IV. Сравнительный анализ портрета настоящей женщины и настоящего мужчины.
ЗАДАНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
(СРС – самостоятельная работа студента)
по дисциплине «Самопознание»
ПЕРВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
I. Эссе «Я - в зрелом возрасте».
Методические рекомендации:
Для написания эссе рекомендуется предварительно прочитать литературу по философии и психологии соответствующей тематики, проанализировать, а затем проранжировать важнейшие жизненные характеристики зрелого человека (деньги, общественное положение, счастливая семья, карьера, профессиональное признание, хорошее здоровье и т.д).
Следует учитывать возрастные особенности авторов эссе. Так, для тех студентов, кому от 17 до 28 лет в содержании эссе необходимо попытаться отразить свое будущее в возрасте 35-40 лет: профессиональная деятельность, семейное и материальное положение, жизненные приоритеты и ценности, а также собственные личностные качества, способствовавшие достижению соответствующего положения.
В эссе больший упор сделать на изменения в личностной сфере.
Объем эссе – 2-3 страницы.
II.
1.1 Подготовка презентации по теме (на выбор):
· Лучшие университеты мира
· Лучшие ВУЗы Казахстана.
При подготовке презентации следует опираться на рейтинг лучших ВУЗов мира за последние два года (использовать интернет-ресурсы), на критерии определения статуса лучшего ВУЗа. В описании лучшего ВУЗа обратите внимание на его краткую историю, научно-исследовательскую и материально-техническую базу, профессорско-преподавательский состав, количество обучающихся, выдающихся личностях из числа выпускников, специфику студенческой жизни, традиции, вклад в мировое развитие и своей страны, в частности.
1.2 Эссе по теме (на выбор): «Мое представление об идеальном вузе», «Идеальный преподаватель – это…». Объем эссе – 2-3 страницы. Приветствуется креативный подход (например, эссе можно представить в виде письма кому-либо; сложить стихотворение или оду, поэму, гимн; использовать исторический аспект, географические и временные рамки и т.д.)
III. Реферат «Состояние и перспективы парадигмы толерантности в эпоху глобализации».
В реферате необходимо раскрыть понятие и виды толерантности, раскрыть сущность духовной и психологической толерантности, выявить тенденции их развития, выразить собственную авторскую позицию относительно этих тенденций и уровня развития собственной толерантности. Обязательна ссылка на изученные источники.
Объем – 5-6 страниц.
IV. Сравнительный анализ портрета настоящей женщины и настоящего мужчины.
Выполнить сравнительный анализ и составить портрет настоящего мужчины и настоящей женщины (использовать до десяти качеств и личностных особенностей для каждого портрета).
Размышления над данными ниже вопросами помогут вам описать образ (портрет) настоящего мужчины и настоящей женщины:
1.Все чаще сейчас говорят о недостатке женственности у наших девушек. Женственность это природное или приобретенное качество?
2. Принадлежность к определенному полу дается человеку с рождения, но социальным ролям мужчины, женщины необходимо учиться. В силу каких причин иногда мужские роли мальчиками, а женские роли девочками усваиваются неверно?
3. Существует мнение, что мужчина и женщина отличаются друг от друга не только физиологически, но и психологически разными способностями. Что делает их такими разными? .
4. Согласны ли вы, что «Любовь - история в жизни женщины и эпизод в жизни мужчины» (Жан Поль Сартр)?
5. Можно ли согласиться со следующими стихотворными строками Сэмуэля Роландса:
«У мужчин порокам нет числа, А у женщин их всего-то два: Ничего не значат их слова, Ничего не стоят их дела».
6. «Настоящий мужчина» и «Настоящая женщина» - какие качества и характеристики мы вкладываем в эти понятия? (описать свои образы настоящего мужчины и настоящей женщины в тетради).
7. Нежность и романтичность считаются исконно женскими качествами. Могут ли эти качества быть свойственны настоящему мужчине?
8. Целеустремленность, напористость, бесстрашие исконно мужские качества, должны ли они быть присущи настоящей женщине?
ВТОРАЯ АТТЕСТАЦИЯ
V. Составить таблицу "Традиционные и современные гендерные роли в семье».
Для полного понимания сущности задания и выполнения его на основе применения сравнительного анализа необходимо иметь представление о функциях семьи. Ниже они приводятся и к ним даются вопросы, которые помогут понять специфику каждой функции, а на основе их описать свое собственное представление о традиционных и современных гендерных ролях в семье.
Цель: сравнительный анализ норм и принципов в традиционной и современной семье, распределения полоролевой идентичности между супругами.
Задачи: усвоение представлений о семейных ролях, типе власти в семейной группе, санкционированном поведении членов семьи.
В ходе работы составляется портрет двух семей: традиционной и современной. Постоянно приводится сравнительный анализ действий, ситуаций, отношений, возникающих в этих типах семей в соответствии с действующими в них полоролевыми предписаниями.
Различие между традиционными и современными полоролевыми статусами мужчин и женщин заключается
а) в отношении женщин - в отходе от стереотипов, предписывающих женщине роль «хранительницы очага» и сужающей ее стремление к социальной деятельности;
б) в отношении мужчин - в отходе от статуса «добытчика» и «главы семьи».
Ниже коротко раскрывается сущность каждой функции. После ознакомления с ними заполнить таблицу, опираясь на материалы исследователей и собственные наблюдения, выражая собственную позицию.
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ
Кто занят в трудовой деятельности и почему? Что значит карьера для работающих мужа и жены? Как складывается профессиональный статус у мужа, у жены? Как перераспределяются семейные обязанности в зависимости от осуществления производственной функции каждым из супругов? При каких условиях статус жены в производственной функции выше соответствующего статуса мужа?
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ
Кто является основным "добытчиком" в семье? Кто распоряжается бюджетом? Каковы требования к участию в материальном обеспечении семьи ее членов? Существуют ли пределы экономических возможностей семьи? Как разделяют семьи в зависимости от уровня доходов?
ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВАЯ ФУНКЦИЯ
Кто ведет домашнее хозяйство? Как организован обслуживающий труд в семье? Есть ли различия в осуществлении этой функции в семьях с разным достатком? В чем кардинальное отличие в организации этой функции в разных типах семей?
СФЕРА ПЕРВИЧНОГО СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
Как осуществляется контроль за поведением членов семьи? Что дозволено мужчинам, женщинам, детям, подросткам? Как оцениваются поступки и проступки? Какие существуют этнокультурные предписания-стереотипы?
СФЕРА ВЛАСТИ И ЛИДЕРСТВА
Кто является лидером? Типы лидерства. Когда действует авторитаризм, а когда - коллегиальность? Черты демократизма и роль младших членов семьи в распределении власти и подчинения.
СОЦИАЛЬНО-СТАТУСНАЯ СФЕРА
Как используется брак для достижения социального статуса? Какие характеристики брачного партнера являются определяющими при решении вступить в брак? Как брак связан с обретением новых статусов?
СФЕРА ДУХОВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
Чему посвящено общение в семье? Что ожидается от членов семьи в процессе общения? Какое значение имеют возрастные и половые признаки членов семьи в этой сфере?
ОТНОШЕНИЯ С ДРУЗЬЯМИ И РОДСТВЕННИКАМИ
Обязательное общение и контакты на основе личного выбора. Совместимость знакомых со стороны членов семьи. Подотчетность супругов и детей о личном времяпрепровождении.
СФЕРА ДОСУГА
Где осуществляется досуг: дома или вне его? Автономность досуга членов семьи. Контроль за проведением досуга.
РЕПРОДУКТИВНАЯ СФЕРА
Установки на деторождение. Материнство и отцовство как главные жизненные роли. Зависимость рождаемости от статусных ролей в обществе, образа жизни семьи.
СЕКСУАЛЬНАЯ СФЕРА
Взаимосвязь сексуальной и репродуктивной функций. Автономия сексуальной сферы. Внебрачная и добрачная сексуальная жизнь. Сексуальная тема как предмет обсуждения в
семье: табу или норма?
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СФЕРА
Принципы воспитания и распределения ролей между воспитателями. Дети - объекты или субъекты воздействия старших? Характер семейного воспитания и его зависимость от властных отношений. Цели семейного воспитания.
Традиционная семья | Современная семья |
Производственная функция | |
Экономическая функция | |
Хозяйственно-бытовая функция | |
Сфера первичного социального контроля | |
Сфера власти и лидерства | |
Социально-статусная сфера | |
Сфера духовно-эмоционального общения | |
Отношения с друзьями и родственниками | |
Сфера досуга | |
Репродуктивная сфера | |
Сексуальная сфера | |
Воспитательная сфера | |
VI. Анализ повести Л.Н. Толстого «Два старика» (Толстой Л.Н. Два старика. /В собр. соч. в 12 т.т. - Т.9 – М.: Правда, 1987. – 399 с. – с.288-306).
В ходе анализа обратите внимание на следующие вопросы:
Какое семейное и материальное положение было у главных героев повести?
Какие доминирующие жизненные установки были у каждого из героев повести?
Почему Елисей Бодров остался в доме, куда он зашел за водой по дороге в Иерусалим?
Какой мотив и в его основе какая духовная ценность одержала вверх над мотивом продолжить паломничество в Иерусалим?
Почему Ефим Шевелев не испытал полного удовлетворения от паломничества в святые места?
К пониманию чего пришел Ефим Шевелев, когда вернулся в родную деревню и встретился с Елисеем Бодровым?
VII. Эссе на тему «Конфликт в жизни человека: «за» и «против».
В эссе раскройте сущность понятия конфликта, дайте краткую характеристику видов конфликта, проанализируйте различные стили поведения в конфликте, приводя примеры из собственного жизненного опыта ( собственное участие; наблюдение за чужим конфликтом). Выявите положительные и отрицательные стороны конфликта и сделайте собственное заключение. Объем – 2-3 страницы.
VIII. Подготовить презентацию: «Место самопознания в личностном росте человека»
Раскрыть сущность понятия личностного роста, проследить эволюцию самопознания на различных этапах жизни человека и выявить значение самопознания в личностном росте человека. Привести несколько реальных примеров из историй человеческой судьбы и собственный пример. В презентации используйте 10-12 слайдов.