описание и интерпретация взаимосвязей между отдельными параметрами развития).
Литература для подготовки к занятию:
1. Абрамова Г.А. Возрастная психологии – Екатеринбург, 1999.
2. Абрамова Г.А. Практикум по возрастной психологии. – М.: «Академия», 1999.
3. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В.Петровского, Москва, 1979.
4. Заброцький Н.К. Вiкова психологiя – К.: МАУП, 1998.
5. Крайг Г, Бокум Д. Психология развития – СПб.: Питер,2004.
6. Немов Г.С. Психология. / т.2, Психология образования. – М., 1993.
7. Реан А.А. Психология развития человека от рождения до смерти – СПб.: Питер, 2004.
8. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Аспект Пресс, 2001.
9. Шаграева О.А. Детская психология . Теоретический и практический курс. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 368с.
10. Шеффер Д. Дети и подростки: психология развития. – СПб.: Питер, 2003. -
11. Шаповаленко И.В. Возрастная психология – М.: Гардарики,2005. – 349с.