Детерминанты проблемного поведения
1. Условия, которые усиливают проблемное поведение: «В каких случаях, при каких обстоятельствах это поведение чаще всего проявляется?»
I 2. Условия, которые ослабляют поведение: «В какое время не бывает подобного поведения? Какие факторы помогают в этом?»
3. Предполагаемое происхождение проблемы: «Как вы думаете, что заставляет вас думать об этом?»
Прием ABCDE-парадигмы:
А — что предшествовало поведению.
В — поведение и его варианты.
С — последствия поведения для подростка и окружающих.
D — дискуссия.
Е — эффект.
а) Микросоциальное влияние: «Какие люди были рядом, их отношение?»;
б) личное влияние: «Что вы думали, как вы себя чувствовали?»;
в) социальные последствия: «Что вы сделали?»;
г) личностные последствия: «Как вы себя чувствовали после этого?»
Аддиктивное поведение может быть оценено в терминах позитивных (положительное подкрепление) и негативных последствий (отрицательное подкрепление). Первое включает удовольствие от приема наркотического вещества, связанные с ним приятные впечатления, отсутствие неприятных симптомов абсистенции, поддержание через наркотики социальных контактов с ровесниками, условную приятность от ощущения себя в роли большого. Психолог должен найти замещающее поведение, построение которого связано с формированием социальных навыков, устранением когнитивного дефицита и искажений.
4. Негативные последствия — наиболее частая причина обращения к специалисту. Для гюдростка такие критерии, как толерантность, наличие синдрома зависимости, в силу малого наркотического опыта имеют минимальное значение. Большую роль играют синдромы, связанные с клинико-биографическим анализом.
5. Предполагаемые изменения: «Вы много об этом думали. Что I можно сделать для изменения ситуации?»
6. Предполагаемые пути дальнейшего исследования: «Что, по-вашему, необходимо выяснить еще, чтобы помочь вам в решении проблемы?»
7. Выявление специфических автоматических мыслей, предшествующих дезадаптивному поведению: «Человек должен избегать неприятных ситуаций», «Легче избежать определенных трудностей, чем столкнуться с ними» и т.п.
Предиктором аддиктивного поведения являются психопатология,
сопутствующие психические расстройства. Антисоциальное и де-
линквентное поведение предшествует или сочетается с аддиктив-
ным. Поэтому необходима оценка истории психического развития
■ ребенка и его текущего психологического статуса.
Мишенями для психокоррекционной работы являются черты незрелой личности:
в поведенческой сфере: эгоцентризм, избегание решения проблем, преимущественно однотипный способ реагирования на фру, страцию и трудности, неуверенность в себе, высокий уровень притязаний, низкая самокритичность;
в аффективной сфере: эмоциональная лабильность, низкая толерантность, быстрое возникновение тревоги и депрессии, сниженная или нестабильная самооценка, появление социофобии, агрессивность;
искажения мотивационно-потребностной сферы: блокировка потребности в защищенности, самоутверждении, свободе, принадлежность временной перспективе;
наличие когнитивных искажений, увеличивающих дисгармонию личности, «аффективная логика»:
произвольное отражение — «Я — неудачник», «Я — супермен»;
селективная выборка — «Меня никто не любит, потому что я плохо учусь»;
сверхраспространенность — «Все наркоманы, так как все принимают лекарства»; 0 ■
абсолютное мышление — «Все или ничего.», «Мир черный или цветной»;
персонализация — «Эта реплика не случайна, она относится ко мне».
3. Семейный анамнез ■ '.
Средовые (социальные) факторы — самые сильные предикторы аддиктивного поведения у подростков. Наибольшее значение приобретает нарушение семейного контекста. При сборе'семейного анализа следует обратить внимание на семейное функционирование, историю потребления психоактивных веществ родителями, наличие текущего кризиса, ранние детско-родительские конфликты. Наличие дисфункции семьи, важно для психопрофилактики аддиктивного поведения и прогноза результатов коррекци-онной работы.
Факторы, способствующие аддиктивному поведению:
искажение эмоциональных связей и интеракций между родителями; <*
блокировка потребностей в безопасности; самоутверждении, принадлежности временной перспективе;
отсутствие или искажение родительской ^модели поведения, с которой ребенок идентифицируется;
наличие дисфункциональных стилей совладания со стрессом;
отсутствие или избыток дисциплинарных техник;
отсутствие или нарушение внешней и внутренней коммуникаций.
Типичные проблемы родителей данной когорты подростков:
стремление выполнить большинство задач за подростков с детства и требование самостоятельности в подростковом возрасте;
страх передачи ответственности подростку, слияние границ «Я — другой»;
требование уважения к себе, отказ в этом подростку;
проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, сравнение его развития со своим жизненным путем;
страх неизвестного;
неосознание основных прав личности ребенка;
стереотипное общение по типу «родитель—ребенок»;
стремление реализовать в ребенке собственные цели;
отсутствие в семье системы правил;
создание чувства вины за принесенные жертвы подростку.
Рассмотренные в данном параграфе наиболее распространенные в школьной среде виды нарушений поведения являются социально опасными по их последствиям и разрушительными для формирующейся личности. Они вызывают большие затруднения у педагогов и родителей, часто не понимающих причины девиант-ного поведения и являющихся его провокаторами. Поэтому задача психолога состоит не только в психологической помощи детям и подросткам, имеющим те или иные отклонения в поведении, но и в переориентации их социальной микросреды, воспитательного микросоциума.
Контрольные вопросы
1. Чем отличаются психоаналитический, этологический и бихевиори-
альный подходы к объяснению происхождения агрессивного поведения?
2. Каковы психологические механизмы развития агрессивного поведения в детстве?
3. По каким параметрам определяется степень агрессивных проявлений?
4. На чем построена стратегия и тактика психокоррекционной работы с агрессивными детьми и подростками?
5. Каковы главные задачи психологической помощи детям и подрост-[ кам, пострадавшим от насилия?
6. Почему суицидальное поведение относят к одной из разновидно-|стей агрессии?
7. Какова тактика поведения психолога в случаях истинного и демонстративного суицида?
8. В чем заключается психологическая сущность суицидального и ад-: диктивного поведения?
9. Каковы мишени психокоррекционной работы при аддиктивном поведении?
Темы для семинарских занятий
1. Психология агрессии.
2. Суицидальное поведение подростков: причины, факторы и условия
3. Психологическая характеристика аддиктивного поведения.
4. Наркомания и токсикомания у подростков, их психопрофилактика
5. Проблема насилия и дети.