Давайте прочитаем этот текст

ЕЩЕ РАЗ ВМЕСТЕ

Какого рассказа можно ожидать, прочитав заголовок "Лебединая песня": жизнерадостного или печального?

(Для того чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно знать, что обозначает фразеологизм лебединая пес­ня. Напомним его значение: есть предание, что лебеди поют один раз в жизни - перед смертью. Эта песня обоз­начает их близкую гибель. Те ребята, которые знали, в чем смысл данного фразеологизма, считают, что рассказ с таким заголовком может быть только печальным.)

Вначале Джимми видит водопад как в чудесном сне. В какой момент рассказа это описание чудесного сна сме­няется у вас чувством тревоги?

(Скорее всего, оно возникло при словах: Они смертельно устали, а притаившийся поток готовил им западню.)

Как вы поняли, откуда грозила опасность птицам, опус­тившимся на воду? (Для этого надо представить себе, что такое водопад.

Река Ниагара спокойно течет по своему руслу, но вот русло обрывается, и воды Ниагары обрушиваются вниз с высоты около пятидесяти метров. Горе живым существам, попавшим в этот водопад!)

Какого развития событий вы ожидали после слов: Их искалеченные тела, предсмертные судороги могли бы растопить даже каменные сердца?

(Большинство читателей ожидает, что люди бросятся им на помощь и постараются спасти тех, кого еще можно спасти.)

Что можно было подумать, прочитав слова: Толпы людей, кто с камнями, кто с палками добивали беспо­мощных птиц?

(Многие ребята подумали, что люди добивали их, чтобы они не мучились.)

Какое впечатление произвело на вас сообщение, что лю­ди забивали насмерть даже уцелевших птиц?

(Большинство читателей потрясено этой жесткостью и бесчеловечностью. Такое не сразу можно понять и совсем нельзя простить.)

Попробуйте объяснить, почему Джимми провожал уле­тающую птицу взглядом, полным не только печали, но и несказанной радости.

(Многие на этот вопрос отвечают так: Джимми было жаль расставаться с прекрасной птицей и горько вспоминать о ее погибших собратьях, но он был счастлив, что спас хотя бы одного и что эта гордая птица снова свободна.)

Задание 74

Прочитайте четверостишие Игоря Губермана.

Я пришел к тебе с приветом,

я прочел твои тетради:

в прошлом веке неким Фетом

был ты жутко обокраден.

1. Что представляет собой первая строчка? О чем она напоми­нает? Какого продолжения ждет читатель?

2. Как связаны по смыслу первая и третья строки четверостишия?

3. В каком значении употребляется выражение был обо­краден? Вспомните его синоним, который употребляется по отношению к тетрадям, то есть к творчеству. Как в этом случае называется кража? Как можно "перевести" на обычный язык перифразу двух последних строчек?

4. Возможна ли в действительности ситуация, когда современный писатель оказывается "обокраден" автором прошлого века? Если нет, то как тогда нужно понимать это утверждение? Как называется этот прием?

Сформулируйте ваше понимание смысла этого текста.

Ответ

1. Первая строка - это начало стихотворения А. Фета:

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало...

...И далее.

2. Появление имени Фета в третьей строке не будет неожиданностью для читателя, который узнал цитату в первой строке четверостишия.

3. Речь идет, конечно, о литературном воровстве, которое принято называть плагиат (от лат. plagio - по­хищаю). В последних двух строчках утверждается, что

стихи Фета, поэта прошлого века, - это плагиат, что этот "некий" Фет "обокрал" современного автора.

4. Ситуация, когда современный писатель оказывается "обокраден" автором прошлого века, - абсурдна, такого быть не может. Значит, это утверждение нужно понимать так: в "тетрадях" и в стихах Фета настолько много общего, что невольно возникает мысль о плагиате. А отсюда уже можно сделать единственно возможный вы­вод: "обокраден" на самом деле не кто иной, как А. Фет.

В этом "отзыве" звучит убийственная ирония, которую еще более усиливает разговорное (якобы сочувственное) словечко жутко и определение некий по отношению к одному из величайших, известнейших поэтов XIX века. Так и кажется, что стихотворение адресовано Никифору Ляпису из "Двенадцати стульев" И. Ильфа и Е. Петрова -горе-поэту, который примет все за чистую монету и не поймет иронии этого текста...

Задание 75

"Расшифруйте" предложение.

Несмотря, однако ж, на размолвку, гость и хозяин поу­жинали вместе, хотя на этот раз не стояло на столе ни­каких вин с затейливыми именами.

Ответ ученика

Кто-то у кого-то в гостях. Хозяин угостил его обедом, во время которого потчевал винами с какими-то замыслова­тыми именами. Во время обеда между гостем и хозяином произошла размолвка. Наступил ужин. Ужинали они тоже вместе. Но теперь, очевидно, из-за испорченных отношений хозяин не выставил на стол своих необык­новенных вин. Видимо, он перестал заботиться о том, чтобы удивить гостя.

Найдите неточную информацию в этом тексте.

Ответ

Из текста не вытекает, что размолвка произошла во время обеда.

(Предложение взято из поэмы Н.В. Гоголя

"Мертвые души".)


Задание 76

Прочтите восточную историю.

Наши рекомендации