Специфические каналы общения и фазы общения

Специфические каналы общения - потоки информации, которой обмениваются партнеры в процессе общения.

1) Прямой - то, что один партнер (источник) сообщает другому в явном виде.

2) Косвенный - информация по поводу этого сообщения, которая добывается интуитивно или активно (например, путем специального наблюдения, внимания к деталям поведения партнера, его интонациям и т.п.) и результатом которой является доверие или недоверие к партнеру и сообщению, получаемому по прямому каналу.

Специальные исследования Павловой Н.Д. показали, что глубинное психологическое содержание речи, которое непосредственно связано с целями деятельности и "видением мира" субъектом, его желаниями, нуждами, установками. Собеседники улавливают подтекст, что служит важной предпосылкой координации совершаемых действий, взаимопонимания, достижения целей говорящих. Движение разговора регулируется в первую очередь не высказываниями как таковыми, а обусловливающим реплики состоянием коммуникантов. Движение разговора определяется не только непосредственно во время этого разговора, но и зависит от более общих устремлений в связи с практической (профессиональной и пр.) деятельностью его участников. Психологический подтекст, адекватность его понимания собеседником обусловливают поведение участников и протекание разговора.

3) Управляемый косвенный - сообщение, воспринимаемое как ненамеренное, но посылаемое намеренно, для того, чтобы вызвать доверие (или недоверие) к какому-либо сообщению, "уловки убеждений и споров".

Общение – сложный процесс и в нем можно выделить отдельные фазы. Наибольшее число фаз имеет деловое, заранее спланированное общение. В реальном конкретном процессе общения все фазы общенияне являются строго обязательными, отдельные фаза могут отсутствовать или протекать параллельно с другими, но все совместно они образуют структуру процесса общения.

1) Подготовка - выбор места и времени, определение для себя желаемого результата, а также возможных и нежелательных компромиссов. Предварительно может планируется и допустимая глубина доверительности - желания и возможности в отношениях. Эта фаза в развитом виде реальна только для делового общения.

2) Вхождение в контакт, сонастройка с партнером, возможность освоиться самому и дать освоиться партнеру, понять его настроение и состояние. На этой фазе важно расположить к себе партнера и установить контакт. Этому могут содействовать приемы фатического общения - малозначительные разговоры на "ритуальные" темы о погоде, природе, спорте и т.п. Кроме того, разработаны специальные технические приемы для ускорения и облегчения контакта - разговоры на темы, особо интересующие партнера, имитация дыхания, движений и т.д.

3) Концентрация внимания на проблеме, задаче сторон, теме разговора (о чем, собственно, идет речь).

4) Мотивационный зондаж - понять мотивы собеседника и его интересы ("а зачем он сюда пришел и все это говорит?"). На этой фазе устанавливается глубина доверительности и порядок использования каналов общения. Эта фаза актуальна только при общении малознакомых людей или в каких-то особых обстоятельствах.

5) Поддержание внимания и переключения его в нужное русло - выпятить то, что нужно, что нужно - скрыть. Эта фаза предполагает не совсем искреннее общение с элементами манипулирования. Она нормальна в деловом общении.

6) Аргументация и убеждение, если есть расхождение во мнениях.

Фазы 5 и 6 могут повторяться многократно, в т.ч. в виде уловок, особенно в деловом общении или в спорах.

7) Перерыв в общении. Если возникло напряжение, общение может быть целесообразно временно прервать, даже если результат не достигнут. Прекращение общения должно быть перерывом, а не разрывом. Резкость хотя бы одного из партнеров может уничтожить большую работу по налаживанию отношений.

8) Фиксация результата необходима только в деловом общении, но может быть желательна и в некоторых случаях при решении межличностных конфликтов.

Для полноценного протекания общения чрезвычайно важно эффективное слушание - активный процесс понимания и осмысления услышанного, особенно необходимо в деловом и кризисном общении. Давно известно, что лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать. Люди склонны слушать другого только после того, как выслушали их.

Причины не слушания могут быть разнообразными:

1. Поглощенность собственными мыслями.

2. Эмоциональная неуравновешенность, поглощенность собственными эмоциями.

3. Уязвленное самолюбие и, как следствие, психологическая перцептивная защита (человек просто не слышит то, что ему неприятно слышать).

4. Выставление оценок сказанному партнером со своих личных эмоциональных позиций ("Какая чушь!" и т.п.).

5. Потеря внимания и интереса к близким темам или людям.

6. Не владение техникой слушания и понимания.

Для того, чтобы эффективно и, тем более, профессионально, общаться, необходимо владеть приемами эффективного слушания и понимания:

1) Весьма эффективная и относительно простая техника - нерефлексивное слушание - максимальное сосредоточение на речи собеседника при минимальном вмешательстве в нее, внимательное молчание. Такое поведение слушающего облегчает самовыражение говорящего. Нейтральные реплики, позы, жесты, мимика выражающие заинтересованность и понимание вызывают желание продолжать общение. Особенно эффективно, а иногда и единственно возможно, если говорящий находится в кризисе, а слушающий хочет ему помочь.

2) Выяснение - прямое обращение за уточнениями: "Пожалуйста, уточните..." "Я не понимаю, что Вы имеете ввиду." и т.п.

3) Перефразирование - собственная формулировка для проверки точности понимания: "Если я Вас правильно понял..." Особенно уместно в любых дискуссиях.

4) Резюмирование основных мыслей и чувств говорящего, особенно при длительных беседах.

5) Отражение (или укрывание) чувств - в основном, понимание невербальных сигналов, эмпатия (сочувствие). Возможны уточнения типа: "Вероятно, Вы чувствуете..." Но, обнаружив чувства, которые собеседник хотел бы скрыть из этических соображений или в силу психологической защиты, не следует пытаться их вскрыть. Например, нельзя "уточнить": "Вы, конечно, испытываете досаду, что Н.Н. достиг большего, чем Вы?"

ПОДПИСИ К РИСУНКАМ.

Специфические каналы общения и фазы общения - student2.ru Рисунок 1.

Рисунок 1. Психометрическая функция. S - изменяющаяся характеристика стимула, по которой определяется порог (напр., яркость или громкость).

Р- вероятность реакции Порог близок к 6; 4-6 - припороговая область, до 4 – допороговая область (очень слабые, практически не ощущаемые сигналы).

Специфические каналы общения и фазы общения - student2.ru

Специфические каналы общения и фазы общения - student2.ru

Специфические каналы общения и фазы общения - student2.ru

Специфические каналы общения и фазы общения - student2.ru

Рисунок 2 Выделение фигуры из фона. А – ваза или 2 профиля? Б – здесь 5 профилей среди цветов; В – треугольник виден, но его контура нет; Г – если линии не замкнуты – виден куб, если они замкнуты – видны изолированные фигурки.

Специфические каналы общения и фазы общения - student2.ru

Специфические каналы общения и фазы общения - student2.ru

Рисунок 3 Двойные изображения. А – старый и молодой ковбой; Б – осел и тюлень.

Специфические каналы общения и фазы общения - student2.ru

Специфические каналы общения и фазы общения - student2.ru

Специфические каналы общения и фазы общения - student2.ru

Рисунок 4. Примеры зрительных иллюзий: А - горизонтальные отрезки равны (иллюзия стрел или Мюллера-Лайера); Б – вертикальный размер кажется больше, чем горизонтальный; В – это параллельные прямые.

Специфические каналы общения и фазы общения - student2.ru

Специфические каналы общения и фазы общения - student2.ru

Рисунок 5. Иллюзии восприятия пространства. А – все фигуры равны, но третья кажется значительно больше, т.к. она не уменьшилась и пересекает больше линий фона; Б – кусок вырезан из головки сыра или приставлен к ней?

Специфические каналы общения и фазы общения - student2.ru

Рисунок 6.

Рисунок 6. Кривая запоминания (обучения). N - номер повторения ряда из 20 бессмысленных слогов. К - количество воспроизведенных слогов после каждого повторения.

Специфические каналы общения и фазы общения - student2.ru Рисунок 7.

Рисунок 7. Кривая забывания. Т - дни после полного заучивания ряда. К - количество воспроизведенных слогов (в процентах).

Специфические каналы общения и фазы общения - student2.ru

Рисунок 8.

Рисунок 8. Зависимость вероятности воспроизведения каждого слога (Р) от номера слога в ряду при воспроизведении 73% всего ряда.

репродуктивный

воспроизведение

3

Специфические каналы общения и фазы общения - student2.ru Специфические каналы общения и фазы общения - student2.ru конвергентный 4 2кристаллизованный

Специфические каналы общения и фазы общения - student2.ru 1 правильный ответ III IIуровень вербализации.

общий 5 IV I 1частный

Специфические каналы общения и фазы общения - student2.ru успех в разных видах успех в 1 виде деят.

деят. V VIII

текучий 6 VI VII 8 дивергентный

невербальный уровень 7мн-во правильных ответов

продуктивный

обнаружение новых соотношений и связей

Рисунок 9.

Рисунок 9. Схема видов интеллекта. (по М.А. Холодной) Оси-функции данного вида интеллекта: 1 овладение специальными навыками, 2- накопление и организация информации, 3 -актуализация информации, 4 -достижение заданной цели, 5 -научение, 6 -оперативная переработка информации, 7 -преобразование информации, 8 -создание альтернативных целей. Концы осей: типы интеллекта и критерии их выделения (курсив). Между осями: интеллектуальные качества людей с характеристиками интеллекта, указанными на соседних осях: I -компетентность, II -осведомленность, III -исполнительность, IV –находчивость, V -проницательность, VI -сообразительность, VII -изобретательность, VIII -одаренность.

Специфические каналы общения и фазы общения - student2.ru

Рисунок 10.

Рисунок 10. Зависимость школьной успеваемости от коэффициента интеллекта (принципиальная схема) Виден значительный разброс данных – низкий коэффициента интеллекта определяет низкую успеваемость, но чем IQ больше, тем эта зависимость слабее.

Специфические каналы общения и фазы общения - student2.ru

Рисунок 11

Рисунок 11 Схема Блока. При нарастании уровней активности нервной системы уровень психической активности растет: 1-4 - диффузное бодрствование, 4-6 – активное бодрствование, 6-7 – эмоции, 8-11-аффект. Нормальное состояние сознания –4-7. Эффективность деятельности растет при активном бодрствовании, максимальна при эмоциях и резко падает при аффектах

1 2

Специфические каналы общения и фазы общения - student2.ru Специфические каналы общения и фазы общения - student2.ru Специфические каналы общения и фазы общения - student2.ru Специфические каналы общения и фазы общения - student2.ru Специфические каналы общения и фазы общения - student2.ru Р.С. Специфические каналы общения и фазы общения - student2.ru . Специфические каналы общения и фазы общения - student2.ru Специфические каналы общения и фазы общения - student2.ru Специфические каналы общения и фазы общения - student2.ru Специфические каналы общения и фазы общения - student2.ru

Специфические каналы общения и фазы общения - student2.ru Специфические каналы общения и фазы общения - student2.ru

Специфические каналы общения и фазы общения - student2.ru Специфические каналы общения и фазы общения - student2.ru Специфические каналы общения и фазы общения - student2.ru Специфические каналы общения и фазы общения - student2.ru Специфические каналы общения и фазы общения - student2.ru Специфические каналы общения и фазы общения - student2.ru Специфические каналы общения и фазы общения - student2.ru Специфические каналы общения и фазы общения - student2.ru Ф.С. Специфические каналы общения и фазы общения - student2.ru

Специфические каналы общения и фазы общения - student2.ru Специфические каналы общения и фазы общения - student2.ru Специфические каналы общения и фазы общения - student2.ru Специфические каналы общения и фазы общения - student2.ru

 
  Специфические каналы общения и фазы общения - student2.ru

Специфические каналы общения и фазы общения - student2.ru Специфические каналы общения и фазы общения - student2.ru Специфические каналы общения и фазы общения - student2.ru Специфические каналы общения и фазы общения - student2.ru

Рисунок12.

Рисунок12. Принципиальная схема-модель изменений состояния сознания. 1.- нормальное состояние - устойчивый набор элементов сознания (выше линии, обозначающей энергетический уровень) и подсознания (ниже линии), р.с Специфические каналы общения и фазы общения - student2.ru .- разрушительная сила. 2 - переходное неустойчивое беспорядочное состояние сознания, ф.с. Специфические каналы общения и фазы общения - student2.ru - формирующая сила. 3 - новое измененное устойчивое состояние сознания.

Рисунок 13. Схема взаимного восприятия партнеров по общению. В нижнем ряду – реальные участники общения, выше – виртуальные образы: «Я-концепции» и образы партнера, вверху –- социальная норма.

Рисунок 14. Бланк для корректурной пробы.

Рисунок 15. Рисунки для запоминания.

Рисунок 16. Примеры выполнения теста "Несуществующее животное". А – рисунок студентки 24 лет; Б – рисунок воспитательницы детского сада 23 лет.

СЛОВАРЬ И ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ.

Абсолютный порог - это минимальная интенсивность сигнала (яркость, громкость и т.п.), которая вызывает ощущение. Его величина зависит от чувствительности соответствующего анализатора, а также от индивидуальных особенностей человека, его текущего состояния и уровня внимания.

Абсорбция (поглощение) внимания - временное прекращение любой деятельности, глобальное, недифференцированное состояние тотального внимания, слияние с внешним объектом.

Акцентуация характера- преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим

Астенические эмоциональные реакции приводят к снижению активности, даже к ступору.

Аффект – наиболее сильная эмоция – обычно непродолжителен. Он возникает обычно в экстремальных условиях, когда человек не может справиться с ситуацией.

Бессознательное - совокупность процессов и состояний, обусловленных опытом индивида, в которых он не отдает себе отчета. Не имеет социальной регламентации. Бессознательное в узком смысле не поддается даже специальной рефлексии.

Внимание - психофизический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Внимание - это концентрация умственного усилия на сенсорных или мысленных событиях.

Воображение - способность человека к построению новых целостных образов путем переработки имеющегося чувственного, интеллектуального и практического опыта. Воображение позволяет человеку овладеть сферой возможного будущего и придает его деятельности целенаправленность.

Волевое действие(по В. Иванникову)- социально заданное действие с намеренно измененным или созданным дополнительным смыслом.

Воля- способность человека к сознательной намеренной активности или к саморегуляции через работу во внутреннем плане, обеспечивающая дополнительное побуждение (торможение) к действию на основе произвольной формы мотивации.

Восприятие (перцепция) - психический процесс формирования образов предметов, воздействующих на органы чувств, а также система действий, направленная на ознакомление с этими предметами. Результат восприятия - образ, который выступает для человека как сам объект.

Время простой сенсомоторной реакции - минимальное время, которое проходит между восприятием сигнала и простой двигательной реакцией на него. Оно зависит от модальности сигнала. В частности, (в сек., по данным разных лабораторий): тактильная 0.1-0.22, слуховая 0.12-0.18, зрительная 0.15-0.22, обонятельная 0.3-0.4, температурная 0.3-1.6, вестибулярная (вращение)0.4, болевая 0.13-0.9

Греза- воображение, не требующее реализации.

Дифференциальный (разностный) порог - это минимальное различие между сигналами, которое позволяет человеку отличить их друг от друга.

Желания и намерения - актуальные эмоциональные переживания мотивационного состояния, изменяющиеся при изменении условий достижения цели.

Забывание - проблема затруднения или невозможности воспроизведения, а не стирания следа.

Закон Вебера - Фехнера: величина ощущения прямо пропорциональна десятичному логарифму интенсивности сигнала.

Законы Йекса – Додсона: 1. Для каждой деятельности имеется оптимальный уровень мотивации, при котором эта деятельность выполняется наиболее эффективно. Любое отклонение от оптимального уровня, как снижение, так и излишнее повышение мотивации, приводят к уменьшению эффективности деятельности, в т.ч. трудовой и учебной. 2. Чем сложнее для человека выполняемая деятельность, , тем более низкий (в пределах возможного) уровень мотивации является для нее оптимальным.

Закон силы: чем выше интенсивность сигнала (до болевого порога), тем быстрее реакция на него (в пределах минимального времени простой сенсомоторной реакции).

Закон Стивенса: величина ощущения прямо пропорциональна величине интенсивности стимула в степени "n".

Закон Хика: латентный период двигательной реакции выбора пропорционален двоичному логарифму числа сигналов, из которых производится выбор. Другой вариант: время простой сенсомоторной реакциипрямо пропорционально количеству передаваемой информации (до 8 бит).

Измененные состояния сознания - погружение в субъективный мир при существенных нарушениях связей с внешней действительностью

Индивид - каждое живое существо, которое обладает неповторимыми биологическими особенностями, зависящими, прежде всего, от его генетических признаков. Индивидуальность объединяет в себе все отличительные черты данного человека, как психологические, так и биологические и социальные.

Интеллект - проявление разумности, состоит в способности тормозить импульсивные побуждения, приостанавливать их реализацию до полного осмысления ситуации и нахождения наилучшего способа поведения. Главный критерий интеллектуального развития - мера контроля своих потребностей и действий. Проявляется в решении разнообразных задая.

- абсолютный интеллект - это совокупность механизмов, позволяющих человеку решать различные жизненные (повседневные, учебные, профессиональные) задачи.

Интроверты- "обращенные внутрь", малообщительны, сдержаны, ориентируются на собственные представления, контролируют свои эмоции (чаще всего - флегматики или меланхолики).

Когнитивный диссонанс – рассогласование между представлением человека о себе и мире с одной стороны и реальностью – с другой стороны; вызывает сильное отрицательное эмоциональное состояние.

Когнитивные карты - организация материала в памяти по каким-либо признакам, подобно карте.

Конгруэнтность - соответствие переживания реальному содержанию опыта, т.е. способность без страха "взглянуть правде в глаза", глубокое осознание проблем, трудностей и своих возможностей.

Копинг-поведение это комплекс осознанных и целенаправленных познавательных и продуктивных действий, которые направлены на овладение требованиями ситуации и ее разрешение путем ее преобразования в соответствии с целями человека.

Личность - системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения. Личность объединяет в себе познание и переживания. Субъективно личность выступает как "Я-образ", т.е. то, как индивид себя видит и хочет видеть.

Локуса контроля - устойчивое представление человека о том, насколько результаты его деятельности зависят от него самого (внутренний локус контроля) или от обстоятельств (внешний локус контроля).

Манипуляция - вид психологического воздействия, выполняемого искусно и скрытно:

Мечта - воображение цели, отдаленной во времени, но в принципе предназначенной для реализации.

Мотивнепосредственное побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направление. Мотив можно определить также как желательное состояние, к которому человек стремится и представление о котором складывается под влиянием текущей потребности.

Мудрость (разумность) – способность разумно контролировать и регулировать свою деятельность.

Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Мышление - движение идей, раскрывающее суть вещей. Оно выходит за пределы чувственного опыта, расширяет границы познания. Мышление целенаправлено и содержательно, т.е. человек всегда мыслит о чем-то и для чего-то.

Наблюдение – специально организованная и спланированная процедура фиксации поведения объекта наблюдения, выдвижение и проверка гипотез о причинах и механизмах тех или иных форм этого поведения.

Направленность - устойчивая система мотивов, интересов, убеждений.

Настроение – слабо выраженное эмоциональное состояние – может длиться долго, даже много дней и составлять эмоциональный фон всей деятельности человека.

Образ - одна из форм отражения реальности, субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное и предметное окружение, а также временную последовательность событий, т.е. он, в отличие от мысли, имеет пространственно- временное "измерение". Функции образа:

- когнитивная (познавательная) функция состоит в сообщении той или иной информации;

- коммуникативная функция состоит в том, что с их помощью люди могут общаться друг с другом;

- регуляторная функция состоит во влиянии образа на настроение и поведение человека.

Общение - взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

- фатическое общение - малозначительные разговоры на "ритуальные" темы о погоде, природе, спорте и т.п.

Ощущения (сенсорная чувствительность) - психический процесс отражения отдельных свойств, признаков внешнего мира. Ощущения переводят физические свойства внешних объектов в факты внутреннего мира человека. Ощущения – не просто психофизические реакции на сигнал. Ощущения зависит от свойств органов чувств, но не определяется ими полностью. Они включены в единую систему приема, переработки информации, принятия решения и психическую жизнь в целом. Виды ощущений:

· интероцептивные ощущения – сигналы от внутренних органов организма;

· проприоцептивные ощущения – сигнализируют о положении различных частей тела, позе и движениях;

· экстероцептивные ощущения – сигналы из внешнего мира; эти ощущения могут быть 2-х типов:

контактные – возникают при непосредственном воздействии на рецептор (вкус и осязание),

дистантные – вызываются раздражителями, действующими на органы чувств с некоторого расстояния (обоняние, слух, зрение).

Память - это совокупность информации, приобретенной мозгом и используемой для управления поведением. Она включает в себя процессы запоминания, хранения и извлечения, а также забывания информации.

- Долговременная память это хранилище знаний, дающее жизни смысл, она позволяет человеку жить в прошлом и настоящем. Коды долговременной памяти многомерные. Современная модель организации долговременной памяти представляет собой сеть взаимосвязей и ассоциаций.

- Кратковременная память - хранение первичной информация приблизительно 20 сек. Ее объем ограничен и составляет около 7 символов (от 5 до 9). Объем каждого символа зависит от группировки информации и индивидуального опыта, например, это может быть буква, слог, слово или даже хорошо знакомое стандартное словосочетание. Какая часть информации попадет в кратковременную память из сенсорной или из долговременной памяти зависит от внимания к ней. В кратковременной памяти человек живет здесь и сейчас.

- Процедурная память - это самая низшая форма, имеющаяся и у животных, хранит связи стимулов и реакций, простые ассоциации.

- Семантическая память присуща только человеку. Она хранит осмысленные образы, слова, понятия, правила, идеи - все, что нужно, чтобы пользоваться языком.

- Сенсорная память - процесс, начинающийся на уровне рецепторов. Хранит всю воспринятую информацию до 0,25 сек Сенсорная память первичная, то есть не предполагает переработки информации.

- Эпизодическая память хранит информацию об отдельных событиях жизни. Она не очень прочная, новое в ней вытесняет старое.

Перцепция – восприятие.

Подсознательное - представления, желания, действия, устремления, знания и т.п., которые в данный момент не присутствуют в сознании, но могут быть возвращены в него в результате рефлексии или при затруднении деятельности, которое не позволяет действовать автоматически, требует нестандартного подхода.

Потребности - состояние нужды в определенных условиях, которых недостает человеку или животному для нормального существования и развития, дефицит. Чем выше эволюционное развитие организма, тем больше у него потребностей. Основные характеристики потребностей - сила, периодичность возникновения, способ удовлетворения и предметное содержание.

Произвольныминазываются психические процессыили действия, которыеощущаются и осознаются человеком, имеют для него жизненный смысл и направлены на достижение избранного субъектом результата.

Просодическая информация - все воспринимаемое в речевом сигнале, кроме последовательности фонем: интонации, высотные модуляции голоса, скорость речи, паузы и др.

Психика – системное свойство высокоорганизованных живых существ, проявляющее себя в форме активного отображения субъектом объективной реальности, возникающего в процессе взаимодействия с внешним миром, в построении субъектом картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения

.Психологическая защита – форма разрешения конфликта между бессознательными влечениями социальными требованиями и запретами.

Психологическое воздействие - одна из сторон взаимодействия, при которой в расчет принимается лишь одностороннее влияние, в результате которого происходят изменения в психических характеристиках или состоянии адресата воздействия.

Психология определяется как наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Но при этом требуется определение понятия "психика".

Психометрическая функция отражает зависимость вероятности возникновения ощущения от интенсивности стимула. Она может быть получена для всех видов ощущений и имеет вид вытянутой S- образной кривой.

Рассеянность - состояние отсутствия внимания.

Рассудок (смышленость) - аналитическая способность принимать сиюминутное решение

Рефлексия - процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании.

Речь - форма общения людей посредством языка.

Саморегуляция – это мысли, эмоции и действия, которые возникают под влиянием внутренней мотивации, планируются и циклически адаптируются для достижения личностных целей.

Сенсорная депревация лишение важной информации; может быть частичной или полной.

Симультанное восприятие – восприятие целостной сцены, картины мира; образ, который затем может анализироваться.

Синестезия - совместное чувство, при котором сигнал вызывает ощущения не только своей модальности, но одновременно и другой (цветной слух, температура цвета, запах звука и т.п.).

Смысл личностный - отражение в сознании личности отношения мотива деятельности к цели конкретно действия. Будучи порождением жизни, жизнедеятельности субъекта, система личностных смыслов является характеристикой индивидуальности человека.

Сознание - высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку. При наблюдении (и самонаблюдении) сознание выступает как совокупность чувственных и умственных образов, предстающих перед субъектом во "внутреннем опыте" и относительно независимых от практической деятельности.

Способности - свойства личности, характеризующие ее успешность в той или иной деятельности, которая достигается без избыточных усилий. Способности могут формироваться на основе биологических задатков или как индивидуальный стиль.

Стенические эмоциональные реакции выражаются в усилении двигательной и всякой другой активности.

Страсть - сильное, доминирующее чувство.

Структуры речи:

- поверхностные - это конкретные предложения

- семантическая (смысловая) - смысл, который человек вкладывает в высказывания.

Схема тела - функциональная система, которая преобразует сигналы рецепторов в информацию, пригодную для использования человеком в перцептивных задачах и при планировании движений.

Субъект - это прежде всего носитель целенаправленной активности. Субъектом может быть как индивид, так и группа, способные к действиям по преобразованию объекта. Эти действия могут быть как материальными, так и идеальными – действия по познанию объекта, построению и преобразованию его образа.

Сукцессивное восприятие - восприятие, развернутое во времени, последовательное,

Темперамент - это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека или высшего животного.

Тест – стандартизированное, одинаковое для всех испытуемых задание, выполняемое за ограниченное время, по результатам которого определяется наличие и уровень развития тех или иных психических качеств человека.

Трансакциях – единицах общения, минимальных осмысленных диалогах (в теории Э.Берна).

Чувства – устойчивые форма эмоций строго избирательны, относятся только к определенным людям предметам или предметам.

Чувствительность, величина чувствительности – понятие, обратное порогу. Чем выше абсолютный (или дифференциальный) порог, тем ниже соответствующая чувствительность и наоборот, чем ниже пороги, тем выше чувствительность.

. Фонема - кратчайшая смыслоразличимая единица (слог).

. Фрустрация - особая форма отрицательно эмоционального состояния, которая возникает при невозможности непосредственно реализовать текущий мотив либо из-за столкновении с неожиданным препятствием, либо из-за борьбы двух мотивов.

Цель - непосредственный ближайший ожидаемый результат деятельности, опредмеченный мотив (предмет, пригодный для удовлетворения мотива).

Ценностные ориентации - это основания для субъективной оценки действительности, способ разделения объектов по субъективной значимости, идеальные представления о хорошем.

Характер - "сплав" врожденных и приобретенных индивидуальных особенностей, проявляющихся прежде всего в отношении человека к себе, другим и порученному делу, а также в волевых качествах человека.

Хронотоп – субъективное единство времени и пространства, в котором разворачиваются события жизни; "здесь и теперь" в отличие от "там и тогда" (как в прошлом, так и в будущем). Хронотоп обеспечивает устойчивое и направленное функционирование всей психики человека

Эксперимент – создание специальных условий деятельности человека (испытуемого), в которых выявляется тот или иной психологический факт.

- лабораторный эксперимент, который протекает в специальных условиях, с использованием специальной аппаратуры, испытуемый действует по четкой инструкции.

- естественный эксперимент проходит в обычных условиях труда, учебы общения и испытуемые могут не знать, что ситуация частично перестроена экспериментатором.

Экстраверты– люди, "обращенные вовне", они общительны, активны, подвижны, чувствуют себя комфортно среди людей, могут стремиться к лидерству (чаще всего - сангвиники или холерики).

Эмоции- класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для его жизнедеятельности или реализации целей. Эмоции сопровождают любое проявление активности субъекта и служат одним из главных механизмов регуляции его деятельности. Эмоции отражают оценочное отношение человека ко всему, что его окружает: к другим людям, предметам или событиям.

- эмоциональное возбуждение – характеризуется повышением уровня активации центральной нервной системы, мобилизационными сдвигами в организме.

- эмоциональное напряжение - состояние повышенной эмоциональной активации, блокированное в исполнительной фазе,

Наши рекомендации