Управление персоналом и его цели. Повышение роли управления персоналом в современном менеджменте организации.
Вопросы для госэкзамена по Основам управления персоналом
Управление персоналом и его цели. Повышение роли управления персоналом в современном менеджменте организации.
2. Эволюция теории управления персоналом и изменение роли кадровой службы в организации.
3. Человеческие ресурсы как объект управления, его особенности. Персонал организации и его структура. Кадровый потенциал организации.
4. Отечественная и зарубежная практика управления человеческими ресурсами и основные тенденции ее развития.
5. Философия управления персоналом и ее факторы. Влияние философии управления персоналом на кадровую политику организации.
6. Современные принципы управления персоналом. Факторы, влияющие на формирование принципов управления персоналом в организации.
7. Система социального партнерства и ее стороны. Формы и уровни социального партнерства.
8. Функциональные и обеспечивающие подсистемы управления персоналом и их характеристика. Подсистема линейного руководства в системе управления персоналом.
9. Организационная структура служб управления персоналом в организациях различного масштаба и организационно-правовых форм.
10. Организационное проектирование системы управления персоналом: принципы, стадии и этапы оргпроектирования. Типы документов, разрабатываемых при проектировании системы управления персоналом.
11. Методы анализа, построения и внедрения системы управления персоналом организации.
12. Кадровые бизнес-процессы и их формирование. Процессный подход к регламентации в сфере УЧР.
13. Кадровые технологии, их виды и составные элементы.
14. Информационное обеспечение системы управления персоналом. Состав и структура информации в системе управления персоналом и требования к ее качеству. Современные информационные технологии в управлении персоналом.
15. Делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом, его цель и функции. Государственные стандарты унифицированных систем документации по управлению персоналом.
16. Стратегическое управление персоналом: тенденции развития и значение в современном менеджменте. Горизонтальная и вертикальная интеграция.
17.Сущность, цели и основные направления кадрового планирования. Требования к кадровому планированию.
18. Отборперсонала и его принципы. Критерии оценки кандидатов при отборе персонала.
19. Методы отбора кадров и их характеристика. Современные технологии отбора персонала.
20. Приемна работу: процедуры и правила. Правовые аспекты найма на работу в Трудовом кодексе РФ. Трудовой договор и его структура.
21. Сущность, цели и формы развития персонала. Связь функциональной подсистемы развития персонала с другими подсистемами управления человеческими ресурсами.
22.Управление процессом профессионального обучения персонала. Определение потребности в обучении. Оценка эффективности профессионального обучения.
23. Принципы и методы профессионального обучения персонала.
Информационные технологии профессионального обучения. Условия эффективного обучения персонала.
24. Деловая карьера и ее виды. Этапы деловой карьеры. Управление деловой карьерой. Нормативно-правовое обеспечение процесса управления карьерой.
25. Кадровый резерв, методы и принципы его формирования. Работа с кадровым резервом.
26. Цели, функции и критерии деловой оценки персонала в организации.
27. Методы деловой оценки персонала и их характеристика. Индивидуальные и групповые методы оценки. Методы работы центров оценки и развития персонала.
28. Аттестация управленческого персонала и ее технология. Нормативно-правовые основы аттестации персонала.
29. Методы управления трудовой мотивацией: прямой, властный (принудительный) и стимулирование. Классификация стимулов к труду. Принципы и методы стимулирования труда.
30. Высвобождение персонала, его виды и правовое обеспечение процесса увольнения. Система мероприятий по высвобождению персонала. Аутплейсмент.
Вопросы для госэкзамена по Организационному поведению
1. Сущность и механизм мотивации труда. Мотивы трудовой деятельности. Типы трудовой мотивации.
2. Адаптация человека к организации и изменение его поведения. Типы включения человека в организацию.
3. Вербальное и невербальное коммуникативное поведение.
4.Взаимодействие человека и организации. Научение поведению и модификация поведения человека в организации.
5. Груповые нормы и групповое давление.
6. Групповые ценности и нормы, их защита.
7. Группы, их виды и значение в организации. Формальные и неформальные группы. Жизненный цикл группы.
8. Деловое общение и пути его совершенствования.
9. Индивидуальные психологические различия и их влияние на поведение человека в организации.
10. Инновации в организациях. Роли и позиции людей в инновациях.
11. Конфликты, их причины и типы.
12. Лидерство в группе. Типы лидеров. Теории лидерства.
13. Лидерство и власть. Баланс власти. Типы отношений власти.
14. Методы влияния руководителя на поведение людей в организации.
15. Методы и стили разрешения конфликтов.
16. Организационное поведение и методы его изучения.
17. Организационное поведение и его роль в менеджменте.
18. Психологические закономерности межличностных коммуникаций.
19. Развитие личности в организации.
20. Роль Public Relations в формировании имиджа организации. Методы PR.
21. Сплоченность группы, ее факторы и меры по ее повышению.
22. Стиль лидерства. Факторы, влияющие на стиль лидерства.
23. Стратегия организации и ее поведение. Методы управления поведением организации.
24. Стрессы и их профилактика в организации.
25. Теории когнитивистской ориентации. (К. Левина, Л. Фестингера и др.)
26. Теории поведения бихевиористской ориентации и их значение для менеджмента. (Теории И. П. Павлова, Д. Уотсона, Б. Скиннера, А. Бандура и др.)
27. Теории лидерства.
28. Теория психоанализа (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм, К. Хрони и др.)
29. Теория роста А. Маслоу и ее значение в менеджменте.
30.Управление нововведениями в организации. Психологическое сопровождение инноваций.