Занятие 4. Проза И.А.Бунина
Курс
Занятие 1. Роман И.А. Гончарова «Обломов»
Вопросы для обсуждения:
1. Социальная и политическая ситуация в России к моменту появления романа. История создания.
2. Обломов как архетип русской культуры. Социальные причины обломовской апатии. «Обломовщина», суть понятия.
3. Система и семантика имен в романе. Мотивы сна, «погасания», ветхости. Символ круга и образ времени в романе.
4. 4. Андрей Штольц. Социальные, национальные и культурные корни его характера. Штольц как гончаровский вариант типа «нового человека»-деятеля, открытого практике и действительности. Своеобразие практицизма Штольца и его мировоззренческая подоснова.
5. Испытание любовью: идеал и идиллия (Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына).
6. «Социальное и временное», «непреходящее и общечеловеческое» в «Обломове»: «реальная» (Н. Добролюбов, Д. Писарев), «эстетическая» (А. Дружинин) и «органическая» (А. Григорьев) критика об Обломове и обломовщине.
Занятие 2. Проблема положительного героя в творчестве Ф.И.Достоевского
(на примере романа «Идиот»)
Вопросы для обсуждения:
1. История замысла романа и истоки образа князя-Христа (литературные предшественники героя).
2. Трагический пафос романа. Проблематика и основные идеи. Проблема «положительно прекрасного человека».
3. Антибуржуазная и антикапиталистическая темы в романе. Образы Рогожина и Гани Иволгина. Семейство Епанчиных.
4. Выражение в романе религиозной позиции Достоевского. Проблемы веры и неверия. Смысл бунта Ипполита Терентьева, значение его исповеди.
5. Антинигилистическая тема в романе (кружок Бурдовского).
6. Судьба Настасьи Филипповны как сюжетная основа романа. Идейное содержание образов Настасьи Филипповны и князя Мышкина.
7. Настасья Филипповна и Аглая. Женские образы в романе.
Творческое задание
Письменно раскройте тему: Раскройте роль описания картины Ганса-Гольбейна-младшего в романе Ф. М. Достоевского «Идиот».
Занятие 3. Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина»
Вопросы для обсуждения:
1. "Анна Каренина" и духовные искания Толстого в 1870-е годы. Переход писателя на позиции патриархального крестьянства.
2. «Мысль семейная» в романе. Каренины, Облонские, Левины. Смысл изображения в романе их семейных судеб.
3. Трагедия «физической» любви (линия Анны – Вронского), гармония «метафизической» любви (линия Кити – Левина), «связующая» линия Облонского – Долли.
4. Интерпретация эпиграфа. Образ Анны в ряду героинь русского романа (Татьяна Ларина Лиза Калитина, Ольга Ильинская, Настасья Филипповна, Наташа Ростова). Смысл конфликта Анны с обществом и собой.
5. Образ Вронского (конфликт между страстью и самолюбием, попытка самоубийства как «скрытая» дуэль). Образ Каренина («человек-шаблон»). «Легковесность» Стивы Облонского.
6. Автобографичность образа Левина (духовные искания Константина Левина и жизненный опыт Льва Толстого). Направление и смысл исканий героя. Левин и проблема народа в романе.
7. Изображение аристократии, бюрократии, нравов петербугского и московского общества Толстым.
8. Поэтика романа «Анна Каренина. Мотивная структура (мотивы дома, смерти-рождения, крови и железа). Символика имен. «Двойной» сон-кошмар Анны и Вронского. Внутренний монолог Анны (поток сознания).
Занятие 4. Проза И.А.Бунина
Вопросы для обсуждения:
1. Особенность писательской манеры Бунина в лирической прозе 1890-1900-х годов («Антоновские яблоки», «Сосны»): бессюжетность, авторская субъективность (свободный поток чувств, мыслей, воспоминаний, ощущений и ассоциаций), мотивы распада патриархальной усадьбы.
2. Творчество Бунина 1910-х годов:
§ автоматическое существование и «настоящая» жизнь в рассказе «Человек из Сан-Франциско»;
§ мотивы бессмертия души («Сны Чанга», «Легкое дыхание»).
§ концепция любви как «святого свойства души» («Святые»).
§ философская проблематика рассказа «Братья».
3. Эмигрантское творчество писателя как «преображение прошлого в памяти». Лабиринт бессознательных движений человеческой души и мотив безысходности личной судьбы («Митина любовь»). Конденсированность внутреннего действия, емкость художественного времени, драматический психологизм в рассказе «Солнечный удар».
4. Особенности стиля поздней прозы Бунина: артистизм заостренно-субъективного видения мира, трагизм мироощущения. Новеллы сборника «Темные аллеи» как итог мировоззренческих и творческих исканий Бунина: неисповедимость путей любви и неотвратимость смерти. Загадка рассказа «Чистый понедельник»: сложность русского национального характера, жажда душевной чистоты, веры, аскетической простоты и строгости бытия.