Кодекс (типовой) этики и служебного поведения

При прохождении муниципальной службы муниципальный служащий должен соблюдать Кодекс (типовой) этики и служебного поведения.

Кодекс (типовой) этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (далее - Типовой кодекс) разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 г.), Модельного кодекса поведения для государственных служащих (приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11 мая 2000 г. № R (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих), Модельного закона «Об основах муниципальной службы» (принят на 19 - м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств (постановление № 19-10 от 26 марта 2002 г.), федеральных законов от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», других федеральных законов, содержащих ограничения, запреты и обязанности для государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства[2].

Кодекс (типовой) является основой для разработки соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления кодексов этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (далее - государственные (муниципальные) служащие).

Кодекс (типовой) представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные (муниципальные) служащие независимо от замещаемой ими должности.

Гражданин Российской Федерации, поступающий на государственную службу Российской Федерации либо муниципальную службу (далее - государственная и муниципальная служба), обязан ознакомиться с положениями кодекса (типового) и соблюдать их в процессе своей служебной деятельности.

Каждый государственный (муниципальный) служащий должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений кодекса (типового), а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от государственного (муниципального) служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями кодекса (типового).




ЦЕЛЬ КОДЕКСА(ТИПОВОГО) ЭТИКИ И СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Целью кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения государственных (муниципальных) служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственных (муниципальных) служащих, доверия граждан к государственным органам и органам местного самоуправления и обеспечение единых норм поведения государственных (муниципальных) служащих.

Кодекс (типовой) призван повысить эффективность выполнения государственными (муниципальными) служащими своих должностных обязанностей.

Кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере государственной и муниципальной службы, уважительного отношения к государственной и муниципальной службе в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности государственных (муниципальных) служащих, их самоконтроля.

Знание и соблюдение государственными (муниципальными) служащими положений кодекса (типового) является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и служебного поведения.

Соблюдение государственными (муниципальными) служащими положений Типового кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий (см. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 года (протокол №21).

В Свердловской области Указом Губернатора от 10.03.2011 года № 166-УГ утвержден Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Свердловской области. С учетом норм, нашедших отражение в Указе, органы местного самоуправления в Свердловской области разрабатывают соответствующие кодексы этики и служебного поведения муниципальных служащих.

СВЯЗЬ МЕЖДУ НОРМАМИ ТРУДОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И НОРМАМИ, УСТАНОВЛЕННЫМИ В КОДЕКСЕ

Соблюдение норм, установленных в Кодексе, является одним из элементов трудовой дисциплины на муниципальной службе.

Трудовая дисциплина – это соблюдение муниципальным служащим обязательных правил поведения в процессе муниципальной службы, надлежащее выполнение им возложенных на него обязанностей.

Термин «трудовая дисциплина» имеет внешний и внутренний аспекты. Внешний аспект заключается в подчинении внутреннему трудовому распорядку, установленному в органе местного самоуправления, с которым муниципальный служащий находится в служебном отношении.

Среди разных кадровых технологий необходимо выделить высвобождение и связанную с ним процедуру расторжения трудового договора с муниципальным служащим на общих основаниях.

Эти основания установлены трудовым законодательством. Согласно ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), основаниями прекращения трудового договора являются:

– соглашение сторон (ст. 78 ТК РФ);

– истечение срока трудового договора (ст. 79 ТК РФ), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются, и ниодна из сторон не потребовала их прекращения;

– расторжение трудового договора по инициативе работника (ст. 80 ТК РФ);

– расторжение трудового договора по инициативе работодателя (ст. 71 и ст. 81 ТК РФ);

– перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность);

– отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией (ст. 75 ТК РФ);

– отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (часть четвертая ст. 74 ТК РФ);

– отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы (части третья и четвертая ст. 73 ТК РФ);

– отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем (часть первая ст. 72.1 ТК РФ);

– обстоятельства, не зависящие от воли сторон (ст. 83 ТК РФ);

– нарушение установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (ст. 84 ТК РФ).


Наши рекомендации