Детерминанты проблемного поведения

1. Условия, которые усиливают проблемное поведение: «В каких случаях, при каких обстоятельствах это поведение чаще всего проявляется?»

2. Условия, которые ослабляют поведение: «В какое время не бывает подобного поведения? Какие факторы помогают в этом?»

3. Предполагаемое происхождение проблемы: «Как вы думаете, что заставляет вас думать об этом?»

Прием ABCDE-парадигмы:

А – что предшествовало поведению.

В – поведение и его варианты.

С – последствия поведения для подростка и окружающих.

D – дискуссия.

Е – эффект.

а) Микросоциальное влияние: «Какие люди были рядом, их отношение?»;

б) личное влияние: «Что вы думали, как вы себя чувствовали?»;

в) социальные последствия: «Что вы сделали?»;

г) личностные последствия: «Как вы себя чувствовали после этого?»

Аддиктивное поведение может быть оценено в терминах позитивных (положительное подкрепление) и негативных последствий (отрицательное подкрепление). Первое включает удовольствие от приема наркотического вещества, связанные с ним приятные впечатления, отсутствие неприятных симптомов абсистенции, поддержание через наркотики социальных контактов с ровесниками, условную приятность от ощущения себя в роли большого. Психолог должен найти замещающее поведение, построение которого связано с формированием социальных навыков, устранением когнитивного дефицита и искажений.

4. Негативные последствия – наиболее частая причина обращения к специалисту. Для подростка такие критерии, как толерантность, наличие синдрома зависимости, в силу малого наркотического опыта имеют минимальное значение. Большую роль играют синдромы, связанные с клинико-биографическим анализом.

5. Предполагаемые изменения: «Вы много об этом думали. Что можно сделать для изменения ситуации?»

6. Предполагаемые пути дальнейшего исследования: «Что, по-вашему, необходимо выяснить еще, чтобы помочь вам в решении проблемы?»

7. Выявление специфических автоматических мыслей, предшествующих дезадаптивному поведению: «Человек должен избегать неприятных ситуаций», «Легче избежать определенных трудностей, чем столкнуться с ними» и т.п.

Предиктором аддиктивного поведения являются психопатология, сопутствующие психические расстройства. Антисоциальное и делинквентное поведение предшествует или сочетается с аддиктивным. Поэтому необходима оценка истории психического развития ребенка и его текущего психологического статуса.

Мишенями для психокоррекционной работы являются черты незрелой личности:

в поведенческой сфере: эгоцентризм, избегание решения проблем, преимущественно однотипный способ реагирования на фрустрацию и трудности, неуверенность в себе, высокий уровень притязаний, низкая самокритичность;

в аффективной сфере: эмоциональная лабильность, низкая толерантность, быстрое возникновение тревоги и депрессии, сниженная или нестабильная самооценка, появление социофобии, агрессивность;

искажения мотивационно-потребностной сферы: блокировка потребности в защищенности, самоутверждении, свободе, принадлежность временной перспективе;

наличие когнитивных искажений, увеличивающих дисгармонию личности, «аффективная логика»:

произвольное отражение – «Я – неудачник», «Я – супермен»;

селективная выборка – «Меня никто не любит, потому что я плохо учусь»;

сверхраспространенность – «Все наркоманы, так как все принимают лекарства»;

абсолютное мышление – «Все или ничего», «Мир черный или цветной»;

персонализация – «Эта реплика не случайна, она относится ко мне».

Семейный анамнез

Средовые (социальные) факторы – самые сильные предикторы аддиктивного поведения у подростков. Наибольшее значение приобретает нарушение семейного контекста. При сборе семейного анализа следует обратить внимание на семейное функционирование, историю потребления психоактивных веществ родителями, наличие текущего кризиса, ранние детско-родительские конфликты. Наличие дисфункции семьи важно для психопрофилактики аддиктивного поведения и прогноза результатов коррекционной работы.

Факторы, способствующие аддиктивному поведению:

искажение эмоциональных связей и интеракций между родителями;

блокировка потребностей в безопасности, самоутверждении, принадлежности временной перспективе;

отсутствие или искажение родительской модели поведения, с которой ребенок идентифицируется;

наличие дисфункциональных стилей совладания со стрессом;

отсутствие или избыток дисциплинарных техник;

отсутствие или нарушение внешней и внутренней коммуникаций.

Типичные проблемы родителей данной когорты подростков:

стремление выполнить большинство задач за подростков с детства и требование самостоятельности в подростковом возрасте;

страх передачи ответственности подростку, слияние границ «Я – другой»;

требование уважения к себе, отказ в этом подростку;

проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, сравнение его развития со своим жизненным путем;

страх неизвестного;

неосознание основных прав личности ребенка;

стереотипное общение по типу «родитель –ребенок»;

стремление реализовать в ребенке собственные цели;

отсутствие в семье системы правил;

создание чувства вины за принесенные жертвы подростку.

Рассмотренные в данном параграфе наиболее распространенные в школьной среде виды нарушений поведения являются социально опасными по их последствиям и разрушительными для формирующейся личности. Они вызывают большие затруднения у педагогов и родителей, часто не понимающих причины девиантного поведения и являющихся его провокаторами. Поэтому задача психолога состоит не только в психологической помощи детям и подросткам, имеющим те или иные отклонения в поведении, но и в переориентации их социальной микросреды, воспитательного микросоциума.

Контрольные вопросы

1. Чем отличаются психоаналитический, этологический и бихевиориальный подходы к объяснению происхождения агрессивного поведения?

2. Каковы психологические механизмы развития агрессивного поведения в детстве?

3. По каким параметрам определяется степень агрессивных проявлений?

4. На чем построена стратегия и тактика психокоррекционной работы с агрессивными детьми и подростками?

5. Каковы главные задачи психологической помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия?

6. Почему суицидальное поведение относят к одной из разновидностей агрессии?

7. Какова тактика поведения психолога в случаях истинного и демонстративного суицида?

8. В чем заключается психологическая сущность суицидального и аддиктивного поведения?

9. Каковы мишени психокоррекционной работы при аддиктивном поведении?

Наши рекомендации