Изобрести образование заново
Однако между тем, чему мы учим наших детей в первые 18 лет их жизни, и тем, чему мы могли бы их учить, по-прежнему сохраняется огромная пропасть. Почему мы не используем эти 18 лет в полной мере? Чему нам следует учить наших детей и кто должен дать ответ на этот вопрос?
Довольно неприятный ответ на первый вопрос — почему сохраняется старая образовательная система — можно найти на страницах этой книги. Общество, культура, а также властные структуры столь несовершенны потому, что они — продукт эволюции мемов, а не институты, созданные человечеством для собственного блага. Однако предположим, что мы в состоянии изменить систему образования наших детей. Какой она должна быть?
Представим, что на вас возложена ответственность за создание принципиально нового общества. Перед вами школа, в которой трудятся целеустремленные преподаватели, готовые нести знания голубоглазым детям, только что поступившим в первый класс. Ваша задача — придумать, что делать с этими детьми на протяжении последующих 12 лет, чтобы общество получило прекрасных граждан, которые приведут его к процветанию, а сами они получили бы возможность прожить прекрасную и полноценную жизнь. С чего бы вы начали?
Основная проблема действующей системы образования заключается в том, что мы слишком редко задаем себе такие вопросы. Если же такое случается, то новаторские предложения и призывы коренным образом изменить ситуацию мгновенно тонут в заскорузлой структуре образовательной системы и отступают перед человеческой боязнью изменений и перемен. Однако мы знаем: «что-то у нас не так». Мы часто слышим в последнее время разговоры о том, что учители не должны принижать человеческое достоинство учеников, и что «ориентированная на конкретный результат» система неэффективна, — это доказывает, что по крайней мере отдельные люди задумываются над проблемами образования.
Отток детей из государственных школ в частные продолжается, растет популярность домашнего образования, результаты школьных экзаменов с каждым годом все хуже — эти сигналы указывают на приближающийся кризис системы школьного образования. Как с ним справиться? И если мы даже найдем решение, как убедить руководство образовательной системы в необходимости перемен?
ЧТО ЖЕ САМОЕ ГЛАВНОЕ?
Давайте так: заведем наши часы. Мы только что вступили в жизнь. У нас только одна жизнь, мы должен научиться всему, что для нее необходимо, а затем ее прожить. Готовы? Поехали!
Чему мы будем учиться? Языкам? Изучать столицы мира? Математику? Историю музыки? Что бы вы ни выбрали, эти знания должны отличаться от информации, заложенной в генах, с которыми вы пришли в этот мир. К сожалению, перенос этой информации невозможен. Если вы верите в нечто подобное, то можете поискать какого-нибудь медиума или ясновидящего, который передаст вам часть сведений, полученных в предыдущие воплощения, но это отнимет у вас немало драгоценного времени и энергии, как и все другие формы обучения.
На рынке представлено около 1,4 миллиона книг, не говоря уже о библиотечных фондах и 100 ООО новых изданий, выходящих ежегодно. У вас не хватит времени, чтобы прочесть их. Какие из них вы выберете?
У вас есть пять миллиардов соседей — жителей нашей планеты. С кем из них вы будете разговаривать, кого возьмете себе в пример, у кого будете учиться? На какие уроки вы будете ходить, а с каких сбежите, чтобы околачиваться в кафе, напиваться на вечеринках и учиться «настоящей» жизни? С кем вы вступите в близкие отношения? Нужно помнить, что брак — это лучший (и возможно — наиболее дорогостоящий) курс самосовершенствования. Однако вам предоставлено очень ограниченное время для того, чтобы учиться — чему-либо у кого-либо. Быстро, выбирайте!
Благодаря генетической эволюции и последним достижениям медицины и различных технологий у вас есть все данные для того, чтобы «выжить» в этом физическом мире и приспособиться к нему. Что же касается мира разума, общества и культуры, то здесь дело обстоит иначе. Практически всему вам придется учиться с нуля. Если вы не возьметесь хорошенько за учебу, то вы выживете, конечно, но так никогда не узнаете, что вы пропустили, к чему вы могли прийти, как могла бы выглядеть ваша жизнь. Выхода нет — надо браться за дело.
Я слышал много разговоров о недостатках американской системы образования. Критики часто подчеркивают преимущества японской системы — там дети проводят в школе гораздо больше времени, чем у нас. Их модель предполагает более интенсивный образовательный процесс, как утверждают ее сторонники, из этих детей получаются более подготовленные и производительные работники. Я обычно задаю вопрос: для того ли мы учим детей, чтобы они работали лучше и производительнее?
На мой взгляд, не для того. Цель образования является создание процветающего общества, превращение его членов в людей свободных, счастливых и удовлетворенных свой жизнью. Опасаюсь, что не все со мной будут согласны.
Если вы ищете смысл жизни, то без труда найдете людей или целые организации, которые всегда будут рады дать вам ответ. Проблема, однако, заключается в том, что эти ответы либо служат их интересам, либо являются составной частью какого-либо психического вируса, чьей единственной целью является приобщение вас к той или иной религиозной системе ценностей. Тем не менее текущая тенденция устранять «все эти духовные вопросы» из школьной программы создает физический вакуум в душах выпускников, которые через несколько лет начнут поиски смысла жизни.
Нужно ли учить детей в школе «духовным ценностям»? Я думаю, что не нужно — и по целому ряду причин. Во-первых, власть склонна к коррупции. Отдельные люди и группы людей, которым будет предоставлено право решать — какие ценности следует преподавать в школах, вскоре оказались бы поражены всеми мыслимыми коварными или вредными психическими вирусами, существующими в природе, не говоря уже о новых вирусах, которые возникнут «специально по этому случаю». Принцип отделения государства от церкви позволяет избежать этой опасности.
Возможно, решением проблемы было бы отделение школы от государства. Может быть, пришло уже время полностью отказаться от самой идеи государственных школ, сдаться и признать, что эта система не работает? Возможно, существующая система централизованного образования — культурное установление, характеризуемое концентрацией власти, — оказалась слишком чувствительной к психическим инфекциям? Теоретически было бы очень полезно ликвидировать государственные школы и создать свободный рынок образования.
КТО ДОЛЖЕН РЕШАТЬ?
Действительно, кто? Кто должен решать, какие программы следует закладывать в детское сознание в первую очередь, прежде чем мы вытолкнем их из гнезда и дадим им возможность лететь куда им вздумается? Сейчас все решает случай. В сущности, сегодня школы настолько слабы, что большую часть своего «программного обеспечения» дети усваивают из телевизора. Немного мы прилагаем усилий к тому, чтобы сознательно направлять жизни наших детей посредством школьного образования. Учителя жалуются на перегрузку, — по их словам, только они пытаются что-то сделать, но с возложенной на них задачей не справляются. В результате дети, которые не находят сильной опоры в семье, теряются в волнах различного рода молодежных субкультур, обладающих крайне привлекательными и мощными мемами: молодежными бандами.
Некоторые говорят, что передача детям ценностей и жизненных ориентиров — это задача родителей; однако это правило не действует в отношении тех подростков, которые по большому счету семьи лишены. Школа могла бы стать таким местом, где развивались бы их интересы, где им показали бы, что вопреки всему перед ними открыты большие возможности.
ГРЯДУЩИЙ ВЕЛИКИЙ ПОВОРОТ
Вне зависимости от того, какой метод будет использован при реформировании школьного образования, грядущий великий поворот должен быть столь же масштабным, как переход от зубрежки и заучивания наизусть к программам, предполагающим развитие навыков самостоятельного мышления. Следующим шагом образовательной системы должно стать научение детей, каким образом решать для себя, что для них в жизни самое важное, чтобы облегчить им переход на третий уровень пирамиды образования.
Пусть они сами откроют, что их увлекает, что мотивирует, благодаря чему они ощущают свою ценность (известно, что это «самоуважение»), ради чего стоит жить. Пусть поймут, что цель жизни состоит в том, чтобы воспользоваться ответами на эти вопросы, а не служить шестеренкой в самовоспроизводящемся механизме случайно подвернувшейся культуры. Это важнее, чем внушать им «уважение к авторитетам» или призывать «сбросить ярмо доминирующих парадигм», важнее даже, чем даровать им лицензию на то, чтобы они сами себе служили авторитетом и создали свою собственную парадигму. Наша задача — научить их сознавать!
Немного боязно, не правда ли? Но единственный способ пересилить течение нашей эволюции, и вместо произвольных мемов, вершащих свой естественный отбор, передать ее руль людям — это сохранять абсолютную неколебимость в нашей вере, что каждый человек имеет неотъемлемое право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Теперь же мы учим детей только тому, как получать хорошие оценки и одобрение других людей. А стремление к признанию — это бланк с приглашением на Бал Вирусов. Это стремление делает из детей автоматов, на кнопки которых нажимают все мощные психические вирусы. Детей же следует учить определению собственных ценностей и стремлению именно к ним.
Сформулировать такую программу обучения, которая «программировала» бы сознание всех детей навыками, позволяющими им жить свободно и счастливо, а не в рабстве и отчаянии, — это очень трудная задача. Еще сложнее было бы убедить школы и учителей принять такую программу и активно ее использовать. Это кажется практически невозможным, — но есть ли у нас другой выход? Написав эти слова, я сделал свой первый небольшой шаг к достижению этой цели. Если вы к этой цели идете, отправьте мне письмо по адресу, указанному на обложке этой книги и дайте знать — что вы делаете. Не нужно откладывать работу — перед нами реальный кризис.
Рекомендуемая литература
Эволюция
Dawkins, Richard. The Blind Watchmaker (Norton, 1986). A convincing argument for evolution of species by natural selection, including merciless attacks on creationists and other non-Darwinian heretics.
Dawkins, Richard. River Out of Eden: A Darwinian View of Life (Basic Books, 1995). The executive summary of the state of the art in evolutionary biology. If you've only got a couple of hours to learn about evolution, this is the book to read.
Dawkins, Richard. The Selfish Gene, New Edition (Oxford University Press, 1989). Brilliant explanation of the selfish-gene concept. The first book to describe the concept of the тете.
Dennett, Daniel C. Danvin's Dangerous Idea: Evolution and the Meanings of Life (Simon & Schuster, 1995). A lucid, thorough, and brilliant exploration of universal Darwinism: how evolution by natural selection can and does apply to all aspects of the universe.
Plotkin. Henry. Danvin Machines and the Nature of Knowledge (Harvard University Press, 1993). Meaty and intellectual exploration of the evolutionary basis of knowledge and learning, a subject known as evolutionary epistemology.
Эволюция компьютеров
Levy, Steven. Artificial Life (Vintage Books, 1992). Fascinating roundup of the state of the art in this new field of computer science.
Эволюция мемов
Csikszentmihalyi, Mihaly. The Evolving Self (HarperCollins, 1993). Thoughts on the future as seen through the theory of memetic evolution.
Эволюционная психология
Buss, David М Ttie Evolution of Desire (Basic Books, 1994). A clear exposition of the mating-strategy aspect of evolutionary psychology, backed up by impressive academic studies.
Dennett, Daniel C. Consciousness Explained (Little, Brown, 1991). A masterwork about the nature of human thought with an excellent section on memes.
Wright, Robert. The Moral Animal: Why We Are the Way We Are: The New Science of Evolutionary Psychology (Pantheon, 1994). Incisive examination of the divergent evolution of male and female mating strategies, combined with a biography of Darwin.
Роли мужчин u женщин
Gray, John. Men are from Mars, Women are from Venus (HarperCollins, 1992). A practical, straightforward book explaining the differences in men's and women's needs and communication styles in relationships.
Культурные вирусы
Bulgatz, Joseph. Ponzi Schemes, Invaders from Mars, & More Extraordinary Popular Delusions and the Madness of Crowds (Harmony Books, 1992). Amazing stories of historical mind viruses. The one thing we learn from history is that we don't learn from history.
Rushkoff, Douglas. Media Virus! (Ballantine Books, 1994). Interesting exploration of the evolution of television and speculation on the use of Trojan horses to bundle hidden agendas with palatable memes.
Культы и программирование
Cialdini, Robert В. Influence: The Psychology of Persuasion, Revised Edition (Quill, 1993). Mind-boggling, easy-to-read book about psychological techniques being used every day to influence people's minds. If you liked Chapter 8, you'll love this book.
МсWilliams, Peter. Life 102: What to Do When Your Guru Sues Yon (Prelude Press, 1994). The author of several best-selling self-improvement books recounts the events that led to his being brainwashed into spending 15 years in and giving SI million to a cult.
Дзен
Cleary, Thomas. No Barrier: Unlocking the Zen Koan (Bantam, 1993). Superb explanation of Zen introduces a brilliant transla-tion of the Wumenguan, the most famous book of Zen riddle-lessons.
Hofstadter, Douglas R. Godel, Escher, Bach: An Eternal Golden Braid (Vintage, 1979). Even though Thomas Cleary claims Hofstadter doesn't really grok Zen, any serious student of the nature of the mind should read this Pulitzer-Prize winning labor of love.
Pirsig, Robert M. Zen and the Art of Motorcycle Maintenance (Bantam, 1974). Autobiographical narrative of the author's inquiry into the nature of reality, distinctions, and sanity. Starts like a travelogue, but takes a sharp turn into the philosophical in Chapter 6. I
Цель жизни
Brodie, Richard. Getting Past OK: A Straightforward Guide to Having a Fantastic Life (Warner Books, 1995). How to use the art of mental reprogramming to transform your quality of life, told through the author's personal life experiences and illustrated with Eggbert cartoons.
Frankl, Viktor. Man's Search for Meaning (Washington Square Press, 1984). Moving, thoughtful, and persuasive argument for having a life purpose told through firsthand accounts of life in Nazi death camps.
Maslow, A. M. The Farther Reaches of Human Nature (Penguin, 1971). Very difficult reading about the nature of self-actualization and higher human values, but if you like authoritative credentials, you can't get much better than Maslow's.
Особая признательность
Благодарю Сьюзен Гоплен, Грега Казника, Билла Марклайна и Стивена Салта. Каждый из них уделил много времени и сил для того, чтобы помочь мне продумать форму и содержание «Как программируют ваше сознание». Их поддержка проявилась не только в тех идеях, которые они обсудили с автором, но и в сочувствии и внимании ко мне, когда я писал эту книгу.
Марк де Хайнг, Боб Мэтью и Ллойд Сайден в своих глубоких откликах на рукопись этой книги предложили мне внести большое число уточнений. Основываясь на их критических пожеланиях и замечаниях, я переписал несколько глав.
Джордж Атертон, Джон Бейзмор, Робин Бурчет, Дан Ден-нет, Эштон Макэндрю, Холи Марклайн, Элан Мориц, Ричард Поклингтон, Питер Райнерсон, Мэтью Сенфт, Чарльз Саймони, Бретт Томас и Эрик Зинда нашли время в своем напряженном графике, чтобы высказать отдельные замечания по рукописи.
Мой брат, Марк Броуди, прилетел из Юго-Восточной Азии как раз вовремя. В последнюю минуту он успел вычитать текст и оказать мне моральную поддержку.
Наконец, особая благодарность, Ричарду Доукинсу, который позволил мне оставить название этой книги в ее первоначальном виде, — мне не было известно, что выражение Virus of the Mind ранее было использовано в его эссе.
Мои гены выражают вам особую признательность. Мои мемы благодарят вас Мои психические вирусы говорят вам спасибо. И я благодарю вас.
Об авторе
Ричард Броуди более всего известен как автор программы Microsoft Word. Его первая книга, посвященная самосовершенствованию, «Одобри свое прошлое», получила признание во всем мире и стала бестселлером. Его книга о меметике, Virus of the Mind, открывает новую эру в изучении этой науки. На протяжении 52 недель она входила в сотню самых популярных книг интернет-магазина Amazon.com. Virus of the Mind был рекомендован рядом высших учебных заведений в качестве учебника. Искусный оратор, Ричард Броуди выступил в нескольких теле-и радиопередачах. В конечном счете, он был приглашен в такое популярное американское ток-шоу, как Oprah!
Ричард Броуди женат. Он живет недалеко от Сиэтла. У него обширные и разнообразные интересы. Основное хобби автора в данный момент — обучение игре в покер. Господин Броуди поставил себе цель — попасть в World Poker Tour.
Адрес сайта Ричарда Броуди в сети Интернет — www.meme-central.com. Там же вы можете оставить свое сообщение для автора.
[1]Казник, Чарльз и я в конце 70-х гг. работали в компании Xerox. Казника всегда звали по фамилии, потому что в фирме работало два других Грега. И когда Чарльз поворачивал голову к Казнику и звал его по фамилии («Казник!»), это тоже было броским и запоминающимся мемом. Другой мем заключается в том, что бывшие работники фирмы Xerox не называли фотокопии по имени фирмы — «ксерокопиями». Это было частью корпоративной культуры, нам это внушили в фирме. Оба этих мема закрепились в нашем сознании, и мы использовали их и тогда, когда работали в Microsoft.
[2]Этот метод терапии близок к так называемой когнитивной терапии (cognitive therapy), основанной в 50-х годах психологами Альбертом Эллисом (Albert Ellis) и Аароном Беком (Aaron Beck). Последователи этого метода исходят йз положения, что такие нежелательные психические состояния, как депрессия, развиваются из неправильных взглядов пациента («когниций») на жизнь и мир. Если пациент создает неадекватную модель действительности, то у него очень мало шансов в этой жизни преуспеть. Терапевт в беседах с пациентом на основе четкой методики выявляет и «корректирует» некорректные или не соответствующие действительности убеждения пациента. В конечном счете пациент получает усовершенствованную «рабочую модель» мира и способа жизни в нем, и его состояние улучшается.
[3]Следует, однако, отметить, что мем «я не хочу быть похожей на свою мать» передается непосредственно.
[4]Даже полуистина «Солнце садится на западе» опирается на сомнительные допущения. Как-то раз, стоя иа террасе своего дома в Сиэтле в День независимости, я смотрел на прекрасный закат и вдруг воскликнул: «Ничего себе! Солнце садится на севере!» И действительно, терраса выходит на запад, а мне, чтобы увидеть закат, пришлось повернуться на 90 градусов.
Почему это произошло? Во-первых, вовсе не было «Истиной» то, что моя терраса выходит на север. В Сиэтле мы привыкли считать, что залив «где-то на западе», однако недалеко от моего дома береговая линия изломана, и залив в действительности «где-то на юго-востоке».
Во-вторых, солнце далеко не всегда садится на западе! За границей полярного круга летом солнце вообще не «заходит», оно лишь «склоняется» к Северному полюсу, а затем снова «восходит». Немного южнее Северного полярного круга, например, в Финляндии, в период летнего солнцестояния ночь очень коротка: солнце лишь скрывается за горизонтом — и как раз на севере! И даже в Сиэтле, в конце июня, когда дни долгие, а ночи короткие, солнце садится и восходит почти на севере. Благодаря двум этим «полуистинам» получилось так, что я наблюдал закат на севере. (Благодарю Уильяма Кальвина за разъяснения.)
[5]Если вы полагаете, что самой мощной движущей силой природы является Бог, то не стоит забывать, что он создал нас по Своему образу и подобию. А ведь это пример саморепликации!
[6]Если, впрочем, это произойдет, то благодаря использованию более совершенного языка «программирования», в котором потребности генной инженерии будут «переведены» в «формат» нитей ДНК (так язык программирования совмещает замыслы программиста с машинным языком в виде фактических команд, которые выполняет компьютер). Когда это случится, в супермаркетах можно будет купить живые пылесосы, которые ночью сами будут бегать по вашему дому и высасывать пыль из полов и ковров. Для «взрослых» развлечений откроются огромные возможности, хотя в моральном плане это вызовет немало вопросов.
[7]Выражение «точка зрения вируса» во многом напоминает то, что биологи-эволюционисты называют «телеологической ошибкой»: тенденцией приписывать сложные эволюционные мотивы бессловесным животным или биомолекулам. В действительности мы рассматриваем «знание» вирусов, «полученное» ими на протяжении миллиардов лет эволюции, а не меметические мысли, которыми обладают люди.
[8]В последнее время зародилась новая и очень интересная сфера научно-исследовательской деятельности — моделирование эволюционных процессов с помощью компьютеров. Подробнее см. здесь: Steven Levy, Artificial Life (Vintage Books, 1992).
[9]Отдельные участки молекулы ДНК отца могут совпадать с ДНК матери, вследствие чего детеныш будет обладать более 50 % общих участков молекулы ДНК со своей матерью.
[10]Feldman, David. When Did Wild Poodles Roam the Earth? (HarperPerennial, 1992). Пустые страницы в конце книг остаются по причине того, что в типографиях страницы книги отпечатываются сразу — на большой странице, так называемом «печатном листе». Если количество страниц в книге не совпадает с количеством страниц в печатном листе, то в конце книги остаются пустые страницы. Кнопки механического закрытия дверей в лифте предназначаются прежде всего для пожарных, которые могут воспользоваться ими во время тушения пожара. В «мирное время» эти кнопки иногда срабатывают и позволяют закрыть двери, однако обычно они отключены.
[11]Я слышал, что один из членов организации Mensa — международного клуба для людей с высоким IQ (которым обладают лишь 2 % населения Земли), опубликовал следующее рекламное объявление, — по-видимому, пытаясь таким образом упрочить «приспособленность» тех участков молекулы ДНК, которые благоприятствуют появлению у людей высокого интеллекта: «Чем вы умнее, тем больше детей у вас должны быть». Хотя у подобных призывов на первый взгляд мало общего с преступной мечтой Гитлера о заселении Земли «расой господ», он представляется еще более спорным, чем предложение проводить искусственную селекцию людей с той или иной целью.
[12]Олени, безусловно, еще не успели приспособиться к изобретению огнестрельного оружия. Однако не стоит удивляться, если через несколько поколений мы увидим большую часть этих животных с такой окраской, такой шкурой и даже такой формой головы, которые не вызовут интереса ни у одного охотника. Уже сейчас на юго-западе Соединенных Штатов гремучие змеи не издают никаких звуков: они «вскакивают» и трясут своим хвостом, как обычные гремучие змеи, однако при этом не издают характерного свиста. Вероятно, этот вид уже понял, что издавать громкий звуковой сигнал означает стать чьей-нибудь мишенью.
[13]В действительности целый ряд участков молекулы ДНК идентичен у людей и млекопитающих. Вполне естественно, что мы заботимся и о них. Было бы небезынтересным увидеть такую научную работу, в которой исследовалась бы взаимосвязь между вниманием, которое люди уделяют внимания тем или иным животным видам, и степенью генетической близости между людьми и этими видами. Я не сомневаюсь, что собаки и кошки побили бы шимпанзе, несмотря на то, что шимпанзе генетически нам ближе. Почему? Ответ на этот вопрос вы найдете на стр. 236.
[14]Dane Jordan, 1001 Facts Somebody Screwed Up, Longstreet Press, 1993. Автор со смущением констатирует: «Ралф Уолдо Эмерсон вовсе не утверждал, что „Непостоянство — свойство малого ума“, он говорил: „Непостоянство глупца — свойство малого ума“. Чувствуете разницу?» Еще бы.
[15]Исследование эволюции спама и электронных рассылок представляет самостоятельный интерес. Не так давно в одной из электронных конференций появилось предупреждение, скоро вам придет сообщение, которое вы не должны читать, потому что оно содержит вирус. Конечно же автор этого предупреждения просил всех, кому оно попадется на глаза, копировать его и пересылать другим. Опытные пользователи сети Интернет удивлялись, каким образом текстовое сообщение может заразить компьютер вирусом, — для этого по меньшей мере нужна программа, которую нужно будет запустить, тогда как самого по себе вывода текста на экран недостаточно. И все же через неделю копии этого предостережения появились везде. Вопрос: какое сообщение содержало вирус?
[16]В книге Дэвида Басса «Эволюция влечения» (David Buss, The Evolution of Desire) представлены очень интересные данные о том, что является причиной для ревности у мужчин и у женщин. В рамках исследования, проведенного самим Бассом, удалось выяснить, что 60 % мужчин легче перенесли бы глубокую эмоциональную привязанность их полового партнера (жены) к другому мужчине, чем ее супружескую неверность. И напротив, 83 % женщин предпочли бы половую неверность своих партнеров, а не «эмоциональную измену».
[17]С безопасностью связан еще один инстинкт, который сопровождается чувством отвращения. Это очередной пример «хаотичной сборки», которая совершается в процессе эволюции: неизвестно, почему в одних ситуациях мы испытываем отвращение, а в других — страх. Мне представляется, что чувство отвращения возникло раньше, потому что это более простой механизм, чем страх. Дело в том, что отвращение в нас вызывают очень «древние» опасности — очевидные проявления телесных болезней, токсичные испарения и ядовитые субстанции. Природа выработала множество инстинктов, связанных с чувством безопасности: даже одноклеточные организмы избегают враждебной среды и изыскивают благоприятные условия.
[18]По крайней мере, Coca-Cola рассчитывает на то, что эта реклама заставляет отличать напиток от других. Их может ввести в заблуждение их же собственная меметическая программа! Подробнее об этом мы поговорим в Главе 9.
[19]Раппорт (связь) и отражение — термины НЛП (прим. пер.)
[20]Лично я с тех пор, как впервые услышал о рекламе, воздействующей на подсознание, вижу слово «секс» в каждом стакане напитка со льдом — теперь я обладаю соответствующим мемом-различием!
[21]Подробнее об этом в кн. Douglas Rushkoff, media virus (Ballantine, 1994)
Автор использует термин «вирус» в том значении, которое я придаю понятию «троянского коня» — иными словами, имеется в виду группа мемов, скрытых за сладкой оболочкой других мемов.
[22]Словно бы в подтверждение истинности моих слов один из рецензентов написал напротив этого абзаца на полях: «Осторожней — не отпугивай Oprah!».
Да разве я собирался отпугивать Oprahl
[23]Источник: Advance Report of Final Mortality Statistics, 1992, опубликовано a Monthly Vital Statistics Report, Vol. 43, №.6, Supplement. March 22,1995.
[24]Современные историки религии считают, что мем ада был изобретен евреями во время римских завоеваний. Тогда этот мем еще не сочетался с мемом свамгелиэма — он попросту служил объяснением, почему Бог смотрит сквозь пальцы на страдания избранного народа и на благоденствие нечестивых язычников. Пусть у римлян, гласил этот новый мем. сейчас дела идут неплохо — им придется ответить за все в Аду. Однако концепция Ада не играет в иудаизме существенной роли. В полной мере она была задействована уже христианской религией, которая сочетал ее с мемом-стратегней евангелизма. Полученную смесь вменили в обязанность распространять повсеместно как христианскую веру, которая может спасти неверующих.
[25]Следует, однако, уверовать в истинность этой религии, прежде чем участвовать в религиозных празднествах: к трапезам допускаются только бахаисты.
[26]Я знаю об одном человеке, который путешествует по всему миру и читает лекции о том, что теория происхождения видов в ходе эволюции является, безусловно, ошибочной — своего рода религиозная дезинформация! Однажды я видел телепрограмму с его участием. Логические пробелы в речах лектора доставили мне злорадное удовлетворение. Вся примеры:
«Взгляните, какое красочное оперение у птиц! Не существует научного объяснения этому! Это просто красиво! Только Бог мог такое создать!»
«Обратите внимание на то, как сложно устроен глаз! Было бы глупо думать, что он мог возникнуть в ходе эволюции это произведение Бога!»
«Наука не способна объяснить гибель динозавров! Я вижу в этом Божий перст — динозавры, наверное, утонули во время потопа!» (Судя по всему, они были слишком велики, и потому не поместились в ковчег Ноя).
Если логические недостатки этих аргументов не представляются очевидными, и вам нравятся едкие нападки на креационизм, рекомендую книгу Richard Dawkins.The Blind Watchmaker (Norton. 1987).
[27]Интересный и познавательный рассказ о схеме Понци и некоторых других вирусоподобных явлений см. в кн. Joseph Bulgatz. Ponzi Schemes, invader from Mars A More Extraordinary Popular Delusions and the Madness of Crowds (Harmony Books, 1992).
[28]Хотите узнать, что такое «вирус прибыли»? Я вам могу прислать один довольно простой, но весьма прибыльный образец. В качестве продукта можно использовать мою книгу. Для получения информации отправьте конверт с обратным адресом и оплаченной доставкой по адресу; Profit Virus, с/о Integral Press, 1202 Е. Pike St. Suite 786-J. Seattle. WA 98 122.
[29]Я долгие годы работал в Microsoft, потому что разделял ценности этой компании. Мне нравилась роль «специального агента», который приходит на работу и «спасает ситуацию». И когда фирма достигла небывалого успеха, у меня возникло чувство, что все складывается слишком хорошо и моя помощь фирме больше не нужна. Утрата ощущения цели привела к тому, что я потерял интерес к дальнейшей работе в фирме и принял решение изменить профессию: я стал писателем и учителем. Однако перед уходом я долгое время раздумывал, не перейти ли мне в только что открытый отдел по обслуживанию клиентов, где у меня вновь появился бы шанс создать что-то важное «с нуля».
[30]Я не хочу сказать, что все курсы организовываются мошенниками. По крайней мере, один из курсов, использующий такую Вирусную оболочку, меня многому научил. К сожалению, я посещал несколько других, которые были явными «культами». Мой совет: прежде чем принять участие в такого рода занятиях, узнайте мнение человека, которому вы доверяете, кто живет так, как вы хотели бы жить, и кто не имеет ничего общего с организацией, предлагающей участвовать в курсе.