Текст для аудиторной работы: тексты разных литературных родов и жанров (по выбору студента).
ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Практическое занятие № 1 ……… Тема, проблема литературного произведения
Практическое занятие № 2 ……………. Идейный мир литературного произведения
Практическое занятие № 3 ………… Литературный род и жанр
Практическое занятие № 4 ………... Сюжет литературного произведения
Практическое занятие № 5 ……….… Композиция литературного произведения
Практическое занятие № 6-7 ……. Художественный мир текста
Практическое занятие № 8-9 ……………. Основы стихосложения
Практическое занятие № 10 ………… Художественная речь текста
ТЕМАТИКА ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
Лабораторное занятие № 1 …… Тема, проблема, идейный мир литературного произведения
Лабораторное занятие № 2 ………… Литературный род и жанр
Лабораторное занятие № 3 ………... Сюжет литературного произведения
Лабораторное занятие № 4 ………… Мотив в литературе
Лабораторное занятие № 5 ……….… Композиция литературного произведения
Лабораторное занятие № 6 ……. Художественный мир текста
Лабораторное занятие № 7 ………. Автор и герой в литературном произведении
Лабораторное занятие № 8 …….… Пейзаж, интерьер в литературном произведении
Лабораторное занятие № 9 ........ Время и пространство в художественной литературе
Лабораторное занятие № 10 ………..… Художественная речь текста
Практическое занятие № 1
Тема, проблема литературного произведения
1. Художественная литература как объект литературоведческой науки.
2. Структура художественного произведения и ее анализ. Основной и побочный текст (на примере эпического, лирического, драматического текстов).
3. Вопрос о соотношении содержания и формы в составе художественного целого.
4. Понятие о теме и тематике литературного произведения. Типы тем (на примере произведений классиков отечественной или зарубежной литературы).
5. Проблематика литературного произведения. Типология проблематики (на примере произведений классиков отечественной или зарубежной литературы).
Задания
1. Подготовьте устные ответы на вопросы, проиллюстрируйте основные положения двумя-тремя примерами из литературы ХIХ-ХХ веков.
2. Выпишите из словарей литературоведческих терминов, научной, учебной литературы определения темы (не менее двух), проблемы литературного произведения (не менее двух) к тем, которые даны на лекции (с обязательным указанием автора и источника). Выучите то, которое представляется более точным, обоснуйте ответ.
3. На основе текста лекции и изученной литературы составьте опорный конспект № 1 (ОК № 1) к рассматриваемой теме (в виде схемы), включив в него примеры из отечественной классики ХIХ-ХХ веков.
Индивидуальное задание
Подготовьте сообщение на одну из тем:
– Тема «лишнего человека» в русской литературе;
– Тема «маленького человека» в русской литературе;
– Проблема преступления и наказания в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Словарь:художественность, содержание литературного произведения, форма художественная, тема, тематика, проблема, проблематика
Текст для аудиторной работы:В. Закруткин «Матерь человеческая» (отрывок)
Литература
1. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. – М.: Высш. шк., 1988. – С. 88-100.
2. Волков И.Ф. Теория литературы. – М., 1995. – С. 39-51.
3. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М., 1998. – С. 34-58.
4. Кормилов С.И. Основные понятия теории литературы. Литературное произведение. Проза и стих. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – М.: Изд-во МГУ, 1999. – С. 24-35.
5. Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 1999. – С. 40-53, 149-157 (// 2000, // 2002).
Практическое занятие № 2
Идейный мир литературного произведения
1. Идейный мир художественного произведения и его компоненты.
2. Понятие художественной идеи.
3. Система авторских оценок и формы ее художественной реализации (непосредственная, опосредованная).
4. Авторское представление об идеале.
5. Категория пафоса. Типологические разновидности пафоса.
Задания
1. Выпишите из словарей литературоведческих терминов, научной, учебной литературы не менее трех определений художественной идеи, пафоса к тем, которые даны на лекции (с обязательным указанием автора и источника). Выберите и выучите то определение, которое понятнее и ближе. Обоснуйте ответ.
2. На основе текста лекции и изученной литературы составьте опорный конспект № 2 (ОК № 2) к рассматриваемой теме (в виде схемы), включив в него примеры из классической литературы.
Словарь:идейный мир, идея художественная, система авторских оценок, авторское представление об идеале, пафос, комизм, сатира, юмор, ирония, сарказм.
Текст для аудиторной работы:В. Закруткин «Матерь человеческая» (отрывок).
Литература
1. Введение в литературоведение: Учебник / Под ред. Г.Н. Поспелова. – М., 1988. – С. 100-143.
2. Волков И.Ф. Теория литературы. – М., 1995. – С. 60-66.
3. Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 1999. – С. 55-58.
Дополнительная литература
1. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М., 1998. – С. 58-75.
2. Основы литературоведения: Учебное пособие для филол. фак-тов пед. ун-тов / Под общ. ред. В.П. Мещерякова. – М., 2000. – С. 26-29, 39-42.
Практическое занятие № 3
Литературный род и жанр
1. Теория литературных родов и жанров в аспекте развития науки о литературе.
2. Эпический род литературы. Основные жанры эпоса.
3. Лирика как род литературы. Лирические жанры.
4. Драма как род литературы. Основные драматические жанры.
5. Лиро-эпические произведения, их родовые и жанровые признаки.
Задания
1. Установите взаимосвязь понятий и проведите параллели (схему сделайте в тетради):
сюжетность
эпос описательность
психологизм
проза
лирика стих
разноречие
монологизм
драма большой объем
малый объем
средний объем
2. Изучите работы Аристотеля «Об искусстве поэзии», Н. Буало «Поэтическое искусство», В.Г. Белинского «Разделение поэзии на роды и виды». Выделите признаки рассматриваемых в них литературных жанров. Дополните характеристики материалами словарей литературоведческих терминов, учебников.
3. Напишите литературоведческие статьи о лирических жанрах, упоминаемых А.С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин» (гл.4, строфы XXX-XXXII). При выполнении задания воспользуйтесь материалами учебников, словарей, справочной литературой.
XXX
<…>
Когда блистательная дама
Мне свой in-quarto подает,
И дрожь и злость меня берет,
И шевелится эпиграмма
Во глубине моей души,
А мадригалы им пиши!
XXXI
Не мадригалы Ленский пишет
В альбоме Ольги молодой;
Его перо любовью дышит,
Не хладно блещет остротой;
Что ни заметит, ни услышит
Об Ольге, он про то и пишет:
И полны истины живой
Текут элегии рекой.
<…>
XXXII
Но тише! Слышишь? Критик строгий
Повелевает сбросить нам
Элегии венок убогий
И нашей братье рифмачам
Кричит: «Да перестаньте плакать,
И все одно и то же квакать,
Жалеть о прежнем, о былом:
Довольно, пойте о другом!»
– Ты прав, и верно нам укажешь
Трубу, личину и кинжал,
И мыслей мертвый капитал
Отвсюду воскресить прикажешь:
Не так ли, друг? – Ничуть. Куда?
«Пишите оды, господа <…>».
Словарь: литературные роды, литературный жанр, эпос, лирика, драма (как род литературы), лиро-эпика; эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, очерк, памфлет, фельетон; стихотворение, ода, песня, басня, элегия, эпиграмма, эпитафия, мадригал; баллада, поэма; трагедия, драма (как жанр литературы), комедия, водевиль.
Текст для аудиторной работы: тексты разных литературных родов и жанров (по выбору студента).
Литература
1. Аристотель. Об искусстве поэзии // Введение в литературоведение: Хрестоматия / Под ред. П.А. Николаева. – М.: Высшая школа, 1988. – С. 390-395.
2. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Введение в литературоведение: Хрестоматия / Под ред. П.А. Николаева. – М.: Высшая школа, 1988. – С. 403-407.
3. Буало Н. Поэтическое искусство // Введение в литературоведение: Хрестоматия / Под ред. П.А. Николаева. – М.: Высшая школа, 1988. – С. 395-398.
4. Введение в литературоведение: Учебник / Под ред. Г.Н. Поспелова. – М., 1988. – С. 83-87, 398-427.
5. Волков И.Ф. Теория литературы. – М., 1995. – С. 86-101.
6. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие. – М., 1999. – С. 206-259.
7. Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 1999. – С. 294-344.
Практическое занятие № 4