Вопрос 1. Понятие и формы проявления лжи
Л Е К Ц И Я
Верификация ложной информации в процессе общения
Обсуждены и одобрены на заседании кафедры психологии и педагогики Протокол № 13 от 25 января 2017 г. | Подготовил: доцент кафедры, кандидат психологических наук, подполковник полиции А.С. Бондаренко |
Краснодар
Объем времени, отводимый на лекцию: 2 часа.
Место проведения: учебная аудитория
Методика проведения: лекция
Основное содержание темы:
Определение и психологическая структура лжи (обмана). Определение и основные формы лжи: умолчание (тайна) и искажение (ложь). Моральное значение различия умолчания и тайны. Виды признаков обмана: утечка информации и информация о наличии обмана. Верификация ложной информации по словам. Вербальные возможности сообщения ложной информации. Признаки словесного обмана (неосторожные высказывания, языковые оговорки, тирады, уклончивые ответы или увертки). Верификация ложной информации по голосу. Верификация ложной информации по пластике. Типы телодвижений. Различия между эмблемами и иллюстрациями. Позы как признак утечки информации или обмана. Верификация мимических признаков ложной информации. Психологическая характеристика основных ошибок и мер предосторожности при верификации ложной информации.
Основные понятия и термины, подлежащие усвоению:
Ложь (обман), умолчание (тайна), искажение (ложь), утечка информации, верификация ложной информации, неосторожные высказывания, языковые оговорки, тирады, уклончивые ответы или увертки.
Основные цели лекции:
- содействовать осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета;
- способствовать воспитанию профессиональной позиции при профессиональном общении;
- сформировать навыки оценки эффективного распознавания лжи.
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
Введение
Основная часть:
1. Понятие и формы проявления лжи
2. Верификация ложной информации по невербальным признакам
3. Признаки внутриличностного конфликта
Заключение
Вопросы для самостоятельной подготовки.
Основная литература:
1. Бороздина, Г.В. Психология делового общения [Текст]: учебник / Г.В. Бороздина.- 2-е изд.- М.: Инфра-М, 2011(2006).
2. Кораблев, С.Е. Тренинг развития коммуникативной компетентности сотрудников правоохранительных органов [Текст]: учеб. пособие / С.Е. Кораблев. - М.: ЦОКР МВД России, 2009.[1]
3. Кошевая, И.П. Профессиональная этика и психология делового общения [Текст]: учеб. пособие / И.П. Кошевая, А.А. Канке.- М.: Форум: Инфра-М, 2012.
4. Психология общения [Текст]: практикум / ред. А.С. Бондаренко.- Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2013.
5. Социально-психологический тренинг профессионального общения [Электронный ресурс]: учеб. пособие / сост. М.В. Воротникова. - Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2015.- Режим доступа: Электронная библиотека КрУ МВД России, требуется авторизация: http://libkrumvd.ru/.
Дополнительная литература:
1. Бахин, В.П. Тактика - профессионализм и мастерство при общении [Текст]: учеб. пособие / В.П. Бахин.- Киев: Изд-во Семенко Сергея, 2006.
2. Галиева, Р.Д. Культура общения участкового уполномоченного полиции при взаимодействии с гражданами [Текст]: учеб.–метод. пособие / Р.Д. Галиева, Ю.В. Клочко - Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2016.
3. Горянина, В.А. Психология общения [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Горянина. - М.: Академия, 2002.
4. Зарецкая, И.И. Основы этики и психологии делового общения [Текст]: учеб. пособие / И.И. Зарецкая. - М.: ОНИКС, 2010.
5. Караяни, А.Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях [Текст]: учеб. пособие / А.Г. Караяни, В.Л. Цветков.- М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2014.
6. Костина, Л.Н. Психология общения в деятельности сотрудников Госавтоинспекции [Текст]: метод. рекомендации / Л.Н. Костина, Н.М. Кузнецова.- 2-е изд., испр. и доп.- Орел: ОрЮИ МВД России, 2013.
7. Кузнецов, И.Н. Деловое общение [Текст]: учеб. пособие / И.Н. Кузнецов.- 3-е изд.- Ростов н/Д : Феникс, 2014.
8. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст]: учеб. пособие / А.А. Леонтьев.- 3-е изд. - М.: Смысл, 2005.
9. Михайлова, В.К. Деловое общение [Текст]: альбом схем и практических занятий [Текст]: учеб.–практ. пособие / В.К. Михайлова.- М.: ДГСК МВД России, 2011.
10. Петров, В. Е. Проведение психологического тренинга с сотрудниками полиции с использованием метода моделирования профессиональных ситуаций [Текст]: учеб.-метод. пособие / В. Е. Петров, Н. Ю. Филипенкова. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2011.
11. Петров, В.Е. Организация и проведение интеллектуального социально-психологического тренинга в работе с сотрудниками ОВД [Текст]: учеб.-метод. пособие / В.Е. Петров.- Домодедово: ВИПК МВД России, 2011.
12. Психологическое обеспечение формирования и развития культуры общения и коммуникативной компетентности у сотрудников ОВД [Текст]: учеб.-метод. пособие / ред. В.Л. Кубышко.- М.: ЦОКР МВД России, 2007.
13. Цветков, В.Л. Психология оперативно-розыскной деятельности [Текст]: учеб. пособие / В.Л. Цветков, В.М. Шевченко, Н.Е. Шаматава. - М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2009.
14. Экман, П. Узнай лжеца по выражению лица [Текст]: книга-тренажер / П. Экман, У. Фризен.- СПб.: Питер, 2012.
Введение
Ложь является неотъемлемой частью человеческого бытия, проявляется в самых различных ситуациях, в связи с чем это явление толкуется достаточно разнопланово. Ложь человека может быть порождена эгоистическими мотивами и направлена, например, на достижение личного благополучия за счет других людей: такая ложь вызывает порицание со стороны общества. Ложь может быть обусловлена благородными побуждениями (например, ложь врача тяжелобольному человеку) и в подобной ситуации признается морально оправданной. Как это ни парадоксально звучит, но человеку без лжи жить невозможно. Действительно, общество требует известной доли скрытности и лжи. Оно всех нас ставит в такие условия, что безусловная искренность становится почти совершенно немыслимой. Никто из нас не показывает себя таким, каков он есть: существует, так сказать, особая общественная маска, которую принужден носить каждый человек. Это необходимо, потому что в нас есть много чувств, которых мы не можем высказать, вместе с тем, не шокируя, не раздражая или не оскорбляя окружающих нас людей.
В современное время, каждый человек может быть подвержен лжи или обману, а самое главное он подвергается этому, чуть ли не ежедневно. Будь то ложь как скрывание истины для сокрытия корыстных целей других людей, или как утаивание информации, но во благо. Все это окружает людей, которые должны стремиться предостеречь себя от этого, или хотя бы уменьшить количество обманов до минимума. Несмотря на значительное число публикаций, связанных с таким явлением как ложь и обман, тема идентификации и разоблачения лиц, пытающихся утаить сведения имеет первостепенную роль. Особенно это является значимым в контексте осуществления профессиональной деятельности сотрудниками органов внутренних дел. Психологически грамотное и комплексное владение навыками определения искажения информации, безусловно, способствует эффективному выявлению скрываемых обстоятельств. Следует отметить, что этот процесс не должен осуществляться путем лишь одностороннего учета проявляемых вовне признаков лжи, а также необходимо понимание скрытых признаков внутреннего напряжения, таких.
Вопрос 1. Понятие и формы проявления лжи
Психология понимания и распознавания лжи для российской науки является относительно новой и малоизученной областью исследований. Об этом свидетельствует ограниченное число публикаций на важные для сотрудников милиции вопросы о психологических видах, причинах и мотивах лжи.
Проблемой выявления лжи и обмана занимались такие ученые как П.Экман, А.Лурия, А.Пиз, В.Знаков, К.Харский, К.Уфаев, Т.Дашкова и другие.
В повседневной жизни многие люди используют слова «ложь» и «обман» в качестве синонимов, однако, с точки зрения психологии эти понятия имеют различное содержание.
Ложь - сознательное искажение истины (дезинформация, измышление, неправда, обман).
Обман - намеренное введение другого лица в заблуждение (блеф, липа, мистификация, надувательство, очковтирательстве, шарлатанство).
По мнению профессора Д. И. Дубровского, обман есть средство защиты и реализации интересов как отдельных личностей, так и групп, классов, народов и государств. Обман можно рассматривать и в качестве функции социального института (государственного органа, ведомства, общественной организации, и т.п.). Обман может служить одной из форм проявлений социальных противоречий, выражая эгоистическое обособление, конкуренцию, а также всевозможные способы достижения своих интересов и целей за счет других или вопреки желаниям других.
Наиболее заметная и известная функция обмана - это сохранение тайны, причем тайна может иметь отношение как к отдельной личности, так и к группе людей, коллективу, фирме или даже целому государству.
По определению Пола Экмана, существуют две основные формы лжи - умолчание и искажение. При умолчании лжец скрывает истинную информацию, но не сообщает ложной. При искажении же лжец предпринимает некие дополнительные воздействия - он не только скрывает правду, но и предоставляет взамен ложную информацию, выдавая ее за истинную.
В заключение нужно отметить, что на ложь как психологический феномен психологи различной ментальности смотрят по-разному. В общем, ложь представляет собой сознательное искажение известной субъекту истины, которым один человек вводит в заблуждение другого, делая это умышленно, без предварительного уведомления о своих целях. Ложь имеет четыре вида: умолчание, искажение, сообщение правды в виде обмана и так называемая «особая ложь».
Психология понимания и распознавания лжи для российской науки является относительно новой и малоизученной областью исследований. Об этом свидетельствует ограниченное число публикаций на важные для сотрудников милиции вопросы о психологических видах, причинах и мотивах лжи.
Проблемой выявления лжи и обмана занимались такие ученые как П.Экман, А.Лурия, А.Пиз, В.Знаков, К.Харский, К.Уфаев, Т.Дашкова и другие.
В повседневной жизни многие люди используют слова «ложь» и «обман» в качестве синонимов, однако, с точки зрения психологии эти понятия имеют различное содержание.
Ложь - сознательное искажение истины (дезинформация, измышление, неправда, обман).
Обман - намеренное введение другого лица в заблуждение (блеф, липа, мистификация, надувательство, очковтирательстве, шарлатанство).
По мнению профессора Д. И. Дубровского, обман есть средство защиты и реализации интересов как отдельных личностей, так и групп, классов, народов и государств. Обман можно рассматривать и в качестве функции социального института (государственного органа, ведомства, общественной организации, и т.п.). Обман может служить одной из форм проявлений социальных противоречий, выражая эгоистическое обособление, конкуренцию, а также всевозможные способы достижения своих интересов и целей за счет других или вопреки желаниям других.
Наиболее заметная и известная функция обмана - это сохранение тайны, причем тайна может иметь отношение как к отдельной личности, так и к группе людей, коллективу, фирме или даже целому государству.
По определению Пола Экмана, существуют две основные формы лжи - умолчание и искажение. При умолчании лжец скрывает истинную информацию, но не сообщает ложной. При искажении же лжец предпринимает некие дополнительные воздействия - он не только скрывает правду, но и предоставляет взамен ложную информацию, выдавая ее за истинную.
В заключение нужно отметить, что на ложь как психологический феномен психологи различной ментальности смотрят по-разному. В общем, ложь представляет собой сознательное искажение известной субъекту истины, которым один человек вводит в заблуждение другого, делая это умышленно, без предварительного уведомления о своих целях. Ложь имеет четыре вида: умолчание, искажение, сообщение правды в виде обмана и так называемая «особая ложь».