В своей основе характер Натальи?
(по роману-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон»)
Имя Наталья означает «родная». Скромная и сдержанная в проявлении чувств, героиня Шолохова воплощает идею семьи, дома и готова ради своей любви на самопожертвование. Когда Григорий, взяв Аксинью, уходит из дома, она присылает ему письмо, где просит сообщить ей, что же ей делать. Там есть потрясающие строчки: «Пусть лучше я одна в землю затоптанная, чем вас двое». Но смириться с его уходом, с косыми взглядами станичников и осуждающим шепотком за спиной она не может — и выход, как ей кажется, найден: попытка самоубийства. Пережив эту трагедию, поняв свою ошибку, она находит силы вернуться в дом Мелеховых: «Я. батя, пришла... Коль не прогоните, останусь навовсе у вас». Это нелегкое решение она выбирает вещим инстинктом: в доме родителей она обречена на одиночество и беззащитна. А в доме свекра есть надежда на возвращение Григория, на материнство, на возрождение семьи. И она оказалась права в
своих ожиданиях — судьба дарит ей не только возвращение Григория, но и рождение близнецов, радость для всей семьи. Она не може1 во многом понять душевных мук и метаний Григория, оправдывающего себя войной, — для нее идея чистоты и верности слишком многое значит. И не сумев прости i ь Григория, отказавшись от материнства, она погибает, прежде всею потому, что сама разрушила основу своего мировоззрения, своего характера — идею семьи. Бдинствев-MI,iM человеком, кому она это поверяет, становится Ильинична, мать Григория, i.ivooko родственная Наталье. Она тоже не смогла оправдан, сына, убедила Наталью только не проклинать Григория, не желать ему смерти. После похорон Натальи сын Мишатка передает отцу последнюю просьбу матери — жалеть детей, а вше что-то он забыл... '•>то. возможно, и ее напоминание о себе, и раскаяние в своем порыве мест...
Созданный Шолоховым образ говори! нам не ТОЛЬКО о сложности жизни, но и о величии женской души.
В чем состояло наказание Понтия Пилата? (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
История Понтия Пилата и Иешуа составляет сюжет «романа в романе» — произведения, написанного Мастером. Так сложно построен роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», в котором писатель дает свою версию библейских событий. Они отличаются от оригинальных: в них ecu, сцена допроса Иешуа — Христа — Пилатом и сцена казни. Но образ Пилата интересует Булгакова не меньше образа бродячей» философа. Он раскрывается не сразу — вначале Пилат мучается тяжелой мигренью и не слишком внимателен к арестованному. Но затем Мы видим, как он озадачен, как его обуреваег целая гамма чувств: интерес к проповеднику, нежелание быть его палачом, страх немилости императора Тиверия. Он пытается спасти Иешуа. даже угрожает первосвященнику, утвердившему помилование другого осужденного, затем старается облегчить Иешуа муки смерти на кресте. Наконец, он приказывает Афранию убить Иуду, отомстив ему за предательство.
Для чего он это делает? Почему так важны для Пилата последние слова казненного? Он жадно читает записки Левня Матвея — разобрав слова о том, что нет большего порока, чем тру сое и,, он вздраги-
вает, понимая, что это слова о нем. И тоскливая для него мысль о чьем-то непременном бессмертии не дает ему покоя. Воланл говорил Мастеру, что «рукописи не горят». Но не горят и слова, записанные Левисм на пергаменте, и получается, что слова Воланда относятся и непосредственно к Пилату. Его трусость сохранена на скрижалях истории, его бессмертие — не бессмертие подвига Иешуа, а бессмертное чувство вечной вины.
Пилат пытается уйти от себя, от своей совести, убеждая себя в том. что этой «пошлой казни» не было, но теперь он неотделим от Иешуа как виновник его гибели. Путешествие с Иешуа по лунной дорожке будет сниться Пилату как освобождение от страшной реальности, но тем более жестоко возвращение в нее и осознание все того же чувства вечной вины — перед Историей.
Булгаков дает Мастеру возможность простить своего героя и завершить роман одним словом: «Свободен!», позволив Пилату пройти рядом с Иешуа по лунной дорожке. Но суд Истории не так великодушен, и имя Понтия Пилата, свирепого правителя Иудеи, осталось в ней навсегда как имя убийцы, осудившего Христа на мучительную казнь.