Развитие предметно-практических манипуляций

Мы приводим схему возможных занятий.

1. Зрительное восприятие формы с использованием практических действий.

Цель занятий: научить ребенка соотносить плоскостные и объем­ные формы в практическом действии с предметами, пользоваться ме­тодом проб и ошибок, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные.

Психотехнические игры: «Закрой коробки», «Чей домик», «Найди окошко», «Почтовый ящик». Ребенку предлагаются эталонные геомет­рические фигуры, которые он должен соотнести с местом, которое им предназначается.

Оборудование:

1) коробки с крышками разной формы,

2) объемные геометрические формы, по объему подходящие к про­рези,

3) доски с прорезями, изображающими геометрические фигуры, и

4) предметы из геометрических форм.

2. Зрительное восприятие формы без предметно-практических ма­нипуляций.

Цель занятий: обучение ребенка зрительному сопоставлению фор­мы без предметно-практической ориентировки (вычленение контура предмета, соотнесение объемных и плоских форм, узнавание предме­тов в рисунках, их словесное обозначение).

Психотехнические игры: «Найди свою пару», «Лото», «Угадай, что нарисовано», «Магазин». Оборудование:

1) карточки с изображением геометрических форм,

2) парные плоскостные формы,

3) предметы и игрушки разной формы.
3. Запоминание форм.

Цель занятий: научить детей запоминать воспринятые формы; мыс­ленно по представлению сопоставлять объемную форму с плоскостной. Закрепить знание названий: «круглый», «квадратный», «овальный», «треугольный».

Психотехнические игры: «Узнай и запомни», «Найди похожую», «Угадай, чего не стало». Оборудование:

1) карточки с геометрическими формами разной величины и цвета,

2) объемные игрушки разной формы (например, шар, неваляшки,
телевизор и пр.),

3) плоскостные формы-образцы (круг, овал, квадрат, прямоуголь­ник, треугольник).

Формирование целостного восприятия успешно осуществляется в процессе обучения детей продуктивным видам деятельности: конст­руированию, рисованию, лепке, аппликации.

Огромный коррекционный потенциал принадлежит конструктив­ной деятельности, которая активно формируется у здоровых детей младшем дошкольном возрасте. В процессе конструктивной деятель­ности ребенок, с одной стороны, знакомится с пространственным* свойствами предметов (форма, величина и пр.), с другой стороны процесс конструирования оказывает существенное влияние на фор­мирование способов восприятия: вычленение целого из отдельны) частей, мысленное расчленение сложной формы и установление про­странственных взаимоотношений предметов. Эффективность конст­руктивных занятий в формировании сенсорных функций у детей с пси­хическим недоразвитием описана в работах многих отечественных педагогов и психологов (И. И. Мамайчук, 1976; А. А. Катаева, Е. А. Стребелева, 1991; и др.). Психолог может предлагать ребенку разнообразные игры: «Собери целое», «Какой детали не хватает» и пр.

В процессе обучения детей предметно-практическим манипуляци­ям целесообразно проводить такие занятия, как подбор предметов по образцу, группировка предметов по образцу и по разным свойствам. Можно использовать разнообразные игры типа: «Разложи игрушки по домикам» и пр.

Особое коррекционное значение имеют игры, направленные на использование вспомогательных средств. В процессе таких игр перед ребенком ставятся задачи выявить внутренние связи предмета, про­анализировать условия практической задачи, найти выход из проблем­ной ситуации, требующей применения вспомогательных средств. При этом следует учитывать особенности ситуации и, следовательно, соот­ветствующие способы действия. Для достижения требуемого прово­дятся разнообразные игры на доставание нужного предмета с помо­щью вспомогательных средств (веревка, палка и пр.)

В таблице 21 представлены игры-занятия с предметами-орудиями, которые можно использовать в психокоррекционной работе с детьми с ЗПР.

Таблица 21

Наши рекомендации