Психологическая подготовка к трудовой деятельности
Любая профессиональная деятельность может оказать как положительное, так и негативное психологическое воздействие на субъекта труда. Следствиями положительного психологического воздействия труда на человека, в частности, являются повышение мотивов долга, ответственности, солидарности, человеколюбия, личного достоинства, самоутверждения, эмоциональный подъем, настрой на действия и преодоление трудностей, увлеченность, вера в свои силы, повышение эмоциональной устойчивости и пр. Следствиями отрицательного психологического воздействия труда на личность могут быть: снижение уровня моральной и социальной мотивации, ослабление мотивов достижения цели, замена активности в преодолении
328 Раздел V. Некоторые прикладные отрасли социальной психологии
трудностей поиском оправданий, разочарование, тревога, подавленность, апатия, утрата самоконтроля, инициативности, пассивное подчинение ходу событий и пр.
В психофизической сфере следствиями отрицательных психологических воздействий может быть появление мышечной «зажато-сти», крайней усталости, головокружений, тошноты и пр.
Профессионально-психологическая подготовка помогает людям противостоять, неблагоприятным воздействиям трудовой деятельности. Результатами профессионально-психологической подготовки являются:
• профессионально-психологические знания: практические знания
о психологических трудностях и экстремальных ситуациях в
профессиональной деятельности, характере их влияния на че
ловека, способах действия в них;
• . профессионально-психологические навыки и умения: а) аналити-
ческие, включающие умение увидеть психологический аспект в профессиональных ситуациях, действиях людей, высказываниях, документах и пр., верно понять их, оценить, принять психологически обоснованное решение; б) тактические, включающие ведение профессионального наблюдения, умение составить психологический портрет, предупреждать и преодолевать конфликты, обеспечивать личную безопасность, уметь оказывать психологическое воздействие и пр.; в) технические, включающие умение планировать и выстраивать свое верб&ть-ное и невербальное поведение. Наиболее эффективным методом психологической подготовки к профессиональной деятельности является психологическое моделирование ее задач, условий и трудностей.
В практике используются "два пути моделирования. Первый путь — приближение внешних условий занятий к реальным условиям профессиональных действий, что позволяет обучающимся ощутить себя участниками реальных событий. Второй путь — приближение внутренних условий: психических состояний, переживаний, умственного и эмоционального напряжения, страха и пр. — к тем^ которые являются характерными для данной профессиональной ситуации.
В процессе обучения моделируется обстановка, которая требует, например, принятия долговременных комплексных решений при условии обязательного учета их последствий; стимулирует поддержку членов команды или группы; активизирует соревнование или мотивы внимательного отношения к моральным проблемам людей.
Социально-психологические аспекты... 329
Эмоциональные трудности моделируются путем создания обстановки, связанной с риском и опасностью, неожиданностями, противодействием противника, конкурента, восприятием волнующих объектов и событий и пр. (Столяренко, 2003).
Инструментом психологической подготовки к профессиональной деятельности служат различные социально-психологические тренинги, такие, как тренинг коммуникативной компетенции, индивидуального стиля, самореализации личности, делового общения, когнитивные тренинги (мыслетренинги), тренинги на отработку навыков презентации и публичной речи, работы в команде и группах сотрудничества, принятия решений, эффективных продаж, ведения переговоров, общения в межкультурной среде и пр.