Основы тактичного служебного поведения
В каждой профессии рано или поздно наступает период, когда сотрудник должен приложить все усилия для своего самоутверждения, как мастера своего дела. Этот этап преодолевает лишь тот, у кого есть воля, заинтересованность в достижении цели.
В любой фирме можно встретить сотрудников, имеющих сложный характер, неуживчивых, с плохими манерами, общаться с которыми крайне сложно. Нужно проявить к ним такое же вежливое и доброжелательное отношение, как и к сослуживцам, которые нравятся. Следует помнить, что основа подлинного этикета является аксиома, что любой человек заслуживает уважения уже за то, что он принадлежит вместе с вами к одной общечеловеческой расе. Помните, что вы на работе и должны быть со всеми одинаково вежливы, тактичны, заботится о хорошей репутации своего учреждения.
Важным условием товарищеского мира в коллективе является соблюдением золотого правила: не говорить ничего плохого, отрицательного об отсутствующих при общем разговоре (моральным основание этого требования является невозможность отсутствующих выступить в свою защиту); не обсуждать чужих семейных неурядиц, источников дохода, внешнего вида или беспорядка в квартире, отмеченного во время случайного визита. Следует самому воздержаться от подобных высказываний и, по возможности, пересекаться от подобных высказываний и, по возможности, пресекать злословие других в адрес третьего лица. Враждебность между людьми, ссоры на личной почве в коллективе возникают чаще всего именно потому, что брошенное кем-то непродуманное слово подхватывается «длинным языком» второго, идет к третьему, четвертому и, в конечном счете, к скандалу. Сообщение непрошеного доброжелателя о том, что кто-то дурно о вас говорил, лучше всего прервать в самом начале: Мне это неинтересно. Обычно этого достаточно для прекращения сплетен.[5]
Во взаимоотношениях между товарищами по службе неплохо было бы каждому помнить: говори, что знаешь, делай, что умеешь.
Правила служебного этикета гласят, что:
1) лучше не касаться проблем личного характера, не рассказывать о себе, решая деловые вопросы;
2) дискуссия – это искусство, нужно отстаивать свою позицию, используя только объективные факты. Повышенный ироничный тон не является аргументом. В любой дискуссии необходимо избегать обобщений;
3) ничто так не действует, как пауза в разговоре, наступающая после бестактного высказывания.
Основные правила поведения в системе «коллега-коллега»:
• не следует, предвзято относится к коллегам. По возможности следует игнорировать предрассудки и сплетни в общении с ними.
• не давайте обещания, которые невозможно выполнить, не преувеличивайте свои деловые возможности.
• необходимо добиваться четкого разделения прав и ответственности при выполнении общей работы.
• следует чаще называть своих собеседников по имени.
• в отношениях между коллегами из других отделов сотруднику необходимо отвечать самому за свой отдел, а не перекладывать вину на другого человека.
• необходимо выражать собеседнику дружелюбие.
• на рабочем месте не принято спрашивать о личных делах.
• нужно всегда стараться выслушивать собеседника и дать ему понять, что он вам интересен.
Выводы
Понятие «профессиональная этика» может вызвать ряд вопросов. Во-первых, чем профессиональная этика отличается от этики как таковой? Во-вторых, в чем необходимость выделения из всей сферы нравственного этики профессиональной? Ли всякая профессия требует специфической профессиональной этики?
Итак, профессиональная мораль не может выступать как таковая, противостоящего общечеловеческой морали, существует рядом с ней. Профессиональная мораль является неотъемлемой частью морали общечеловеческой, существует в ее рамках и формируется на ее основе.
После проведенного исследования хотелось бы предложить два способа восстановить в правах вежливость, внимание и уважение к людям.
Во-первых, весь коллектив, в том числе тех, кто работает дистанционно, и открыто обсуждать, как, по мнению каждого, нужно себя вести с коллегами. Как каждый понимает вежливость и уважение? Бывало ли, чтобы сослуживцы проявляли бестактность и недружелюбие? Если считать, что люди не делают этого намеренно, что заставляет их вести себя недопустимым образом и каковы последствия их грубости? Честный, открытый разговор может произвести переворот в мозгах, и люди более тщательно начнут контролировать свои слова и поступки.
Во-вторых, важно подталкивать подчиненных и коллег к тому, чтобы они (вежливо) реагировали на каждое проявление неуважения и неучтивости. Ведь в большинстве своем люди не хотят быть злыми и неотзывчивыми, просто сгоряча мы можем ляпнуть что-нибудь, не подумав, как наши слова заденут других. Так что, если вы найдете противоядие от невежливости, то, наверное, люди будут держаться гораздо корректнее и общий дух в вашей организации станет куда благоприятнее.
Каждому работнику было бы приятнее приходить утром в коллектив, где царит гармония и благоприятный климат для продуктивной работы. Но на сегодняшнем этапе развития рыночных отношений обеспечить это не так легко, только умный и корректный руководитель сможет сделать это грамотно и без ущерба себе и организации.
Литература
1. Деловое общение. Деловой этикет: Учеб. пособие для студентов вузов. И Н Кузнецов
2. Словарь по этике/Под редакцией И.Кона, 1981 г.
3. ZEVS, Статьи/Бизнес и карьера/Деловой этикет/Парадоксальная вежливость королей
4. Московский Лингвистический Журнал , Том7, №2., 2003
5. Этикет от А до Я. http://www.etiket.ru