Как определить уровень развития своего воображения

Функции воображения

Воображение выполняет следующие функции:

1. Познавательная – благодаря процессу воображения расширяются и углубляются знания о действительности. Воображение позволяет человеку действовать в ситуации неопределенности, домысливать, достраивать не хватающую и информацию.

2. Антиципации или предвосхищения результата деятельности. Воображение позволяет сформировать образ будущего продукта деятельности, то есть того. чего еще нет в действительности.

3. Воображение играет важную роль в процессе понимания человеком другого человека. Благодаря воображению человек может поставить себя на место другого человека, представить его мысли и чувства.

4. Благодаря воображению формируется мечта. Она может выполнять функцию мотивации; то есть побуждать человека к деятельности.

5. Защитная функция – в воображении человек может пережить будущие возможные неприятности, что предохраняет его от стресса, подготавливает к реальным трудностям.

Воображение и эмоции

Деятельность воображения теснейшим образом связана с эмоциональной сферой личности. Связь эмоций и воображения двусторонняя: с одной стороны, эмоции влияют на воображении, с другой, образы воображения влияют на эмоции. Остановимся на влиянии эмоций на воображение, которое психологи описывают как закон двойного выражения чувств: любая эмоция стремится воплотиться в образы, соответствующие данному чувству. Например, под влиянием страха наше воображение рисует картины бесчисленных опасностей. С другой стороны образы воображения могут порождать определенные эмоции. Наверняка, каждый их вас испытал однажды страх при виде брошенной одежды в темной комнате, приняв ее за человека или какое-то существо. И хотя образ, который создаст ваше воображение, будет нереальным, чувства вы будете испытывать вполне реальными. Это закон реальности чувств,

В ситуациях, когда эмоция находит свое выражение в образах фантазии, воображение ослабляет реальное проявление эмоций. Эта закономерность используется психотерапевтами с целью коррекции неврозов у детей. Например, детям предлагается нарисовать рисунок на тему: «Что мне снится страшного» или «Чего я боюсь дома».

Переживая заново отрицательные эмоции, ребенок изживает их или уменьшает их действие.

Техника воображения

Как же создается образ воображения? Существует множество приемов создания новых образов. Остановимся на некоторых из них.

1. Прием агглютинации (склеивания, то есть создание нового путем присоединения в воображаемом образе частей или свойств разных объектов. Примерами агглютинации могут служить кентавр (человек-лошадь), образ крылатого человека в рисунках североамериканских индейцев. Склеиваться могут любые свойства, части, в результате чего появляется причудливое порождение вымысла. На использовании агглютинации построен следующий совет, который дает Леонардо да Винчи начинающему художнику:

«Если ты хочешь заставить казаться естественным вымышленное животное — пусть это будет, скажем, змея, то возьми для ее головы голову овчарки или легавой собаки, присоединив к ней кошачьи глаза, уши филина, нос борзой, брови льва, виски старого петуха и шею водяной черепахи».

2. Прием акцентирования некоторых сторон отражаемого предмета, явления, в результате которого преобразуется его облик. Этот прием лежит в основе шаржа, в котором соблюдается внешнее сходство с человеком, однако карикатурно подчеркнуты наиболее характерные черты. Примером акцентуации могут служить герои литературы 18 века: имена-характеристики — Скотинин, Хватайко. Акцентуация может происходит путем сравнения. Так, на основе сравнения созданы психологические портреты Анны и Вронского, Кити и Левина в «Анне Карениной» Л.Н.Толстого.

3. Прием гиперболизации, то есть увеличения величины предметов, явлений, или их отдельных частей. Ярким примером гиперболизации являются великаны, Гаргантюа и Пантагрюель Ф.Рабле. Этот прием мы находим и у Н.В.Гоголя. Помните, как хвастал Хлестаков: «И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры. Можете представить себе, 35 тыс. одних курьеров? Каково положение, я спрашиваю?»

4. Прием преуменьшения, с подошью которого созданы образы: гномы, карлики, Дюймовочка.

5. Прием схематизации, посредством которого отдельные черты сливаются, сглаживаются, а главные выступают более отчетливо. Примером могут служить наскальные рисунки первобытных людей, различные эмблемы.

6. Прием превращения образов — оставаясь самим собой, образ, в то же время, приобретает новый вид, не соответствующий его природе. Вспомните, например, превращения в повести «Вий» Н.В.Гоголя или серию традиционных превращений в сказках : заяц -утка -щука.

7. Прием уподобления, примером которого служит метафора, то есть, оборот речи, заключающий уподобление, образное сближение слов на основе их переносного значения:

Выходим на простор

Степного океана.

Воз тонет в зелени,

Как челн в равнине вод.

Меж заводей цветов

В волнах травы плывет,

Минуя острова багряного бурьяна.

А.Мицкевич «Аккерманские степи».

Примером уподобления могут служить символы: так, лермонтовский Парус символизирует свободу, лев символизирует в сказках мужество, кошка — лукавство.

К уподоблению можно отнести и аллегорию, то есть воплощение абстрактного понятия в реальный образ или образы. Вспомните, например, картины Рембранта «Флора» и «Фауна» .

8. Прием типизации, то есть обобщения типичных черт представителей какой-либо эпохи, времени и воплощение их в одном характере: Евгений Онегин, Печорин и другие герои литературных произведений.

Формы и виды воображения

Выделяют несколько видов воображения. Прежде всего — пассивное и активное. Пассивное воображение

Имеет место тогда, когда воображение создает образы, которые не осуществляются и не предполагают осуществление. Пассивное воображение может быть непроизвольным и произвольным.

Непроизвольное пассивное воображение выступает в форме снов, галлюцинаций, в которых комбинирование и перекомбинирование образов происходит независимо от сознания человека. Это низшие формы воображения. Если мы обратимся к сновидениям, то их интенсивность и содерщание будет зависеть от физических и психологических воздействий на человека в течение дня, от внешних раздражителей, влияющих на спящего, от раздражителей, поступающих от внутренних органов.

Воображение во время сна (в сновидениях) может проявляется в совершенно невероятном комбинировании образов. Вот пример причудливого сочетания событий в сновидении одной пятнадцатилетней девушки. Она видела Екатерину II в числе участников XII Всемирного фестиваля молодежи студентов в Москве. Все дело в том, что накануне вечером она смотрела репортаж о фестивале, а все последние дни увлеченно читала роман «Фаворит» В.Пикуля. Переживания легко совместились в сновидении, преодолев временной и пространственный барьер.

Человек может также вызвать пассивное воображение преднамеренно (произвольное), к нему относятся грезы, или дневные защитные фантазии. Посмотрим, какую функцию они выполняют в нашей жизни. В дневных мечтаниях человек «осуществляет» стремления, устраняет препятствия, превращает невозможное в возможное. Образы, мысли, противоречащие стремлению, тормозятся. В грезах, таким образом, находят свое решение нерешенные проблемы, неудовлетворенные желания. Фантазирование может усиливаться под влиянием внешних факторов: темнота, неподвижность, однообразный шум, тихая музыка.

Дневным мечтаниям могут благоприятствовать такие индивидуально-психологические особенности человека, как пассивность, интровертированность, чувство неполноценности. Склонность предаваться грезам может усилиться после разочарований в результате глубоких переживаний, горя. «Чем реже нас балует счастье, тем слаще предаваться нам предположеньям и мечтам», — писал М.Ю. Лермонтов.

Дневные грезы могут, с одной стороны, «защищать» личность от чрезмерного психического напряжения, подготовить к будущим неприятностям, изживать какие-то стремления, влечения. С другой стороны, грезы могут стать негативным фактором поведения: опасность для человека заключается в том, что образуется привычка вместо реального удовлетворения потребностей довольствоваться их образом удовлетворением в психической сфере. Фантазирование заменяет деятельность, снижает целеустремленность, приводит к пассивности, созерцательности.

Теперь охарактеризуем активное воображение. Образы активного воображения объективируются в проектах деятельности человека, оно направлено на осуществление образов. Формами активного воображения выступают воссоздающее воображение, творческое воображение и мечта.

Воссоздающее воображение — создание образов предметов и явлении на основе их словесного описания, рассказа, схемы, чертежа, модели. Особенность этой формы воображения заключается в том, что человек создает образы, опираясь на чужой опыт. Воссоздающее воображение проявляется при чтении художественных произведений, при рассматривании карт, планов чертежей, по которым мы можем восстановить то, что на них изображено. Качество воссоздающего воображения зависит от богатства опыта человека. Если прочитать стихотворение А.Ахматовой и постараться представить то, о чем пишет автор, — эти образы и будут образами воссоздающего воображения:

Дверь полуоткрыта,

Веет липа сладко...

На столе забыты

Хлыстик и перчатка.

Круг от лампы желтый...

Шорохам внимаю.

Отчего ушел ты?

Я не понимаю.

Воссоздающее воображение позволяет нам проникнуть во внутренний мир героя, другого человека. Это происходит благодаря эмпатии — понимания другого человека на эмоциональном уровне, сопереживания ему, сочувствия. Более способные к эмпатии люди имеют, как правило, достаточно развитое воображение. Благодаря воссоздающему воображению человек дополняет своими представлениями информацию о партнере по общению он ставит себя на его место, видит мир глазами другого человека. Это дает возможность понять состояния другого, сопереживать ему. Эмпатия играет большую роль в профессии психолога, врача, писателя, педагога.

Мы с вами говорили о воссоздающем воображении, теперь рассмотрим творческое. Творческое воображение — самостоятельное создание новых и оригинальных образов, самостоятельность творческого воображения означает, что оно работает без опоры на чужой материал. Необходимо различать объективную и субъективную новизну результата. Если образы и идеи оригинальны и не повторяют имеющееся в опыте других, то это объективное для данного человека, и для других людей.

Если же образы, идеи повторяют ранее созданное, но являются новыми и оригинальными для данного лица, то это будет лишь субъективно новым. Творческое воображение играет существенную роль в художественном, научном и техническом творчестве.

Деление воображения на творческое и воссоздающее в определенной степени относительно, так как в каждом из них есть элементы и одного и другого.

Особым видом активного воображения является мечта. В мечте человек создает образ желаемого будущего. Мечта не дает немедленное, непосредственное претворение в продукте, она направлена на будущую деятельность. Таким образом, мечта выступает как мотив нашей деятельности.

Ключевые понятия: воображение, приемы воображения, активное и пассивное воображение, творческое, воссоздающее воображение, закон реальности чувств, закон двойного выражения чувств.

Литература:

1. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения // Хрестоматия по общей психологии / Под ред. А.В.Петровского. М.,1987. С. 217-222.

ФАНТАЗИЯ, ВООБРАЖЕНИЕ

В качестве одной из сил или частей души в святоотеческой традиции упоминается ивоображение: "человек, сочетавший в себе бессмертный ум и животное начало, согласно лучшей премудрости Сочетавшего несмешивающиеся элементы, пользуется воображением, суждением и мышлением, как бы посредствующими узами, соединяющими ближайшее с крайне отдаленным" /христ.: Григорий Палама. Беседы. Т. 2. 1993, с.130/.

Воображение, как душевная сила, достаточно самостоятельно и имеет свой круг задач: ""воображение" берет свое начало от чувства ощущения, но имеет свое собственное поле деятельности, которое включает и отсутствующие предметы, познаваемые чувствами" /там же, с.131/.

Уже по своим внутренним характеристикам воображение является наиболее непостоянной, изменчивой и неуловимой силой души, а поэтому нередко в православии наблюдается критическое и ограничительное отношение к фантазии и воображению вообще:

– "воображение есть состояние неразумной души, происходящее от чего-либо представляемого... фантазия есть напрасное состояние, возникающее в неразумных частях души независимо от какой-либо представляемой вещи" /Ч. 1: Немезий. 1905, с.91/;

– "Воображение чувственных предметов много докучает и много беспокойств причиняет тем, кои ревнуют всегда пребывать с Богом, ибо оно отвлекает внимание от Бога и наводит его на суетное, а между ним и на греховное и тем возмущает внутреннее наше доброе настроение. Этим страдаем мы не наяву только, но и во время снов, от которых впечатление нередко продолжается не на один день... Воображение есть сила неразумная, действующая большею частью механически, по законам сочетания образов, духовная же жизнь есть образ чистой свободы, то само собой разумеется, что его деятельность несовместна с сею жизнью" /христ.: Никодим Святогорец. 1991, с.112/.

Фантазия и воображение есть чешуя, "кожаная риза" разумной части души, которая покрывает ум и помрачает его. Аскетическая брань состоит в очищении ума от действии воображения /христ.: Иерофей (Влахос). 1999, с.127/. Поэтому борьба с воображением есть не только путь к Богу, но и путь к очищенному уму: "Итак, брате мой, если ты желаешь легко и удобно освободиться от таких заблуждений и страстей, если ищешь избежать разных сетей и козней диавола, если вожделеваешь соединиться с Богом и улучить божественный свет и истину, мужественно вступи в брань с своим воображением и борись с ним всеми твоими силами, чтобы обнажить ум свой от всяких видов, цветов и очертаний и вообще от всякого воображения и памяти вещей чувственных, как хороших, так и худых. Ибо все такое есть запятнание и затемнение чистоты и светлости ума, одебеление его безвеществия и проводник к острастению ума, так как ни одна почти страсть душевная и телесная не может подступить к уму иначе, как чрез воображение соответственных им вещей чувственных. Подвизайся же хранить ум свой бесцветным, безобразным, безвидным и чистым, как создал его Бог" /христ.: Никодим Святогорец. 1991, с.115-116/.

Поэтому неудивительно, что "фантазии" и "мечтания" в святоотеческой традиции противоположны божественным созерцаниям: "Приступающий же к сему без света благодати да ведает, что он строит фантазии, а не созерцания имеет, мечтательным духом будучи опутываем фантазиями и мечтающий" /христ.: Григорий Синаит. Главы о заповедях. 1900, с.213/. И по мнению Григория Паламы, "мечтательный воображаемый свет есть самый лукавый, который, будучи мраком, притворяется светом" /христ.: Григорий Палама. 1995, с.102/.

Принципиально отличаются от фантазий и пророческие видения: "Пророки говорили не в исступлении. Одержимые лукавыми духами, теряя ум, не в действительности видят, но почитают себя видящими представления, производимые в них демонами. Так, бесноватые видят реки, горы и зверей, которых нет; им представляются некоторые цветные изображения, воображаются лица друзей или людей знакомых, но это не видение, а расстройство и исступление ума, смущенного и утратившего свою деятельность. Но не так бывает со святыми" /христ.: Василий Великий. 2002, с.338/.

Гипертрофированной деятельности воображения св. отцы противопоставляют трезвение: "Один образ трезвения есть непрерывно смотреть за воображением, или иначе, за прилогами: ибо без воображения сатана не может созидать помыслов и представлять их для лукавого прельщения" /христ.: Исихий. 1827, с.137-138/.

Св. отцы пишут против нелепых мечтаний, которые "есть как бы мост какой для бесов, как сказали отцы, чрез который проходят и переходят эти убийственные нечестивцы, общаются некако и смешиваются с душою, и соделывают ее ульем трутней, – обиталищем бесплодных и страстных помышлений" /христ.: Каллист и Игнатий Ксанфопулы. 1900, с.383/. "Таковое мечтание надобно отметать в конец" /там же, с.383/. Для начала "нелепое мечтание будешь упразднять благолепным, и на смерть поражать врагов их же оружием..." /там же/. Но впоследствии подвижник отходит от любых мечтаний: "Такое впрочем борение свойственно младенцам еще, или новоначальным. Преуспевшим же при долголетнем подвиге, всякое вообще отметают мечтание и непотребное и благопотребное, так что и следа его не остается. Как воск тает от лица огня, так оно рассеивается у них и исчезает под действием чистой молитвы, ради простого о безобразного привержения ума к Богу..." /там же/.

Именно отсутствие мечтаний является важным духовным признаком: "Когда нет никаких мечтаний в сердце, тогда ум стоит в естественном своем чине, готов будучи подвигнуться на всякое сладостное созерцание, духовное и боголюбивое" /христ.: Исихий Иерусалимский. 1890, с.30/.

А развитие воображение как такового, наоборот, оценивается достаточно негативно: "Способность воображения находится в особенном развитии у людей страстных. Она действует в них соответственно своему настроению, и все священное изменяет в страстное. В этом могут убедить картины, на которых изображены священные лица и события знаменитыми, но страстными художниками. Эти художники усиливались вообразить и изобразить святость и добродетель во всех видах ее; но преисполненные и пропитанные грехом, они изображали грех, один грех... Произведениями таких художников восхищаются страстные зрители; но в людях, помазанных духом Евангелия, эти гениальные произведения, как запечатленные богохульством и скверною греха, рождают грусть и отвращение" /христ.: Игнатий (Брянчанинов). Т. 3. 1993, с.287/.

Справедливости ради надо отметить, что вредность развития фантазии иногда понимали и далекие от христианства люди. В этом отношении крайне интересен пример В. Белинского. По признанию авторитетных психологов, он был последовательным противником фантазии: "Считая творческую фантазию ядром поэтического и вообще художественного таланта, и в этом смысле ценя ее исключительно высоко, он, однако, на протяжении всей своей литературной деятельности "боролся с фантазией", как с наиболее опасной психической чертой личности" /доп.: Теплов. 1948, с.43/. Приведем некоторые примеры из самого Белинского: "Главное дело, бойся фантазии" /доп.: Белинский. 1914, т. 1, с.207/; "подлейшая часть человеческой души – фантазия" /там же, т. 3, с.165/. Почему фантазия оценивается столь негативно? Как психический процесс она есть оперирование образами. Но, становясь чертой личности, она может получать различный, даже прямо противоположный смысл – она может порождать не только творческий талант, но и бездеятельную мечтательность /доп.: Теплов. 1948, с.44/. Вот против последнего, как раз, и боролся Белинский. С этой точки зрения вполне понятно его негативное отношение к развитию фантазии у детей: "Для детей страшно вредно все, что развивает и возбуждает фантазию на счет других интеллектуальных способностей; фантазия у детей и без того самая деятельная способность, и поэтому ее следует скорее сдерживать, нежели возбуждать" /доп.: Белинский. Полное собрание сочинений. Т. 10, с.505/. Эта очень здравая позиция могла бы быть полезной в наше время, когда наблюдается повсеместная гипертрофия фантазии.

Гипертрофия фантазии особенно заметна на Западе и в Америке, где она превратилась чуть ли не в повсеместный стандарт, но от этого не стала ничуть полезнее. Это замечают некоторые западные авторы и предупреждают против ненужного фантазирования: "Многие люди любят бередить в памяти свои недавние или старые раны, приукрашая воспоминания фантазиями на тему возмездия. Безобидное с виду времяпровождение может привести к болезненным последствиям" /доп.: Мак-Кей, Роджерс, Мак-Кей. 1997, с.227/. Это "безобидное" времяпровождение с христианской точки зрения есть, ни меньше, ни больше, как духовная болезнь, с которой нужно бороться всеми силами.

Эта общая мечтательность на Западе заметна и в западном христианстве (католицизме и протестантизме), что является негативным с православной точки зрения: "Разгоряченная, часто иступленная мечтательность заменяет у них все духовное...Эта мечтательность признана ими благодатию" /христ.: Игнатий (Брянчанинов). Т. 4. 1993, с.508/.

Мечтать не вредно? Протоиер. М. Козлов

«Перестань витать в облаках!», «Спустись с небес на землю!», «Сними розовые очки, на мечтах далеко не уедешь!» - эти бесконечные прось­бы я слышала с детства. Их повторяли на все лады родители и учителя в школе. В университете все радикально изменилось. «Отпусти свое воображение на волю, не бойся мечтать и выдумывать», - твердил мне преподаватель, читавший у нас курс на факультете «Литературное мастер­ство журналиста». Как далеко можно уехать на мечтах? В каком направле­нии? Вредно ли много мечтать? Сталкивались ли Вы с тем, что иногда меч­тательность бывает полезной? Одна моя по­друга-мечтательница начиталась английских романов, и у нее появилась мечта учиться в Великобритании. И она выиграла стипендию на обучение, учится сейчас в Лондоне. Ее меч­та привела ее к этому. Это же явная польза!

- Здесь, скорее, можно говорить о целеполагании. Мечта тоже была, но не только мечта. Одно дело, если бы она мечтала: «А хорошо бы мне в Англии оказаться!» - и ничего для этого не делала. Другое дело - когда высокая цель побуждает человека к тому, чтобы жизнь свою соответствующим образом строить. Сколько же труда нужно было на это положить! Дур­ная мечтательность приводит к пассивности, а добрая мечтательность, которую я назвал вы­соким целеполаганием, побуждает человека к усилию.

- Почему святые отцы считают мечтательность грехом?

- Мечтательность в двух случаях оказывает­ся препятствием и опасностью в нашей духов­ной жизни. Первое - это в молитвенной жизни, когда человек начинает фантазировать вместо того, чтобы вести разговор с Богом. Льюис очень резонно говорит в «Письмах Баламута» о том, что можно вместо Бога молиться тому, кого мы выдумали, в том числе - картинке, которую мы нарисовали в своем воображении. И этот выду­манный нами мечтательный, фантазийный об­раз будет замещать Единого Христа Спасителя. Вспомните «Детство» Горького. Алеша Пешков довольно точно заметил, что у бабушки и дедуш­ки было два разных Бога - добрый Бог бабушки, который всех за все всегда прощал, и строгий и жестокий Бог дедушки, который только всех на­казывал. Но ведь и тот, и другой были в какой-то степени выдуманы и не соответствовали тому, о чем мы знаем из Евангелия. Это первая опасная область мечтательности.

Вторая опасность связана с тем, что человек может уходить в мечту, закрываясь от принятия той жизни, которую ему Бог дает. Он переста­ет жить настоящим, теми людьми, которые его окружают, принятием тех жизненных обстоя­тельств, которые Бог дает, уходя в бесплодную мечтательность о том, что будет когда-нибудь или - еще хуже - что было бы, если бы... Если бы я женился не на той девушке, если бы я ро­дился не в то время, не в той стране, если бы у меня были другие друзья и другие способно­сти, если бы у меня были другие материальные ресурсы - тогда-то я бы уж... И это, конечно, бесплодное и пагубное для души времяпре­провождение.

- Мечтательность в духовной жизни. Где критерий, что все, уже заносит, пора остано­виться?

-- Можно применить евангельский критерий: по плодам их узнаете их. Если мне кажется, что я хорошо молюсь, но стук в дверь и просьба от близких вынести помойное ведро вводят меня в состояние гневного аффекта, то это иллюзия, а не молитва. Если дивная, светлая картина мира, созданная в моем воображении, пре­рванная необходимостью навестить больную бабушку, вызывает во мне либо уныние от того, что это нужно сделать, либо приступ ненависти к той самой бабушке, из-за которой я вынуж­ден прерваться, то это дурная вещь. Если из-за виртуального, фантазийного, мечтательного страдает ближний, это можно заметить, и не нужно быть гигантом духовной жизни, чтобы понять, что нам те, кого мы выдумали, дороже тех, кто есть.

- Вы отнесли к отрицательным свойствам мечтательности уход от реальной жизни. Но ведь в определенных ситуациях это тоже бы­вает полезно? Приведу пример: у меня есть подруга, талантливый дизайнер, женщина, которой за тридцать, всегда очень активная, приятная, но одинокая. И хотя она переживает, что одинока, тем не менее, она - источник по­зитива, никогда никакой депрессии. И как-то она призналась, что - да, ей не хватает второй половинки, но раз так сложились обстоятель­ства - она научилась жить, не впадая в уныние. Она замещает то, чего ей недостает в жизни, просмотром фильмов про красивую любовь. Да, мечтает об этом, подпитывается от героев, но от жизни не ухо­дит, не прячется за фильмами, а таким образом спасается от уныния или гре­хов пострашнее...

- Да,человек по-всякому может спа­саться от депрессии, от уныния. Иной вы­пьет - это ведь тоже способ ухода от дей­ствительности. Иной уйдет в мир хобби, и длянего кактусы, марки или еще что-то будет такой лазейкой. Еще большее коли­чество людей сейчас бегут в виртуальный мир. По сути дела, ведь то, о чем Вы ска­зали, - это не столько мечта, сколько бегс­тво, хотя бы нена­долго, из тяжелого огорчающего мира в тот мир, где можно забыться.

Но как временное обезболивающее та­кие способы, навер­ное, могут быть при­менены и допустимы,

если они каким-то образом выручают людей. Они ведь не кардинальны, потому что, условно гово­ря, если мужа нет, к примеру, а годы идут- смот­ри не смотри фильмы про любовь, а квартира-то будет оставаться пустой. И разочарование, кото­рое придет, все равно будет, только более тяжким и более болезненным со временем. Что делать? В идеальном смысле сказать легко - только пусть не подумают читатели, что я становлюсь на котурн и даю им этот совет оттого, что сам сумел бы так поступить. В идеальном смысле мы знаем: для христианина нетконечного оди­ночества, нет конечного разочарования и, в общем-то, мы должны помнить о том, что есть жизнь вечная, ради которой мы созданы. И, мо­жет быть, самое главное, что в этой земной жиз­ни рядом с нами всегда есть Христос, которого мы склонны забывать.

И часто бывает так, что наша основная жизнь -с разочарованиями, болезнями, одиночеством -сама по себе, а Бог - где-то отдельно, как некая сфера, область, сектор.

«Бог мне прибежище и сила. В Тебе только серд­це мое упокоится», - пишет блаженный Августин. А мы часто не верим, что оно в Нем может упо­коиться. И что в Нем действительно разрешение наших проблем.

- А если человек- мечтатель именно по своей натуре? У него богатое воображение, не может он не мечтать. И всю жизнь наступает на одни и те же грабли, шишки набивает, но все равно продолжает наступать, потому что он таким родился, Господь ему дал такой дар - вот так все восторженно видеть сквозь розовые очки. Это данность от Бога, что такие люди большую часть времени проводят в мечтах?

- Мытвердо должны помнить, что нет вещей дурных по своей природе, а есть вещи дурные посвоему употреблению - это слова препо­добного Максима Исповедника. Тем более это относится к свойствам человеческой личности. Каждый человек рождается со свойствами ха­рактера, которые могут быть обращены на бла­го или назло. Более того: человек не должен пытаться сломать себя, в том смысле, чтобы превратиться в другого. Мягкий - в твердого, деятельный -- в созерцательного, созерца­тельный - в лидера и вождя. Сама по себе со­зерцательность - другое наименование того, чтосветским языком называется мечтательно­стью, - не есть нечто дурное.

Делание и созерцание возво­дят душу человека к Богу. Один идет путем волевого аскетиче­ского усилия. И через делание приходит к созерцанию. Под­линная молитва - тоже опыт созерцания. Поэтому не ломать себя нужно, не запрещать, а об­ращать на благо те черты харак­тера, натуры, личности, которые тебе Богом изначально даны.

Мечтатель в жизни

- Как Вы считаете, если че­ловек очень приземленный, скептик, может быть, в какой-то степени циничный, без во­ображения, без какой-либо мечты, - ему тяжелее живется в этом мире или, наоборот, он более приспособлен, чем че­ловек-мечтатель?

- В этом мире, может быть, ему живется и легче. Потому что кто не очаровывается, тот и не разочаровывается. Как ни крути, а человеку мечта­тельному свойственно имен­но приходить в это состояние очарования, за которым почти неизбежно то или иное разо­чарование последует. С дру­гой стороны, человеку жестко прагматичному непросто найти свое место в Церкви. Пережить ееопыт не как опыт человече­ской организации, потому что тут он очень скоро увидит мно­жество недостатков, и, соот­ветственно, реалистически это оценит: да, в обществе филателистов, может быть, даже интереснее и там все устроено луч­ше, а у иных сектантов еще лучше все устроено. Поэтому у каждого типа характера свои возмож­ности и свои опасности.

- В общем, получается, что мечтать - не вредно, главное - мечтать правильно...

- В некотором смысле, с какими-то ограни­чениями. Теперь о том, что «правильно». Я бы

заменил «мечтательность» другим словом - со­зерцание. Ведь у каждой вещи есть оборотная сторона. Та же самая деятельность может пре­вращаться в суетливость, своего рода растасканность на труды, даже положительные, цер­ковные, благотворительные, семейные, когда человеку сначала некогда голову к небу поднять, а потом и не хочется, а потом - и не можется. По­тому что он все время как белка в колесе, он все время чем-то занят. Нужно уметь остановиться. Нужно уметь побыть одному. Вот у митрополита Антония Сурожского есть целый ряд очень глу­боких рассуждений на эту тему: как трудно нам часто бывает остаться наедине с самими собой. Вот тут, казалось бы, опыт глубины души, опыт созерцания может возникнуть, но нам часто свойственно бежать от этого одиночества - к другим людям, к звонкам, к чтению, к компьютеру, к какому-то общению, просто к шумовой завесе.

Уметь вглядываться в себя - это бывает труд­но, потому что то, что можно увидеть в глубине самого себя, не всегда приятно. А иногда больно туда входить. И мы от этого убегаем. Один из пу­тей для правильного развития этой стороны на­шей личности - умение отсечь внешние раздра­жители и вот так побыть наедине с самим собой перед Богом, Даже наш обычный молитвослов говорит: «Перед молитвой побудь несколько ми­нут в тишине, встань перед иконами, пока душа твоя утишится». Это не просто дисциплинарные замечания. Нужно пересечь черту, до которой ты как личность разъят на рефлекторные реак­ции, на необходимость сделать это, подумать о том. Перед тем, как Богу начать молиться, нужно с самим собой сначала встретиться. И тогда это будет не дурная мечтательность, а состояние созерцания, которое человека ведет к встрече с Богом.

- Можно ли поставить знак равенства между воображением и мечтательностью?

- Думаю, нет. Воображение - это, в каком-то смысле, свойство образа и подобия в нас, то, что, среди прочего, отличает нас от тварей бессловесных. Вообра­жение - это неотъемлемая часть абстрактного мышления, не будь воображения, человек не смог бы заниматься теоретической математикой, физикой, вообще иметь понятие о том, что нельзя пощупать, нельзя конкретно представить. И в этом смысле человека без воображения нет. Есть воображение развитое, как и мускулатура, есть неразвитое. Мечтательность - это другое. Мы определили ее как позитив­ное полагание высокой цели или пассивный уход из жизни. Это уже некая особо развитая часть натуры, которую либо туда, либо сюда мы можем обратить. А во­ображение дано каждому чело­веку.

- Значит, человек с богато развитым воображением еще не обязательно мечтатель?

- Перельман, решивший тео­рему, которую не могли решить около века - мечтатель или нет? Сложно сказать. Но несомненно, что без очень развитого воображения решение этой задачи невозможно. То же самое, я думаю, - в таких областях, как архитектура. Изобразительное искусство. Нет воображения - не будет результата.

Мечтатель в семье

- Как уживаются в одной семье муж-скептик и жена-мечта­тельница?

- Я сейчас банальности буду го­ворить: скорее, трудно уживать­ся людям очень похожим, просто потому что скучно в какой-то мо­мент становится. Должно быть некое притягивание и отталки­вание для того, чтобы искра вы­секалась на протяжении долгого времени.

Два великих русских писателя: Толстой и Достоевский. По­жалуйста, очень развитое во­ображение, и не скажешь, что мечтательность отсутствовала. Две очень реалистические жен­щины рядом: Анна Григорьевна Достоевская и Софья Андреев­на Толстая. Очень реалистиче­ские, совершенно не склонные ни к фантазийноеTM, ни к уходу от практической реальности. У Достоевского счастливый брак, второй, но счастливый. И очень непростая и драматическая исто­рия Софьи Андреевны Толстой и вообще их брака, о котором мы знаем по ее дневникам, - когда две правды столкнулись и не сошлись, хотя она героически положила жизнь на служение творчеству своего мужа. Изначально ничто, никакой набор качеств не гарантирует семейного счастья или не обе­щает заранее крушения. В этом и риск, и счастье жизни, так, как нам дал ее Бог, -что ничто нельзя заранее сказать наверняка. Свобода в самом глубоком смысле слова, данная нам Богом, здесь сохраняется. И это - надежда.

- Есть у меня знакомая пара, собирающаяся пожениться. Парень говорит про себя: «Уменя натура романтика, я мечтатель», - и действи­тельно постоянно в облаках витает, за него все девушке решать приходится. Что делать, если такой человек рядом? Его никак уже не пере­делать?

- Если говорить об устроении семейной жиз­ни, то надо очень твердо взвешивать, готовы ли мы такого человека рядом с собой потерпеть? Хватит ли нашей любви и терпения? В особен­ности если речь идет о том, что романтик - это юноша, а решение должна принимать более крепко стоящая на ногах девушка. Муж-мечта­тель (да такой, что нет особенной надежды на его исправление) - это очень большое испыта­ние для женщины, которой нужно приготовить­ся к тому, что вся или почти вся практическая составляющая жизни семьи будет на ней. И ре­шать - девушке. Вот недавно беседовал я с од­ной женщиной, муж которой - очень необычный человек. Несомненно, очень талантливый, знает множество языков, яркий преподаватель, но аб­солютно неприспособленный к этой жизни. Его обманывают, его нещадно эксплуатируют, не платя за его работу те деньги, которых он заслу­живает, и, как бывает в таких ситуациях, супруга от этого страдает. Вот я ей говорю: «Представь­те, что бы было, если бы Ваш муж сказал: "Нет, я не соглашусь на такое расписание, чтобы мне по паре ставили раз в три дня, чтобы я ездил по полтора часа, преподавал полтора часа и до дому добирался. Не буду я писать эту статью в сборник, потому что неизвестно, поставят ли ее и заплатят ли мне"». Сначала она загорелась: да, вот как было бы хорошо! А потом сказала: «А тогда бы это был не тот человек. А я полюбила своего мужа». Вот оно! И вот если полюбишь, примешь человека таким, какой он есть... Но принимай до конца, не пытайся сломать и пе­ределать. Что-то корректируй, конечно, не дай растечься кляксой, не дай, чтобы он, как улитка в ракушке, прятался. Но не переделывай, ведь ты его приняла когда-то именно таким. Неси та­ким, какой он есть.

Как определить уровень развития своего воображения

Воображение — мысленное воспроизведение чего-либо или кого-либо, фантазия. Оно тесно связано с мышлением, так как образ и мысль всегда выступают в единстве. Воображение способствует предвосхищению будущего и как бы оживляет прошлое. Понятия «воображение» и «фантазия» являются синонимами.

Воображение приходит в действие на том этапе познания, когда очень велика неопределенность ситуации, много неизвестного. Именно с помощью воображения (фантазии) человек находит выход в сложнейшей ситуации при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления.

Воображение порождено трудовой деятельностью человека и развивается на ее основе. Но есть большая группа профессий, для овладения которыми особенно важно иметь активное воображение, как воссоздающее (создание образа предмета, явления по его описанию), так и творческое (создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности).

Проанализировать, как развито у вас воображение, помогут нижеприведенные задания. Выполняя их, сравнивайте свои результаты с результатами своих товарищей. Чем выше результат, тем лучше развито воображение.

Практические работы

Задание 1

Проанализируйте свое воссоздающее воображение. Для этого решите 4 следующие задачи. (Предупреждаем, что никакие чертежи при решении делать нельзя.)

Представьте себе равносторонний треугольник, каждая сторона которого равна 6 м. Продолжите мысленно основание треугольника влево на 6 м и параллельно ему через вершину треугольника проведите влево такой же отрезок. Соедините концы параллельных линий прямой. Какая фигура получилась?

Представьте себе, что от точки А вы прошли на юг 10 шагов, затем повернули на восток и также сделали 10 шагов, после опять сделали 10 шагов на юг, а затем повернули на запад, прошли столько же и, наконец, сделали 10 шагов на север. Какая фигура получилась из указанных отрезков?

Представьте себе окружность: Поставьте в центре окружности точку, на равном расстоянии от нее (внутри окружности) проведите две параллельные линии, а затем к этим прямым на таком же расстоянии от центра проведите две перпендикулярные линии. Какая фигура получилась внутри окружности?

Представьте себе квадрат. Проведите в нем диагонали. Затем двумя горизонтальными линиями разделите квадрат на равные части. Сколько получилось фигур и какие?

Проверьте правильность решения каждой задачи с помощью чертежа. Затем подсчитайте количество полученных баллов: условно решение первой задачи оценивается 4 баллами, второй —5 баллами, третьей —6 баллами, четвертой —15 баллами.

Подсчитайте, сколько всего вы получили баллов и сколько времени ушло на решение задач. ответ

Задание 2

Установите уровень развития у себя творческого мышления. Для этого решите следующие задачи:

· 1. Мысленно представьте себе, что у вас есть деревянный шарик диаметром

30 мм. Придумайте и укажите на бумаге (словами или рисунком) как можно больше предметов, которые можно сделать, используя этот предмет. Работайте 5 мин. Сравните спой вариант решения с вариантами своих товарищей. Каждый предложенный вариант оценивается в 2 балла.

За однотипные варианты начисляйте по 1 баллу, за остроумные и оригинальные — по 4 балла.

· 2. В течение 5 мин придумайте (и запишите) как можно больше вариантов использования обыкновенного карандаша. Имейте в виду, что можно придумывать самые нелепые — с точки зрения здравого смысла — вещи, непременное условие — чтобы карандаш действительно можно было в принципе применять в этом качестве (например, вместо скалки при раскатывании теста и др.).


Еще одно замечание: различными считаются только те варианты, которые существенно отличаются друг от друга. Например, ответы «Для рисования на бумаге» и «Для рисования на стене» однотипные. Учтите, что некоторые творческие люди могут за один присест без ограничения времени найти около 50 вариантов применения карандаша.

· 3. Если вы справились с карандашом, попробуйте пофантазировать с использованием других предметов, например кирпича, щетки для обуви, пустого пакета из-под молока и т. д.

Сравните свои результаты с результатами товарищей. Оценить свои результаты можете следующим образом: за каждый новый вариант применения предмета —1 балл; за каждый оригинальный вариант —2 балла. ответ

Задание 3

Проанализируйте свое творческое воображение. Для этого в течение 20 мин составьте возможно большее число предложений, чтобы в каждое из них обязательно вошли указанные ниже три слова (в любом падеже):

а) ветер, вода, велосипед;

б) машина, сыр, кино;

в) яблоко, пожар, ярость.

Каждое предложение оценивается в 2 балла. Для остроумных и оригинальных предложений добавляется по 2 балла.

Если при составлении предложения в нем использована только формальная сторона предмета или явления и предложение может быть принято с натяжкой, за него дается 1 балл.

Подсчитайте число заработанных вами баллов. ответ

Задание 4

Обойдите комнату, постепенно прикасаясь ко всем вещам (стол, стул, тетрадь, книга, шкаф…).

И за всеми вещами постарайтесь представить себе людей, которые их делали. Перечислите профессии этих людей.

Это упражнение с разными предметами полезно повторять почаще, оно что-то вроде духовной гимнастики, поможет вам никогда и ни на что не смотреть безразлично, научит видеть за всем труд человека. Кроме того, это упражнение хорошо развивает воображение. ответ

Задание 5

Определите живость, яркость своего воображения. Для этого проделайте ряд упражнений на разные виды представлений. Зачитывая слово — раздражитель, старайтесь, как можно более ярко представить себе соответствующий образ. Оценку за степень яркости образа проставьте себе сами, исходя из следующих критериев:

0—представление полностью отсутствует; 1—представление слабое; 2 — живое; 3 — очень яркое.

Зрительные представления

Ромашка. Лицо матери. Холодильник. Огурец. Автобус. Абрикос. Алые розы. Собака. Бедный человек.

Слуховые представления

Бой барабана. Свист милиционера. Собачий лай. Звук горна. Голос классного руководителя.

Наши рекомендации