Учебно-методический комплекс
Игра “Домино”
Правила игры. Играют от двух до десяти человек. Игрокам раздаётся одинаковое количество карточек. Начинает игрок, которому досталась карточка со словом “психика” и номером 1. Он кладёт эту карточку на игровое поле. Следующим ходит тот, у кого имеется карточка, дополняющая лежащую на столе. Задача игроков в том, чтобы выстроить такую последовательность из карточек, чтобы понятие каждой последующей карточки соответствовало определению на предыдущей и наоборот. Игроки в процессе игры могут помогать друг другу.
Вариант игры. Группа делится на команды, каждой из которых раздаётся по комплекту карточек. Задача: как можно быстрее составить последовательность карточек. Выигрывает та команда, которая первая выполнит задачу.
Игра “Лото – 2”
Инструкция:
Количество игроков: от 2 до 10 + 1 ведущий. Каждому раздаются по одной карточке, на которой изображены цифры в шести ячейках. Ведущий случайным образом называет число, и тот, у кого в карточки есть это число, поднимает руку и ведущий ему зачитывает вопрос под этим номером. Если игрок отвечает правильно, то он на карточке закрывает это число. Таким образом зачитываются все вопросы, и в конце можно оценить уровень знаний по психологии, посчитав количество закрытых ячеек (правильных ответов на вопросы):
1 - 2 – неудовлетворительно;
3 – удовлетворительно;
4 - 5 – хорошо;
6 – отлично.
Вопросы:
1. Cубъективное отражение объективной реальности.
Ответ: психика.
2. Специфически человеческие, общественно-исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия, опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития.
Ответ: высшие психические функции.
3. Умение “поступать вопреки”, поведение, не зависящее от внешних и внутренних факторов.
Ответ: спонтанная активность.
4. Динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.
Ответ: психические процессы.
5. Категория психических процессов, объединяющая в себе ощущение, восприятие, представление, память, мышление и воображение.
Ответ: познавательные.
6. Активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.
Ответ: деятельность.
7. Процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения.
Ответ: сенсомоторные процессы.
8. Процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию.
Ответ: интериоризация.
9. Процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие.
Ответ: экстериоризация.
10. Система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис - набор правил, по которым строятся предложения
Ответ: язык.
11. Низшийпсихический процесс отражения отдельных свойств предметов или явлений внутреннего и внешнего мира при непосредственном контакте с органами чувств.
Ответ: ощущение.
12. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Ответ: нижний порог ощущений.
13. Ощущения, возникающие в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза.
Ответ: зрительные.
14. Психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.
Ответ: восприятие.
15. Обманы восприятия, возникающие вне непосредственной связи с реальными раздражителями внешней среды.
Ответ: галлюцинации.
16. Направленность и сосредоточенность психической активности на каком-либо предмете либо действии.
Ответ: внимание.
17. Рефлекторная реакция организма на раздражитель
Ответ: непроизвольное внимание.
18. Высший психический процесс запечатления, хранения и воспроизведения прошлого опыта. Ответ: память.
19. При каком виде памяти информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией.
Ответ: непроизвольная память.
20. При каком виде памяти информация запоминается целенаправленно, с помощью специальных приемов.
Ответ: произвольная память.
21. Какой вид памяти обеспечивает длительное хранение информации.
Ответ: долговременная память.
22. Вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности.
Ответ: оперативная память.
23. С помощью этого процесса памяти человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения.
Ответ: забывание.
24. Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.
Ответ: наглядно-действенное мышление.
25. Вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.
Ответ: наглядно-образное мышление.
26. Вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Ответ: словесно-логическое мышление.
27. С помощью этой операции мышления можно сопоставлять вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия
Ответ: сравнение.
28. Мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов.
Ответ: анализ.
29. Операция мышления, с помощью которой можно восстановить целое из элементов, находя существенные связи и отношения.
Ответ: синтез.
30. Отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, раскрытие существенных связей.
Ответ: обобщение (генерализация).
31. Форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями.
Ответ: суждение.
32. Свойство мышления, позволяющее адекватно оценивать явления окружающего мира, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.
Ответ: критичность мышления.
33. Высший психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений в новые необычные сочетания.
Ответ: воображение.
34. Один из видов активного воображения, конструирование новых образов.
Ответ: продуктивное (творческое) воображение.
35. Вид воображения, воспроизведение действительности.
Ответ: репродуктивное (воссоздающее).
36. Создание образа способом соединения качеств, свойств, частей
Ответ: агглютинация.
37. Высшая, свойственная лишь человеку форма отражения действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности, обеспечивающих преемственность опыта, единство и многообразие поведения.
Ответ: сознание.
38. Процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя.
Ответ: рефлексия, самосознание
39. Выражение отношения субъекта к явлениям объективной действительности.
Ответ: смысл.
40. Совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта.
Ответ: бессознательное.
41. Психический процесс отражения отношения субъекта к явлениям внутреннего и внешнего мира
Ответ: эмоции.
42. Термин, введенный И. П. Павловым, для обозначения целостного нервного механизма, осуществляющего прием и анализ сенсорной информации определенной модальности.
Ответ: анализатор.
43. Сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, сопровождаемое резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями
Ответ: аффект.
44. Совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности.
Ответ: мотивация.
45. Сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Ответ: воля.
46. Индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека, связанные с успешностью выполнения какой-либо деятельности, но не сводящиеся к знаниям, умениям и навыкам.
Ответ: способности.
47. Природные предпосылки способностей.
Ответ: задатки.
48. Реакция организма на биологически не значимые свойства среды.
Ответ: чувствительность.
49. Индивидуально-своеобразные свойства психики, отражающие динамику психической деятельности человека, и проявляющиеся независимо от его целей, мотивов и содержания и остающиеся почти неизменными в процессе всей жизни.
Ответ: темперамент.
50. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.
Ответ: характер.
51. Эффект, возникающий в результате взаимодействия анализаторов, когда раздражитель действует на один, а чувствительность появляется в другом.
Ответ: синестезия.
52. Понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир.
Ответ: эмпатия.
53. Соединение разнородных взглядов, идей и теорий
Ответ: эклектика.
54. Наука об общебиологических основах и закономерностях поведения животных, сравнительная психология.
Ответ: этология.
55. Знаковая система, отражающая опыт человечества.
Ответ: язык.
56. Автор теории установки.
Ответ: Узнадзе Д.Н.
57. Действие, доведённое до автоматизма и не нуждающееся в сознательной регуляции и контроле.
Ответ: навык.
58. Психическое состояние нарастающего внутреннего напряжения, психологическая реакция, связанная с разочарованием, неудачей в попытке достичь цели.
Ответ: фрустрация.
59. Родоначальник тестирования.
Ответ: Ф. Гальтон.
60. Интеллектуальное явление, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождение её решения.
Ответ: инсайт.
Игра “Лото - 3”
Правила игры:
Играют до 21 человека + 1 ведущий. Игрокам раздаются большие карточки с написанными на них понятиями. Ведущий достаёт из перемешанной колоды маленькую карточку и зачитывает написанное на ней определение. Игрок, у которого на большой карточке имеется понятие, соответствующее зачитанному определению, как можно быстрее сообщает об этом ведущему. Игрок, который правильно и раньше всех (первый) назвал понятие, берёт маленькую карточку у ведущего и кладёт её в ячейку большой карточки, закрывая соответствующее понятие. Если после прочтения ведущим маленькой карточки обладатель определяемого понятия не найден, то карточка кладётся под низ колоды. Ведущий читает следующую карточку. Выигрывает тот игрок, который первым закроет все ячейки в большой карточке. Если ни один игрок не закрыл все ячейки, то победителем считается тот, у кого закрыто больше ячеек.
Отражение отдельных свойств предметов или явлений внешнего мира или внутреннего состояния организма при непосредственном контакте раздражителя с органом чувств. (ощущения) | Опосредованное и обобщенное отражение человеком его действительности в ее существующих связях и отношениях. (мышление) | Индивидуальное, природнозаданное сочетание динамических характеристик психики. (темперамент) | Его нарушение называется "агнозия” . (восприятие) |
Формы его проявления: агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация. (воображение) | Бывает генетическая, сенсорная, иконическая, кратковременная, оперативная, долговременная, автобиографическая. (память) | Реакция на биологически значимые для жизни условия среды. (раздражимость) | Беспричинный страх. (фобии) |
Это открытая система самоуправления целесообразной жизнедеятельностью организма. (психика) | Осознавание своих потребностей, побуждение к поступкам в соответствии со своими убеждениями. (мотив) | Оно бывает произвольное, непроизвольное и послепроизвольное. Непроизвольное бывает вынужденное, невольное и привычное. (внимание) | Она отличает человека от животного. Бывает устная, письменная, внутренняя, жестовая, эгоцентрическая. (речь) |
Школа, которая отвергла как сознание, так и бессознательное в качестве предмета психологии. (бихевиоризм) | По мнению К.Изарда их 10 базовых: радость, горе, удивление, страх, гнев, стыд, интерес, отвращение, презрение, вина. (эмоции) | Автор культурно-исторического подхода в психологии. (Выготский Л.С.) | Высший уровень сознательной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении целей. (воля) |
Приобретение прижизненного опыта или условные рефлексы. (научение) | Школа, созданная З.Фрейдом. (психоанализ) | Позитивное использование того, что есть в каждом из направлений психологии. (эклектика) | Длительное эмоциональное состояние. (настроение) |
Основатель этой школы Макс Вертгеймер. (гештальтпсихология) | Отражение в сознании желательности чего-либо, переживаемое как напряжение, побуждающее психическую активность. (потребность) | Согласно его теории, разность нашего поведения зависит от количества жидкости в организме - крови, слизи, желчи и черной желчи. (Гиппократ) | Формы его проявления: агглютинация, гиперболизация, схематизация, типизация. (воображение) |
Он создал иерархическую модель потребностей человека, высшее место в которой отвел потребности в самоактуализации личности. (А.Маслоу) | Тождественность объектов по своей структурной или функциональной организации. (изоморфизм) | Усреднение из общего, но реальное. (представление) | Её автор - Узнадзе Дмитрий Николаевич. (Теория установки) |
Игра “Сопоставление - 1”
Инструкция:
Играют от 2 до 5 игроков. Игроки по очереди вытягивают карточки с названиями тем и оставляют их у себя, не объявляя вслух свои темы. Затем на всех игроков раздается колода карточек со словами или фразами, относящимися к разным темам. Задача игроков: собрать по шесть карточек, относящихся к теме, которую они вытянули. Это происходит следующим образом: игроки читают надписи на своих карточках, и выбирают те, которые им не нужны, затем, обмениваются по одной табличке с соседним игроком (по часовой стрелке) и т.д. Кто первый набирает шесть табличек его темы - победитель.
Ответы
1. Восприятие:
- зрительные иллюзии
- чувственный образ
- органы чувств
- объективация
- аккомодация
- свойство: целостность
2. Когнитивный подход:
- А. Бек
- иррациональные установки
- техника: сократовский диалог
- А. Эллис
- рационально-эмотивная терапия
- когнитивные искажения
3. Л.С. Выготский:
- культурно-исторический подход
- зона ближайшего развития
- новообразования
- зона актуального развития
- оппонент Пиаже в вопросе о развитии речи
- всякая психическая функция в развитии человека появляется дважды
4. Проективные методы диагностики личности:
- Тест Люшера
- Пятна Роршаха
- Методика «Незаконченные предложения» Сакса и Леви
- Дом. Дерево. Человек. Дж. Бука
- Несуществующее животное
- Тест фрустрации Розенцвейга
5. Нарушения сознания:
- синдром оглушения
- делирий
- онеиройдный синдром
- кома
- аменция
- обнубиляция
Восприятие | Л.С. Выготский |
Когнитивный подход | Проективные методы диагностики личности |
Нарушения сознания |
Зрительные иллюзии | Чувственный образ | Органы чувств |
Объективация | Аккомодация | Свойство: целостность |
А. Бек | Иррациональные установки | Техника: сократовский диалог |
А. Эллис | Рационально-эмотивная терапия | Когнитивные искажения |
Культурно-исторический подход | Зона ближайшего развития | Новообразование |
Методика «Незаконченные предложения» Сакса и Леви | Оппонент Пиаже в вопросе о развитии речи | Всякая психическая функция в развитии человека появляется дважды |
Тест Люшера | Пятна Роршаха | Зона актуального развития |
Дом. Дерево. Человек. Дж. Бука | Несуществующее животное | Тест фрустрации Розенцвейга |
Синдром оглушения | Делирий | Онеиройдный синдром |
Кома | Аменция | Обнубиляция |
Игра “Сопоставление - 2”
Инструкция:
Карточки с вопросами и ответами делятся между участниками игры. Задача: как можно быстрее и правильно сопоставить вопросы с ответами (в карточках вопросов есть код в правом верхнем углу). Правильность ответов проверяется по ключу.
Ключ:
Память (“Q”)
1. Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта (память);
2. Процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее (запоминание);
3. Процесс извлечения из памяти сохраненного материала (воспроизведение);
4. Автоматическое запоминание и воспроизведение информации, происходящее без усилий со стороны человека и установки на запоминание (непроизвольная память);
5. Память, основанная на повторении материала без его осмысливания (механическая память);
6. Память, отвечающая за сохранение в сознании переживаний и чувств (эмоциональная память);
7. Закон памяти: лучше запоминается информация, расположенная в начале и в конце ряда, хуже запоминается середина ряда (закон края);
8. Закон памяти: всякое последующее запоминание тормозит предыдущее (закон торможения);
9. Память на информацию об анатомическом, физиологическом строении и врожденных формах поведения (генетическая память);
10. Произвольное воспроизведение, связанное с преодолением трудностей (припоминание);
11. Сторонники этой теории памяти считают, что информация запоминается вследствие химических изменений в нервных клетках под воздействием раздражителей (химическая теория);
12. Процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала (забывание);
13. Вид памяти, обеспечивает единство самосознания личности на всех этапах ее жизненного пути (личностная память);
14. Вид памяти, включающий в себя зрительную, слуховую, двигательную, осязательную, обонятельную и вкусовую память (образная память);
15. Память, рассчитанная на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней (оперативная память);
16. Явление более полного и точного воспроизведения сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально заученным (реминисценция);
17. Теория забывания, согласно которой прошлая и последующая информация вытесняют друг друга (теория интерференции);
18. Закон памяти: чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается новое (закон объема знаний);
19. Закон памяти: запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой задачу запомнить «всерьез и надолго» (закон установки);
20. Закон памяти: информация легче запоминается и воспроизводится, если ее соотносить с другими одновременными впечатлениями (закон контекста).
Мышление (“W”)
1. Высший психический процесс преобразования действительности и решения задач (мышление);
2. Форма мышления, отражающая существенные свойства предметов и явлений (понятие);
3. Форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями (суждение);
4. Форма мышления, на основе суждений делается определенный вывод (умозаключение);
5. Мыслительная операция разделения предметов или явлений на части или свойства (анализ);
6. Мыслительная операция объединения частей в целое (синтез);
7. Характеристика развитого мышления: умение использовать собственный опыт и независимость собственной мысли (самостоятельность мышления);
8. Характеристика развитого мышления, выражающаяся в наиболее объективной оценке себя и окружающих (критичность мышления);
9. Вид мышления, характеризующийся быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, малоосознанностью (интуитивное мыщление);
10. Характеристика развитого мышления, способность анализировать, сравнивать, находить существенное (глубина мысли);
11. Вид мышления, опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами (наглядно-действенное мышление);
12. Левополушарный тип мышления, когда человек ищет только одно возможное решение (конвергентное мышление);
13. Тип мышления, характеризуется познанием законов, правил, разработкой концепций и гипотез (теоретическое мышление);
14. Вид мышления, характеризуется опорой на представления и образы (наглядно-образное мышление);
15. Вид мышления, осуществляется при помощи логических операций с понятиями (словесно-логическое мышление);
16. Четыре этапа, выделяемых в процессе решения проблем (понимание и формулирование проблемы, перебор вариантов решения, выбор одной гипотезы, реализация решения);
17. Правополушарный тип мышления, когда человек ищет множество решений (дивергентное мышление);
18. Уровни нравственного мышления, выделенные Кольбергом (доконвенциальный или дотрадиционный, конвенциальный или традиционный, постконвенциальный);
19. Поведению другого человека приписываются внутриличностные детерминанты (фундаментальная ошибка атрибуции);
20. Тип обучения, формирующий самостоятельное, творческое, продуктивное мышление (проблемное, поисковое обучение).
Воображение (“E”)
1. Высший психический процесс отражения действительности в новых, необычных сочетаниях (воображение);
2. Способ создания образа: увеличение, уменьшение размеров или частей (гиперболизация);
3. Способ создания образа: сглаживание отдельных элементов, выделение общего из объекта (схематизация);
4. Группа исследователей, считающие функцию воображения первичной (интуитивисты);
5. Группа исследователей, считающие функцию воображения вторичной (ассоцианисты);
6. Способ создания образа: в одном объекте собираются типичные признаки для класса (типизация);
7. Способ создания образа: “склеивание”, соединение качеств, свойств, частей (агглютинация);
8. Вид воображения: воспроизведение реальности (воссоздающее или репродуктивное воображение);
9. Вид воображения: спонтанное возникновение образов (пассивное воображение);
10. Вид воображения: построение действительности (творческое или продуктивное воображение);
11. Отодвинутые во времени желания, связанные с действительностью (мечты);
12. Психические процессы, с которыми многие авторы склонны отождествлять воображение (мышление, память);
13. Функции воображения (образное представление действительности, регулирование эмоционального состояния, произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, формирование внутреннего плана действий).
Q1 Процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта | Q2 Процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее | Q3 Процесс извлечения из памяти сохраненного материала | Q4 Автоматическое запоминание и воспроизведение информации, происходящее без усилий со стороны человека и установки на запоминание |
память | запоминание | воспроизведение | непроизвольная память |
Q5 Память, основанная на повторении материала без его осмысливания | Q6 Память, отвечающая за сохранение в сознании переживаний и чувств | Q7 Закон памяти: лучше запоминается информация, расположенная в начале и в конце ряда, хуже запоминается середина ряда | Q8 Закон памяти: всякое последующее запоминание тормозит предыдущее |
механическая память | эмоциональная память | закон края | закон торможения |
Q9 Память на информацию об анатомическом, физиологическом строении и врожденных формах поведения | Q10 Произвольное воспроизведение, связанное с преодолением трудностей | Q11 Сторонники этой теории считают, что информация запоминается вследствие химических изменений в нервных клетках под воз-действием раздражителей | Q12 Процесс, характери-зующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала |
генетическая память | припоминание | химическая теория | забывание |
Q13 Вид памяти, обеспечивает единство самосознания личности на всех этапах ее жизненного пути | Q14 Вид памяти, включающий в себя зрительную, слуховую, двигательную, осязательную, обонятельную и вкусовую память | Q15 Память, рассчитанная на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней | Q16 Явление более полного и точного воспроизведения сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально заученным |
личностная память | образная память | оперативная память | реминисценция |
Q17 Теория забывания, согласно которой прошлая и последующая информация вытесняют друг друга | Q18 Закон памяти: чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается новое | Q19 Закон памяти: запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой задачу запомнить «всерьез и надолго» | Q20 Закон памяти: информация легче запоминается и воспроизводится, если ее соотносить с другими одновременными впечатлениями |
теория интерференции | закон объема знаний | закон установки | закон контекста |
W1 Высший психический процесс преобразования действительности и решения задач | W2 Форма мышления, отражающая существенные свойства предметов и явлений | W3 Форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями | W4 Форма мышления, на основе суждений делается определенный вывод |
мышление | понятие | суждение | умозаключение |
W5 Мыслительная операция разделения предметов или явлений на части или свойства | W6 Мыслительная операция объединения частей в целое | W7 Характеристика развитого мышления: умение использовать собственный опыт и независимость собственной мысли | W8 Характеристика развитого мышления, выражающаяся в наиболее объективной оценке себя и окружающих |
анализ | синтез | самостоятельность мышления | критичность мышления |
W9 Вид мышления, характеризующийся быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, малоосознанностью | W10 Характеристика развитого мышления, способность анализировать, сравнивать, находить существенное | W11 Вид мышления, опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами | W12 Левополушарный тип мышления, когда человек ищет только одно возможное решение |
интуитивное мыщление | глубина мысли | наглядно-действенное мышление | конвергентное мышление |
W13 Тип мышления, характеризуется познанием законов, правил, разработкой концепций и гипотез | W14 Вид мышления, характеризуется опорой на представления и образы | W15 Вид мышления, осуществляется при помощи логических операций с понятиями | W16 Четыре этапа, выделяемых в процессе решения проблем |
теоретическое мышление | наглядно-образное мышление | словесно-логическое мышление | понимание и формулирование проблемы, перебор вариантов решения, выбор лучшего решения, реализация решения |
W17 Правополушарный тип мышления, когда человек ищет множество решений | W18 Уровни нравственного мышления, выделенные Кольбергом | W19 Поведению другого человека приписываются внутриличностные детерминанты | W20 Тип обучения, формирующий творческое мышление |
дивергентное мышление | доконвенциальный или дотрадиционный, конвенциальный или традиционный, постконвенциальный | фундаментальная ошибка атрибуции | проблемное, поисковое обучение |
E1 Высший психический процесс отражения действительности в новых, необычных сочетаниях | E2 Способ создания образа: увеличение, уменьшение размеров или частей | E3 Способ создания образа: сглаживание отдельных элементов, выделение общего из объекта | E4 Группа исследователей, считающие функцию воображения первичной |
воображение | гиперболизация | схематизация | интуитивисты |
E5 Группа исследователей, считающие функцию воображения вторичной | E6 Способ создания образа: в одном объекте собираются типичные признаки для класса | E7 Способ создания образа: “склеивание”, соединение качеств, свойств, частей | E8 Вид воображения: воспроизведение реальности |
ассоцианисты | типизация | агглютинация | воссоздающее или репродуктивное воображение |
E9 Вид воображения: спонтанное возникновение образов | E10 Вид воображения: построение действительности | E11 Отодвинутые во времени желания, связанные с действительностью | E12 Психические процессы, с которыми многие авторы склонны отождествлять воображение |
пассивное воображение | творческое или продуктивное воображение | мечты | мышление, память |
E13 Функции воображения | образное представление действительности, регулирование эмоционального состояния, произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, формирование внутреннего плана действий |
Дидактическая настольная игра домино по теме “Память”
Правила игры – как в стандартном домино.
Играют от двух до четырёх человек. Для двух сдают по семь камней, для трёх или четырёх — по пять. Остальные размещаются в закрытом резерве («базаре»). Начинает игрок, у которого на руках находится «дубль шесть» (6-6). Следующие игроки выставляют камни с соответствующими очками (6-1; 6-2; 6-3…). Если подходящих камней нет, то приходится добирать из резерва.
Если ни у кого из игроков нет на руках дубля 6—6, можно начать игру дублем 5-5. Если же на руках нет ни одного дубля, «на базар» за дублями не ходят, а начинают с камня, имеющего наибольшее количество (например, 6-5).
Игра заканчивается, когда один из игроков выложит последний камень. Возможно окончание игры «рыбой» — так называется блокировка выкладки, когда на руках ещё есть камни, но доложить нечего. Если вам выпадает кость в два нуля вам начисляется 25 очков. Заканчивает игру тот, кто ходил вторым.
Победителю в качестве выигрыша записывается сумма очков всех камней на руках проигравших. При блокировке («рыбе») выигрыш принадлежит тому, у кого на руках меньше всех очков. В выигрыш ему записывается разность очков. Игра продолжается до заранее оговоренной суммы — допустим, до ста или ста пятидесяти очков.
_
_
_
Кроссворды
Рисунок П. 1. 1 - Кроссворд по теме “Ощущения”
Вопросы:
1. Наука, изучающая степень воздействия на сенсорную систему и ответные реакции;
2. Исчезновение чувства голода после приема пищи;
3. Способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде;
4. Крайняя физическая слабость от недостатка питания;
5. Окраска звука;
6. Способность различать пахучие вещества;
7. Повышение чувствительности в результате упражнений или компенсации органов;
8. Появление чувствительности в органе при воздействии на другой;
9. Низший психический процесс отражения отдельных свойств предметов внутреннего и внешнего мира при непосредственном контакте.
Ответы:
1.Психофизика; 2.Насыщение; 3.Слух; 4.Истощение; 5.Тембр; 6.Обоняние; 7.Сенсибилизация; 8.Синестезия; 9.Ощущение.
Рисунок П. 1. 2 – Кроссворд по теме “Восприятие”
Вопросы:
1. Отражение перемещения объекта в пространстве;
2. Затруднение в узнавании объектов;
3. Свойство, при помощи которого мозг спонтанно организует стимулы;
4. Общий результат воздействия;
5. Определённость, законченность действия;
6. Способность к выделению в перцептивном пространстве определенных областей, имеющих более или менее очерченные и устойчивые границы;
7. Приписывание характеристик себе или другому человеку;
8. Неизменность параметров при реальном физиологическом изменении;
9. Чувство движения и положения собственного тела или его отдельных частей;
10. Отражение длительности и скорости событий;
11. Высший психический процесс целостного отражения объектов или предметов при их контакте с органами чувств.
Ответы:
1.Движение; 2.Агнозия; 3.Структурность; 4.Впечатление; 5.Паттерн; 6.Категориальность; 7.Атрибуция; 8.Константность; 9.Кинестезия; 10.Время; 11.Восприятие.
Рисунок П. 1. 3 – Кроссворд по теме “Память”
Вопросы:
1 (по горизонтали). Воспроизведенный образвоспринятого ранее предмета и явления;
1 (по вертикали). Высший психический процесс запечатления, хранения и воспроизведения прошлого опыта;
2 (по горизонтали). Аббревиатура;
3. Повторное, более точное воспроизведение информации;
4. Преобразование объёмных геометрических форм в плоскостные;
5. Система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания;
6. Целостность.
Ответы: 1(по горизонтали).Представление; 1(по вертикали).Память; 2.Акроним; 3.Реминисценция; 4.Схематизация; 5.Мнемотехника; 6.Гештальт.
Рисунок П. 1. 4 – Кроссворд по теме “Внимание”
Вопросы:
1 (по горизонтали). Основатель первой в мире лаборатории экспериментальной психологии (1879);
1 (по вертикали). Направленность и сосредоточенность психической активности на каком-либо предмете либо действии;
2. Ошибка;
3. Автор эффекта, связанного с лучшим запоминанием той информации, которая связана с оставшимся незаконченным действием;
4. Количество единиц информации, удержанных одновременно;
5. Неумение сосредоточиться;
6. Сосредоточение;
7. Поглощённость объектом;
8. Тугоподвижность.
Ответы:
1(по горизонтали).Вундт; 1(по вертикали).Внимание; 2.Оплошность; 3.Зейгарник; 4.Объём; 5.Рассеянность; 6.Концентрация; 7.Абсорбция; 8.Инертность.
Рисунок П. 1. 5 – Кроссворд по теме “Мышление”
Вопросы:
1. Приписывание одушевлённости неодушевлённым предметам;
2. Психолог, занимавшийся изучением психологии искусства, проблемами развития значений в онтогенезе,эгоцентрической речи, оказал значительное влияние на отечественную и мировую психологию;
3. Психическое заболевание с характерными изменениями личностии нарушением психических функций;
4. Мысленное разделение;
5. Процесс создания нечто нового, ранее не существовавшего;
6. Мысль, отражающая существенные свойства предметов и явлений;
7. Процесс логического вывода на основании перехода от частных положений к общим;
8. Мысль, отражающая связи между предметами и явлениями;
9. Опосредованное и обобщённое отражение человеком действительности в её существенных связях и отношениях.
Ответы:
1.Анимизм; 2.Выготский; 3.Шизофрения; 4.Анализ; 5.Творчество; 6.Понятие; 7.Индукция; 8.Суждение; 9.Мышление.
Рисунок П. 1. 6 – Кроссворд по теме “Речь”
Вопросы:
1. Раздел языкознания, изучающий звуковые средства, сопровождающие речь, но не относящиеся к языку - особенности громкости, тембра, высоты, распределение пауз, звуки — "заполнители" пауз и др.;
2. Наука, изучающая способность звуков передавать смысл;
3. Процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности;
4. Советский психолог, автор наиболее теоретически и экспериментально разработанного варианта деятельностного подхода в психологии;
5. Обмен информацией между людьми с помощью языка.
Ответы:
1.Паралингвистика; 2.Фоносемантика; 3.Обучение; 4.Леонтьев; 5.Речь.
Рисунок П. 1. 7 – Кроссворд по теме “Воображение”
Вопросы:
1. Процесс создания нечто нового, ранее не существовавшего;
2. Подчеркивание каких-либо признаков объекта;
3.Негативное психическое состояние учащегося вследствие педагогических ошибок;
4. Увеличение или уменьшение объекта и его частей;
5. Воспроизведение;
6. Сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними
7. Швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития и философско-психологической школы генетической психологии;
8. Назовите автора этих строк: “…ребёнок, появляясь на свет, долгое время зависит от ухода взрослых, ему долгое время нет необходимости отражать реальную картину мира, поэтому ребёнок блуждает в мире фантазий”;
9. Соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;
10. Выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе;
11. Представления о жизни высокого качества в будущем;
12. Высший психический процесс отражения действительности в новых необычных сочетаниях.
Ответы:
1.Творчество; 2.Заострение; 3.Дидактогения; 4.Гиперболизация; 5.Репродукция; 6.Схематизация; 7.Пиаже; 8.Фрейд; 9.Агглютинация; 10.Типизация; 11.Мечта; 12.Воображение.
Рисунок П. 1. 8 – Кроссворд по теме “Эмоции”
Вопросы:
1(по горизонтали). Позитивный стресс;
1(по вертикали). Психический процесс отражения отношения субъекта к событиям или явлениям внутреннего и внешнего мира;
2. Cопереживание;
3. Навязчиво возникающие состояния страха;
4. Восторженное, возбуждённое состояние;
5. Угнетенное подавленное психическое состояние, характеризующееся тоскливым настроением и снижением психической активности, сочетающимися с двигательными расстройствами и другими нарушениями;
6. Российский психолог и философ, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Автор фундаментальной книги «Основы общей психологии». Выделил принцип единства сознания и деятельности.
Ответы:
1(по горизонтали).Эустресс; 1(по вертикали).Эмоции; 2.Эмпатия; 3.Фобия; 4.Экзальтация; 5.Депрессия; 6.Рубинштейн.
Рисунок П. 1. 9 – Кроссворд по теме “Воля”
Вопросы:
1. Субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия;
2. Качество личности, заключается в умении добиваться поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние трудности;
3. Умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения;
4. Качество личности, характеризующееся безусловностью, непременностью исполнения;
5. Способность к выбору деятельности и к внутренним усилиям, необходимым для её осуществления.
Ответы:
1.Ответственность; 2.Настойчивость; 3.Решительность; 4.Обязательность; 5.Воля.
Рисунок П. 1. 10 – Кроссворд по теме “Темперамент”
Вопросы:
1. Индивид, имеющий следующие особенности телосложения: худощавость, узкие плечи и грудная клетка, длинные ноги, вытянутое лицо, длинный и тонкий нос;
2. Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы;
3. Медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств;
4. Древнегреческий врач, выделивший индивидуальные психологические особенности человека в зависимости от преобладания в организме одного из «жизненных соков»;
5. Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый;
6. Комплекс черт личности,характеризуемый склонностьюизбегать социальных контактов, стремлениемк уединению и ориентацией на внутренний мир;
7. Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями;
8. Тип физического строения человека, который характеризуется мягкостью и округлостью внешнего облика, слабостью развития костной и мускульной систем; ему соответствует любовь к комфорту, чувственные устремления, расслабленность и медленные реакции (по У. Шелдону);
9. Тип физического строения человека, который характеризуется жестокостью и резкостью поведения, преобладанием костно-мускульной системы, атлетичностью и силой; ему соответствует любовь к приключениям, склонностью к риску, жажда мускульных действий, активность, смелость, агрессивность (по У. Шелдону);
10. Характеристика типа нервной системы по Павлову;
11. Тип физического строения человека, для которого свойственны изящество и хрупкость телесного облика, отсутствие выраженной мускулатуры; этот тип характеризуется малой общительностью, склонностью к обособлению и одиночеству (по У. Шелдону);
12. Индивидуально-своеобразные свойства психики, отражающие динамику психической деятельности человека, и проявляющиеся независимо от его целей, мотивов и содержания, и остающиеся почти неизменными в процессе всей жизни.
Ответы:
1.Астеник; 2.Меланхолик; 3.Флегматик; 4.Гиппократ; 5.Холерик; 6.Интроверсия; 7.Сангвиник; 8.Эндоморф; 9.Мезоморф; 10.Подвижность; 11.Эктоморф; 12.Темперамент.
Рисунок П. 1. 11 – Кроссворд по теме “Характер”
Вопросы:
1. Неадекватное развитие личностных (эмоционально-волевых) свойств человека;
2. Комплекс черт личности,описываемый как склонностьк широким, разнообразным социальным контактам, ориентация на внешний мир;
3. Русский врач и психолог, выделивший две психические сферы: врожденных особенностей ("эндопсихика"), и складывающихся на протяжении жизни, прежде всего в форме отношений личности к окружающему миру ("экзопсихика");
4. Лицо, имеющее болезненное расстройство психики, характеризующееся крайней нерешительностью, боязливостью, склонностью к навязчивым идеям;
5. Крайний варианты нормы, проявляющийся значительным усилением отдельных черт личности;
6. Склонность к быстрому утомлению от деятельности;
7. Невозможность приспосабливаться к условиям окружающей среды;
8. Австрийский психолог, психиатр и невропатолог, выделивший оральный, анальный и генитальный типы личности;
9. Совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.
Ответы:
1.Психопатия; 2.Экстраверсия; 3.Лазурский; 4.Психастеник; 5.Акцентуация; 6.Истощаемость; 7.Дезадаптация; 8.Фрейд; 9.Характер.
Рисунок П. 1. 12 – Кроссворд по теме “Способности”
Вопросы:
1. Процесс распознавания и оценки свойств, особенностей и состояний человека, заключающийся в целенаправленном исследовании, истолковании полученных результатов и их обобщении в виде заключения;
2. Советский психолог, основатель отечественной школы дифференциальнойпсихологии, выдвинул программу изучения физиологических основ индивидуально-психологическихразличийчеловека;
3. Высокий уровень развития индивидуальных особенностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности;
4. Американский психолог, психометрист, одним из первых стал применять математические методы в психологии и социологии;
5. Вынесение вовне результатов умственныхдействий,осуществляемых во внутреннем плане; воплощение их в материальном продукте;
6. Процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности;
7. Выдающиеся природные способности;
8. Американский психолог, в результате своих двадцатилетних исследований пришел к построению кубической модели структуры интеллекта, в которой было представлено три измерения: операции, содержание, результаты;
9. Высший уровень развития индивидуальных особенностей личности;
10. Врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития индивидуальных особенностей личности;
11. Английский статистик и психолог, сделал существенный вклад в развитие факторного анализа в психологии. Является автором одного из методов корреляций, а также двухфакторной теории интеллекта;
12. Индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.
Ответы:
1.Диагностика; 2.Теплов; 3.Одарённость; 4.Терстоун; 5.Экстериоризация; 6.Обучение; 7.Талант; 8.Гилфорд; 9.Гениальность; 10.Задатки; 11.Спирмен; 12.Способности.
Рисунок П. 1. 13 – Кроссворд по теме “Психика”
Вопросы:
1. Все способы и формы лечения болезни или расстройства;
2. Свойство, благодаря которому человек приписывает свойства объектам, но эти свойства принадлежат субстрату-носителю;
3. Процесс преобразования внешних действий и операций во внутренние умственные действия и операции;
4. Всеобщая поведенческая программа (по К.Юнгу);
5. Высшая, свойственная только человеку форма отражения действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности, обеспечивающих преемственность опыта, единство и многообразие поведения;
6. Свойство, благодаря которому, имея в своей основе физиологический механизм работы органов чувств, человек этого не замечает и не осознаёт;
7. Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета;
8. Форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их деятельностирегулятивнуюфункцию.
Ответы:
1.Терапия; 2.Предметность; 3.Интериоризация; 4.Архетип; 5.Сознание; 6.Субъектность; 7.Бессознательное; 8.Психика.
Рисунок П. 1. 14 – Кроссворд по теме “Сознание”
Вопросы:
1. Тип логического мышления, который оперирует в пределах сложившегося знания данными опыта, упорядочивая их согласно твёрдо установленным правилам, не имея способности выйти за пределы анализируемого содержания;
2. Теория, согласно которой находиться в психическом состоянии значит выполнять некоторую определённую задачу;
3. Тип логического мышления, который обладает способностью анализировать и обобщать как данные чувственного опыта, так и собственные формы, наличные мысли, выходя за пределы наличного знания и порождение новых понятий
4. Направленность на некоторый объект;
5. Точка зрения, согласно которой дух и физическое тело представляют собой две независимые, взаимодополняющие друг друга и равные по значению субстанции;
6. Подход, подчёркивающий важность понимания субъективных переживаний человека, его чувств и личных концепций, а также его личной точки зрения на мир и самого себя;
7. Философское мировоззрение, усматривающие в качестве основания и субстанции всех форм бытия материальное начало, материю;
8. Философское мировоззрение, ориентированное в интерпретации мироустройства и миропознания на доминирование духовного;
9. Высшая, свойственная только человеку форма отражения действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности, обеспечивающих преемственность опыта, единство и многообразие поведения.
Ответы:
1.Рассудок; 2.Функционализм; 3.Разум; 4.Интенциональность; 5.Дуализм; 6.Феноменология; 7.Материализм; 8.Идеализм; 9.Сознание.