Основные подходы к реализации функции мотивирования

Существуют два подхода к организации функции мотивиро­вания: комплексно-методический и адаптационно-организа­ционный.

Первый состоит из четырех основных групп методов, на­правленных на усиление мотивационного потенциала работы:

1) экономические методы;

2) целевой метод;

3) метод проектирования и перепроектирования работ (обо­
гащения труда);

4) «партисипативный метод» (метод вовлечения работни­ков).

Экономические методы основаны на системе основопола­гающих принципов организации материального вознагражде­ния за работу. Они сформулированы Д. Синком:

1) коммуникация и согласие между исполнителями и руко­
водством по поводу общих правил организации системы сти­
мулирования;

2) справедливая оценка работы;

3) поощрение связано с результативностью;

4) создание атмосферы сотрудничества, а не конкуренции;

5) гарантия работы и др.

Существуют еще три общих «экономических правила» мо­тивирования:

1. Размер премии — не менее 30% зарплаты.

2. Резкое возрастание эффективности экономических мето­
дов при сочетании их с социально-психологическими. Напри­
мер, вручение премии публично.

3. Избежание ошибок «далеких материальных выгод» (от­
числения в пенсионный фонд не окажут влияния на текущую
мотивацию).

Целевой метод основывается на двух важных психологиче­ских закономерностях.

1. Придание целям четкой формы, что приводит к повыше­
нию мотивации. Наличие субъективно принятой цели в пси­
хологии считается важным и самостоятельным мотиватором
поведения. Такая цель обозначается понятием «квазипотреб­
ность».

2. Трудные цели обладают большей мотивирующей силой,
чем легко достижимые. Психологически это объясняется тем,
что трудная цель повышает самооценку человеком своих воз­
можностей и собственной значимости.

Руководство формулирует перед исполнителями цели, обла­дающие рядом следующих характеристик: 1) измеримость целей;

2) обозначение результатов работы;

3) точные сроки;

4) концентрация внимания на возможности роста произво­
дительности труда;

5) потенциальные стимулы для исполнителей;

6) поддержка организации;

7) контроль;

8) лица, ответственные за цели;

9) оценка, ясность результатов достижения цели и др.

Метод проектирования и перепроектирования работ (обо­гащения труда). Цель проектирования и перепроектирования состоит в повышении мотивации путем ее совершенствования. Перепроектирование позитивно меняет отношение человека к своей работе, повышает мотивацию и эффективность труда. Главное правило — привлечение работника к планированию работы. В основе данного метода лежат психологические зако­номерности «расширения» (обогащения) труда. Содержание и организация работы изменяются так, чтобы включить в нее полный набор факторов гигиены и особенно факторов-мотива­торов. Основные черты богатой в мотивационном отношении работы:

1) ответственность за результаты;

2) достижения: уверенность работника в том, что он выпол­
няет важную работу;

3) контроль над ресурсами;

4) обратная связь: информация о результатах работы;

5) возможность профессионального роста;

6) контроль работника над условиями труда.

Согласно другому варианту обогащения концепции Д. Хак-мэна и Г. Олдхэма высококвалифицированным можно считать лишь тот труд, который обладает следующими особенностями: разнообразием, законченностью, значимостью, самостоятель­ностью, психологическим комфортом, возможностью личного и профессионального роста, отсутствием антимотиваторов.

Метод вовлечения работников — приобщение работников к процессу организации труда и управления им. Исполнитель из пассивного объекта управленческих воздействий превращает­ся в активного участника — субъекта управления. Раскрепоща­ется творческая активность, инициативность, повышаются от­ветственность и мотивация. Это явление называется в психоло­гии феноменом «размораживания потенциала субъекта труда». Пример эффективности этого метода — лидирующее положе­ние японского менеджмента, использующего данный подход в качестве общей идеологии.

Требуется соблюдение следующих условий:

1) право голоса у работника при решении проблем;

2) поиск согласия;

3) использование индивидуальной и коллективной мудро­
сти;

4) совместное принятие решения;

5) делегирование прав;

6) выявление проблем и определение действий;

7) создание надлежащих условий и установки;

8) механизм для улучшения сотрудничества.
Адаптационно-организационный подход к реализации

функции мотивирования может быть отделен от рассмотренно­го выше лишь условно, так как использует во многом те же ме­тоды и принципы создания мотивации. Его специфика лишь в том, что система мотивирующих воздействий распределяется по основным фазам трудовой деятельности — от приема на ра­боту и профессиональной адаптации до завершения карьеры.

Все рассмотренные аспекты, методы и формы реализации функции мотивирования составляют именно основу, а не все ее содержание. Она реализуется, хоть и косвенно, в ходе всех дру­гих управленческих функций.

Глава 10 КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ

Наши рекомендации