Развитие предметно-практических манипуляций
Мы приводим схему возможных занятий.
1. Зрительное восприятие формы с использованием практических действий.
Цель занятий: научить ребенка соотносить плоскостные и объемные формы в практическом действии с предметами, пользоваться методом проб и ошибок, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные.
Психотехнические игры: «Закрой коробки», «Чей домик», «Найди окошко», «Почтовый ящик». Ребенку предлагаются эталонные геометрические фигуры, которые он должен соотнести с местом, которое им предназначается.
Оборудование:
1) коробки с крышками разной формы,
2) объемные геометрические формы, по объему подходящие к прорези,
3) доски с прорезями, изображающими геометрические фигуры, и
4) предметы из геометрических форм.
2. Зрительное восприятие формы без предметно-практических манипуляций.
Цель занятий: обучение ребенка зрительному сопоставлению формы без предметно-практической ориентировки (вычленение контура предмета, соотнесение объемных и плоских форм, узнавание предметов в рисунках, их словесное обозначение).
Психотехнические игры: «Найди свою пару», «Лото», «Угадай, что нарисовано», «Магазин». Оборудование:
1) карточки с изображением геометрических форм,
2) парные плоскостные формы,
3) предметы и игрушки разной формы.
3. Запоминание форм.
Цель занятий: научить детей запоминать воспринятые формы; мысленно по представлению сопоставлять объемную форму с плоскостной. Закрепить знание названий: «круглый», «квадратный», «овальный», «треугольный».
Психотехнические игры: «Узнай и запомни», «Найди похожую», «Угадай, чего не стало». Оборудование:
1) карточки с геометрическими формами разной величины и цвета,
2) объемные игрушки разной формы (например, шар, неваляшки,
телевизор и пр.),
3) плоскостные формы-образцы (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник).
Формирование целостного восприятия успешно осуществляется в процессе обучения детей продуктивным видам деятельности: конструированию, рисованию, лепке, аппликации.
Огромный коррекционный потенциал принадлежит конструктивной деятельности, которая активно формируется у здоровых детей младшем дошкольном возрасте. В процессе конструктивной деятельности ребенок, с одной стороны, знакомится с пространственным* свойствами предметов (форма, величина и пр.), с другой стороны процесс конструирования оказывает существенное влияние на формирование способов восприятия: вычленение целого из отдельны) частей, мысленное расчленение сложной формы и установление пространственных взаимоотношений предметов. Эффективность конструктивных занятий в формировании сенсорных функций у детей с психическим недоразвитием описана в работах многих отечественных педагогов и психологов (И. И. Мамайчук, 1976; А. А. Катаева, Е. А. Стребелева, 1991; и др.). Психолог может предлагать ребенку разнообразные игры: «Собери целое», «Какой детали не хватает» и пр.
В процессе обучения детей предметно-практическим манипуляциям целесообразно проводить такие занятия, как подбор предметов по образцу, группировка предметов по образцу и по разным свойствам. Можно использовать разнообразные игры типа: «Разложи игрушки по домикам» и пр.
Особое коррекционное значение имеют игры, направленные на использование вспомогательных средств. В процессе таких игр перед ребенком ставятся задачи выявить внутренние связи предмета, проанализировать условия практической задачи, найти выход из проблемной ситуации, требующей применения вспомогательных средств. При этом следует учитывать особенности ситуации и, следовательно, соответствующие способы действия. Для достижения требуемого проводятся разнообразные игры на доставание нужного предмета с помощью вспомогательных средств (веревка, палка и пр.)
В таблице 21 представлены игры-занятия с предметами-орудиями, которые можно использовать в психокоррекционной работе с детьми с ЗПР.
Таблица 21