Преступления против государственных интересов
3.1. С древнейших времен государство являлось важнейшим объектом уголовно-правовой охраны.
До недавнего времени почти во всех странах государственные преступления ставились на первое место в структуре Особенной части. Только в последние два десятилетия наметилась явная тенденция к «переоценке ценностей»: приоритет стал признаваться за охраной личности или международного правопорядка. Тем не менее, в некоторых уголовных кодексах приоритет по-прежнему отдается преступлениям против государства.
Как и все другие разделы уголовного законодательства, нормы о государственных преступлениях проходят путь определенной исторической эволюции, изменяющей во многом их социальную сущность. Главное изменение, очевидно, состоит в том, что если на протяжении столетий объектом охраны являлись автократическое государство и личность монарха, то теперь в качестве такого объекта в большинстве стран выступает конституционный строй демократического правового государства.
В последние годы (особенно с 2001 г.) в целом ряде государств была значительно ужесточена ответственность за те или иные преступления против государства, введены некоторые новые составы (РФ, США…). Как правило, подобные меры мотивировались необходимостью противостояния террористическим угрозам, политическому и религиозному экстремизму.
Определение родового, видового и непосредственного объектов посягательства у государственных преступлений в современном уголовном праве представляет достаточно сложную задачу.
В большинстве стран мира законодатель исходит из того, что все государственные преступления имеют общий родовой (либо видовой) объект посягательства, поэтому они структурно объединены в один раздел (главу) уголовного закона.
При этом в одной группе стран этот раздел (глава) является монолитным, то есть объект посягательства не конкретизируется для отдельных деяний, а в другой группе стран общий раздел о государственных преступлениях имеет внутреннее подразделение по признаку более частного объекта (видового, группового или непосредственного). По данному пути пошли законодатели таких стран, как Германия, Италия….
Специальной главы, посвященной преступлениям против безопасности государства нет в федеральном уголовном законодательстве США (разд. 18 Свода законов). Соответствующие составы рассредоточены по разным главам указанного раздела: измена, мятежи, подрывная деятельность (гл. 115); шпионаж (гл. 37); посягательства на Президента США и лиц, которые при определенных условиях могут занять эту должность (гл. 84); посягательства на членов Конгресса (гл. 18); саботаж (гл. 105).
Для ясности перечислим названия имеющихся разделов (глав) в уголовных кодексах разных стран: преступления против основ конституционного строя и безопасности государства (Россия…); преступления против национальной безопасности; преступления против безопасности государства; преступления против государства (Италия…); преступления против Республики…; преступления против основ национальной безопасности Украины и т.д.
3.2. В научной и учебной литературе объект государственных преступлений нередко подразделяют на два вида: а) внешняя безопасность государства; б) внутренняя безопасность государства.
К преступлениям против внешней безопасности государства относятся государственная измена, шпионаж, разглашение государственной тайны и утрата документов, содержащих государственную тайну.
Все прочие посягательства относятся к преступлениям против внутренней безопасности государства.
В каждой уголовно-правовой системе классификация государст-венных преступлений имеет свои особенности.
Так, в странах СНГ, как свидетельствуют названия соответствующих глав, законодатель выделяет два объекта рассматриваемых деяний: 1)«основы конституционного строя» и 2) «безопасность государства».
В уголовно-правовой доктрине указанных стран можно встретить и другие классификации государственных преступлений.
Например, в российской науке уголовного права, исходя из непосредственного объекта посягательства, преступления против основ конституционного строя и безопасности государства предлагается подразделять на преступления, посягающие на: внешнюю безопасность (государственная измена - ст. 275, шпионаж - ст. 276); лиц, осуществляющих государственную или общественную деятельность (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля - ст. 277); внутреннюю безопасность или политическую систему России (насильственный захват власти или насильственное удержание власти - ст. 278; вооруженный мятеж - ст. 279; публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации - ст. 280); экономическую безопасность и обороноспособность (диверсия - ст. 281, разглашение государственной тайны - ст. 283, утрата документов, содержащих государственную тайну - ст. 284); провозглашенный Конституцией принцип равенства граждан независимо от расы, национальности и вероисповедания (возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды - ст. 282)[23].
Во Франции УК регламентирована ответственность за «Преступления и проступки против нации, государства и общественного спокойствия». Объектами данных преступлений являются интересы, связанные с независимостью и безопасностью Франции, целостностью ее территории, республиканской формой организации государственных институтов, средствами обороны и дипломатии, защитой французского населения внутри страны и за ее пределами, экологическим равновесием, главными элементами ее научного и экономического потенциала, а также культурным достоянием (ст. 410.1).
В некоторых странах составы государственных преступлений вообще оказались разделенными на несколько не связанных между собой разделов (глав) в структуре Особенной части.
В частности, весьма сложно и запутанно выглядит система государственных преступлений в УК Германии. Особенную часть здесь открывает раздел «Измена миру, государственная измена и создание угрозы демократическому правовому государству» и включает, соответственно, три главы: 1) «Измена миру»; 2) «Государственная измена»; и 3) «Угроза демократическому правовому государству». При этом никакой логики в данной классификации не прослеживается, поскольку составы первой и второй главы в равной степени касаются внешней и внутренней безопасности государства. Далее в системе Особенной части идет Раздел второй «Измена родине и угроза внешней безопасности». Кроме того, составы государственных преступлений можно найти в Разделе четвертом «Преступные деяния против конституционных органов, а также связанные с выборами и голосованием» и Разделе пятом «Преступные деяния, направленные против обороны страны».