Понятие «культура»: происхождение, значение
К качеству управления в XXI веке предъявляются принципиально иные требования, удовлетворить которые способны «управленцы новой генерации – носители и одновременно созидатели качественно иной управленческой культуры». Глобализация бизнеса отчетливо показала, что на эффективность управления влияют не только жесткие факторы: земля, климат, оборудование, но и мягкие, которые нельзя осязать или измерить, но влияние которых весьма ощутимо. В совокупности мягкие факторы образуют управленческую культуру, которая недостаточно исследована, поэтому не описаны ее особенности, преимущества и недостатки. Между тем знание особенностей управленческой культуры позволяет руководителю осознать причины и вероятные последствия многих собственных решений, решений и поступков коллег и подчиненных, своего руководства, партнеров и конкурентов.
Иностранные менеджеры стремятся изучать особенности культуры других стран – тех, где им приходится работать, или тех, которые достигли наибольших экономических успехов. Российским же менеджерам необходимо формировать управленческую культуру своей страны, так как Россия позже других стран начала строить современные рыночные отношения. Возникновение новой государственности, коренные изменения во всех сферах жизнедеятельности общества, новые формы организации экономики и политических структур, ориентация на новые социальные слои и группы предъявляют высокие требования к профессионализму руководителей.
Важное значение в этих процессах занимают вопросы культуры: этические проблемы, нравственное воспитание управленцев, взаимоотношения руководителя и подчиненного, деловое общение в сфере социального управления. Анализируя современное состояние духовной жизни, можно прийти к выводу, что общая и нравственная культура и в целом духовность (менталитет) явно отстают от профессионализма, эрудиции менеджеров. На первое место выдвигается исполнение своих прямых обязанностей, прагматизм, карьеризм, нажива. Поэтому проблемы формирования управленческой культуры современны, своевременны, актуальны и жизненны.
Понятие «культура» определяет, концентрирует в себе все сферы бытия и сознания, концентрирует все стороны, черты и связи человеческой деятельности, отношений. Слово «культура» впервые появилось в Древнем Риме и происходит от латинского «culture» (возделывание, обработка, уход, улучшение) и первоначально означало обработку земли, возделывание почвы, земледельческий труд. Происхождение слова «культура» явно обнаруживает связь с человеческим трудом, с активной человеческой деятельностью, с ее преобразовательным характером.
Понятие «культура» выработано в философии. Термин «культура» отражает определенный уровень сознания, особенности повседневного быта людей, процесс и результат человеческой деятельности, т.е. как бы аккумулирует все стороны человеческой жизни. Ни один акт человеческих действий нельзя представить вне культуры, ни одно отношение субъекта к объекту, человека к человеку, к другим людям нельзя выразить вне понятия культуры, этики человеческих отношений. Культура создана человеком и для человека. Человек как субъект деятельности является творцом культуры. Культура – это форма социальной жизни. Особенность социальной жизни в том, что отдельные культуры рождаются, живут и умирают, однако новые культуры формируются, ассимилируя переосмысленный опыт и структуры ушедших или рядом существующих культур.
Значимость культуры трудно переоценить. Культуру рассматривают как жизнедеятельность человека в единстве ее процесса и результата. Совершенство личности определяется тем, что и как она знает, ценит, созидает, с кем общается, каковы ее потребности и как она их удовлетворяет. Одна из задач современной системы образования состоит в том, чтобы предложить молодому поколению способы познания самого себя и другого, вооружив личность ценностными гуманистическими ориентирами. Обращение к проблеме формирования культурологических характеристик менеджера является неслучайным, так как культура рассматривается как высшее проявление компетентности управленца.
Таким образом, понятие культуры достаточно сложное и многоаспектное. На протяжении многих веков данный феномен обозначал и подтверждал социальный статус человека и уровень развития общества. Мир культуры включает в себя процесс и результат человеческой деятельности, направленной как вовне, так и внутрь человека. Развиваясь в мире культуры, будучи сам культурным явлением, общаясь с настоящим, прошлым и будущим, человек оставляет после себя феномены материальной и духовной культуры, участвует в мировой истории.