Тематика практических занятий
Для студентов ЗФО темы практических занятий № 1, 7, 8 и 9 выносятся
на самостоятельное изучение!
Тема 1. Теория и практика психологических исследований
в области массовой коммуникации
Цель занятия: познакомиться с психологическим аспектом изучения массовой коммуникации; знать основные положения различных учений и школ в изучении массовой коммуникации. Познакомиться с методологией и методами психологических исследований массовой коммуникации.
План
1. Коммуникационный процесс в психологическом и социально-психологическом измерении.
2. Достижения различных школ и направлений в области психологических исследований массовой коммуникации.
3. Методология и методы психологических исследований массовой коммуникации.
Контрольные вопросы и проблемные задания
1. Каковы особенности описания процессов массовой коммуникации с точки зрения бихевиоризма?
2. Каковы особенности описания процессов массовой коммуникации с точки зрения теории когнитивизма?
3. Каковы особенности описания процессов массовой коммуникации с точки зрения социометрии и интеракционизма?
4. Составьте конспект ответа на вопрос: Б. Берельсон, Э. Катц, Г. Годе о «двухступенчатом потоке коммуникации»?
5. Что такое психодиагностика? Где и как она применяется в PR-деятельности?
6. Опишите основные методы психологических исследований массовой коммуникации (контент-анализ, фокус-группа, анкетирование, интервью, тестирование, включенное наблюдение, психосемантика и пр.). Раскройте их достоинства и недостатки (5-6 стр.).
Темы рефератов
1 .Особенности современной массовой коммуникации.
2. Психологические и социальные аспекты массовой коммуникации.
3. Применение теории социометрии в практике массовой комму-никации.
4. Применение теории групповой динамики в практике массовой коммуникации.
5. Применение теории когнитивизма в практике массовой комму-никации.
6. Применение теории бихевиоризма в практике массовой комму-никации.
Основная литература
Массовая информация и коммуникация в современном обществе. - М.,1989.
Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире. Методология анализа и практика исследований. - М.:УРСС, 1999
Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. - М. 2000.
Терин В.П. Основные направления исследований массовой коммуникации // Социс. 1997, № 11.
Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. - СПб., 1996.
Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб., 1995.
Дополнительная литература
Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. - М., 1996.
Одайник В. Психология политики. - СПб., 1996.
Тема 2. Психические процессы и состояния
В массовой коммуникации
Цель занятия:понять принципы протекания психических процессов в массовой коммуникации; изучить особенности психических процессов восприятия и переработки информации (внимание, память, восприятие, воображение) и психологических механизмов коммуникативного воздействия на личность (роль установки и стереотипов).
План
1. Психические процессы и состояния в массовой коммуникации.
2. Структура личности как база восприятия информации и главный барьер на пути влияния массовой коммуникации.
3. Особенности протекания психических процессов в массовой коммуникации.
4. Психологические эффекты в массовой коммуникации.
5. Коммуникационный процесс и СМИ.
Контрольные вопросы и проблемные задания
1. Соотнесите понятия «личность», «восприятие», «информация».
2. Каковы компоненты мотивационной структуры личности? Раскройте мотивационную структуру личности, группы и аудитории в массовой коммуникации.
3. Как вы понимаете связанность таких понятий, как «сознание», «подсознание»», бессознательное?
4. Опишите основные компоненты теории целенаправленного поведения личности.
5. Опишите основные способы и механизмы формирования новых и разрушения старых установок и стереотипов. Почему стереотипизация выступает условием осуществления массовой коммуникации?
6. Опишите объективные и субъективные факторы понимания в массовой коммуникации. Что такое блокирование понимания, эффект «бумеранга»? Как организуется понимание сообщений в массовой коммуникации, в средствах массовой информации?
7. Каковы особенности запоминания в процессе массовой коммуникации? Перечислите и раскройте факторы, влияющие на запоминание и воспроизведение информации.
8. Чем вызвана неизбежная потеря информации в процессе массовой коммуникации? Опишите психологические барьеры в массовой коммуникации. Раскройте коммуникативные барьеры и ошибки: перцептивно-интерпретационные, диспозиционные, статусные, семантические и пр.
9. Проанализируйте данные любого рейтинга MAFIA’s TOP100 за последние два года. Попробуйте определить психологические причины предпочтений и пристрастий посетителей самых популярных систем в Интернете (3-4 с.).
Темы рефератов
1. Структура личности как база восприятия и обработки инфор-мации.
2. Мотивация и ожидания в механизмах обращения аудитории к СМИ.
3. Социотипы личности.
4. Теории целенаправленного поведения личности.
5. Барьеры в массовой коммуникации.
Основная литература
Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. -СПб.,1996.
Манаев О.Т. Включенность личности в сферы влияния СМИ // Социс. 1984, №4.
Холл К., Линдсей Г. Теории личности. - М., 1997.
Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. - М.,1988.
Рощин С.К. Психология и журналистика. - М.,1989.
Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса. - СПб., 2000.
Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб., 1995.
Дополнительная литература
Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования. - М., 1996.
Таранов П.С. Приемы влияния на людей. - М., 1997.
Теория и практика риторики массовой коммуникации. - М., 1989.
Федякин И.А. Общественное сознание и массовая коммуникация в буржуазном обществе. - М., 1988.
Тема 3. Психология влияния СМИ на массовое сознание: