Сохранение и изменение когнитивных возможностей в среднем возрасте
• В отличие от текучего интеллекта кристаллизованный интеллект с течением жизни обычно улучшается до тех пор, пока человек ведет активный образ жизни и сохраняет способность к приему и воспроизведению информации.
• Многие люди сохраняют стабильный уровень общего интеллектуального функционирования и в 70 лет, но по этому показателю они существенно отличаются друг от друга.
• Стимулы окружающей среды, удовлетворенность жизнью, целостность семьи и другие подобные факторы способствуют сохранению интеллектуальных способностей.
• Людям по мере взросления и старения становится все сложнее и сложнее реализовывать навыки, требующие скорости.
• Мастерство и профессионализм компенсируют происходящее в среднем возрасте снижение когнитивных способностей.
• Мастерство включает следующие элементы: компетентность, специфические знания и навыки, процедурные знания, быстрое опознавание типовых задач, абстрактное мышление и навыки решения проблем.
• Для большинства людей, переживающих период средней взрослости, контекстом, в котором продолжается развитие когнитивных навыков, является их рабочее место; в современном профессиональном мире все острее чувствуется потребность в интеллектуальной гибкости.
• Согласно Шайи, когнитивное развитие в среднем возрасте связано со стадией исполнения социальных обязанностей (стадией ответственности) и, возможно, с исполнением административных функций.
ГЛАВА 16
Психосоциальное развитие в средней взрослости
Предварительный обзор
Знаете ли вы?
Какие задачи развития определяют среднюю взрослость? Какая стадия развития обозначается предложенным Эриксоном термином «генератив-ность против стагнации» и насколько сложным может быть это явление? Каковы сходства и различия восприятия среднего возраста мужчинами и женщинами? Почему средних взрослых называют хранителями семьи? Что предполагает для родителей процесс перехода их детей-подростков к самостоятельной жизни?
Каковы последствия «опустевшего гнезда»?
Какова наиболее распространенная установка, разделяемая детьми - взрослыми людьми средних лет, - по отношению к своим родителям?
С каким типом проблем часто сталкиваются люди среднего возраста при общении со стареющими родителями? Каковы последствия рождения внуков для человека?
Какие реальные и символические роли исполняют дедушки и бабушки, находящиеся в периоде средней взрослости?
Каковы различия между дружбой на начальных и поздних этапах средней взрослости? Какие проблемы рождает развод у людей в среднем возрасте? Почему у восстановленных и смешанных семей возникает больше проблем с адаптацией, чем у впервые созданных семей?
Каковы различия между современными моделями профессиональной карьеры и традиционным профессиональным циклом?
Что включает в себя процесс совладания с потерей работы, с «профессиональным выгоранием» и профессиональным стрессом в период средней взрослости?
Это основные темы главы.
В 1995 году Роберт Киган (Kegan, 1995) выпустил книгу под названием In over our Heads («Выше головы»). Эту фразу он использовал для описания сложности ролей и обязанностей взрослого человека в современном мире. Его высказывание, приведенное на суперобложке книги, гласит: «Если бы современная культура была школой, в учебный план которой входили бы все задачи и ожидания, свойст-
Глава 16. Психосоциальное развитие в средней взрослости 683
венные нашей жизни, смог бы хоть кто-нибудь закончить ее?» Такая точка зрения особенно характерна для людей среднего возраста. В середине жизни взрослые пытаются осмыслить непрерывно изменяющиеся требования, предъявляемые к ним как к родителям, меняющиеся роли в близких отношениях и перемены в профессиональной сфере, а также мировые проблемы в целом, такие как расизм, сек-сизм и появление новых технологий, а также бесконечный калейдоскоп повседневных забот.
С одной стороны, можно утверждать, что в среднем возрасте сложно обрести твердую почву под ногами, поскольку стремительный поток жизненных событий вызывает постоянные социальные и когнитивные изменения. Однако, с другой стороны, не менее верно и то, что для человека годы средней взрослости — это время относительной личностной и мировоззренческой стабильности. Несмотря на испытываемое нами давление со стороны внешних изменений и важнейших событий жизни, внутренние изменения могут наступать постепенно.
Осмысление и переоценка жизненных ценностей в среднем возрасте происходят именно в контексте этой стабильности и этих изменений. В период от 40 до 65 лет мы мысленно неоднократно переписываем свои биографии. Каждый раз, когда происходят важные события и перемены (смерть родителей, серьезная болезнь спутника жизни, новая работа, рождение позднего ребенка, переход младшего из детей в старшие классы или поступление в университет), мы пересматриваем свой жизненный сценарий. Человек подводит предварительные итоги, думает о собственной смертности (особенно когда умирает или серьезно заболевает родственник или друг) и пересматривает ценности, снова и снова пытаясь найти смысл жизни. Размышляя, он все меньше думает о прошлом, а больше задумывается о том, сколько времени у него осталось впереди.
Эти размышления и процессы переоценки происходят в контексте трех связанных между собой миров: личного, мира семьи и профессионального (см. главу 14). В каждом из этих миров все взрослые люди развиваются по-разному. У тех, кто решил в 40 лет завести ребенка, много раз менял работу или неоднократно вступал в брак, образ жизни, опыт и переживания совсем не такие, как у тех, кто рано завел детей, чья карьера развивалась стабильно и кто, однажды создав семью, всю жизнь хранил супружескую верность.
В этой главе рассматривается сложность психосоциального развития в среднем возрасте, которая особенно хорошо видна в сфере межличностных отношений и в профессиональной деятельности. Перемены и необходимость приспосабливаться к ним постоянно сопутствуют этому периоду жизни человека, равно как и изменения его карьерных и жизненных приоритетов. Например, именно в среднем возрасте многим людям приходится приспосабливаться к последствиям развода, к требованиям ролей отчима и мачехи, а также к потере работы. Мы начнем с рассмотрения стабильности и изменчивости личности на протяжении средних лет.