Цель преподавания дисциплины. ДМинистерство образования и науки Республики Казахстан

ДМинистерство образования и науки Республики Казахстан

Казахский гуманитарно-юридический университет

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ, БИЗНЕСА И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор-директор Высшей школы

экономики, бизнеса и социальных наук

к.и.н., доцент Мукатаева Л.К.

______________________________ «_____» ________________ 2011г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«Психология»

Высшая школа экономики, бизнеса и социальных наук

Кафедра социально – психологических дисциплин

Астана2011г.

Учебно-методический комплекс дисциплины разработан на основании ГОСО по специальности бакалавриата, учебной программы ст.преподавателем, магистром Бухаровой А.Б. и преподавателем, магистром Юзупановой М.Н.

Обсужден на заседании кафедры социально – психологических дисциплин

Протокол № ____ от «_____»_________________________ _______ г.

Зав. Кафедрой

________________ «_____» _________________________ ________г.

Утвержден на заседании УМСВысшейшколыэкономики, бизнеса и

социальных наук

Протокол № _____ от «_____»______________________ __________ г.

Председатель к.и.н., доцент Мукатаева Л.К

________________ «____» ________________________ _________ г.

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Казахский гуманитарно-юридический университет

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ, БИЗНЕСА И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор-директор Высшей школы

экономики, бизнеса и социальных наук

к.и.н., доцент Мукатаева Л.К

____________________________

Г.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

(syllabus)

Наименование дисциплины «Психология»

Форма обучения дневная

Код дисциплины

Всего 2кредита

Курс 1 Семестр 2

Лекции 20 часов

Семинарские 10 часов

СРСП 15 часов

СРС 45 часов

Экзамен 2семестр

Трудоемкость90часов

АСТАНА 2011

Данные о преподавателе курса: БухароваАнараБолатовна, ст.преподаватель, магистр и Юзупанова Мария Николаевна, преподаватель, магистр.

Пререквизиты:философия, физиология ЦНС и ВНД.

Постреквизиты: социальная психология, возрастная психология, медицинская психология, основы психодиагностики,психология труда и др.

Характеристика дисциплины:

Общая психология – одна из фундаментальных отраслей психологической науки, имеющая свой предмет и методы исследования, длительную историю развития.
Актуальными проблемами психологии познавательных процессов на современном этапе развития общей психологии являются: изучение структуры, развития и функционирования психических процессов человека в искусственных (лабораторных) и естественных условиях существования; выявление личностных детерминант функционирования и развития познавательной сферы человека, изучение деятельности человека как условия формирования и актуализации познавательных процессов; выявление индивидуально-стилевых особенностей познавательных процессов, связанных с уровнем развития индивидуальности человека.

Теоретическая часть подготовки по общей психологии включает углубленное изучение конкретных тематических разделов, современных направлений отечественных и зарубежных психологических исследований, истории психологии, методологических основ и проблем психологии.

Цель преподавания дисциплины

Целью преподавания курса является развитие психологического мышления студентов на основе изучения и усвоения ими знаний курса общей психологии, формирование умений и навыков системного анализа психологических явлений в процессе семинарских и практических занятий.

Задачи изучения дисциплины:

Основной задачей изучения дисциплины является - овладение теоретическими знаниями и базовыми умениями научного изучения психических процессов, явлений, состояний.

- ознакомление с историческими предпосылками развития психологии как науки;

- заложить теоритические основы знаний психологии познавательных психических процессов, психических явлений, привить умение их научного изучения;

- изучение методологических основ психологической науки;

- приобретение профессиональных умений и навыков.

В результате изучения дисциплины «Психология» студент должен приобрести:

- знание основ психологической науки, истории её становления, сформированность понятийного мышления применительно к психологической науке;

- умения научного изучения психических феноменов, умение свободно оперироватькатегориями психологической науки;

- навыки теоретического исследования психических сторон жизненных явлений.

Содержание дисциплины

Тематический план

№ п\п Наименование главных разделов курса Количество часов
Лекция (сем.) СРСП СРС
Введение в психологию: предмет, структура, задачи и методы
Становление предмета психологии  
Развитие психики и сознания
Деятельность  
Общение
Психология личности
Внимание  
Ощущение  
Восприятие
Память
Мышление
Воображение  
Психология эмоций  
Воля  
Темперамент  
Характер
Способности  
  Всего

Наименование тем лекционных занятий и их содержание

№ тем Темы и их объем в часах Контрольные вопросы Цели и задачи занятий Проблемные вопросы
Введение в психологию: предмет, принципы, структура и методы (2 часа) 1. Предмет психологии. Принципы психологии. 2. Специфика психологического знания. 3. Общее понятие о психике. 4. Фундаментальные психологические науки. Прикладные психологические науки. 5. Методы психологии.   Ознакомление с предметной областью изучения и структурой психологической науки, анализ принципов и методов психологического исследования Методологическая функция общей психологии Теоретическое и прикладное значение результатов научно-психологического исследования Отрасли психологии и задачи психологической практики Измерения в психологии
Становление предмета психологии (1 час) 1. Донаучный этап развития психологии 2. Экспериментальная психология В.Вундта 3. Мировые психологические школы (бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология и тд) Ознакомление с этапами развития психологии, анализ основных мировых психологических школ   Кризис в психологии Динамика представлении о предмете психологической науки
Развитие психики и сознания(1 час) 1.Субъективные и объективные критерии наличия психики 2. Стадии развития психики 3. Общественно-историческая природа психики человека 4. Сознание как форма отражения у человека   Ознакомление с проблемой возникновения и развития психики, анализ сознания как высшей формы отражения Поиск критериев психики в истории психологии Врожденное и индивидуально-изменчивое поведение Понятие биологического смысла
Деятельность(1 час) 1. Общее понятие о деятельности. Теория деятельности 2. Структура деятельности 3. Виды деятельности.   Ознакомление с видами и структурой деятельности Исследование психологических особенностей строения деятельности Зависимость операции от условий и наличных средств достижения цели Процессы целеобразования. Двигательный состав действия  
Общение (2 часа) 1. Структура, содержание, формы и механизмы общения 2. Виды коммуникации 3. Роль межличностного восприятия и взаимопонимания в процессе общения 4. Интеракция как предмет социально-психологических исследований 5. Понятие межличностного конфликта   Анализ процесса общения, ознакомление с коммуникативной, перцептивной и интерактивной сторонами общения Специфика коммуникации между людьми Механизмы и эффекты восприятия Стратегии поведения человека в конфликте
Психология личности(1 час) 1. Понятие личности 2. Понятие о структуре личности 3. Сознание и самосознание в структуре личности 4. Индивидуальность личности   Формирование понятия личности и ее структуры Индивидуальность – высший уровень сознательной регуляции Соотношение социально-типического и индивидуально-своеобразного в личности
Внимание(1 час) 1. Определение понятия внимания. 2. Основные свойства внимания и их экспериментальные исследования 3. Внимание и деятельность 4. Развитие внимание   Ознакомление с психологической характеристикой внимания Связь внимания с механизмами регуляции и организации деятельности Пути развития высших форм внимания
Ощущение (1 час) 1. Ощущение – процесс отражения и познания окружающей действительности 2. Основные свойства ощущений 3. Основные виды ощущений   Ознакомление с психологической характеристикой ощущений, анализ свойств и видов ощущений.   Специфика образов ощущений Динамика чувствительности
Восприятие (1 час) 1. Восприятие – центральный процесс чувственного отражения 2. Свойства восприятия 3. Виды восприятия   Ознакомление с психологической характеристикой восприятия Индивидуальная и возрастная динамика восприятия Соотношение и диффернциация ощущений и восприятия  
Память(1 час) 1. Память как запечатление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта. 2. Виды памяти 3. Основные факты и закономерности психологии памяти.   Ознакомление с психологической характеристикой памяти Роль установок, мотивации и эмоции в мнемической деятельности Роль ассоциаций в процессах памяти
Мышление(2 часа) 1. Понятие о мышлении 2. Виды и формы мышления 3. Индивидуальные качества мышления     Ознакомление с особенностями мыслительного процесса, анализ видов, операции и индивидуальных качеств мышления Мышление как процесс Мышление как деятельность Методы исследования мышления
Воображение(1 час) 4. Общее понятие о воображении 5. Виды и формы воображения 6. Механизмы воображения   Ознакомление с психологической характеристикой воображения, анализ видов и механизмов воображения Особенности процесса воображения Соотношение форм и видов воображения
Психология эмоции (1 час) 1. Специфика психического отражения в эмоциях. 2. Сущность, структура и функции эмоций 3. Виды эмоциональных явлений   Ознакомление с психологической характеристикой эмоциональной сферы Анализ понятии «эмоция», «чувства» Эмоциональные состояния Виды чувств
Психология мотивации и воли(1 час) 1. Потребность как основа процессов мотивации. 2. Иерархическое строение мотивационной сферы личности. 3. Сущность воли.   Ознакомление с психологической характеристикой мотивационной сферы и воли   Соотношение мотивации и потребностей Борьба мотивов Структура волевого процесса
Темперамент(1 час) 7. Понятие о темпераменте 8. Теории темперамента 9. Психологическая характеристика типов темперамента   Ознакомление с теориями темперамента, характеристика типов темперамента.   Гуморальные и соматические теории темперамента Роль темперамента в деятельности
Характер(1 час) 1. Понятие характера и факторы его формирования 2. Структура характера 3. Формирование характера   Ознакомление с факторами формирования характера, анализ структуры характера   Анализ критериев дифференциации характеров Типология характеров Соотношение темперамента и характера
Способности(1 час) 1. Понятие о способностях 2. Уровни способностей 3. Виды и структура способностей   Ознакомление с уровнями и видами способностей, анализ структуры способностей   Соотношение способностей и задатков Соотношение интеллектуальных и творческих способностей Проблема диагностики способностей
  Всего: 20 часов    

Тематический план семинарских занятий

Темы и их объем в часах Устный опрос Решение задач, проблемных вопросов Письменный опрос (тестовый опрос, контрольные работы, работа по карточкам, доклады, сообщения, рефераты, дом. задания и др.виды); выполнение практи-ческих заданий Применение современных методов обучения, использование инновационных технологий в учебном процессе Изучение учебно-монографической литературы
Введение в психологию: предмет, принципы, структура и методы. 1 час 1. Психология как наука 2. Основные отрасли психологии 3. Методы психологии 4. История психологической мысли 5. Основные психологические теории Развёрнутая беседа Глоссарий Активный семинар, интернет-консультации 1. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2002. 3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М, 2002. 4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002.
Развитие психики и сознания. 1час 1. Понятие психики 2. Стадии развития психики 3. Сознание человека Развёрнутая беседа Глоссарий Активный семинар, интернет-консультации 1. Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней. - М.: Изд-во МГУ, 2002. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2000. 3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М, 2002. 4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002.
Общение. 1 час 1. Понятие и виды общения 2. Функции и структура общения 3. Особенности общения в структуре деятельности юриста   Развёрнутая беседа Контрольная работа Интернет-консультации 1. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2002. 3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М, 2002. 4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002.
Психология личности. 1 час 1. Общее представление о личности 2. Структура личности 3. Формирование и развитие личности 4. ПВК юриста Доклад, взаимоопрос Глоссарий Круглый стол 1. Аристова И.Л. Общая психология. Мотивация, эмоции, воля. – Владивосток, 2003. 2. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2000. 4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М, 2002. 5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002.
Ощущение и Восприятие. 1 час 1. Понятие и виды ощущений 2. Свойства восприятия 3. Законы восприятия Развёрнутая беседа Демонстрация изображений, отражающих особенности восприятия Активный семинар, интернет-консультации 1. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2002. 3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002.
Память. 1 час 1. Общее представление о памяти, виды памяти 2. Теории и законы памяти 3. Расстройства памяти 4. Формирование и развитие памяти Круглый стол Глоссарий Активный семинар, интернет-консультации 1. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2002. 3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002. 4. Крылов А.А. Психология: Учебник. – М, 2005.
Мышление. 1 час 1. Общее представление о мышлении 2. Психологические теории мышления 3. Особенности творческого мышления Доклад, взаимоопрос Контрольная работа Пресс-конференция, интернет-консультации 1. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2002. 3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002. 4. Крылов А.А. Психология: Учебник. – М, 2005.
Психология мотивации и эмоций. 1 час 1. Понятие и виды мотивации 2. Виды эмоциональных переживаний 3. Управление эмоциональным состоянием Устный опрос Решение психологических задач Интернет-консультации 1. Аристова И.Л. Общая психология. Мотивация, эмоции, воля. – Владивосток, 2003. 2. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2000. 4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М, 2002. 5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002. 6. Крылов А.А. Психология: Учебник. – М, 2005.
Темперамент. 1 час 1. Типы темпераментов 2. Свойства темпераментов Развёрнутая беседа Тест Айзенка Активный семинар 1. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2002. 3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М, 2002. 4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002.
10. Характер. 1 час 1. Определение характера 2. Типологи характеров 3. Формирование характера Развёрнутая беседа Решение психологических задач Активный семинар, интернет-консультации 1. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е изд. — М, 2003. 2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2002. 3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М, 2002. 4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, 2002.
  Итого:       10 часов

Наши рекомендации