Упражнение 10. Участие и пространство

А. Более ранние упражнения помогали развить осознавание вашего присутствия как наблюдателя гигантского тела. Уделение внимания феномену «выхода» в упражнении 9 будет особенно содействовать этому осознаванию. Теперь снова вернитесь к видению плотной и непроницаемой формы гигантского тела. Попытайтесь заметить, действует ли также в этом случае Форма тенденции к «выходу»? Является ли наблюдающее «я» (самость, self) отдельным существом, временно сопоставленным с гигантским телом, или же в действительности «я» (self) наряду с гигантским телом дано в интегральной связи, которая от момента к моменту имеет тенденцию к поляризации. дано в интегральной связи, которая от момента к моменту имеет тенденцию к поляризации.

Б. Все еще работая с непрозрачной формой, посмотрите, сможете ли вы свести до минимума или остановить «вашу» тенденцию к «выходу». Весьма вероятно, что вы не преуспеете в этом. На этой стадии исследования достаточно просто оставаться осознающим эту тенденцию, так что представление о твердом, непрерывном и независимом «я» (самости) по меньшей мере подвергнется сомнению.

В. Теперь сравните более усложненное видение «пространства» из упражнения 9 с светонепроницаемой формой тела, встречающейся в упражнении 10. Делая это, вы сможете достигнуть некоторого основанного на опыте инсайта, проникновения в возможность того, что плотные и непроницаемые телесные структуры при видении их в свете вашей роли участника как наблюдателя или как воплощенной личности могли бы быть видом открытого «пространства».

Расширяя исследование «величины», представленной в упражнении 9, рассмотрите ту возможность, что, хотя структуры гигантского тела конечны в размере, новое «пространственное» измерение может быть этими структурами, не будучи, однако, вследствие этого конечным. Обычно объем объекта и объем пространства, которое он занимает, одинаковы, но это не так в этом переживании «пространства».

Комментарий 10

Когда мы говорим о пространстве как о «месте» для воспринятых объектов и событий, мы обычно подчеркиваем различие между широким открытым пространством и пространством, наполненным отдельными вещами. Обычно пространство и время взаимосвязаны и обеспечивают задний план, фон тому, что мы по привычке называем «знанием», «познанием» («knowing») -«познанием», которое ориентировано на «вещь» и согласно которому «я» суть познающий.

Для того чтобы найти «пространство», которое может быть совершенно открытым, не исчерпанным и не противоречивым из-за присутствия дискретных вещей, нам нужно деактивировать, расформировать центрированное «я», «познавание», включенное в ординарную точку зрения на мир («1»), и культивировать «познавание», отображенное в альтернативном взгляде («4»), отмеченном в предыдущем параграфе. Этот сдвиг требует увеличенной чувствительности к новому «пространственно-временному воздействию». Предложенные до сих пор упражнения по меньшей мере положат начало этому сдвигу. «Пространство» этого упражнения суть начало аппроксимации Большого Пространства.

__________

Насколько серьезно мы можем принимать эти упражнения по визуализации? Физиология так же, как и физика, утверждает, что пространство внутри органов, молекул и т.д. невозможно «увидеть» прямо, таким образом, каким мы это пытаемся сделать. Если бы мы рассматривали тело только как воплощенную личность, наш способ исследования можно было бы полагать правильным. Но именно потому, что мы используем стандартную физиологическую картину, пространство, открываемое нами, должно неизбежно быть, по-видимому, лишь воображаемым, нереальным, поскольку даже если наша способность знать является следствием деятельности атомов, молекул и т.д., мы, в свою очередь, не можем «знать» такой микроуровень организации без помощи специальных инструментов. Так что может показаться, что мы просто используем научную модель для проведения исследования с воображением и что в таком исследовании, которое могло бы действительно опираться на природу физического тела, нет возможностей ни для каких реальных встреч или открытий.

Но прежде, чем принять это в качестве окончательного ответа, нам следовало бы сравнить модель тела, предлагаемую физикой, с моделью, как она представлена в этих упражнениях. Физика демонстрирует, что тело является большей частью пространством, хотя одновременно объясняет, почему оно кажется нам твердым, плотным. Модель, выводимая из упражнения, также видит тело как тенденцию, возникающую из некоторого рода пространства; она аналогично предполагает, что телесная монолитность есть только внешний вид, отражающий ограниченность нашей силы наблюдения. Более специфически, она исходит из того, что ментальное, эмоциональное и физическое -различные, но равные грани тонкого, непрерывно продолжающегося паттернирования или тенденции к консолидации. Эта модель полагает, что плотность, непроницаемость тела - только видимость, являющаяся следствием нашей неспособности увидеть ее как тенденцию, которая никогда полностью не кончается.

Согласно этой же самой модели, ограниченность наших потенций наблюдения не абсолютна, потому что имеется более сенситивное, ориентированное на процесс движения «познавание», которое продолжается на протяжении каждой стадии консолидирующей тенденции. Поэтому вся деятельность несет в себе размерность «познавания», процессы которого, согласно взглядам физики, не считаются подтвержденными. Более того, мы имеем доступ к этому «познаванию». Мы (так же, как обычная физическая модель тела) есть как бы его поверхность, но мы можем проследить это «познавание» до его глубины.

Мы можем начать открывать это «познавание», работая с обычной физиологической моделью тела. При выполнении этих упражнений точное и подробное следование этому образу желательно именно потому, что эта картина есть значительное приближение к структуре более тонкого паттернирования или процесса, являющегося центральным для нашего нового взгляда на «личность».

Первоначально пространство, которое мы находим, является только визуализацией. Но постепенно, визуа-лизируя или прослеживая обычную физическую структуру, мы можем стать более чувствительными к «познаванию», которое следует за тенденцией к воплощению, упомянутому прежде. Тогда мы сможем отследить ту тенденцию или процесс в обратном направлении до «пространства», являющегося предметом нашего главного интереса. Это пространство - вовсе не воображение, не объект или упражнение обычного «познавания».

Основной принцип нашей точки зрения тот, что любая вещь, включенная в наше бытие здесь в мире, непосредственно познаваема, не недостижима. И она всегда может быть прослежена назад до «пространства».

Снова проделайте упражнения, находя «пространство» в этом способе «обратного прослеживания». Когда вы преуспеете в раскрытии «пространства» как фундаментальной основы являемости и физических структур, рассмотрите следующее:

Ваше открытие - что «всякая вещь есть «пространство» - есть само по себе «пространство»!

__________

Упражнения, данные до сих пор, не используют ассоциаций, характерных для обычно воспринимаемого пространства, чтобы вовлечь нас в признание теории, необычной, но все еще теории, относящейся к «более низкому пространству» и рассматривающей «идентичность пространства и объектов». Скорее, они с целью ломки замороженного состояния нашего «более низкого пространства» используют восприятие «пространствен-ности» в здоровых работающих отношениях с «про-странственностью» физических и ментальных объектов и тем самым допускают факт понимания Большого Пространства. Упражнения являются исследованием, направленным на дополнение обычного «познавания», являющегося чем-то, что «мы» имеем до Большого Знания, которое не может быть присвоено «я» (self) и не поддерживает теорий более низкого уровня любого вида.

Большое Знание не похоже на приз, который «мы» можем выиграть. Мы, наше пространство, наше осознавание - это есть производное более высокого пространства и понимания. Связь не была утеряна; мы можем видеть это, рассматривая взаимоотношения между различными точками зрения на мир (смотри «3» как противоположное «1» и «2» в третьем параграфе этой главы). Мы, по-видимому, отрезаны, ограничены отдельной сферой и полностью ответственны за то, что в ней. И, конечно, «нас» этого ординарного уровня нельзя абстрагировать от него и катапультировать в некий более высокий уровень слишком много ограничивающих допущений более низкого уровня воплощено в таком подходе. И тем не менее существует возможность определенного доступа к Большому Пространству, и она может быть открыта благодаря внимательному выполнению упражнений при релаксации.

Если мы сможем позволить любым допущениям, управляющим нашим подходом к упражнениям, быть «открытыми» наряду со всем тем, что «там» есть еще, наше переживание изменится. Это «дозволение» есть и великодушная «жертва», и действенный путь к более высоким пространствам, поскольку «позволение» часто есть самая суть «более высокого пространства».

Комбинируя отношение «позволения» с упражнениями, мы можем быстро прогрессировать в понимании единства фиксированной «вещности» объектов и открытости Большого Пространства Это единство является измерением, которое вы «видите» (упражнение 4) или знаете непосредственным соучастием. Открытое качество приятия, присущее Большому Пространству, позволяет осуществить инсайт (Большое Знание) в единство «вещности» и открытости. Оно также позволяет самому себе быть встречами с «вещами» и с «пространством».

Обычные вещи и пространство - объекты более низкого пространства: они рассматриваются там как противоположности и как отделенные от Большого Пространства. Но то, что они вообще появляются, обусловлено некоторой связью с открытой выражающей себя природой Большого Пространства (три альтернативные точки зрения на мир - «2», «3» и «4» - дают различные возможные связи). Мы можем открыть, что мы сами являемся этой «открытостью». Мы можем почувствовать «вещность» того, что появляется, как выражение нашего участия в более открытом «позволении» (которое никакая вещь не ограничивает и которому она не противоречит).

Эта являемость «вещей» есть сама по себе не ограниченная версия или выражение Большого Пространства, это - бесконечная открытость. Качество безграничности, беспристрастности не затерялось среди видимости определенных вещей. С перспективы Большого Просфанства ничто фундаментальное не изменилось.

Бесконечность, с которой мы имеем дело, именно потому бесконечна, что она никогда ничему не возражает и не исчерпывается. Ранее было отмечено, что кажущаяся последовательность событий является «пространством, проецирующим пространство в пространство». Можно теперь добавить, что «вещи» настоящего момента, вещи, приходящие из пространства и возвращающиеся, не только пронизаны пространством в обычном смысле, они также есть Большое Пространство - безграничное, открытое, и не исключающее других вещей из бытия.

Полное значение этого взгляда проявится в последующих главах; сейчас же важно обратить внимание на «невещность» структур гигантского тела, пока же активизируя скорее включающее, чем исключающее осознавание. В качестве проработки этого подхода теперь было бы полезно вновь оценить значение «перевода непроницаемых перегородок в просвечивающие и открытые» (см. упражнения 9 и 10). Вместо того чтобы проходить сквозь перегородки своим осматривающим осознаванием, позвольте им просто присутствовать, не противореча измерениям открытости и невещности. Это снятие акцента с «фиксированных» вещей содействует выполнению упражнения 10Б. Это также углубляет инсайт относительно того, что определенное более ысокое «пространственное» измерение являемости не зменяется или не улучшается благодаря открытию к ространству всех видимых структур гигантского тела.

Это можно объяснить слегка иначе, рассматривая ассоциации, связанные со стратегией открывания вещей, до тех пор, пока они не сольются с пространством. Если мы последуем этой стратегии, все покажется исчезнувшим. Это все рассеивается. По привычке мы могли бы тогда спросить: «Куда все ушло?» Ответ соответствующий духу упражнения: "В пространство". Но довольно интересно, что пространство в самом себе обычно не рассматривается как способное к локализации; оно не имеет «места». При следовании этой картине кажется, что благодаря необычному приложению транзитивного (переходного) принципа об объектах, открытых самих по себе, можно было бы сказать, что они никуда не уходят.

Похожее наблюдение можно провести в случае, где объекты не исчезают, а вместо этого рассматриваются как пронизанные обычным пространством даже в случае их присутствия. Снова, обращаясь к транзитивности - поскольку пространство в самом себе не имеет местоположения, объекты-как-пространство нигде не находятся (нет нигде).

Этот анализ уместен именно здесь, поскольку, хотя это всего лишь формулирование на невысоком уровне, он отражает основанное на опыте продвижение, предусмотренное до сих пор в упражнениях. Чем больше вы «открываете вещи» - включая даже ваши идеи относительного того, что значит это делание, - тем больше вы переживаете себя как Большое Пространство, которое не имеет ни «места», ни «положения».

Соответствующая связь существует между словои «позиция», что то же, что и «место», и его психологическим и философским значением как "ориентации", «точки зрения», «расположения» и «наклонности» (предрасположения). Обычно пространство не имеет в самом себе «места». Большое Пространство не имеет никакой «позиции». Все известные вещи, составляющие феноменальное проявление, являются Большим Пространен вом непосредственно, а не благодаря некоторому отдаленному или переходному звену. Следовательно, как Большое Пространство они не имеют позиции. Будучи тем, что они есть, они, однако, не представляют особых ситуаций или положений дел, которые располагаются или расстанавливаются определенным образом.

В приходе, уходе или присутствуя как Большое пространство, они - «нигде». Они даже не «случаются». То есть они не появляются из Большого Пространства таким образом, чтобы представить особые и исключительные обстоятельства. Большое Пространство не становится чем-то. Ничто не возникает из него. Ничто не компрометирует его. Большое Пространство остается бесконечным, всему дает пристанище, и все же ничего не устанавливает и ничего не делает.

__________

Ум подобно пространству не имеет основания.

Он не осязаемая и жесткая вещь, и он ничего

не делает. Ум - это, скорее, знак особой фокусной

установки на Большое Пространство.

Глава третья

Ум и источник видимости

Теперь должно бы быть ясно, что новое видение реальности, которое постепенно формируется, отвергает ту истину или видимость, что линейные связи и причины отвечают за возникновение любого отдельного существования или события. Источником переживания не является ни я, ни ум, ни некие психофизиологические механизмы, ни также какой-нибудь другой компонент в пределах обычного взгляда на мир.

Подвергая сомнению статус этих конвекциональных, принятых элементов, мы должны научиться разрабатывать новое видение касательно источника всех переживаний. Особенно важно, чтобы мы переоценили идею том, что «я» есть независимый познающий, который имеет переживания. Это определенное, воплощенное "Умение, что в качестве источника или основы переживания, опыта имеется независимое "я" или ум, что затемняет "пространство", фактически дающее пристанище пережитой деятельности и состоянию дел.

Для сохранения своего статуса как непрерывно, существа в установившемся, исполненном значен) мире «я» занимает позицию. Далее оно должно затормозить эту позицию, рассматривая ее как абсолютно стабильную или лишенную движения платформу, с которой можно обозревать изменения и дела мира. Такое рассмотрение открывает в результате строго внешнее пространство, которое не более чем "место", регионы или местоположения.

Таким образом, противоположение замороженного пространства активному пространству верно лишь врeменно, но здесь это полезная картина, и она обеспечит интуицию, лежащую в следующей серии упражнений. Подход к Большому Пространству потребует определенного сдвига акцента в этом направлении. В упражнениях с «гигантским телом» концентрация, главным oбразом, была на знакомом понятии «вмещающего» или «пронизывающего» пространства. Теперь будет культивироваться переживание более активного вида «пространства», чем это «пространство как вмещающий локус или регион». Как мы далее увидим, акцент упражнении 10) на участии наблюдателя был начало знакомства с более узкой идеей пространства.

С этих пор «пространство» будет иметь отношение размерности, реальности, открытость которой является и необходимой, и сопутствующей чертой всякого пережитого события. Обнаружение пространства этого вида относится к нелинейному, "не имеющему источника" взгляду на переживание.

Упражнения, которые далее следуют, выходят за пределы замкнутого круга взаимодействия тела-ума-мысли, обсуждавшегося в упражнении 7. При выполнении их таким образом они приводят к дальнейшему прогрессу в открытии «пространства» упражнения 10 и особому «знанию» пар. «4» - Большого Пространства и Большого Знания (см. третий параграф главы 2). Эти упражнения представляют переход от первой точки зрения к третьей из приведенных ниже точек зрения.

  • Предположение, что вместо видения жестких связей и взаимодействий между объектами мы могли бы рассматривать объекты как то, что в большей части является пространством, как приходящим из пространства и возвращающимся к нему: «пространство, проецирующее пространство в пространстве».
  • Знакомство с пространством, которое вмещает (и есть) пережитые взаимодействия: 1) между объектами и 2) между «я» и ему известными объектами. Поскольку этот момент трудно схватить непосредственно, мы начнем с более ограниченного случая:
  • Знакомство с «пространством», вмещающим «ход» мыслей и взаимодействие «ума-мысли» (упражнения 11 - 14).

Этот переход просто подразумевается как постепенный возврат к сущностной человеческой задаче полного правильного понимания (высокой оценке) того, что присутствует или «здесь». Упражнения 11 - 13 приближаются к размерностям чудесного (странного) того, что есть «здесь», постигая препятствующие росту отвлечения и разделения. Наряду с упражнением 14 три эти упражнения рассматривают третью из приведенных выше точек зрения, тогда как упражнение 15 исследует затем общий случай, включенный во вторую точку зрения.

Наши рекомендации