Цель преподавания дисциплины. ДМинистерство образования и науки Республики Казахстан
ДМинистерство образования и науки Республики Казахстан
Казахский гуманитарно-юридический университет
ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ, БИЗНЕСА И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор-директор Высшей школы
экономики, бизнеса и социальных наук
к.и.н., доцент Мукатаева Л.К.
______________________________ «_____» ________________ 2011г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«Психология»
Высшая школа экономики, бизнеса и социальных наук
Кафедра социально – психологических дисциплин
Астана2011г.
Учебно-методический комплекс дисциплины разработан на основании ГОСО по специальности бакалавриата, учебной программы ст.преподавателем, магистром Бухаровой А.Б. и преподавателем, магистром Юзупановой М.Н.
Обсужден на заседании кафедры социально – психологических дисциплин
Протокол № ____ от «_____»_________________________ _______ г.
Зав. Кафедрой
________________ «_____» _________________________ ________г.
Утвержден на заседании УМСВысшейшколыэкономики, бизнеса и
социальных наук
Протокол № _____ от «_____»______________________ __________ г.
Председатель к.и.н., доцент Мукатаева Л.К
________________ «____» ________________________ _________ г.
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Казахский гуманитарно-юридический университет
ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ, БИЗНЕСА И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор-директор Высшей школы
экономики, бизнеса и социальных наук
к.и.н., доцент Мукатаева Л.К
____________________________
Г.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
(syllabus)
Наименование дисциплины «Психология»
Форма обучения дневная
Код дисциплины
Всего 2кредита
Курс 1 Семестр 2
Лекции 20 часов
Семинарские 10 часов
СРСП 15 часов
СРС 45 часов
Экзамен 2семестр
Трудоемкость90часов
АСТАНА 2011
Данные о преподавателе курса: БухароваАнараБолатовна, ст.преподаватель, магистр и Юзупанова Мария Николаевна, преподаватель, магистр.
Пререквизиты:философия, физиология ЦНС и ВНД.
Постреквизиты: социальная психология, возрастная психология, медицинская психология, основы психодиагностики,психология труда и др.
Характеристика дисциплины:
Общая психология – одна из фундаментальных отраслей психологической науки, имеющая свой предмет и методы исследования, длительную историю развития.
Актуальными проблемами психологии познавательных процессов на современном этапе развития общей психологии являются: изучение структуры, развития и функционирования психических процессов человека в искусственных (лабораторных) и естественных условиях существования; выявление личностных детерминант функционирования и развития познавательной сферы человека, изучение деятельности человека как условия формирования и актуализации познавательных процессов; выявление индивидуально-стилевых особенностей познавательных процессов, связанных с уровнем развития индивидуальности человека.
Теоретическая часть подготовки по общей психологии включает углубленное изучение конкретных тематических разделов, современных направлений отечественных и зарубежных психологических исследований, истории психологии, методологических основ и проблем психологии.
Цель преподавания дисциплины
Целью преподавания курса является развитие психологического мышления студентов на основе изучения и усвоения ими знаний курса общей психологии, формирование умений и навыков системного анализа психологических явлений в процессе семинарских и практических занятий.
Задачи изучения дисциплины:
Основной задачей изучения дисциплины является - овладение теоретическими знаниями и базовыми умениями научного изучения психических процессов, явлений, состояний.
- ознакомление с историческими предпосылками развития психологии как науки;
- заложить теоритические основы знаний психологии познавательных психических процессов, психических явлений, привить умение их научного изучения;
- изучение методологических основ психологической науки;
- приобретение профессиональных умений и навыков.
В результате изучения дисциплины «Психология» студент должен приобрести:
- знание основ психологической науки, истории её становления, сформированность понятийного мышления применительно к психологической науке;
- умения научного изучения психических феноменов, умение свободно оперироватькатегориями психологической науки;
- навыки теоретического исследования психических сторон жизненных явлений.
Содержание дисциплины
Тематический план
№ п\п | Наименование главных разделов курса | Количество часов | |||
Лекция | (сем.) | СРСП | СРС | ||
Введение в психологию: предмет, структура, задачи и методы | |||||
Становление предмета психологии | |||||
Развитие психики и сознания | |||||
Деятельность | |||||
Общение | |||||
Психология личности | |||||
Внимание | |||||
Ощущение | |||||
Восприятие | |||||
Память | |||||
Мышление | |||||
Воображение | |||||
Психология эмоций | |||||
Воля | |||||
Темперамент | |||||
Характер | |||||
Способности | |||||
Всего |
Наименование тем лекционных занятий и их содержание
№ тем | Темы и их объем в часах Контрольные вопросы | Цели и задачи занятий | Проблемные вопросы |
Введение в психологию: предмет, принципы, структура и методы (2 часа) 1. Предмет психологии. Принципы психологии. 2. Специфика психологического знания. 3. Общее понятие о психике. 4. Фундаментальные психологические науки. Прикладные психологические науки. 5. Методы психологии. | Ознакомление с предметной областью изучения и структурой психологической науки, анализ принципов и методов психологического исследования | Методологическая функция общей психологии Теоретическое и прикладное значение результатов научно-психологического исследования Отрасли психологии и задачи психологической практики Измерения в психологии | |
Становление предмета психологии (1 час) 1. Донаучный этап развития психологии 2. Экспериментальная психология В.Вундта 3. Мировые психологические школы (бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология и тд) | Ознакомление с этапами развития психологии, анализ основных мировых психологических школ | Кризис в психологии Динамика представлении о предмете психологической науки | |
Развитие психики и сознания(1 час) 1.Субъективные и объективные критерии наличия психики 2. Стадии развития психики 3. Общественно-историческая природа психики человека 4. Сознание как форма отражения у человека | Ознакомление с проблемой возникновения и развития психики, анализ сознания как высшей формы отражения | Поиск критериев психики в истории психологии Врожденное и индивидуально-изменчивое поведение Понятие биологического смысла | |
Деятельность(1 час) 1. Общее понятие о деятельности. Теория деятельности 2. Структура деятельности 3. Виды деятельности. | Ознакомление с видами и структурой деятельности | Исследование психологических особенностей строения деятельности Зависимость операции от условий и наличных средств достижения цели Процессы целеобразования. Двигательный состав действия | |
Общение (2 часа) 1. Структура, содержание, формы и механизмы общения 2. Виды коммуникации 3. Роль межличностного восприятия и взаимопонимания в процессе общения 4. Интеракция как предмет социально-психологических исследований 5. Понятие межличностного конфликта | Анализ процесса общения, ознакомление с коммуникативной, перцептивной и интерактивной сторонами общения | Специфика коммуникации между людьми Механизмы и эффекты восприятия Стратегии поведения человека в конфликте | |
Психология личности(1 час) 1. Понятие личности 2. Понятие о структуре личности 3. Сознание и самосознание в структуре личности 4. Индивидуальность личности | Формирование понятия личности и ее структуры | Индивидуальность – высший уровень сознательной регуляции Соотношение социально-типического и индивидуально-своеобразного в личности | |
Внимание(1 час) 1. Определение понятия внимания. 2. Основные свойства внимания и их экспериментальные исследования 3. Внимание и деятельность 4. Развитие внимание | Ознакомление с психологической характеристикой внимания | Связь внимания с механизмами регуляции и организации деятельности Пути развития высших форм внимания | |
Ощущение (1 час) 1. Ощущение – процесс отражения и познания окружающей действительности 2. Основные свойства ощущений 3. Основные виды ощущений | Ознакомление с психологической характеристикой ощущений, анализ свойств и видов ощущений. | Специфика образов ощущений Динамика чувствительности | |
Восприятие (1 час) 1. Восприятие – центральный процесс чувственного отражения 2. Свойства восприятия 3. Виды восприятия | Ознакомление с психологической характеристикой восприятия | Индивидуальная и возрастная динамика восприятия Соотношение и диффернциация ощущений и восприятия | |
Память(1 час) 1. Память как запечатление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта. 2. Виды памяти 3. Основные факты и закономерности психологии памяти. | Ознакомление с психологической характеристикой памяти | Роль установок, мотивации и эмоции в мнемической деятельности Роль ассоциаций в процессах памяти | |
Мышление(2 часа) 1. Понятие о мышлении 2. Виды и формы мышления 3. Индивидуальные качества мышления | Ознакомление с особенностями мыслительного процесса, анализ видов, операции и индивидуальных качеств мышления | Мышление как процесс Мышление как деятельность Методы исследования мышления | |
Воображение(1 час) 4. Общее понятие о воображении 5. Виды и формы воображения 6. Механизмы воображения | Ознакомление с психологической характеристикой воображения, анализ видов и механизмов воображения | Особенности процесса воображения Соотношение форм и видов воображения | |
Психология эмоции (1 час) 1. Специфика психического отражения в эмоциях. 2. Сущность, структура и функции эмоций 3. Виды эмоциональных явлений | Ознакомление с психологической характеристикой эмоциональной сферы | Анализ понятии «эмоция», «чувства» Эмоциональные состояния Виды чувств | |
Психология мотивации и воли(1 час) 1. Потребность как основа процессов мотивации. 2. Иерархическое строение мотивационной сферы личности. 3. Сущность воли. | Ознакомление с психологической характеристикой мотивационной сферы и воли | Соотношение мотивации и потребностей Борьба мотивов Структура волевого процесса | |
Темперамент(1 час) 7. Понятие о темпераменте 8. Теории темперамента 9. Психологическая характеристика типов темперамента | Ознакомление с теориями темперамента, характеристика типов темперамента. | Гуморальные и соматические теории темперамента Роль темперамента в деятельности | |
Характер(1 час) 1. Понятие характера и факторы его формирования 2. Структура характера 3. Формирование характера | Ознакомление с факторами формирования характера, анализ структуры характера | Анализ критериев дифференциации характеров Типология характеров Соотношение темперамента и характера | |
Способности(1 час) 1. Понятие о способностях 2. Уровни способностей 3. Виды и структура способностей | Ознакомление с уровнями и видами способностей, анализ структуры способностей | Соотношение способностей и задатков Соотношение интеллектуальных и творческих способностей Проблема диагностики способностей | |
Всего: 20 часов |
Тематический план семинарских занятий
№ | Темы и их объем в часах | Устный опрос Решение задач, проблемных вопросов | Письменный опрос (тестовый опрос, контрольные работы, работа по карточкам, доклады, сообщения, рефераты, дом. задания и др.виды); выполнение практи-ческих заданий | Применение современных методов обучения, использование инновационных технологий в учебном процессе | Изучение учебно-монографической литературы |
Введение в психологию: предмет, принципы, структура и методы. 1 час 1. Психология как наука 2. Основные отрасли психологии 3. Методы психологии 4. История психологической мысли 5. Основные психологические теории | Развёрнутая беседа | Глоссарий | Активный семинар, интернет-консультации | 1. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2002. 3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М, 2002. 4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002. | |
Развитие психики и сознания. 1час 1. Понятие психики 2. Стадии развития психики 3. Сознание человека | Развёрнутая беседа | Глоссарий | Активный семинар, интернет-консультации | 1. Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней. - М.: Изд-во МГУ, 2002. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2000. 3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М, 2002. 4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002. | |
Общение. 1 час 1. Понятие и виды общения 2. Функции и структура общения 3. Особенности общения в структуре деятельности юриста | Развёрнутая беседа | Контрольная работа | Интернет-консультации | 1. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2002. 3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М, 2002. 4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002. | |
Психология личности. 1 час 1. Общее представление о личности 2. Структура личности 3. Формирование и развитие личности 4. ПВК юриста | Доклад, взаимоопрос | Глоссарий | Круглый стол | 1. Аристова И.Л. Общая психология. Мотивация, эмоции, воля. – Владивосток, 2003. 2. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2000. 4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М, 2002. 5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002. | |
Ощущение и Восприятие. 1 час 1. Понятие и виды ощущений 2. Свойства восприятия 3. Законы восприятия | Развёрнутая беседа | Демонстрация изображений, отражающих особенности восприятия | Активный семинар, интернет-консультации | 1. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2002. 3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002. | |
Память. 1 час 1. Общее представление о памяти, виды памяти 2. Теории и законы памяти 3. Расстройства памяти 4. Формирование и развитие памяти | Круглый стол | Глоссарий | Активный семинар, интернет-консультации | 1. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2002. 3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002. 4. Крылов А.А. Психология: Учебник. – М, 2005. | |
Мышление. 1 час 1. Общее представление о мышлении 2. Психологические теории мышления 3. Особенности творческого мышления | Доклад, взаимоопрос | Контрольная работа | Пресс-конференция, интернет-консультации | 1. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2002. 3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002. 4. Крылов А.А. Психология: Учебник. – М, 2005. | |
Психология мотивации и эмоций. 1 час 1. Понятие и виды мотивации 2. Виды эмоциональных переживаний 3. Управление эмоциональным состоянием | Устный опрос | Решение психологических задач | Интернет-консультации | 1. Аристова И.Л. Общая психология. Мотивация, эмоции, воля. – Владивосток, 2003. 2. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2000. 4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М, 2002. 5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002. 6. Крылов А.А. Психология: Учебник. – М, 2005. | |
Темперамент. 1 час 1. Типы темпераментов 2. Свойства темпераментов | Развёрнутая беседа | Тест Айзенка | Активный семинар | 1. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2002. 3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М, 2002. 4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002. | |
10. | Характер. 1 час 1. Определение характера 2. Типологи характеров 3. Формирование характера | Развёрнутая беседа | Решение психологических задач | Активный семинар, интернет-консультации | 1. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2002. 3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М, 2002. 4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002. |
Итого: | 10 часов |