Еории личности в психологии

В современной психологии выделяют семь основных подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения.

Теория личности – это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека. Основные вопросы, на которые должна ответить теория личности, заключаются в следующем:

- Каков характер главных источников развития личности – врожденный или приобретенный?

- Какой возрастной период наиболее важен для формирования личности?

- Какие процессы являются доминирующими в структуре личности – сознательные (рациональные) или бессознательные (иррациональные)?

- Обладает ли личность свободой воли, и в какой степени человек осуществляет контроль над своим поведением?

- Является ли личный (внутренний) мир человека субъективным, или внутренний мир объективен и может быть выявлен с помощью объективных методов?

Каждый психолог придерживается определенных ответов на поставленные выше вопросы. В науке о личности сложилось семь довольно устойчивых комбинаций таких ответов, или теорий личности. Выделяют психодинамическую, аналитическую, гуманистическую, когнитивную, поведенческую, деятельностную и диспозитивную теории личности.

Каждая теория позволяет построить одну или несколько структурных моделей личности. Большинство моделей являются умозрительными, и лишь немногие, в основном диспозициональные, построены с использованием современных математических методов.

Модель личности, развиваемая в глубинной психологии, прежде всего в психоанализе (А.Адлер, Г.Салливен, Э.Фромм, К.Хорни), ориентирована на объяснение внутрипсихологических процессов при обращении по преимуществу к понятиям структуры и динамики «внутреннего конфликта».

В теория личности А.Адлера постулировалось три фактора стабильности и динамики личности: чувство общности, чувство неполноценности, стремление к самозначимости. Считалось, что если усиливается чувство неполноценности, то повышается стремление к самозначимости и понижается чувство общности; если усиливается стремление к самозначимости, то также понижается чувство общности; и если, наконец, усиливается чувство общности, то понижается чувство неполноценности.

В теория личности Г.С.Салливена решающая роль в возникновении особенностей личности и психологических расстройств приписывается межличностным отношениям. Типичные межличностные ситуации выступают некими матрицами для формирования определенного типа личности, понимаемой как совокупность социальных масок. Признается, что при изменении социальных (межличностных) отношений может быть достигнута гармонизация личности. Это и ставится целью психотерапии.

В теория личности Э.Фромма постулируется ведущая роль в человеческом поведении бессознательных побуждений. В отличие от теории З.Фрейда, здесь они рассматриваются как социально, а не биологически обусловленные. Человек теряет инстинктивные связи с природой, но на их место приходят экзистенциальные и исторические социальные противоречия, которые служат источником общественно обусловленных потребностей. Но если общество препятствует их удовлетворению, формируются иррациональные способы решения проблем человеческого существования в форме мазохизма, садизма, деструктивизма или конформизма, реализация которых приводит к образованию различных типов характера и возникновению неврозов.

Теория личности К.Хорни развивалась в дискуссии со многими положениями З.Фрейда. Были отвергнутым пан-сексуализм и фатальная роль детства в формировании характера и неврозов, достигнуто понимание роли культурной среды в возникновении неврозов. В теории Хорни основой выступает чувство «базальной тревожности», обусловленное противостоянием индивида природным и социальным силам. Общество, с одной стороны, способствует формированию у индивида определенной структуры потребностей, а, с другой, выступает преградой для их реализации. Это приводит к возникновению чувства тревоги и поведения, ориентированного на достижение безопасности, а в конечном счете и к формированию определенного типа личности (агрессивного, уступчивого и отчужденного от общества).

Наоборот, модель личности, разработанная в бихевиоризме, основана на внешне наблюдаемом поведении, на действиях и взаимодействиях с другими людьми в актуальной ситуации (ситуационизм, интеракционизм). В современном бихевиоризме личность понимается как система генеризованных форм поведения, которые образуются на основе ситуационно-специфического поведения (теория социального научения Роттера).

В поведенческой теории личности, разработанной Дж.Роттером в качестве исходных выступают идеи А.Адлера о важности социальных факторов и Э.Толмена об ожиданиях. Исходно принималась следующая аксиоматика:

1. Исследуется индивид, взятый в значимом для него окружении.

2. Личностные конструкты не редуцируемы к конструктам других дисциплин (биологии, физиологии, нейрологии).

3. Поведение, описанное благодаря личностным конструктам, осуществляется в пространстве и времени.

4. Личностные конструкты специфичны в отношении филогенетического и онтогенетического развития.

5. Опыты личности взаимно проницаемы.

6. Поведение целеориентировано в зависимости от подкрепления. Поведение определяется не только подкреплением, но и антиципацией.

В теории социального научения человек предстает как классифицирующее существо. Все предметы окружающего мира могут быть расклассифицированы на основе воспринимаемых причин получения подкрепления. Если подкрепление воспринимается как не в полной мере обусловленное собственными действиями, то оно видится как обусловленное счастьем, случаем, судьбой или другими и в большой степени непредсказуемым из-за чрезмерной сложности событий. Это конкретизировалось в ряде формализованных концептов.

Локус контроля (лат. locus – место и controle – проверка) — теоретическое понятие модели личности Дж. Роттера. Это — вера индивида в то, что его поведение детерминируется по преимуществу либо им самим (интернальный локус контроля; происходит от англ. internal — внутренний), либо его окружением и обстоятельствами (экстернальный локус контроля; происходит от англ. external — внешний). Формируясь в процессе социализации, локус контроля становится устойчивым личностным качеством.

Близким к понятию интернальности является понятие «выученная беспомощность», введенное М. Селигманом. Это — особенности поведения, которые приобретаются при систематическом негативном воздействии, избежать которого нельзя. Характеризуется тем, что наступает торможение моторной активности, ослабляется биологическая мотивация, теряется способность к научению, появляются соматические расстройства.

В рамках гуманистической психологии личность рассматривается прежде всего как принимающая ответственные решения (имплицитная теория личности, теория самоактуализирующейся личности).

В марксистской психологии личность определяется как продукт исторического развития индивида, прежде всего в рамках совместной трудовой деятельности (А. Валлон, И. Мейерсон, Ж. Политцер, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). В частности, у Леонтьева личность рассматривается как создаваемая общественными отношениями, в которые субъект вступает в рамках своей деятельности. При этом отдельные деятельности субъекта, представленные прежде всего своими мотивами, вступают между собой в иерархию отношений, образуя так называемую иерархию мотивов.

В концепции А.В.Петровского тип развития личности определяется через тип группы, в которую она включена и в которой она интегрирована; собственно личностная активность представляет собой стремление выйти за пределы привычного и действовать за границами требований ситуации или ролей.

Важнейший вклад в теорию личности сделал Зигмунд Фрейд, предложив структуру психики (Я, Сверх-Я и Оно) в теории психоанализа. Среди работ (в СССР) по теории личности, ее структуре в психологии выделяются работы А.Г.Ковалёва, В.Н.Мясищева и К.К.Платонова.

труктура личности

В основе личности лежит ее структура– связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.

Способности человека определяют его успехи в различных видах деятельности. От темперамента зависят реакции человека на окружающий мир – других людей, обстоятельства жизни и так далее. Характер человека определяет его поступки в отношении других людей. Волевые качества характеризуют стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация – это, соответственно, переживания людей и побуждения к деятельности и общению.

Проблема структуры личности занимает важное место в психологии личности. На этот счет существует несколько точек зрения. Не говоря об индивидуальных особенностях, можно установить типическую структуру личности. В некоторых работах (особенно педагогических) в структуре личности выделяют такие три компонента, как мотивационный, интеллектуальный и деятельностный.

С мотивационной сферой связано формирование устойчивости личности, человек соотносит себя с той мотивацией, которую реализует. Устойчиво доминирующая система мотивов составляет направленность личности. Когда отдельные формы поведения, деятельности становятся для человека средством реализации мотивов, то они закрепляются и приобретают свойство постоянства. Следовательно, качества личности – это мотивы + устойчивые формы поведения, закрепляющиеся в характере.

В личности переплетаются и интегрируются природные и социальные основы индивидуальности, формируя тип реагирования (сильный, слабый, смешанный) или определенное взаимодействие конституционально заданных и ситуативно-обусловленных факторов.

Конституционально заданными являются свойства нервной системы или темперамент. Темперамент есть свойства нервной деятельности, характеризующие динамику и соразмерность нервных процессов (возбуждение и торможение). К данным свойствам, проявляющимся на физиологическом уровне, относятся:

1) сила (или способность длительно выдерживать интенсивные состояния);

2) лабильность (или скорость возникновения и прекращения нервного процесса возбуждения или торможения);

3)уравновешенность (или реагирование нервной системы на возбудительные и тормозные процессы).

Определяя внутренние и внешние реакции, темперамент влияет на темп и ритм деятельности, поведения, на протекание психических процессов (от него зависит скорость их возникновения, устойчивость, интенсивность). И. П. Павлов пришел к выводу (в ходе экспериментальных исследований), что то или иное соотношение основных свойств нервной системы, которое было названо типом высшей нервной деятельности, лежит в основе четырех типов темперамента: холерического, сангвинического, флегматического и меланхолического.

Однозначность свойств нервной системы в физиологическом смысле приобретает многозначность в психологическом плане. Во-первых, темперамент определяет динамику психической жизни через психические свойства: реактивность, активность, чувствительность, или сенситивность, эмоциональность, пластичность и регидность, направленность вовне (экстравертированность) или на себя (интровертированность). А во-вторых, при разных условиях жизни, обучения и воспитания при наличии определенного типа темперамента формируются разные психологические черты.

В зависимости от внешних обстоятельств индивидуально-личностные свойства усиливаются, нивелируются или берутся под контроль. Формируется модальная личность, в структуре черт которой преобладают типизированные, отбираемые социумом, свойства.

Темперамент тесно связан с особенностями общения человека с окружающими. Настолько тесно, что многие психологи предлагают по этим особенностям определять сам темперамент.

Размышляя о своем темпераменте и темпераментах других людей, следует иметь в виду два важных обстоятельства. Во-первых, «чистые» темпераменты встречаются довольно редко. Чаще всего у человека сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства какого-то одного. Во-вторых, нельзя путать, смешивать свойства темперамента и черты характера.

Темперамент – это первичная природа личности, на основе которой формируется вторичная природа – характер. Главное свойство характера – образовавшиеся устойчивые отношения личности к себе и миру (к обществу, труду, природе).

Устойчивая система отношений личности, способов жизнедеятельности, переживаний закрепляется в психологический тип и образует ее характер. Характер имеет свою логику – совместимые и несовместимые поступки.

Личность расширяет свои возможности и самореализуется благодаря совершаемым действиям. Для этого есть индивидуальные физические и психические особенности, способствующие совершению действия способности, которые обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами действия, их результативности.

Человек рождается со способностью к деятельности – интеллектом. Являясь средством удовлетворения потребностей, желаний человека, способности в процессе жизни совершенствуются и расширяются. Расширение сферы потребностей, появление новых стимулирует к совершению действий и развитию востребованных психических качеств.

Интегративным ядром личности является самосознание, или процесс познания себя и отношения к себе. Самосознание формируется в процессе соотнесения человеком себя с другими (идентификация) и в процессе аутокоммуникации, соотнесения себя с реализованной мотивацией.

Однако возможно ли познать себя? Процесс самопознания сложен, динамичен, неисчерпаем, даже при высокой степени понимания себя всегда остается место для загадок и непонимания. Самосознание формируется постепенно, проходя определенные этапы достижения зрелости.

Обязательным для самопонимания является выделение себя из окружающего (я – не я) и формирование автономности.

Следующими этапами развивающегося самосознания является:

а) сравнение себя с другими (определение степени успешности действий);

б) самонаблюдение; в) принятие себя и понимание ограниченности своего «Я», что составляет потенциальную возможность для изменений и личностного роста.

В самосознании запечатлеваются разные проявления личности. Процесс осознанная самого себя, внутренних психических актов и свойств называется рефлексией, а отнесение качеств к «Я»-идентификацией.

Самым первым актом самосознания являются переживания и ощущения собственного состояния – самочувствие. Человек имеет представление и о своем социальном статусе, степени признания и принятия его другими, социальных ролях (роль является социальной функцией индивида, или способом организации поведения как система прав и обязанностей в связи с выполнением определенных действий). У него есть система ценностей и идеалов, которые он олицетворяет со своим жизненным кредо и собственной цельностью. Человек осознает свои возможности к действию, проявляет волеизъявление и совершает акт самотворения, определяя для себя меру ответственности за содеянное. Ответственность является показателем глубины и степени зрелости личности.

Образом собственного «Я» выступает Я-концепция, или система установок относительно себя. Человек ведет себя чаще всего в соответствии с тем, что он считает самим собой. Самосознание постоянно сравнивает реальное поведение с Я-концепцией и регулирует поведение на основе механизма эмоциональной коррекции (чувства одобрения или чувства вины, стыда).

Выступая системой представлений и установок по отношению к себе, образ Я имеет многие аспекты проявления. Прежде всего, это знания о себе (самосознание); это отношение к самому себе (самоуважение); и, наконец оценка себя как итог знания и отношения к себе, переживание своей самодостаточности, успешности (самооценка и самоконтроль).

Самосознание имеет систему естественных защит своего Я, когда информация о личности подвергается внутренней цензуре – психологическую защиту. Функциями психологической защиты являются редукция (уменьшение) психического напряжения; ограничение деструктивных импульсов; связывание патогенной энергии и трансформация в приемлемые для личности формы и т.п.

Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний, человек с помощью «Я» вырабатывает у себя различные способы защиты, среди которых встречаются следующие:

Отрицание. Когда реальная действительность для человека весьма неприятна, он «закрывает на нее глаза», прибегает к отрицанию ее существования или старается снизить серьезность возникшей угрозы. Одна из наиболее распространенных форм такого поведения – это неприятие, отрицание критики в свой адрес со стороны других людей, утверждение, что, то, что критикуется, на самом деле не существует. В некоторых случаях такое отрицание играет определенную психологическую защитную роль, например, тогда, когда человек действительно серьезно болен, но не принимает, отрицает это как факт. Тем самым он находит в себе силы продолжать бороться за жизнь.

Подавление. В отличие от отрицания, которое большей частью относится к информации, поступающей извне, подавление относится к блокированию со стороны «Я» внутренних импульсов и угроз, идущих от «Сверх-Я». В этом случае неприятные признания самому себе и соответствующие переживания как бы вытесняются из сферы сознания, не влияют на реальное поведение. Чаще всего подавляются те мысли и желания, которые противоречат принятым самим же человеком моральным ценностям и нормам. Известные случаи внешне необъяснимого забывания, не сопровождающиеся выраженными психическими расстройствами, являются примерами активной работы бессознательного механизма подавления.

Рационализация. Это способ разумного оправдания любых поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство. Обращение к рационализации характерно тем, что оправдание поступку находится обычно уже после того, как он совершен. Наиболее типичные приемы рационализации следующие: а) оправдание своей неспособности что-либо сделать нежеланием это делать; б) оправдание совершенного нежелательного действия объективными сложившимися обстоятельствами.

Формирование реакции. Иногда люди могут скрывать от самих себя мотив собственного поведения за счет его подавления через особо выраженный и сознательно поддерживаемый мотив противоположного типа (бессознательная неприязнь к ребенку может выражаться в нарочитом контролирующем внимании к нему). Такая тенденция получила название «формирование реакции».

Проекция. Все люди имеют нежелательные свойства и черты личности, которые они у себя признают не с большой охотой, а иногда и совсем не признают. Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде.

Интеллектуализация. Это своеобразная попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем ее как бы отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах.

Замещение. Оно выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким-либо нравственно допустимым способом. Наиболее часто используемые приемы психологической защиты в процессе самоанализа могут распознаваться. Фактором, влияющим на развитие самой личности и эффективность ее деятельности, является самооценка.

Самооценка, как система оценивания себя, предполагает наличие нижнего и верхнего предела того, что я могу достичь. Такой мерой выступает уровень притязаний, или степень трудности достижения целей, которые человек ставит перед собой. Переживание успеха или неуспеха, возникающее вследствие деятельности по достижению цели, влечет за собой смещение уровня притязаний к более трудным либо более легким задачам, Снижение трудности избираемой цели после успеха, также как ее повышение после неудачи говорит о нереалистическом уровне притязаний. Так как человек соотносит себя с тем, что он добивается, то результативность деятельности лежит в основе его отношения к себе: чего я стою. Отношение закрепляется в качестве самооценки: высокой, адекватной, низкой.

Стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей является процессом самореализации, самоактуализации. Концепция самоактуализации и ее анализ даны в работах К.Роджерса и А.Маслоу. Осознавая необходимость действовать и принимая соответствующее решение, человек далеко не всегда переходит к его реализации. Только мотивацией этот переход объяснить невозможно, когда при столкновении с трудностями одни прекращают действовать, а другие действуют с удвоенной энергией, эти явления связывают с проявлением их воли.

Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля соотносится со всем сознанием человека как одна из форм отражения действительности, функцией которой является сознательная саморегуляция его активности в затрудненных условиях жизнедеятельности.

Специфическая особенность волевого поведения в переживании состояния «Я должен», а не «Я хочу», хотя, конечно следует учитывать возможность совпадения волевого и импульсивного поведения («Я хочу исполнить свой долг»). В противоположность непроизвольным, сознательные действия, более характерные для поведения человека, направлены на достижение поставленной цели. Именно сознательная целеустремленность действий характеризует волевое поведение. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.

Главной психологической функцией воли является усиление мотивации. Условием возникновения волевых усилий становятся борьба мотивов. Человек волевым действием отвергает непримиримые мотивы и преодолевает препятствия к достижению целей. Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в сознании поставленную цель. Энергия и источник волевых действий всегда связаны с актуальными потребностями человека. Развитие волевой регуляции идет по двум направлениям: во-первых, преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные; во-вторых, обретение человеком контроля над своим поведением и выработка волевых качеств.

Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации. Свобода воли означает способность принимать решения со знанием дела. Необходимость сильной воли возрастает при наличии:

1) трудных ситуаций «трудного мира» и

2) сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке.

Динамика воли в зависимости от трудности внешнего мира и сложности внутреннего мира человека:

1. Воля не требуется (желания человека просты, однозначны, любое желан ие осуществимо в легком мире).

2. Требуются волевые усилия по преодолению препятствий реальной деятельности, нужно терпение, но сам человек внутренне спокоен, уверен в своей правоте в силу однозначности своих желаний и целей.

3. Требуются волевые усилия по преодолению внутренних противоречий, сомнений, человек внутренне сложен, идет борьба мотивов и целей, человек мучается при принятии решения.

4. Требуются интенсивные волевые усилия для преодоления внутренних сомнений для выбора решения и осуществления действий в условиях объективных помех и трудностей. Волевое действие здесь выступает как сознательно принятое к осуществлению по собственному решению осознанное намерение целенаправленное действие на основе внешней и внутренней необходимости.

Человек, так или иначе, относится к предметам, явлениям, событиям, к другим людям, к своей личности, одни явления действительности радуют его, другие – печалят, третьи – возмущают и т. д. Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев, страх и др. – все это различные виды субъективного отношения человека к действительности, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека форме переживаний. Многообразные проявления эмоциональной жизни человека делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стресс.

Наиболее мощная эмоциональная реакция – аффект – сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, полностью захватывающее психику человека. Собственно эмоции – более длительные состояния. Они – реакция не только на события совершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то эмоции смещаются к началу действия и предвосхищают результат. Они носят опережающий характер, отражая события в форме обобщенной субъективной оценки личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека. Чувства – еще более чем эмоции, устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувство вообще, безотносительно, а только к кому-нибудь или чему-нибудь. Самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее всё поведение человека – это настроение.

Ученые пришли к заключению, что эмоции осуществляют энергетическую мобилизацию организма, так, например, радость сопровождается усилением иннервации в мышцах, при этом мелкие артерии расширяются, усиливается поток крови к коже, кожа делается теплее, ускоренное кровообращение облегчает питание тканей и способствует улучшению физиологических процессов. Напротив, физиологические проявления печали характеризуются парализующим действием на мышцы, движения в результате медленные и слабые, сосуды сжимаются, ткани обескровливаются, проявляется озноб, недостаток воздуха и тяжесть в груди.

Наши рекомендации