В своей основе характер Натальи?

(по роману-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон»)

Имя Наталья означает «родная». Скромная и сдержанная в прояв­лении чувств, героиня Шолохова воплощает идею семьи, дома и гото­ва ради своей любви на самопожертвование. Когда Григорий, взяв Аксинью, уходит из дома, она присылает ему письмо, где просит со­общить ей, что же ей делать. Там есть потрясающие строчки: «Пусть лучше я одна в землю затоптанная, чем вас двое». Но смириться с его уходом, с косыми взглядами станичников и осуждающим шепотком за спиной она не может — и выход, как ей кажется, найден: попытка самоубийства. Пережив эту трагедию, поняв свою ошибку, она нахо­дит силы вернуться в дом Мелеховых: «Я. батя, пришла... Коль не прогоните, останусь навовсе у вас». Это нелегкое решение она выби­рает вещим инстинктом: в доме родителей она обречена на одиноче­ство и беззащитна. А в доме свекра есть надежда на возвращение Гри­гория, на материнство, на возрождение семьи. И она оказалась права в

своих ожиданиях — судьба дарит ей не только возвращение Григо­рия, но и рождение близнецов, радость для всей семьи. Она не може1 во многом понять душевных мук и метаний Григория, оправдываю­щего себя войной, — для нее идея чистоты и верности слишком мно­гое значит. И не сумев прости i ь Григория, отказавшись от материнст­ва, она погибает, прежде всею потому, что сама разрушила основу своего мировоззрения, своего характера — идею семьи. Бдинствев-MI,iM человеком, кому она это поверяет, становится Ильинична, мать Григория, i.ivooko родственная Наталье. Она тоже не смогла оправ­дан, сына, убедила Наталью только не проклинать Григория, не же­лать ему смерти. После похорон Натальи сын Мишатка передает отцу последнюю просьбу матери — жалеть детей, а вше что-то он забыл... '•>то. возможно, и ее напоминание о себе, и раскаяние в своем порыве мест...

Созданный Шолоховым образ говори! нам не ТОЛЬКО о сложности жизни, но и о величии женской души.

В чем состояло наказание Понтия Пилата? (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

История Понтия Пилата и Иешуа составляет сюжет «романа в ро­мане» — произведения, написанного Мастером. Так сложно построен роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», в котором писатель да­ет свою версию библейских событий. Они отличаются от оригиналь­ных: в них ecu, сцена допроса Иешуа — Христа — Пилатом и сцена казни. Но образ Пилата интересует Булгакова не меньше образа бро­дячей» философа. Он раскрывается не сразу — вначале Пилат мучает­ся тяжелой мигренью и не слишком внимателен к арестованному. Но затем Мы видим, как он озадачен, как его обуреваег целая гамма чувств: интерес к проповеднику, нежелание быть его палачом, страх немилости императора Тиверия. Он пытается спасти Иешуа. даже уг­рожает первосвященнику, утвердившему помилование другого осуж­денного, затем старается облегчить Иешуа муки смерти на кресте. Наконец, он приказывает Афранию убить Иуду, отомстив ему за пре­дательство.

Для чего он это делает? Почему так важны для Пилата последние слова казненного? Он жадно читает записки Левня Матвея — разо­брав слова о том, что нет большего порока, чем тру сое и,, он вздраги-

вает, понимая, что это слова о нем. И тоскливая для него мысль о чьем-то непременном бессмертии не дает ему покоя. Воланл говорил Мастеру, что «рукописи не горят». Но не горят и слова, записанные Левисм на пергаменте, и получается, что слова Воланда относятся и непосредственно к Пилату. Его трусость сохранена на скрижалях ис­тории, его бессмертие — не бессмертие подвига Иешуа, а бессмерт­ное чувство вечной вины.

Пилат пытается уйти от себя, от своей совести, убеждая себя в том. что этой «пошлой казни» не было, но теперь он неотделим от Иешуа как виновник его гибели. Путешествие с Иешуа по лунной дорожке бу­дет сниться Пилату как освобождение от страшной реальности, но тем более жестоко возвращение в нее и осознание все того же чувства веч­ной вины — перед Историей.

Булгаков дает Мастеру возможность простить своего героя и за­вершить роман одним словом: «Свободен!», позволив Пилату пройти рядом с Иешуа по лунной дорожке. Но суд Истории не так великоду­шен, и имя Понтия Пилата, свирепого правителя Иудеи, осталось в ней навсегда как имя убийцы, осудившего Христа на мучительную казнь.

Наши рекомендации