Операциональный состав мышления
Мышление совершается посредством различных мыслительных операций. Они являются основными механизмами мышления. Такими операциями являются сравнение. анализ, синтез, абстракция (отвлечение) и обобщение.
Сравнение — мыслительная операция, которая заключается в сопоставлении предметов и явлений, нахождения сходства, различия и тождества между ними.
Анализ - мысленное расчленение, разделение предметов и явлений на части, элементы, моменты.
Синтез — мысленное объединение частей элементов в единое целое. Анализ расчленяет, синтез по-новому объединяет.
Анализ и синтез существуют в неразрывном единстве. В ходе решения задачи мышление выступает как процесс. По ходу решения возникают все новые и новые условия, которые детерминируют дальнейшее протекание мыслительного процесса. Неизвестное не есть какая-то абсолютная пустота, оно всегда связано с чем-то известным. Вступая в связи с другими предметами, познаваемый объект выступает перед нами все новыми своими сторонами и свойствами. Из объекта как бы вычерпывается все новое и новое содержание. Например, прямая может выступать как биссектриса данного угла. как гипотенуза и т.д. Таким образом, через взаимодействие с другими объектами (синтез) происходит вычленение новых качеств (анализ). Анализ через синтез, согласно С.Л.Рубинштейну, является основным механизмом мышления.
Абстрагирование — выделение одних признаков и отвлечение от других (осуществляется на основе анализа).
Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам знаний относительно данной предметной области:
§ отдельные факты, положения, определения сознаются как самые важные, решающие для ее понимания);
§ категориальный характер (определяющая роль того типа знания, которое представлено в виде общих принципов, общих подходов, общих идей);
§ владение не только декларативным знанием (знанием о том. «что»), но и процедурным знанием (знанием о том, «как»);
§ наличие знания о собственном знании.
Ключевые понятия: мышление, мыслительная задача, мотивы мышления, проблемная ситуация, интеллектуальные эмоции; наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно логическое мышление; дискурсивное и интуитивное, продуктивное и репродуктивное мышление; мыслительные операции, знания, база знаний, компетентность.
Литература:
1. Дункер К. Структура и динамика процессов решения задач о процессах решения практических проблем)// Хрестоматия но общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б.Гнппенрейтср. В.В.Петухова. М..1981. С.258-268.
2. Линдсей П.. Норман Д. Анализ процесса решения задач //там же. С.319-327.
3. Рубинштейн С.Л. Основная задача и метод психологического исследования мышления // там же. С. 281-288.
Психологи хорошо определяют формы расстройства мышления, степень его отклонения от «нормы».
Можно выделить группу кратковременных или незначительных нарушений, которые встречаются у вполне здоровых людей, и такую группу расстройств мышления, которые носят выраженный и болезненный характер.
Говоря о вторых, привлекают классификацию, созданную Б. В. Зейгарник и используемую в отечественной психологии:
1. Нарушения операциональной стороны мышления:
o снижение уровня обобщения;
o искажение уровня обобщения.
2. Нарушение личностного и мотивационного компонента мышления:
o разноплановость мышления;
o резонерство.
3. Нарушения динамики мыслительной деятельности:
o лабильность мышления, или «скачка идей»; инертность мышления, или «вязкость» мышления; непоследовательность суждений;
o откликаемость.
4. Нарушения регуляции мыслительной деятельности:
o нарушение критичности мышления;
o нарушение регулирующей функции мышления;
o разорванность мышления.