Поддержание профессионального уровня консультанта
Люди, которые становятся консультантами, испытывают те же трудности, что и все остальные. Они вынуждены иметь дело со старостью, болезнью, смертью, женитьбой, рождением детей, сменой места работы, разводом и еще с массой других общечеловеческих проблем. Некоторые из этих жизненных обстоятельств, например вступление в первый брак в преклонном возрасте или переживание смерти детей, с точки зрения развития считаются «временем простоя», временем, словно бы выпадающим из последовательности событий, трагическим (Scovholt & McCarthy, 1988). Другой ряд обстоятельств – это непреднамеренные, но удачные события, например встреча с человеком, который становится другом на всю жизнь (Bandura, 1982).
Любой такой опыт является проблематичным, поскольку, как правило, создает стресс. Вопрос в том, как консультанты ведут себя в данных жизненных ситуациях. Как показывает Рельке (Roehlke, 1988), идея синхронности, «которая, по определению Карла Юнга, заключается в том, что если два события совпадают во времени, то между ними образуется многозначная связь», является, возможно, наиболее продуктивным способом для консультантов реагировать на непредвиденные жизненные ситуации (р. 133).
Помимо поиска смысла в потенциально проблематичных областях, консультанты применяют и другие коппинг-стратегии; это, например, сохранение объективности, стратегии принятия и противодействия ситуациям, отстаивания своих собственных желаний (Lenhardt, 1997; Witmer & Young, 1996). Консультанты, которые сами живут здоровой жизнью и учатся как на ошибках, так и на успехах, смогут скорее других вырасти как терапевты и будут в состоянии лучше концентрироваться на проблемах клиентов (Cormier, 1988). Следовательно, консультанты и те, кто стремится ими стать, должны оставаться относительно свободными от деструктивных стереотипов отношений по типу треугольника «ребенок – родители», как это могло быть в семьях, где они выросли. Такая позиция позволяет им создавать и поддерживать близкие, но тем не менее автономные отношения в настоящем (Gaushell & Lawson, 1994).
Кроме того, для поддержания душевного равновесия успешные консультанты используют превентивные меры, помогающие им избегать нежелательного состояния, известного профессиональным помощникам как состояние выгорания (Grosch & Olsen, 1994). Выгорание – это такое состояние эмоционального и физического истощения, когда человек не может полноценно функционировать. Это одно из наиболее часто встречающихся последствий работы в качестве консультанта (Emerson & Markos, 1996; Kottler, 1993). Люди не в состоянии действовать адекватно, если они никогда не выходят за рамки своей профессиональной роли. Консультанты должны интересоваться тем, что происходит за пределами консультирования, и стараться не переносить свою работу на дом ни умственно, ни физически. Кроме того, они должны заботиться о своем обновлении путем простых, но эффективных мер, таких как ремонт своего офиса каждые несколько лет, чистка, упорядочение и создание новых архивов, анализ новых материалов; также они должны вносить свой вклад в профессию консультирования путем написания или презентации материалов из области своей компетенции (McCormick, 1998). Ряд исследователей предлагают другие способы, какими консультанты могут предотвратить или избавиться от состояния выгорания (Boy & Pine, 1980; Pine & Aronson, 1981; Savicki & Cooley, 1982; Watkins, 1983).
· Поддерживать отношения со здравомыслящими людьми.
· Работать совместно с ответственными коллегами и с организациями, в которых развито чувство долга.
· В разумных пределах придерживаться положений теории консультирования.
· Применять упражнения, которые уменьшают стресс.
· Влиять на факторы, вызывающие стресс.
· Совершенствоваться в самоанализе (а именно, идентифицировать стрессоры и релаксеры).
· Периодически анализировать и уточнять роли в процессе консультирования, ожидания и убеждения (например, работать интенсивнее, но не дольше).
· Пользоваться личностной терапией.
· Оставлять свободное и личное время (то ееть придерживаться сбалансированного стиля жизни).
· При работе с клиентами придерживаться позиции независимого участия.
· Сохранять надежду.
Обобщая предыдущие научные изыскания в области личностных особенностей и интересов консультантов, Овеншайн и Ноффсингер пришли к следующему выводу: «Эффективные консультанты должны быть эмоционально закаленными, устойчивыми и объективными. Они должны знать свои возможности и быть уверенными в себе, реалистично принимая свои сильные и слабые стороны» (Auvenshine & Noffsinger, 1984, p. 151).