Немного о родителях, решившихся нато, чтобы разобраться со своим прошлым, чтобы помочь себе и своим детям 3 страница
От взрослых вообще трудно добиться правды. Особенно важной правды. Неужели они не понимают, что мне так важно знать, что же все-таки происходит? А вдруг Дашка больше не вернется никогда? От этого мне стало так грустно и одиноко, что я даже заплакал немного. Но чуть-чуть, чтобы вы не думали, что я нюня ка- кой-то. Просто ночь, и страшно стало. Вот и все.
Наутро выяснилось, что я заболел. Врач, который пришел к нам, сказал, что это ОРЗ и скоро пройдет. Это было неплохо. Я мог остаться с мамой и попытаться поговорить с ней. Но она весь день ходила такая расстроенная и даже сказала папе по телефону, что если ей придется часто брать «больничный», то ее уволят. Ничего хорошего, конечно. Но я не хотел ее подводить и болеть, ну разве только совсем чуть-чуть, чтобы побыть вместе.
На следующий день, я все же решился.
· Мам, ты можешь мне хоть раз ответить честно?
· Почему ты говоришь «хоть раз», как будто я тебя все время обманываю?
· Ну нет, не все время, конечно. Но в этот раз можешь? Ну пожалуйста...
· Ну, хорошо, постараюсь.
· Что с Дашкой? Вы же про нее тогда на кухне с бабушкой говорили? Про нее?
Мама какое-то время молча продолжала мыть что-то в раковине, повернувшись ко мне спиной. Потом выключила воду, вытерла руки о полотенце. И присела за стол:
· Понимаешь, Петенька, у твоей подруги несчастье случилось. Не знаю даже, как сказать...
У меня сердце заколотилось так быстро, что я чуть-чуть и за него испугался. Думал, помру еще в расцвете лет. «Сердце не выдержало», — скажут потом. Так ведь часто говорят про пожилых. Мало ли, вдруг мое тоже не выдержит, вон как колотится.
· Ну, мам, ну говори же, какое несчастье?
· У нее мама умерла несколько дней назад, а сейчас еще и бабушке ее очень плохо, у нее сердце слабое.
Я был поражен. Я, конечно, понимал, что все когда-то умирают. И сам только что про это думал, что я умру. Но чтобы мамы умирали! Это как-то слишком. Тем более Дашкина мама. Как это может такое случаться?
· Почему, мам? Почему она умерла?
· Давно болела, вот и умерла.
· Так это что же, и ты можешь так заболеть и умереть потом? — мои глаза как-то сами собой наполнились слезами. Это ж не шутка, если моя мама умрет. Как я жить-то буду?
· Нет, сыночек, что ты, не плачь. Я не умру.
· Никогда-никогда?
· Никогда.
· А почему ж ее мама умерла?
· Я же сказала тебе, что она заболела. Давай, беги, играй, мне нужно успеть обед приготовить.
Я пошел в комнату. Значит, Дашка вернется. Это хорошо. Но я все-таки не понял, почему ее мама смогла заболеть, а моя не сможет. «У папы спрошу», — подумал я. Надо просто дождаться вечера. Но играть, как вы понимаете, мне вовсе не хотелось. Как играть, когда такое?
Вечером меня, к счастью, не загнали спать, как обычно, и я смог дождаться папу. И пока он переодевался в комнате, я его спросил:
· Пап, а ты можешь заболеть так сильно, чтобы умереть?
Папа даже слегка застрял ногой в штанине трико и чуть не упал.
· Ты хочешь, чтобы я умер?
· Да нет же. Я просто спрашиваю.
· Петр, «просто» о таких вещах не спрашивают. Что-то случилось?
· Ну, конечно, случилось. У Дашки мама умерла.
· У какой Дашки, что ты такое говоришь? — папа даже присел в кресло.
· Ну, у моей Дашки, у какой еще! Мне мама сказала. Ее уже несколько дней нет в саду, я ее все ждал, ждал.
· Вот это трагедия, Петр, — папа был прямо сам не свой, — я не знал. Это трагедия...
· Что такое, трагедия, пап?
· Это когда все плохо или кто-нибудь умирает.
· Тогда — точно трагедия. Я вот и думаю, вдруг и моя мама заболеет и умрет или ты. Ее же мама заболела.
· Видишь ли, Петр. Конечно, в этом мире возможно все. Но если хорошо следить за своим здоровьем, вести здоровый образ жизни: хорошо кушать, все что тебе дают, вовремя ложиться спать, не нервничать по пустякам, слушаться маму, то никогда не заболеешь так сильно.
· А как же ты, пап?
· А что я?
· Как ты будешь слушаться свою маму, если она в Томске живет, это же очень далеко! Оттуда тебе ее трудно будет слушаться!
· Тогда я буду слушаться какую-нибудь другую маму, например, твою.
Когда я выздоровел и пришел в сад, Дашка уже была там. Я обрадовался очень, но и смутился. Я не знал, как с ней поговорить об этом, ну, что ее мама умерла. Только к вечеру смог, когда уже многих позабирали и мы сидели с ней рядом и месили старый пластилин. Новый нам выдавали только для поделок. А старый, тот, который как какая-то каша-малаша, всегда лежал в углу на верхней полке. Мы лепили его, делая из него всякую глупость, и я ее спросил:
· Даш, а как это, когда мама умирает?
Она посмотрела на меня странно так, и ее глаза наполнились слезами. У меня у самого защипало где-то в носу. Я даже не знал, что она может плакать. И впервые мне ее стало так жалко-жалко. Так захотелось защитить от всего плохого, только я не знал как.
· Это когда ты не веришь и думаешь, что врачи ее все равно спасут. А потом ее увозят из дома, и все. А наутро говорят, что она умерла. И плачут. А ты все равно не веришь и ждешь. А она все равно не возвращается.
· Так может, она еще вернется? Может, надо подождать?
Слеза, долго стоявшая у нее в глазу, скатывается по ее щеке, и
мне нестерпимо хочется ее слизнуть. Но мне кажется, что у нас идет с ней серьезный разговор, и я не решаюсь.
· Нет, не вернется.
· Почему ты так говоришь?
· Потому, что я видела, как ее похоронили.
· Как это?
· Положили в фоб, это такой ящик, и зарыли в землю.
· И что же она теперь навсегда там?
· Навсегда.
· А ты?
· А что я?
· Ты как, без мамы-то?
· Я с папой и тетей Галей буду. Бабушка еще есть, но она болеет.
· А мой папа говорит, чтобы вот так сильно не болеть, как твоя мама, надо чтобы был здоровый образ жизни. У тебя здоровый образ?
· Чего?
· Ну, ты не умрешь, случайно? И кого теперь ты будешь слушаться?
· Папу буду, сказала же. Не умру, а то как они без меня, сам подумай.
· Это уж точно! — ответил я веско. Я то знал, как это, быть без Дашки — плохо, скажу я вам! Трагедия!
Дашкин папа был врачом, но даже он не мог спасти ее маму. Когда вырастет, она (сказала мне под большим секретом) тоже собирается стать врачом и сделать так, чтобы люди никогда не умирали. Я подумал, что я тоже, наверное, стану. Тем более, что фонендоскоп у меня уже есть. Но Дашка сказала, что этого недостаточно. Нужно еще много учиться. Ну, учиться так учиться. Школа мне, с моей бабушкой, все равно «грозит», так что от учебы мне никак не отвертеться.
Вы, представляете, я уже перед самым летом узнал, что Дашка умеет читать. Я еще буквы только знаю, хотя их терпеть не могу, бабушка меня все время ими мучает. Все время заставляет какие-то слоги писать. Ненавижу все это! А Дашка уже читает. И быстро так, почти как взрослые! Нам сказку читали, и Светлану Сергеевну вызвали к заведующей, так она книжку отдала Дашке и говорит:
· Читай дальше, Дарья. Вот отсюда.
И ушла. А Дашка всей группе стала книжку читать дальше. Она хоть и с большими буквами была, но все равно — настоящая книжка. Про лебедей, которые мальчика унесли. Я тогда решил, что я тоже должен быстро читать научиться, а то что ж я буду рядом с ней как неграмотный. Я даже вечером маме об этом сказал, когда мы ужинали. На что бабушка почему-то возгордилась:
· Вот видишь, Татьяна. Если с ребенком заниматься, так у него просыпается тяга к знаниям. А вы все ворчите, когда я его учу.
· Мы не ворчим, мама, просто ты всегда на него повышаешь голос, когда чему-нибудь учишь. А я этого с детства не переношу.
Никакая тяга во мне не просыпается, тут бабушка не права. Просто я хотел научиться читать, как Дашка, вот и все.
Вы знаете, что такое слоги? Это очень скучно. Они складываются из букв, а уж из этих слогов слова. Бабушка говорит, что без слогов никак нельзя. А я их никак не понимаю. Вот какой смысл в слоге «ба» или «на». Никакого. И тогда зачем они мне?
Я все понял, только когда мне Дашка объяснила.
· Вот для чего тебе читать, Синельников?
· Как для чего? Чтобы умным быть, как ты.
· Вот глупость какая! Вот ты идешь по улице и видишь, что написано что-то на доме, а ты и не знаешь что. Как быть тогда?
· У мамы спросить.
· Ну а если ты один идешь, как тогда?
· Я один не хожу пока, меня одного не отпускают.
· Ой, Боже, ну а когда начнешь ходить. Вот как ты узнаешь?
· И как? — я уже стал чувствовать себя немного глупым.
· Ты сможешь сам прочитать! Вот для этого и надо уметь читать! Чтобы знать, что написано.
· Ух, ты! Здорово как!
· Вот смотри, — и она подвела меня к двери, — видишь табличка, давай, читай, что написано.
В раздевалке было немного темновато, но я, и вправду, разглядел там буквы. Странно, что я раньше никогда не обращал на них внимания. И хоть с задранной головой мне не очень удобно было читать. Но я все же смог, там было написано «группа № 6». Я понял! «Группа» — это же мы! Дальше не очень понятно, но не важно. Важно, что на этой двери было написано про нас! Вот это да! А Дашка потом и пояснила еще, что там написано, что мы — «группа номер шесть». Вы представляете, оказывается, что мы никакие не «ежики»! Это же совсем другое дело! Это же все меняет. Получается, что теперь я работаю ребенком в группе номер 6. Все совсем по-другому звучит! Вот что значит уметь читать! Я был поражен.
В тот день мы с Дашкой прочитали все надписи, которые только нашли. Не все были такие интересные, как про нас. Некоторые я вообще не понял, например, «материалы для санобработки» или «план эвакуации». Но некоторые были просто удивительными! Например, там был красный ящичек, в нем кнопка. И возле нее было написано: «нажать при пожаре»! Вы представляете, а я мог этого не знать!
Вот что я вам скажу, если вы не умеете читать, то вы вообще не знаете, что делать. Вообще! Тогда вы даже не знаете, что вокруг вас. Как слепые котята. Я был очень рад, что научился читать. Мне, правда, одному без Дашки сначала было трудно, особенно, когда буквы маленькие или слова длинные. Но как же это здорово — уметь читать!
Бабушка в тот вечер была просто счастлива! Вы бы видели ее лицо, когда я на улице прочитал: «Грязные танцы». Там была большая афиша возле нашего кинотеатра.
· Вот «грязные улицы» или «грязные ботинки» — это я понимаю. А как танцы могут быть грязными, а, бабушка?
· Ты мой Петушочек! Ты прочитал! — пропустила бабушка мимо ушей мой вопрос. — А вот там, что написано?
Наверное, это когда в грязи танцуешь. Ну, весна когда, сугробы только растаяли и кругом окурки валяются и всякое, что с зимы в сугробы накидали. И вот выходят люди на улицу и видят, что весна, и танцуют. Я так решил. А то ведь от взрослых ответа обычно не дождешься.
Вечером, гордо рассказывая маме обо мне на кухне, бабушка несколько раз повторила, как она удивилась, что я про эти танцы прочитал. А потом зачем-то добавила:
· Вот видишь, какой одаренный мальчику нас. И все потому, что заниматься вовремя начали. Я думаю, что теперь непременно его в лицейский класс отдадим, в языковой. Я с Ольгой Евгеньевной завтра переговорю. Я раньше еще сомневалась, но теперь уж нет. Отдадим его в класс Наталье Вениаминовне. Теперь никаких сомнений! — сияла бабушка точно начищенный чайник.
· Нет! Только не к ней! Ну бабушка, ну пожалуйста. Я не хочу к ней.
· Петушочек, ну что ты, она хорошая. Она же заслуженный педагог!
· Я не хочу!!!
· Может, и правда, не надо к Наталье Вениаминовне, — вступилась за меня мама, — она все-таки твоя подруга, вдруг она будет к нему пристрастна?
· Она будет, будет! — я не знал, что такое «пристрастна», но чувствовал, что эта — непременно будет.
· Так, ну уж вопросы школы для ребенка все-таки позвольте решать мне. Я как-никак специалист в этом вопросе. А ты уж в своей жизни нарешалась...
Тут они начали спорить и ругаться, и я с кухни пошел. Не могу слышать, когда бабушка маму ругает. Мне почему-то тогда кричать хочется. Или делать что-то, как немного сумасшедший, чтобы только все прекратилось. Но обычно, когда я так делаю, маме еще больше попадает за мое воспитание.
Если б я знал, что из-за моего умения читать такой сыр-бор получится, я бы им не сказал, держал бы это в секрете. Пусть бы думали, что никакой я не одаренный.
Лето тянулось долго. Ноя взял с собой много книжек на дачу. Мы с мамой несколько раз ходили в книжный, книжки мне выбирать. И я выбрал себе и про машины с большими картинками, и про паровозы, и еще какие-то сказки, там на обложке была девочка нарисована, очень чем-то на Дашку похожа. И еще какие-то я из дома взял.
Я очень скучал по Дашке. Вы даже не представляете как. Я и по маме скучал, но она хоть иногда ко мне приезжала. А вот Дашку я столько дней не видел! Вот вы знаете, что такое скучать? А я знаю. Бывает два разных скучания: одно, когда не знаешь, чем заняться и все старые игрушки уже надоели, и ничего не хочется. А другое:
когда кого-то, кого ты очень любишь, тебе не хватает. И ты думаешь о нем, думаешь, дни напролет.
Вот так я и решил, что, видимо, я Дашку люблю. Потому что скучал я по ней сильно, как по маме. А маму я люблю. Вот только я не понял, что надо делать, когда ты понял, что любишь кого-то.
Я и решил у мамы спросить, когда она в субботу приехала и мы с ней сидели на веранде вдвоем и пили чай. Хорошо, что бабушка в тот вечер ушла к соседке, я хоть мог обсудить с мамой этот серьезный вопрос. Она была грустная и молчаливая. Хотя она последнее время часто такая бывает.
· Мам, что надо делать самое главное, когда ты любишь кого- то? — спросил я ее, когда мне показалось, что момент для этого подходящий.
· Самое главное... — мама задумалась. Она обычно на серьезные вопросы никогда сразу не отвечает, как папа. — Самое главное, когда любишь, я думаю, — это уметь прощать.
Мне было непонятно, за что мне прощать Дашку, и я решил тогда папу дождаться, он обычно как-то понятнее объясняет. Папа появился еще не скоро. Но вопрос этот все равно не выходил у меня из головы. Поэтому я спросил и его, несмотря на то, что момент был не очень подходящий. Они почему-то все время ругались, а у нас с веранды еще сильнее слышно, чем с кухни.
Папа уже начал собираться на электричку почему-то, хотя был уже вечер и я думал, что он останется ночевать. Но он не оставался, и я понял, что нельзя терять время:
· Папа, мне нужно задать тебе серьезный вопрос.
· Задавай, Петр, только живее, мне надо собираться.
· Если ты любишь кого-то, то что тогда самое главное?
· Это хороший вопрос, Петр. И главное, очень своевременный. Если любишь кого-то, главное — не предавать себя и быть с тем, кого любишь. Потому что иначе сплошное мучение и черт-те что.
Сказал и уехал. А я долго думал. Это правильно, что он сказал. Особенно «про мучение и черт-те что». Вот именно это я и чувствую. Но что делать, если ты не можешь быть с тем, кого любишь, тогда как?
Я в каком-то кино видел, что мужик один, странный немного, он был в женщину влюблен. Но не мог ей об этом сказать. И тогда он ей стихи сочинял. И я вот стал думать, может, и мне Дашке стихи сочинить. Я стихи читал уже разные, да и в садике мы учили, ничего сложного. Я сел на веранде как-то вечером и задумался. Стал смотреть вдаль. Этот мужик из кино так все время делал.
Но вдали я увидел только забор Карпухиных, а за ним их облезлый дом. Бабушка все время ворчит, что давно уж покрасить могли бы. Но они не красят. В это лето они вообще и на дачу почти не приезжают. Этот забор меня все время отвлекал. Не будешь же стихи про забор писать. И я решил завтра к реке пойти, может, там у меня лучше получится.
Но завтра был дождь, и ни к какой реке меня бабушка не отпустила. И я сидел у окна и смотрел, как по нему бегут струйки- ру-чейки, и слушал, как стучит дождь, как будто хочет, чтобы мы впустили его в дом. А мы не впускаем. И он там совсем один. Все ходит он по всем домам, стучится. А ему никто не открывает дверь. Никто не хочет впустить в свой дом дождь. А почему? Разве дождь виноват в том, что он такой мокрый? Все хотят, чтобы их любили. И дождь тоже. Но его не любят. Какая несправедливость! Поэтому он плачет. А люди думают, что он просто мокрый дождь. Странные люди, они не понимают дождей. И потому они так одиноки.
Вот про это был мой стих. Он был почти похож на стих, только не очень. Но я взял и открыл окно. Мне хотелось, чтобы в тот день хоть кто-то понял и впустил дождь. Он радостно закапал на подоконник и мне на ладошки. Ведь это так здорово, когда тебя любят и ждут, и готовы открыть для тебя окно.
Но тут от ветра хлопнула дверь, и в тот же миг вбежала бабушка и начала ругаться, что я окно открыл, и намочил тут все, и что я простыну. Ну, в общем, как всегда, неинтересно даже пересказывать. Но пока она закрывала окно, я успел сказать дождю: «Прости», чтобы он знал, что я не хотел его обижать, это все бабушка, а ей не объяснишь. Она подумала, что я это ей сказал, и испортила нам прощание:
— Еще тебе простыть не хватало. Сквозняки тут устраиваешь. Не открывай больше, понял меня?
Да, никто не понимает дождей, особенно взрослые. Дашка бы поняла. В то лето я многое понял про дожди.
Когда мы вернулись в город, я стал ждать, когда же я пойду в детский сад. Но тут произошло событие, которое перевернуло всю нашу жизнь. Я, правда, узнал об этом в самую последнюю очередь. Взрослые всегда же не говорят о самом важном. И когда бы они мне, интересно, рассказали, если бы я не спросил?
Папа не приходил ночевать уже несколько ночей. В садик мне рано вставать не надо было, и потому ложился я поздно — его не было, вставал — его не было. И потому я как-то за ужином решил спросить у мамы:
· А папа наш где? Он когда придет?
Мама с бабушкой как-то странно замолчали в этот момент и уставились в свои тарелки, как будто я спросил что-то неприличное. Ну, я подождал немного. Мама же всегда не сразу отвечает.
· Мам?
Мама почему-то заплакала и выбежала из кухни. Я испугался. Я всегда пугаюсь, когда мама плачет. Это ведь значит, что происходит что-то очень-очень плохое. От страха я прирос к стулу и стал смотреть на бабушку, что есть мочи, может, хоть она меня успокоит, что ли. Но она так противно сжала губы и молчала, как партизан. Так говорят иногда: «как партизан», это значит, что не скажет ни за что, даже если враги будут пытать.
· Мам? — я все-таки отклеился от стула и побежал в комнату.
· Все хорошо, сынок, все хорошо. Ни о чем не беспокойся. Все хорошо.
· Что хорошо, мам, если ты плачешь?
· Это ничего, что я плачу. Так просто, бывает... Ну, плачут люди иногда, понимаешь.
· Я плачу, когда мне больно. Тебе больно, мам? — я погладил ее по щеке, она была вся мокрая от слез. Мне тоже стало ее очень жалко, как Дашку. И я тоже хотел бы ее от всего защитить. Но я не мог, я даже не знал, почему она плачет. И от этого мне становилось еще страшнее.
· Мне не больно, сынок, не больно. Все будет хорошо, — мама обняла меня крепко-крепко. Но только я ей не очень поверил. Когда «все хорошо», не плачут. Ну, разве что от радости. Но от радости и плачут по-другому, не так как мама в тот вечер.
Поэтому я долго не мог заснуть в тот день. И мне приснился очень страшный сон. Мне снилось, как будто я должен кого-то спасти, не знаю даже кого, но кого-то важного. И этот кто-то стоит вдалеке, я его вижу и бегу туда, и вдруг между нами появляется река, она такая быстрая. Я сначала забегаю в нее, думаю, что я смогу успеть перебежать ее к тому, кто меня ждет. Но воды становится все больше, и река подхватывает меня и начинает нести, все быстрее. И я не могу уже спасти того, кто меня ждет. И сам уже бултыхаюсь беспомощно, начинаю тонуть и кричу. И просыпаюсь.
Наутро выяснилось, что я описался. Представляете! Мне, конечно, стыдно вам про это рассказывать. Но я уверен, что это из- за сна. Я уже давно не писаюсь ночами в кровать. А тут... Я боялся сказать об этом взрослым, будто я маленький какой-то или плохой. Но мама сказала только:
· Ну, ничего страшного, со всеми случается.
Но бабушка ворчала долго:
· В шесть-то лет. Куда это годится? Скоро в школу, а он надул в кровать! И что ж это творится-то такое?
Как будто я специально. И далась ей эта школа!
Я писался еще три ночи подряд. Бабушка меня каждый раз ругала и как-то раз даже в угол поставила за это, когда мама уже ушла на работу. Я стоял в углу и думал, что мне надо что-то сделать, чтобы не писаться, но я не знал что. Мне просто снились страшные сны, и каждый раз про реку. А просыпался я, и все уже произошло. Я даже как-то раз пробовал не спать. Но у меня не получилось.
И вот как-то вечером я слышу, что мама с папой по телефону разговаривает. Я сразу помчался в комнату, чтобы поговорить с ним, узнать, когда он придет уже домой, наконец! Мне столько всего хотелось у него спросить. Но мама мне долго почему-то не хотела давать трубку, ноя все кричал «папа, папа», итогдаонадала.
· Папа, когда ты придешь? Почему у тебя так много там всяких обязательств?
· Я приду завтра, Петр. Вечером. У меня к тебе будет серьезный разговор.
· Обязательств у него там много, как же! — зашипела вошедшая бабушка.
· Он придет, сказал, завтра! — но они почему-то не обрадовались этому так, как я.
И только завтра я понял, почему.
Назавтра папа сказал мне про развод. Это слово означает, что они с мамой больше не будут жить вместе. А будут жить в разных местах. Он долго сначала не мог мне ответить, зачем ему это нужно. Чтобы мой папа сразу да не мог ответить! Меня это поразило. Но слова его поразили меня еще больше:
· Я буду жить с другой женщиной, потому что я ее люблю.
· А как же я? Как мы с мамой? Насты, что же, уже не любишь?
· Нет, вас тоже люблю.
· Так и живи с нами! Нас же больше. Я, мама, еще бабушка. А там только одна какая-то женщина! — пытался я воззвать его к логике. Папа эту логику всегда уважал.
· Ох, как все сложно, Петр! Тебе важно просто принять, что я сказал. Мы разводимся, вот и все. Но мы будем видеться с тобой, обязательно, чтобы там твоя бабушка не надумала. Это уж ты будь спокоен. Этого я ей не отдам.
Я не очень понял, чего он ей не отдаст. И вообще, я все равно не понял, что такое развод и кому он нужен. Одна надежда оставалась на Дашку. Еще два дня, и я, наконец, увижу ее! И перестану так скучать. От одной внезапной мысли у меня вдруг похолодело все внутри. А вдруг я буду писаться и в садике днем. Проснусь, а уже все — вся кровать мокрая! Что будет тогда! Меня ж все засмеют. И Дашка от меня отвернется, зачем я ей такой писучий буду нужен, позориться только! И что тогда? Тогда я точно умру от горя. Потому что как я буду жить, если у меня ни папы не будет, ни Дашки! Как жить-то???
Я пошел, лег в обнимку с крокодилом и лежал так долго-долго. Успокоился только тогда, когда придумал, что я днем просто спать не буду и все. Все равно не всегда спать хочется, к тому же днем легче, это ж не ночью...
Дашка за лето немного изменилась, стала такая взрослая и еще больше красивая. Я был так рад ее видеть, что даже дышать немного забыл как. Но потом вспомнил.
· А у меня у родителей развод, — сказал я, когда мы пошли гулять. Мы с ней как всегда пошли ковыряться в самый угол площадки, там хорошо, никто не пристает.
· Да ты что, Синельников? Вот беда-то, — сказала она как-то очень по-взрослому и почему-то положила мне руку на плечо. От этой ее руки и оттого, как она на меня смотрела, мне очень захотелось плакать. Так стало жалко себя, прямо ужас! Только в этот момент я понял, что развод — это очень грустно. И почти заплакал, но очень уж испугался быть нюней. И поэтому только усиленно зашмыгал носом, будто мне все нипочем.
· И ты как? Не плакал? — она по-прежнему смотрела на меня так, что сдерживаться было уже почти невозможно.
· А чего плакать-то, я что, нюня?
· И зря. Любой бы на твоем месте плакал. Развод — это же так грустно.
И тут я заревел, тихонечко, конечно, не сильно. Но слезы так и прыснули из моих глаз. А она стояла рядом и только гладила меня по плечу... Вы знаете, я этого никогда не забуду. Не знаю почему, но не забуду. И если бы на вас вот так кто-то смотрел и просто гладил, когда вы плачете, вы бы этого тоже никогда не забыли.
· Синельников, ты чего там? — крикнула мне издалека воспитательница.
· Ничего, Светлана Сергеевна, я тут разберусь, не волнуйтесь, — ответила ей Дашка и повернула меня к забору, отвернув ото всех и обняв немного.
· Я думаю, что я что-то не так сделал, отчего папа ушел. Я мешал ему часто и вопросы дурацкие ему задавал. Если бы я был другим, он бы не ушел. Может быть, он еще вернется, если я исправлюсь? Вот только как зазвать его обратно домой, чтобы показать, что я уже исправился?
· А что он тебе сказал, когда уходил?
· Сказал, что полюбил другую женщину.
· Нет, тогда не вернется, вряд ли. И это все точно не из-за тебя.
· А из-за чего?
· Ну, он же сказал тебе: полюбил другую женщину.
· Но он же сказал, что любит нас с мамой тоже!
· Любит, конечно, но жить будет с той.
· А так что, бывает?
· Конечно, еще как бывает. Ты главное запомни, Петь, что ты тут не при чем. Взрослые часто что-то решают, нас не спрашивая. Это уж такая наша доля. Суд был уже?
· Что-о-о? Какой суд? Зачем суд? Это ж когда только преступники — суд!
· Значит, не было еще. Да нет, когда разводятся, тоже суд бывает. И не потому, что преступники, а потому что им надо поделить имущество.
Господи, еще суд!
· А что будет, когда поделят?
· Ну ты, скорее всего, останешься с мамой и бабушкой, квартиру, наверное, будете менять.
· Зачем нам ее менять, хорошая квартира. Я в ней всю жизнь живу.
· Ну, может, и не будете. Всякое бывает. В зависимости от того, какие у него там условия,— и она сделала очень взрослое лицо.
· А почему же они мне всего это не сказали? Почему вообще не говорят со мной о важном? Я что, как будто никто?
· Ну, это проще простого: это все потому, что считают тебя маленьким и думают, что ты не поймешь. К тому же им так кажется, что они таким образом тебя берегут.
Вот скажите, что бы я делал без Дашки?! Кто бы мне все это объяснил? Я теперь хотя бы знал, что меня ждет. И писаться с тех пор перестал, кстати, потому что эта река перестала мне сниться.
А суд был все-таки. И квартиру нам менять все-таки придется, это я опять случайно возле кухни услышал, когда в туалет шел. Хотя по вечерам я перестал даже в прихожей появляться, а то оттуда особенно хорошо кухню слышно, даже если дверь закрыта. А я не хотел ничего слушать, потому что бабушка промоего папу там такие слова говорила, что мне вам даже пересказывать их было бы стыдно. К тому же это все неправда. Папа не такой. Я его давно знаю.
Я даже Дашке про это рассказал, потому что я совсем не хотел слушать, что он «предатель» и «подлец, каких земля еще носит!», ну и другое там всякое, стыдное. Я ведь сын его. Многие говорили, что я — «копия отца», вот и получалось тогда, что я «подлец» и «предатель». И как жить теперь с этим?
· Да ты не думай, что они и в самом деле так думают, что он такой, — как всегда все разъяснила мне Дашка, — просто им очень обидно. Они злятся на него сильно, поэтому так обзываются.
· Мама нет, бабушка только.
· Ну значит, она и злится. И еще ей хочется думать, что она лучше, чем он. Поэтому так и говорит. Ты тут вообще не при чем. Ты, может, вообще никогда не женишься.
· Почему это? Я женюсь, — я даже приготовился обидеться на Дашку, впервые в жизни, можно сказать. — Очень даже женюсь. Вот увидишь!
· Ну женишься, но ты все равно не при чем. А я вот не буду замужем.
· Это еще почему? — это как-то нарушало мои планы, потому что жениться-то я надумал именно на ней. На ком же еще?
· Потому что тот, кого ты любишь, может умереть, и тогда ты можешь этого не пережить. И вся жизнь пойдет под откос.
· Как это, «под откос»?
· Как поезд. Едет, едет, а потом, раз... и падает с горы прямо вниз. Слетает с рельсов и все.
Я, конечно, понял про поезд, но не понял, какое это имеет отношение к женитьбе. Но я сказал:
· Ты всегда можешь жениться на мне, потому что я не умру.
· С чего это ты так уверен?
· Мне папа сказал. Я веду здоровый образ жизни и маму всегда слушаюсь.
· Какой же ты наивный, Синельников, ну кто даст тебе твои шесть лет!
· Семь почти! — сказал я, но она улыбалась, и я понял, что не все еще потеряно, если она улыбается.
Вот вы, например, часто задумываетесь о будущем? Я — постоянно! Тем более что бабушка и так любит все время повторять: «В будущем тебе это обязательно пригодится». Я тут недавно понял про будущее одну вещь: его не надо бояться, потому что может оказаться, что все к лучшему. Вот я очень боялся того, что бабушка запихнет меня в класс к своей Вениаминовне, потому что решила, что мне надо учиться в лицейском классе. А уж если наша бабушка что решила, так это все: железно! Я от такого будущего вообще хотел в садике на второй год остаться, даже если там Дашки уже не будет. Но тут все сложилось совсем по-другому. И так прекрасно, что вам даже и не приснилось бы!
Ведь что получилось-то. Когда мы стали менять квартиру, выяснилось, что разменять ее так, чтобы у нас осталась двухкомнатная, было трудно. В нашем районе таких квартир никак не находилось. И вот нашлась такая только в другом районе, соседнем, где Дашка живет. И получилось как-то, что рядом с той квартирой была школа, совсем близко, во дворе. Бабушка сказала, что неплохая. К тому же я смогу из школы сам домой приходить, потому что забирать меня некому, потому что она должна была взять дополнительную нагрузку в своей школе, а то у нас денег совсем стало мало. И получалось, что я буду учиться с Дашкой в одной школе, и если повезет, а я уж постараюсь маму уговорить, то и в одном классе! Ну, что я вам говорил, как вам такое будущее?!