Психологическая подготовка к трудовой деятельности

Любая профессиональная деятельность может оказать как положи­тельное, так и негативное психологическое воздействие на субъекта труда. Следствиями положительного психологического воздействия труда на человека, в частности, являются повышение мотивов дол­га, ответственности, солидарности, человеколюбия, личного досто­инства, самоутверждения, эмоциональный подъем, настрой на дей­ствия и преодоление трудностей, увлеченность, вера в свои силы, повышение эмоциональной устойчивости и пр. Следствиями отри­цательного психологического воздействия труда на личность могут быть: снижение уровня моральной и социальной мотивации, ослаб­ление мотивов достижения цели, замена активности в преодолении



328 Раздел V. Некоторые прикладные отрасли социальной психологии

трудностей поиском оправданий, разочарование, тревога, подавлен­ность, апатия, утрата самоконтроля, инициативности, пассивное подчинение ходу событий и пр.

В психофизической сфере следствиями отрицательных психоло­гических воздействий может быть появление мышечной «зажато-сти», крайней усталости, головокружений, тошноты и пр.

Профессионально-психологическая подготовка помогает людям противостоять, неблагоприятным воздействиям трудовой деятельно­сти. Результатами профессионально-психологической подготовки являются:

• профессионально-психологические знания: практические знания
о психологических трудностях и экстремальных ситуациях в
профессиональной деятельности, характере их влияния на че­
ловека, способах действия в них;

• . профессионально-психологические навыки и умения: а) аналити-

ческие, включающие умение увидеть психологический аспект в профессиональных ситуациях, действиях людей, высказыва­ниях, документах и пр., верно понять их, оценить, принять психологически обоснованное решение; б) тактические, вклю­чающие ведение профессионального наблюдения, умение со­ставить психологический портрет, предупреждать и преодоле­вать конфликты, обеспечивать личную безопасность, уметь оказывать психологическое воздействие и пр.; в) технические, включающие умение планировать и выстраивать свое верб&ть-ное и невербальное поведение. Наиболее эффективным методом психологической подготовки к профессиональной деятельности является психологическое модели­рование ее задач, условий и трудностей.

В практике используются "два пути моделирования. Первый путь — приближение внешних условий занятий к реальным услови­ям профессиональных действий, что позволяет обучающимся ощу­тить себя участниками реальных событий. Второй путь — прибли­жение внутренних условий: психических состояний, переживаний, умственного и эмоционального напряжения, страха и пр. — к тем^ которые являются характерными для данной профессиональной си­туации.

В процессе обучения моделируется обстановка, которая требует, например, принятия долговременных комплексных решений при условии обязательного учета их последствий; стимулирует поддерж­ку членов команды или группы; активизирует соревнование или мо­тивы внимательного отношения к моральным проблемам людей.

Социально-психологические аспекты... 329

Эмоциональные трудности моделируются путем создания обста­новки, связанной с риском и опасностью, неожиданностями, про­тиводействием противника, конкурента, восприятием волнующих объектов и событий и пр. (Столяренко, 2003).

Инструментом психологической подготовки к профессиональ­ной деятельности служат различные социально-психологические тренинги, такие, как тренинг коммуникативной компетенции, ин­дивидуального стиля, самореализации личности, делового общения, когнитивные тренинги (мыслетренинги), тренинги на отработку на­выков презентации и публичной речи, работы в команде и группах сотрудничества, принятия решений, эффективных продаж, ведения переговоров, общения в межкультурной среде и пр.

Наши рекомендации