Выявим другие характеристики речевой деятельности
Речевая деятельность направлена или на выражение собственной мысли, чувства, или на восприятие чужих мыслей. Следовательно, мысль и является предметом речевой деятельности. Речевое общение осуществляется с помощью языка, который выступает в качестве средства речевой деятельности. Речь – это способ, применяемый в речевой деятельности. Продуктом будет само высказывание – одно предложение, или текст, а при принятия сообщения – умозаключение. Результатом речевой деятельности можно считать в одном случае ответную реакцию, а в другом – понимание или непонимание мысли, выраженной автором текста.
Характеристики речевой деятельности помогают более четко определить те компоненты, без которых работа над этой разновидностью деятельности школьников не будет успешной.
Этапы речевой деятельности
Поскольку речевая деятельность представляет собой процесс создания и восприятия высказывания, она может быть охарактеризована и с точки зрения тех этапов, по которым развертывается любая деятельность. Это:
а) ориентировка в условиях деятельности;
б) выработка плана в соответствии с результатами ориентировки;
в) осуществление плана;
г) контроль, т.е. проверка соответствии продукта замыслу.
Названные компоненты можно рассмотреть, анализируя процесс создания подготовительного высказывания. Спонтанная речь осуществляется по тем же законам, но все этапы сближаются один на другой.
Таким образом, каждый человек, участвующий в речевом общении, происходят названные этапы.
Следовательно, работая над совершенствованием речевой деятельности школьников, важно учитывать наличие этих этапов и оттачивать, а иногда и корректировать действия на каждом из них. Этот процесс предполагает развитие обобщенных умений.
а) ориентироваться в ситуации общения в том числе осознавать свою коммуникативную задачу;
б) планировать содержание сообщения;
в) формировать собственные мысли и понимать чужие;
г) осуществлять самоконтроль за речью, восприятием ее собеседником, а также за пониманием речи партнера.
Виды речевой деятельности
Выделяют четыре вида деятельности:
а) говорение;
б) слушание;
г) письмо;
д) чтение;
Устная форма
Письменная форма
Выделены они на основе двух признаков:
1) Характер направленности речевого действия «от мысли к слову» или «от слова к мысли»;
2) Форма речи: устная или письменная.
Таким образом все четыре вида речевой деятельности актуальны для человека, всеми он должен хорошо владеть, следовательно, все они должны быть предметом внимания при обучении в школе.