Пусть за вами наблюдает Бог

Воображать, что за вами наблюдает Бог, — один из самых древних методов. Он изменяет всю жизнь. Как только идея глубоко укореняется, — что за вами наблюдает Бог, — начинают происходить тонкие перемены. Внезапно появляются некоторые вещи, которых вы не можете делать. Они кажутся такими абсурдными, если за вами наблюдает Бог, они кажутся такими глупыми, если за вами наблюдает Бог. И некоторые вещи, которых вы никогда не делали, становятся легче, потому что за вами наблюдает Бог.

Это просто техника, чтобы создать новую ситуацию в вашем существе. Всего через семь дней вы начнёте осознавать, что стали происходить тонкие перемены: вы по-другому ходите, в вас больше изящества, больше изысканности, потому что Бог наблюдает. Вы не одни; за вами всегда следует присутствие божественного.

Просто подумайте: вы одни в ванной, и внезапно осознаете, что ребёнок подсматривает в замочную скважину. Вы тут же меняетесь: вы больше не тот же человек. Вы на улице, и никого нет; утро очень раннее, и вы одни. Вы идёте определённым образом; внезапно на углу появляется человек, и мгновенно происходит перемена.

Когда кто-то за вами наблюдает, вы становитесь более бдительным и более осознанным. Когда кто-то наблюдает, вы не можете оставаться в летаргическом или бессознательном состоянии.

Это чувство, что за вами наблюдает Бог, становится частью вашего существа, и вы находите, что в вас возникает огромная осознанность. Поэтому вы должны быть с этим бдительны. Просто сидя в молчании, закройте глаза и почувствуйте, что божественное наблюдает отовсюду.

Просто начните видеть, что в вас возникает нового рода осознанность, и вы становитесь колонной света.

Когда вы едите или говорите, вспомните, и вы увидите, что не будете говорить вздор. Вы увидите, что ваша речь стала более осмысленной, более значительной и более поэтичной; в ней появилась своего рода музыка, которой никогда раньше не было. Если вы любите друга, то найдёте, что ваша любовь обладает качеством молитвы, потому что наблюдает Бог. Тогда всё становится приношением; всё должно быть достойно божественного.

Медитация в полнолуние

Ночь полнолуния оказывает совершенно алхимическое воздействие на человеческое сознание.

В следующий раз, когда приблизится ночь полнолуния, по крайней мере, за пять дней до неё начните сидеть по ночам, просто ожидая. Пять дней, в течение часа каждую ночь, просто ждите. Затем наступит полнолуние, в эту ночь ждите, по крайней мере, два или три часа. И нет ничего, что вы должны делать; просто будьте, оставайтесь доступными. Если что-то произойдёт, вы будете готовы; если ничего не произойдёт, беспокоиться не о чем. Если не произойдёт ничего, не разочаровывайтесь, потому что ничто не зависит от ваших действий. Если что-то произойдёт, не чувствуйте, что сделали что-то потрясающее; иначе этого никогда больше не случится. Если что-то произошло, будьте благодарны; если не произошло ничего, просто продолжайте ждать.

Каждое полнолуние начинайте ждать. Не вносите желания, потому что оно будет беспокоить и отравит всё. Подойдя к дверям в запредельное, просто начните ждать у дверей... с безмерным терпением, никуда не торопясь. Не пытайтесь открыть эти двери силой.

Свершение — за пределами человеческого контроля, его можно только пригласить, и пригласить очень деликатно, неявно.

Примите ванну, спойте песню, посидите ночью в молчании — и ждите... Раскачивайтесь вместе с луной, смотрите на луну и чувствуйте, что луна наполняет вас. Чувствуйте, что луна изливается в вас; потанцуйте немного, снова сядьте и ждите.

Пусть ночь полнолуния станет для вас особенной ночью медитации — это поможет.

Источник света

Медитируйте на свет внешне и внутренне. Пусть свет станет вашим спутником; думайте о нём и созерцайте его.

Просто наблюдайте, замечайте появление или исчезновение звезды в небе, восход или закат солнца, луны, или просто свечу в комнате. Затем иногда просто закройте глаза и начните искать внутренний свет.

Однажды вы на него натолкнётесь, и этот день будет днём великого открытия; никакое другое открытие не может с ним сравниться. В тот день вы станете бессмертным.

Третий глаз

Тело должно быть в состоянии настолько расслабленном, чтобы вы могли забыть о нём; в этом всё дело. Если вы сможете забыть о теле, значит, поза правильная. Таким образом, правильна любая поза, в которой вы можете так или иначе забыть о теле. Просто пусть вам будет комфортно, как можно более комфортно. И отбросьте старую традиционную идею, что, чтобы медитировать, нужно обязательно так или иначе испытывать дискомфорт. Это глупо, просто глупо.

Три минуты массируйте область третьего глаза, пространство между двумя бровями: поднесите ладонь ко лбу, так чтобы нижняя часть ладони пришлась напротив области между бровей, и массируйте движением снизу вверх, очень медленно, очень мягко и очень любяще. Внутреннее ощущение должно быть таким, словно вы пытаетесь открыть окно. Третий глаз — это окно, и этот массаж поможет. Если через три минуты вы почувствуете, что это никак не повлияло на вашу энергию, начните массировать кругообразно, в направлении по часовой стрелке.

Есть два типа людей. У некоторых людей третий глаз открывается при помощи движения снизу вверх, а у некоторых — при помощи движения сверху вниз. Большинству людей подходит движение снизу вверх, поэтому сначала попробуйте его.

И затем нужно буквально визуализировать небольшую точку света между двумя бровями, в области центра третьего глаза. Чтобы её почувствовать, можете поместить туда бинди — небольшое украшение, которое носят в области третьего глаза индийские женщины. Можете его надеть, чтобы почувствовать, где эта точка. Затем закройте глаза и смотрите на эту точку света. Вообразите что-то горящее, подобное звезде, и смотрите вверх, не поднимая головы.

Фактически, эта конкретная точка не важна, весь смысл в том, чтобы глаза смотрели вверх. Когда глаза смотрят вверх, тело приходит в покой. Именно это происходит, когда вы глубоко засыпаете. Такое же положение глаз помогает в медитации. Таким образом, это только средство, чтобы помочь глазам смотреть вверх.

Направьте глаза вверх — и, если сидеть в кресле, эту будет легче, чем сидеть на полу. Не скрещивайте ноги; пусть обе ноги просто опираются на пол.

И никогда не заводите будильник. Можете поставить поблизости часы, и когда вам захочется, просто откройте глаза, посмотрите на часы и снова закройте; это совершенно ничего не потревожит. Но никогда не заводите будильник и никого не просите постучать в дверь через шестьдесят минут, потому что это будет шоком, и всей системе станет не по себе.

Пусть на вас будет как можно более свободная одежда. Лучше всего быть обнажённым, или наденьте что-то длинное и свободное, без нижнего белья.

Пусть это длится час. Если вы сможете делать это дважды, тем лучше, это очень хорошо. Если столько времени найти трудно, делайте это только один раз, но продолжайте не менее часа: чем дольше, тем лучше.

Свидетельствование

Начните делать одно: каждый день на час сядьте лицом к стене. Смотрите на стену с полузакрытыми глазами, чтобы вам был виден кончик носа. Сядьте к стене очень близко, чтобы вам не было видно ничего другого.

Будьте расслабленны, и если приходят какие-то мысли, просто продолжайте видеть, как они проходят между вами и стеной. Не нужно заботиться о том, что это такое — фантазии, мечты, что угодно... бессмыслица. Продолжайте чувствовать, что они прямо между вами и стеной.

Мало-помалу, в течение двух недель вы осознаёте, что такое свидетельствование.

Учитесь у животных!

—У животных в третий глаз движется больше энергии, потому что у них тело расположено горизонтально. Человек стоит вертикально. Энергия движется против гравитации, и ей очень трудно подниматься выше. Она поднимается к глазам лишь с большим трудом. Чтобы открылся третий глаз, требуется огромный её приток. Именно поэтому многие школы йоги учат сиршасане — стойке на голове, чтобы создать приток энергии.

Но мне это не очень нравится, потому что этот приток может быть слишком сильным. Такой метод можно предложить только в редких случаях, иначе можно повредить многие деликатные нервные окончания. И если они однажды повреждены, снова их восстановить очень трудно; они повреждены навсегда. Человек может достичь прозрения третьего глаза, но потеряет остроту во всём, что касается других видов разума.

Но двигаться, как животное, — очень хорошо. Прилив энергии не слишком велик — её никогда не слишком много и не слишком мало. Она в точности пропорциональна. И когда вы движетесь, как собака, и часто дышите, это частое дыхание поможет центру горла. Центр горла совсем близко к центру третьего глаза, третий глаз чуть выше центра горла. Поэтому, как только начинает действовать центр горла, энергия начинает двигаться из центра горла в центр третьего глаза.

Животные живут в совершенно другом мире, и вся причина, по которой они живут в совершенно другом мире, — в горизонтальном положении позвоночника. Человек отделился от животного мира из-за прямохождения. Хорошо иногда снова стать животным. Это даст вам глубокую связь со всем прошлым, со всем наследием. Тогда вы больше не что-то отдельное. Вы — часть животного царства.

Это высвобождает в вас много спонтанной энергии, и вы становитесь менее обеспокоенным. Вы меньше думаете, становитесь простыми, как просты животные. Животные просто живут — не думая о прошлом, не думая о будущем. Они просто живут, прямо сейчас... полностью бдительные, готовые откликаться спонтанно, без всяких предварительных идей.

Золотая дымка

Прежде чем лечь спать, выключите свет и сядьте в постели. Закройте глаза, расслабьте тело и тогда почувствуйте, что вся комната полна золотой дымкой... словно золотая дымка струится отовсюду. Просто визуализируйте это в течение минуты с закрытыми глазами — струящуюся золотую дымку. Через несколько дней вы сможете увидеть, что вся комната в вашем видении становится сияющей.

Затем вдохните и почувствуйте, что вдыхаете золотую дымку глубоко в сердце. Ваше сердце просто пусто, поло, и эта золотая дымка входит в сердце и наполняет его.

Затем выдохните: снова почувствуйте, что золотая дымка выходит с дыханием, и ваше сердце снова становится пустым, полым; внутри ничего нет. Эта золотая дымка наполняет вам сердце, внутреннее существо, и затем оставляет его пустым — как вдох и выдох. Со вдохом вы его наполняете; с выдохом оно становится пустым.

Продолжайте пять-семь минут, потом просто усните. Но когда вы засыпаете, всегда засыпайте в тот момент, когда вы пусты, не когда полны золотой дымкой. Опустошите себя и засните. Ваш сон приобретёт Другое качество — в нём будет больше качества пустоты, больше качества ничто и небытия. Утром вы откроете глаза, чувствуя, словно побывали в совершенно другой стране, словно исчезли.

Утром, прежде чем встать с постели, снова сядьте: пять минут повторяйте этот процесс. Когда вы встаёте с постели, встаньте полным золотой дымки. Засыпая, засыпайте пустым; вставая с постели, вставайте наполненным дымкой.

Удержите золотую дымку внутри и встаньте, и целый день вы будете чувствовать, что в вас течёт тонкая энергия, золотая энергия. Ночью станьте пустым, днём будьте наполненным: пусть день будет днём наполненности, а ночь — ночью пустоты.

Следующий шаг: вы просто остаетесь наблюдателем. Входит золотая дымка — вы остаетесь наблюдателем. Она наполняет вам сердце — вы остаетесь наблюдателем. Она оставляет ваше сердце пустым — вы остаетесь наблюдателем. Вы — ни то ни другое: ни день, ни ночь, ни пустота, ни наполненность — только свидетель.

ГЛ.6 НАСТРОЕНИЕ

Радость и счастье

С помощью страдания вы получаете множество вещей, которых не может дать счастье. По сути, счастье отнимает у вас эти вещи. Счастье отнимает у вас всё, что вы когда-либо имели, всё, что вы когда-либо представляли из себя; счастье вас разрушает! Страдание питает ваше эго, а счастье в самой своей основе представляет собой состояние отсутствия эго.

В этом проблема, сама суть проблемы. Именно поэтому людям кажется, что очень трудно быть счастливыми. Именно поэтому миллионам людей в мире приходится жить в страдании. Страдание даёт вам очень, очень кристаллизованное эго. Хотя и несчастные, но вы есть. Когда вы счастливы, вас нет. Страдание вас кристаллизует; в счастье вы рассеиваетесь.

Если это понять, всё будет совершенно ясно.

Страдание делает человека особенным. Счастье — явление повсеместное, в нём нет ничего незаурядного. Деревья счастливы, животные счастливы, птицы счастливы. Счастливо всё существование — кроме человека. Будучи несчастным, человек становится очень необычным, незаурядным.

Страдание придаёт вам способность привлекать к себе внимание. Каждый раз, когда вы несчастны, вам уделяют внимание, сочувствуют; вас любят. Каждый начинает о вас заботиться. Кто захочет обидеть несчастного человека? Кто станет испытывать ревность к несчастному человеку? Кто будет противоборствовать несчастному человеку? Это было бы слишком подло.

О несчастном человеке заботятся; его любят, ему уделяют внимание. Страдание привлекает огромные капиталовложения. Если жена не несчастна, муж склонен просто забывать о ней. Если она несчастна, муж не может себе позволить ею пренебрегать. Если муж несчастен, вся семья, жена, дети окружают его, беспокоятся о нём; это приносит большое утешение. Человек чувствует, что не одинок, что у него есть семья, друзья.

Когда вы больны, в депрессии, в страдании, друзья приходят вас навестить, успокоить, утешить. Когда вы счастливы, те же самые друзья начинают вам завидовать. Если же вы по-настоящему счастливы, то найдёте, что весь мир обернулся против вас.

Никому не нравится счастливый человек, потому что счастливый человек ранит эго окружающих. Люди начинают чувствовать: «Так вот что, ты стал счастливым, а мы всё ещё ползаем в потемках, страдании и аду. Как ты смеешь быть счастливым, когда мы все остаемся в таком страдании!»

И, конечно, мир состоит из несчастных людей, и никто не храбр достаточно для того, чтобы позволить всему миру обратиться против себя; это слишком опасно, слишком рискованно. Лучше цепляться за страдание. Оно позволяет человеку оставаться частью толпы — индуистской, мусульманской, христианской, арабской, японской.

Счастье? Знаете ли вы, что такое счастье? Индуистское ли оно, христианское или мусульманское? Счастье — это просто счастье. Человек переносится в другой мир. Он больше не часть мира, созданного Человеческим умом, он больше не часть прошлого, уродливой истории. Он вообще больше не часть времени. Когда вы по-настоящему счастливы, блаженны, время исчезает, пространство исчезает.

Альберт Эйнштейн сказал, что в прошлом учёные думали, что есть две реальности — время и пространство. Но он сказал, что эти две реальности не две разные реальности — это два лица одной и той же. Поэтому он изобрёл слово "spaciotime" — времепространство, слитно. Время — это не что иное как четвёртое измерение пространства.

Эйнштейн был не мистиком, иначе он представил бы и третью реальность — нечто трансцендентальное , ни время, ни пространство. Эта реальность также существует, и я называю её «свидетелем». И если есть все три, вы получаете полную троицу. Вы получаете всю концепцию тримурти, трёх лиц Бога. Тогда у вас есть все четыре измерения. Реальность четырёхмерна: три измерения пространства, четвёртое измерение — время.

И есть нечто, что нельзя назвать пятым измерением, потому что на самом деле оно не пятое измерение, и его нельзя отнести к третьей реальности; это — целое, это трансцендентальное. Когда вы блаженны, вы начинаете двигаться в трансцендентальное. Оно не социально, не традиционно; оно вообще не имеет ничего общего с человеческим умом.

Просто загляните в собственное страдание, и вы сможете установить, какие оно имеет причины. И затем загляните в те мгновения, когда — изредка — вы позволяете себе радость быть в радости, и отметьте, каковы различия.

Вы увидите несколько вещей: будучи несчастливым, вы остаетесь конформистом. Общество это любит, люди вас уважают, вы очень респектабельны. Вы можете даже сделаться святым; все ваши святые так несчастны. Страдание написано огромными буквами у них на лицах, у них в глазах.

Поскольку они несчастны сами, они против всякой радости. Они осуждают радость как гедонизм; они осуждают всякую возможность радости как грех. Они несчастны, и им хочется видеть несчастным весь мир. Фактически, только в несчастном мире они могут считаться святыми! В счастливом мире их бы госпитализировали и оказали бы им психиатрическую помощь. Потому что они патологичны.

Я видел многих святых, я рассматривал жизни ваших святых прошлого. Девяносто девять процентов из них просто ненормальные — невроз или даже психоз. Но они были почитаемы — и почитаемы за своё страдание, помните.

Великие святые совершали долгие посты, просто истязая себя. Но это не очень разумный поступок. Всего несколько дней, первую неделю, это трудно; во вторую неделю это очень легко; на третью неделю становится трудно есть. На четвертую неделю вы совершенно об этом забываете. Тело наслаждается тем, что поедает само себя, и чувствует себя менее тяжёлым, очевидно, освобождённым от всяких проблем пищеварения. И вся энергия, которая постоянно использовалась пищеварением, становится доступной для головы. Вы можете больше думать, больше концентрироваться и забыть тело и его потребности.

Но вещи просто созданы несчастными людьми и несчастным обществом. Загляните в своё страдание, и вы найдёте в нём определённые фундаментальные основы. Страдание приносит уважение. Люди становятся к вам дружелюбнее, сочувственнее. Если вы Несчастны, у вас будет больше друзей. Это очень странный мир, в котором в самой основе что-то неправильно. Так не должно быть — больше друзей Должно быть у счастливого человека. Но будьте счастливы, и люди станут вам завидовать, они перестанут б друзьями. Они почувствуют себя обманутыми; у вас есть что-то, недоступное для них: «Почему вы счастливы?» Поэтому веками мы учились тонкому механизму подавления счастья и выражения страдания. Это стало нашей второй натурой.

Вы должны отбросить весь этот механизм. Научитесь быть счастливыми, научитесь почитать счастливых людей, уделяйте больше внимания счастливым людям. Тем самым вы сослужите человечеству великую службу. Не сочувствуйте слишком людям, которые несчастны. Если кто-то несчастен, помогите, но не сочувствуйте. Не внушайте ему идею, что страдание — это что-то стоящее. Пусть он хорошо поймёт, что, хотя вы ему и помогаете: «Это не из уважения к страданию, это просто потому, что ты несчастен». И вы не делаете ничего другого, кроме как стараетесь вывести этого человека из состояния страдания, потому что страдание уродливо. Пусть этот человек чувствует, что страдание уродливо, что быть несчастным — не нечто добродетельное, что он не служит человечеству никакой великой службы.

Будьте счастливы, почитайте счастье и помогайте людям понять, что счастье является целью жизни — сатчитананд. Восточные мистики говорили, что у Бога есть три качества. Он — cam: истина, бытие. Он— чит: сознание, осознанность. И, в конце концов, высочайший пик — ананд: блаженство. Где бы ни было блаженство, там есть Бог. Каждый раз, когда вы видите блаженного человека, почитайте его, он свят. И каждый раз, когда вы сталкиваетесь с собранием, в котором чувствуется блаженство, праздник, считайте это собрание священным местом.

Перехитрите привычки ума

Вам грустно? Танцуйте, или пойдите и встаньте под душ, и вы увидите, что грусть исчезает из тела, по мере того как исчезает перегрев. Чувствуйте, как льющаяся на вас вода смывает с вашего существа печаль, точно как пот и пыль — с тела. Наблюдайте, что происходит.

Попытайтесь поставить ум в такую ситуацию, чтобы он не мог действовать по-старому.

Подойдёт что угодно. Фактически, все техники, разработанные за много веков, — не что иное, как способы отвлечь ум от старых образцов.

Например, если вы испытываете гнев, просто сделайте несколько глубоких вдохов. Глубоко вдыхайте и глубоко выдыхайте, всего две минуты, и затем посмотрите, куда делся гнев. Вы привели ум в замешательство; он не может сопоставить одно с другим. «С каких пор, — спрашивает ум, — человек может глубоко дышать в гневе? Что случилось?»

Таким образом, делайте что угодно, но никогда этого не повторяйте. В этом суть. Иначе, если каждый раз, когда вам станет грустно, вы будете принимать душ, ум сделает привычкой и это. На четвёртый или пятый раз ум научится: «Так, всё понятно. Тебе грустно, вот почему ты принимаешь душ». Тогда душ станет неотъемлемой частью вашей грусти. Нет, никогда этого не повторяйте. Просто продолжайте с каждым разом сбивать ум с толку. Будьте изобретательны, проявите воображение.

Например, ваш партнёр что-то говорит, и это приводит вас в гнев. Обычно вам хочется его ударить или чем-то в него швырнуть. На этот раз отступите от обычного: подойдите и обнимите его! Поцелуйте его от души, и пусть это собьет с толку заодно и его. Это озадачит и ум, и партнёра. Внезапно всё становится не так, как прежде. Тогда вы видите, что ум — это механизм; что, столкнувшись с чем угодно новым, он просто приходит в растерянность, он не умеет справляться с новым.

Растворение сценариев

Вы можете высвобождать эмоции тысячу и один раз, но если основной сценарий не изменится, они будут снова накапливаться. Нет ничего плохого в том, чтобы высвобождать энергию, — это хорошо, но это не окончательное решение проблемы.

Восточные методы принципиально отличаются от западных. Они не катарсические; напротив, они заставляют вас повернуться к вашему сценарию лицом. Их не заботит сдерживаемая энергия. Их заботит сценарий, внутренние механизмы, которые создают энергию, которые её подавляют и приводят вас в гнев, печаль, депрессию и невроз. Этот сценарий должен быть разрушен. Высвободить энергию очень просто; разрушить сценарий трудно. Это тяжёлая работа.

Попытайтесь что-то сделать, чтобы изменить сценарий.

...Каждый день, пятнадцать минут, в любое время, когда вы хорошо себя чувствуете, выберите время, запритесь в комнате и придите в гнев — но не высвобождайте. Продолжайте это усилие, почти сойдите с ума от гнева, но не высвобождайте его. Никакого выражения... даже не бейте подушку. Подавите его, как только возможно, — вы меня понимаете? Это прямая противоположность катарсиса.

Если вы чувствуете, что в желудке возникает напряжение, словно что-то вот-вот взорвётся, втяните желудок; сделайте его как можно более напряжённым. Если вы чувствуете, что напряжены плечи, напрягите их ещё больше. Пусть всё тело будет как можно более напряжённым, почти как вулкан — кипящим внутри, без всякого высвобождения. Это главное, что нужно помнить: никакого высвобождения, никакого выражения. Не вопите — иначе желудок расслабится. Ничего не бейте — иначе плечи расслабятся от напряжения.

Пятнадцать минут накаливайтесь, словно доводя себя до кипения. За пятнадцать минут доведите напряжение до кульминации. Заведите будильник, и как только время пошло, прилагайте все возможные усилия.

Когда зазвонит будильник, сядьте в молчании, закройте глаза, просто наблюдайте, что происходит. Расслабьте тело.

Делайте это две недели. Это «накаливание» системы заставит сценарии расплавиться...

Глубокое «нет»

Попробуйте этот метод; его нужно выполнять каждый вечер один час. Сорок минут просто будьте негативны так интенсивно, как только сможете. Закройте двери, обложите комнату подушками, отключите телефон и скажите всем, чтобы в течение часа вас никто не беспокоил. Повесьте на дверь записку, чтобы на час вас оставили в покое. Пусть свет будет как можно более тусклым. Включите какую-то мрачную музыку и почувствуйте себя мёртвым.

Просто сидите и чувствуйте негатив. Повторяйте «нет», словно мантру. Вообразите сцены из прошлого: когда вы чувствовали себя очень, очень безжизненным и мёртвым и хотели совершить самоубийство, и жизнь была лишена всякого вкуса — и преувеличьте это. Воссоздайте вокруг себя всю ситуацию. Ум попытается вас отвлечь, он скажет: «Что ты делаешь? Какая красивая ночь, какая полная луна!» Не слушайте ум. Скажите ему, что всё это обождёт, но настоящее время вы полностью посвящаете негативу. Будьте негативны религиозно! Плачьте, рыдайте, кричите, вопите или ругайтесь — всё, что вам угодно. Но помните одно: не будьте счастливым. Не допускайте никакого счастья. Если вы себя на этом поймаете, тут же дайте себе пощечину! Верните себя обратно в негативное состояние. Начните бить подушки, бороться с ними или набрасываться на них. Ведите себя как можно гаже! Вы найдёте, что все эти сорок минут оставаться в негативе будет очень, очень трудно.

Вот один из основных законов ума: что бы вы ни делали, попытайтесь делать это сознательно, и либо вы этого делать не сможете, либо, оставаясь сознательным, почувствуете себя отдельным. Вы это делаете, но всё же остаетесь свидетелем; вы в этом не теряетесь. Возникает дистанция, и эта дистанция очень красива. Но я не говорю создавать эту дистанцию. Это побочное следствие — не нужно об этом беспокоиться.

Через сорок минут внезапно выпрыгните из негативности. Отбросьте подушки, включите свет, поставьте какую-нибудь красивую музыку и двадцать минут танцуйте. Просто говорите: «Да! Да! Да!» — пусть это будет для вас мантрой. Затем примите хороший душ. Это искоренит всю негативность и даст вам новый проблеск того, как говорить «да». Это полностью вас очистит. Не войдя глубоко в «нет», никто не может достичь вершины «да». Вам нужно научиться говорить «нет», и тогда из этого «нет» придёт «да».

Разбудите тигра

Жизнь — такое бесконечное явление; управлять ею невозможно. Если вы действительно хотите ею управлять, вам придётся свести её к минимуму; тогда вы сможете управлять. Иначе жизнь дика. Она так же дика, что и облака, что и дождь, что и ветер, что и деревья, что и небо.

Начните по вечерам одну медитацию. Просто почувствуйте себя так, словно вы совсем не человеческое существо. Можете выбрать любое животное, какое вам нравится. Если вы любите кошек, это может быть кошка. Если вы любите собак, хорошо... или будьте тигром — тигром или тигрицей! — кем вам заблагорассудится. Но выберите кого-то одного и потом его придерживайтесь. Станьте этим животным. Передвигайтесь по комнате на четвереньках, станьте этим животным.

В течение пятнадцати минут наслаждайтесь этой фантазией, как только можете. Лайте, как собака, и делайте всё, что обычно делает собака, и делайте это по-настоящему! Наслаждайтесь этим, ничего не контролируйте. Собака ничего не может контролировать; собака — это значит абсолютная свобода! Поэтому, что бы ни пришло в этот момент, делайте это. В этот момент не вносите человеческий элемент контроля. Будьте собакой с настоящим собачьим усердием! Пятнадцать минут носитесь по комнате, лайте, скачите Продолжайте это семь дней — это поможет.

Слишком большая изощрённость и слишком большая цивилизованность могут вас искалечить. Вам нужно немного больше животной энергии. Слишком много цивилизованности — это парализует. Она хороша в небольших дозах, но когда её слишком много, это опасно. Человек должен сохранять способность быть животным. Если вы сможете научиться быть немного более диким, все ваши проблемы исчезнут. Начните сегодня же вечером — и наслаждайтесь этим!

Кризисное вмешательство

Когда снаружи приходит что-то подобное давлению, — а это случается в жизни много раз, — войти прямо в медитацию становится трудно. Поэтому перед медитацией в течение пятнадцати минут вы должны что-то делать, чтобы обнулить это давление; только тогда вы сможете войти в медитацию, никак иначе.

Пятнадцать минут просто сидите в молчании и думайте, что весь мир есть сон, — это так и есть! Думайте о том, что весь мир есть сон, и что в нём нет ничего по-настоящему важного. Это первое.

И второе — помните, что рано или поздно всё исчезнет, включая вас. Вы были не всегда и не всегда будете. Ничто не постоянно.

В-третьих, помните, что вы — только свидетель. Всё вокруг — лишь преходящий сон, фильм.

Помните эти три вещи — этот мир есть сон, и всё в нём исчезнет, даже вы. Приближается смерть, и единственная реальность, которая есть, это свидетель, поэтому вы — только свидетель. Расслабьте тело, свидетельствуйте пятнадцать минут и затем медитируйте. Тогда вы сможете войти в медитацию без всяких затруднений.

Но как только вы начинаете чувствовать, что войти в медитацию стало легко, прекратите; иначе это войдёт в привычку. К этому средству нужно прибегать только в специфических условиях, когда войти в медитацию трудно. Если вы будете его использовать каждый день — хорошо, но оно утратит эффективность и перестанет работать. Поэтому используйте его только как лекарство. Когда ситуация тяжела или опасна, используйте его, чтобы расчистить путь и расслабиться.

Тай-чи несчастья

Когда вы чувствуете, что становитесь несчастным, войдите в несчастье медленно, не торопитесь; совершайте медленные движения, движения тай-чи.

Если вам грустно, закройте глаза, и пусть фильм будет замедленным. Двигайтесь медленно, и пусть ваш обзор будет широким, всевключающим; наблюдайте, что происходит. Очень медленно, чтобы можно было увидеть в отдельности каждое действие, каждый фибр. Если вы приходите в гнев — приходите в него очень медленно.

Всего несколько дней совершайте медленные движения; замедлите темп также и в других вещах. Например, если вы идёте — идите медленнее, чем ходили до сих пор. Когда вы едите, ешьте медленно и жуйте дольше. Если обычно у вас на это уходит двадцать минут, теперь пусть уходит сорок; замедлитесь в два раза. Если вы открываете глаза быстро, теперь открывайте медленно; принимайте душ в два раза медленнее, чем обычно; замедлите всё.

Когда вы замедляете всё, автоматически замедляется весь ваш механизм. Механизм один — и один и тот ясе механизм действует, когда вы ходите, говорите, чувствуете гнев. Разных механизмов нет; это только один органический механизм. И если вы замедлитесь во всём, то будете удивлены: ваша грусть, ваше несчастье, ваш гнев, ваша насильственность — всё замедлилось.

Это создаёт поразительный опыт: ваши мысли замедляются, ваши желания замедляются, все ваши старые привычки замедляются.

Например, если вы курите сигареты, ваша рука движется очень медленно... опускается в карман... достаёт сигарету... подносит сигарету ко рту... вынимает спички. Вы делаете это так медленно, что на одну сигарету уходит почти полчаса! Вы будете удивлены; вы никогда раньше не могли видеть, как делаете все эти вещи.

Лунный дневник

На некоторых людей может очень сильно влиять луна, поэтому наблюдайте её и используйте. По меньшей мере, два месяца каждый день делайте записи, и пусть записи будут связаны с луной. Начните с новолуния и продолжайте записывать, как вы себя чувствуете целый день, затем — на следующий день, на третий день, на четвёртый день, и так каждый день до полнолуния. Когда луна начнёт убывать, продолжайте вести записи. Вы сможете заметить ритм — ваши настроения движутся в соответствии с луной.

Как только вы знаете свой точный график, при помощи этого графика можно делать многое. Вы можете знать заранее, что будет завтра, и к этому подготовиться. Если вы знаете, что завтра вам станет грустно, наслаждайтесь грустью. Тогда нет надобности с ней бороться; вместо того чтобы бороться, используйте её, потому что грусть тоже можно использовать.

Дыхание по-собачьи

Когда вы чувствуете, что живот сжимается в узлы, ходите и мелко дышите, как собака. Пусть язык свешивается; весь проход в живот будет открыт. Мелкое дыхание может быть очень важным. Если вы мелко дышите полчаса, ваш гнев потечёт очень красиво. В него будет вовлечено всё ваше тело.

Попробуйте это иногда у себя в комнате. Можете взять зеркало и лаять и рычать на него! Через три недели вы почувствуете, что процесс идёт очень, очень глубоко. Как только гнев будет расслаблен, и его не станет, вы будете свободны.

Принятие негативного

Человеку нужно научиться ладить и с негативными частями своего существа, только тогда он становится целым.

Мы все хотим жить только в позитивной части; когда вы счастливы, вы это принимаете, а когда несчастливы — отвергаете. Но вы — то и другое. Когда всё течёт гладко, вы чувствуете себя прекрасно; когда всё замирает и становится застойным, вы чувствуете себя так, словно вы в аду. Но то и другое следует принимать. Именно так устроена жизнь. Жизнь состоит и из ада, и — одновременно — из рая. Разделение между адом и раем — ложное разделение. Нет никакого рая вверху и никакого ада внизу; оба они — здесь. В одно мгновение вы в раю, в другое — в аду.

Человек должен научиться и негативному аспекту, и в нём расслабиться. Тогда однажды вы будете удивлены тем, что именно негативная часть жизни придаёт ей вкус. Она не лишена пользы; она придаёт жизни остроту. Иначе жизнь была бы тусклой и монотонной. Только представьте: вы чувствуете себя всё счастливее, счастливее и счастливее... Что тогда вы будете делать? Моменты несчастья снова приносят жизни вкус, поиски и приключения. Вы восстанавливаете аппетит.

Нужно оставаться в своём существе, во всей его тотальности. Все аспекты хорошего и плохого следует принимать. Ни от чего избавиться нельзя; никто никогда ни от чего не избавляется, но постепенно учится принимать всё. Тогда возникает гармония между темнотой и светом, и это красиво. Благодаря этому контрасту жизнь становится гармонией.

Поэтому попытайтесь проживать и эти моменты. Не создавайте проблем. Не начинайте думать: «Что мне сделать, чтобы прекратилось это беспокойство?» Если вы беспокойны, будьте беспокойным! Когда вы несчастливы, будьте несчастливым и не поднимайте вокруг этого много шума — будьте несчастливым; что ещё вам остаётся?

Это точно как климат: летом жарко, что вы можете сделать? Пока погода жаркая, примите, что вам жарко, и потейте. Когда холодно, дрожите и наслаждайтесь этим! Постепенно вы увидите взаимоотношения полярных противоположностей. И тот день, когда вы поймёте эту полярность, будет днём великого понимания и откровения.

Облако блаженства

Блаженство — это очень туманная вещь, похожая на облако, неопределимая и постоянно изменяющаяся. Оно ни временно, ни постоянно. Оно вечно. Но оно не мёртво; оно очень, очень живо. Блаженство — это сама жизнь, и поэтому оно не статично, оно динамично. Оно постоянно изменяется. В этом парадокс блаженства: оно вечно и всё же изменчиво, с каждым мгновением ново и всё же всегда старо. В определённом смысле оно было всегда; в определённом смысле в каждый момент вы чувствуете экстаз и взволнованность. В каждый момент вас это удивляет. Поэтому оно очень туманно, и его нельзя чётко отнести к категории мгновенного или постоянного.

Начните чувствовать вокруг себя это облако блаженства.

Сидя в молчании, почувствуйте, что вас окружает облако. Расслабьтесь в этом облаке, и через несколько дней вы почувствуете, что оно становится реальностью... Потому что оно было всегда; дело было только в том, что вы его не чувствовали. Оно есть. Каждый живёт в облаке блаженства — он должен только это признать, вот и всё. Мы с ним рождаемся. Это сама наша аура, сама наша природа, неотъемлемая природа. Поэтому иногда просто сидите в молчании, в расслаблении и чувствуйте, что теряетесь в окружающем вас облаке блаженства, постоянно изменяющемся, но всё же остающемся с вами.

Начав в нём теряться, вы будете чувствовать себя более и более блаженно. Будут какие-то редкие мгновения, когда вы потеряетесь полностью, когда облако есть, а вас нет. Это мгновения сатори или самадхи. Это первые проблески; пусть далёкие, но проблески истины.

Если есть семя, случится и дерево.

Сила воображения

Если у вас сильное воображение, и вы можете использовать эту способность сознательно, она может оказать огромную помощь. Если не использовать его сознательно, оно может стать барьером. Если у человека есть какая-то способность, он должен её использовать; иначе она становится камнем на пути. Нужно через него переступить и трансформировать в ступень.

Начните делать три вещи.

Первое: вообразите себя как можно более счастливым. Через неделю вы начнёте чувствовать, что становитесь очень счастливым, совершенно без причины. Это будет доказательством вашей потенциальной способности. Таким образом, первое, что нужно сделать утром, это вообразить себя невероятно счастливым. Встаньте с постели в очень счастливом настроении — сияющим, искрящимся и полным предвкушения, словно в этот день должно случиться что-то прекрасное, драгоценное. Встаньте с постели очень позитивным и полным надежды, с чувством, что этот день не будет обычным днём — что вас ждёт что-то исключительное и незаурядное, что-то очень близко. Попытайтесь целый день, раз за разом, это вспоминать. Через семь дней вы увидите, что изменился весь ваш сценарий, весь ваш стиль, вся ваша вибрация.

Второе: вечером, когда вы засыпаете, представьте себе, что вы падаете в объятия Бога... словно существование вас поддерживает, словно вы засыпаете у него на коленях. Просто визуализируйте это и усните. Важно продолжать воображать, пока не придёт сон, чтобы воображение вошло в сон, и они пересеклись друг с другом. Это второе.

Третье: не воображайте ничего негативного, потому что если люди, обладающие способностями воображения, воображают негативные вещи, они начинают происходить. Если вы думаете, что заболеете, вы действительно заболеете. Если, когда кто-то к вам приближается, вы думаете, что он будет с вами груб, он будет с вами груб. Само ваше воображение создаёт эту ситуацию.

Начните упражнения в воображении утром и вечером, но не забывайте, что целый день нельзя воображать ничего негативного. Если приходит негативная мысль, немедленно замените её на что-то позитивное. Скажите ей «нет». Мгновенно откажитесь от неё и отбросьте.

Улыбка из живота

Если вы сидите, и вам нечем заняться, просто расслабьте нижнюю челюсть и слегка приоткройте рот. Начните дышать ртом, но неглубоко. Пусть дышит само тело, и это дыхание будет неглубоким, оно будет становиться менее и менее глубоким. Когда вы почувствуете, что дыхание стало очень неглубоким, рот приоткрыт, и челюсть расслаблена, по всему вашему телу распространится расслабление.

В этот момент начните ощущать улыбку, не на лице, но во всём своём внутреннем существе. Вы это сможете. Это не та улыбка, которая появляется на губах, это экзистенциальная улыбка, которая распространяется изнутри.

Попробуйте сегодня же вечером, и вы узнаете, что это такое... потому что этого нельзя объяснить. Не стоит улыбаться одними губами, мышцами лица, но улыбайтесь так, словно вы улыбаетесь из живота; улыбается живот. Это улыбка, не смех, поэтому она очень мягка, деликатна и хрупка, словно в животе раскрывается небольшая роза, аромат которой распространяется по всему телу.

Как только вы узнали, что такое эта улыбка, вы можете оставаться счастливым все двадцать четыре часа. Каждый раз, когда вы чувствуете, что вам недостаёт счастья, просто закройте глаза и поймайте эту улыбку снова, и она будет с вами. Вы можете её поймать столько раз в день, сколько захотите. Она есть всегда.

Наши рекомендации