Конфессиональные особенности русских

«В каждом подворье — свое поверье»

«Бог-то Бог, да и сам не будь плох»

Русские народные пословицы

Существует огромная литература о характере русского народа. Об этом писали русские философы Н,О. Лосский, Н. Бердяев, Н. Ильин, Л.П. Карсавин и другие (см. библиографию), и все они были согласны в том, что «главный момент русского духа есть религиозность»70.

Действительно, на протяжении почти тысячи лет религиоз­ность составляла сердцевину русского архетипа. Однако в совет­ский период русская церковь была практически уничтожена, ограблена и унижена, когда священники были во множестве ре­прессированы, а оставшиеся были вынуждены сотрудничать с властью, в том числе и с КГБ. Тем не менее, каким-то чудом церковь не была окончательно убита, жизнь в ней продолжала теплиться, а с началом перестройки даже говорят о возрожде­нии русской религиозности.

Россия — страна многоконфессиональная: здесь представле­ны и христианство, и ислам, и буддизм, и иудаизм. По сведени­ям Н. Маргелова, директора Института религии, выступившего в телепередаче «Глас народа» зимой 2001 г., в настоящее время на территории России действует 11 000 православных приходов, 4400 приходов евангелистов и 258 приходов католиков. Понят­но, что традиционно доминирует православие.

Православная церковь имеет большое значение в жизни рос­сийского общества. Конечно, сила ее подорвана и вряд ли она будет в дальнейшем играть такую же роль, какую имела до ре­волюции 1917 года. Однако в отличие от других общенациональ­ных институтов церковь располагает высоким уровнем обществен­ного доверия. Во всяком случае, по результатам опросов обще­ственного мнения, 54% (больше половины) опрошенных заявили о своей приверженности православию, а атеистами себя объяви­ли 46%.

Более точных данных мы не можем представить: в конце концов, существует свобода совести, но можно передать атмосферу...

В этом плане можно напомнить репортажи по ТВ, когда пе­ред телекамерами, неумело крестясь, со свечой в руках позиру­ют политические деятели первой волны демократии: Ельцин, Хасбулатов, Жириновский. Из этого эпизода все понимают, что церковь больше не преследуется в России, как это было на про-

тяжении 70 лет. Более того, в политическом «бомонде» стало модно ходить в церковь, креститься, венчаться и отстаивать многоча­совые литургии. Возможно, эти действия были рассчитаны глав­ным образом на СМИ, чтобы смягчить образ правителей, кото­рые от этого как бы становились ближе к народу.

К сожалению, есть основания утверждать: истоки религии в России утрачены, возможно, надолго, если не навсегда. Тот факт, что чуть не половина россиян считает себя приверженцами пра­вославия, и что стало модным носить на шее православный крест, еще не означает возвращения религиозного сознания. Вера все-таки передается воспитанием — с молоком матери, с последним словом и взглядом умирающего деда, а не по решению бывшей партийной номенклатуры. Однако даже если предполагать, что бывшая глубокая религиозность русских в результате жестоких преследований уничтожена, то все равно в их сознании она не исчезла бесследно, а сохранилась хотя бы в языке. Например, каждый человек (неважно — верующий или атеист) десятки раз в день произносит «спасибо», и при этом бессознательно фор­мально обращается к Богу, прося помочь ему и спасти: в сред­ние века благодарность произносилась как «спаси (тебя) Бог».

А как русские выражают свое недоверие или презрение к нечестному человеку, который потерял совесть и хочет обмануть другого? Они говорят: «Побойся Бога», «Креста на тебе нет». Значит, «крест» в русском сознании — синоним слова «совесть», человеку «с крестом» можно доверять, крест — это как бы га­рантия того, что он «свой» и не сделает тебе плохого.

Все оттенки сильных эмоций, в том числе и восторг, и ужас, и восхищение — все это выражается с помощью присловья «Господи, Боже мой!» Интересно, что западный современный человек, произнося то же самое на своем родном языке, кажется сам себе манерным или находится в состоянии аффекта. Короче говоря, в устах западного человека лишнее поминание Бога выглядит не совсем натурально. Для него это — архаизм или позерство, а для русского же человека — привычная эмоциональная скороговор­ка, особенно в речи женщин.

Не вдаваясь в теорию, можно отметить конфессиональные особенности православной церкви.

Во-первых, православие по сравнению с католицизмом — более домашняя, народная религия. Здесь относительно редки случаи религиозного экстремизма, религиозного противостояния и войн. В момент обращения к христианству русские, в отличие от мно­гих других наций-прозелитов, получили Священное Писание не

на чуждом языке (латинском, греческом или древнееврейском), а в понятном переводе на славянский святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

На Руси не было монастырской учености западного типа (со знанием латыни, римской философии, истории и литературы). На почве такой монастырской учености в Европе выросли уни­верситеты и развились искусства. А на Руси священники и мо­нахи не были обязаны изучать древние языки и науки. Это и объясняет, почему постепенно на Руси накапливалось отстава­ние в науках и технологиях — очевидный изъян русского исто­рического наследия, по крайней мере на материалистический, картезианский взгляд. Зато и отношение к Богу было более «до­машним», близким. «На Бога надейся, а сам не плошай», — гово­рили всегда русские, а это подталкивало их к самостоятельным действиям, независимо от религиозных предписаний.

Во-вторых, в современных условиях русское православие — более архаичная и традиционная религия: молитвы произносят­ся на старославянском языке, непонятном даже для образован­ных людей.

В-третьих, православие содержит довольно суровые предпи­сания: нельзя входить в церковь в неподобающей одежде и ма­кияже, женщине нельзя носить брюки, голова ее должна быть покрыта платком или шарфом, в любую жару ее тело должно быть прикрыто. Об этом не будет лишним знать, если вы захо­тите поближе познакомиться с православными службами: впол­не возможно, что русские «бабушки» весьма активно напомнят вам о правилах.

Кроме того, почти половину дней в году русские православ­ные едят постную пищу, т.е. без мяса и животных продуктов. А накануне Пасхи в течение семи недель следует особенно стро­гий пост. Многие русские следуют этим традициям не только из религиозных, но и из гигиенических соображений.

В целом, предписания русской церкви, возможно, и не такие суровые и многочисленные, как, например, в других конфесси­ях, но вас заставят уважать их и следовать им, даже если вы посторонний наблюдатель или турист.

И, в-четвертых, присутствие во время русской литургии бу­дет непривычно иностранцу: с одной стороны, теплая атмосфе­ра, прекрасные иконы и необыкновенное пение приведет вас в восхищение. Но, с другой стороны, в русской церкви нельзя сидеть во время службы и пребывать в комфорте. В течение нескольких часов молящиеся стоят, кланяются в пояс. Может смутить обы-

чай целования икон многими молящимися. Если и вы захотите приложиться, знайте, что не стоит целовать лик, изображенный на ней! Это будет воспринято верующими как святотатство. В XVI веке во время польской интервенции, например, Марина Мни­шек, жена Самозванца, по незнанию поцеловала на иконе Бо­жью Матерь в губы, и этот эпизод мог бы стать в ее жизни последним: в православной традиции принято прикладываться к краю образа или окладу.

В-пятых, стоит напомнить о напряженных отношениях между православием и католичеством. Само слово «православие» образо­вано при переводе на русский язык греческого слова «ортодок­сия» и приобрело смысл «верное учение». Тем самым византийс­кое, или восточное христианство противопоставлялось западному (католическому). Таким образом, русские, по их собственному убеждению, более «правильно славили Бога», чем другие. Отсюда особое отношение к «другим» христианам, например, католикам. И это напряжение не ослабевает. Вспомним, например, бурю вокруг католической церкви в русских СМИ в начале 2002 г., когда в эти отношения вмешался даже МИД России, т.е. само государ­ство. Спор начался с проблемы проведения телемоста между Па­пой Римским и католиками России. Патриарх Алексий II назвал этот факт «вторжением католической конфессии на территорию России». Дальше —- больше: самые уважаемые и известные деяте­ли российской культуры написали письмо Президенту с лозун­гом: «Долой ватиканских миссионеров!», где не скрывали своего гнева по отношению к «католической экспансии».

Это можно расценить и как политические игры, и как на­копленное веками недовольство и раздражение, и как забвение принципа толерантности. По мнению директора Института ре­лигии Н. Маргелова, «русская православная церковь ощущает себя неуверенно, особенно после визита Папы Римского в страны Восточной Европы». Возможно, отсюда нервный тон высказыва­ний ее представителей, что влияет на всех верующих. Но при этом не каждый верующий ясно сможет вам объяснить, в чем отличие православия от католичества.

И последнее. Традиции русского православия таковы, что все, в том числе и преуспевшие в бизнесе люди, по совести должны жертвовать часть своего дохода или на дела церкви, или сиротам и нуждающимся. В этом-то и состоит секрет полного преображе­ния внешнего вида крупных городов России. Тот, кто видел Россию в последний раз хотя бы 10 лет назад, не поверит своим глазам при виде блистающих золотом и роскошным убранством много-

численных храмов (и не только православных) и отреставриро­ванных дворцов. Часто вся эта красота — не от щедрости или взрыва патриотических чувств государства и его чиновников. Все создано на церковные пожертвования и средства многочислен­ных преуспевших людей.

Наши рекомендации