Как в смирении растворяется гордыня
Гордыня – самая большая, самая сильная и коварная голова дракона, и одолеть её труднее всех. Она заметна, когда проявляется как надменность, высокомерие, превосходство или самоуничижение. Но она ловко прикрывается, когда нас охватывает праведный гнев при встрече с насилием, подлостью, наглостью, когда мы возмущаемся явной жестокостью и несправедливостью, не видя за этим скрытый смысл, который по Закону Единства Противоположностей есть всегда. Она – в малейшем осуждении, в неприятии критики, в нашей реакции на укор или неприятное замечание, на ложь и обман, она в защите своей правоты, в любой негативной мысли.
Ещё в давние времена знали, что гордыне противостоит смирение. Но почему к нему так трудно прийти? Потому что это несовместимое с личностью мировоззрение, совсем другое отношения к себе, к людям, к Жизни. Это полная переориентация от внешнего — на внутреннее, неуклонное отслеживание своих слабостей и «переключение» в полярность. Это открытие себя неизвестного. Это Путь, требующий великой устремлённости, настоящей зрелости, чтобы дойти до той высокой точки, когда происходит сдвиг в сознании.
Поэтому за понятием сМИРение стоит очень многое, и это, прежде всего, Приятие с МИРом Того, Что Есть. Нам многое может казаться вопиющим, но нам не дано знать, зачем оно создано Богом. И не нужно бороться с Миром, с людьми, заставлять их соответствовать своим представлениям. Каждый такой, какой он есть и хочет быть.
Это не отступничество и не рабская покорность, а бесконечная Вера Богу и огромная Сила, которая в нужный момент может стать несокрушимой и дать отпор любому, посягнувшему на неё. Но, когда нет сопротивления уже произошедшему, страдания исчезают, и появляется внутренняя тишина, уМИРотворение, чувство, что всё правильно, всё на своём месте и должно быть именно таким. Обстоятельства остаются, но отношение к ним становится другим.
Гордыня в этом существовать не может: она ведь привыкла на всё смотреть из узкой щёлочки своего восприятия, заносчиво судить, отождествляясь с возникающими эмоциями, и воевать с тем, что не совпадает с её представлениями, с её картинкой Мира.
Если из своей глубины, из мягкого, неосуждающего смирения учиться наблюдать за собой и за происходящим, в этой невовлечённости исчезают мысли, а, значит, оценки и реакции. Зато всегда присутствует ясность, трезвость, готовность к изменениям и благодарность тем, кто в этом помогает. Гордыня, которая не терпит безмолвия, не желает признавать своих слабостей и не собирается ничего в себе менять, вынуждена отступить.
В смирении нет ни возвышения, ни принижения, есть ДОБРОжелательность и ровная со-ПРИ-ЧАСТ-ность: ведь ты вмещаешь в себя ВСЁ, это Всё – ты, и ты это очень любишь. Отсюда — уважение к людям и умение с каждым говорить на его, а не на своём языке.
Как тут быть гордыне, которая, всегда сравнивая, считает себя либо лучше, либо хуже других, и относится с долей презрения к кому-то или к себе?
Гордыня расцветает в бурных эмоциях, преувеличения и страсти – её адреналин. Поэтому она приписывает себе причины многих обстоятельств, а потом расцветает либо от чувства собственной важности, либо от вины, терзаний и обид.
Смирение – великая простота и неподдельная скромность. Никакой вычурности, экстравагантности, привлечения к себе внимания, которые так необходимы гордыне. Даже страстность – иная: искренняя, глубинная, без лишних слов и бурных эмоций, но нежная, всеобъемлющая и отдающая.
Гордыня любит прихвастнуть, преувеличить свои достижения: это прибавляет ей значимости в надежде вызвать уважение окружающих. И она не видит, что так прикрывает страх, что кто-то заметит её несовершенства. Иногда она предпочитает приуменьшить свои способности и результаты, чтобы её переубедили в противоположном, поддержали, похвалили, подняли заниженную самооценку, которую ей хочется скрыть.
Но она не выдерживает смирения, которому нечего скрывать: там нет эго, там приятие СЕБЯ со всеми ПРО и КОНТРА. Поэтому в разговорах ничего не нужно подчёркивать или защищать. Всё искренно и естественно.
В смирении возникает ясное знание, что я — не деятель, что ДУХ организовывает все для моего блага, для переосмысления. Что у меня не может быть врагов, и только личностное «я», а не Мир приносит мне мучения. Поэтому все проблемы следует разрешать, прежде всего, внутри себя. Отсюда и подход к причинности другой: что нужно осознать, чтобы нечто подобное в жизни больше не повторилось.
Смирение – состояние непередаваемого покоя и блаженства, так как внимание, направленное внутрь, находится в центре своей целостности.
Это и чувство собственного достоинства: ведь это ощущение Божественного Я.
Это и место осознания, когда возникают не мысли о том, что происходит, а ясное, тотальное знание, что это – так. И оно не требует ни согласия авторитетов, ни доказательств.
Это видение, как противоположности существуют в единстве, как за проявленной формой стоит скрытая суть, за явным — непостижимое. Кто-то умирает и не умирает, Добро и Зло есть, но их нет. Всё серьёзно, и всё – игра. Все ценно, и не имеет никакого значения, так как не важно, какой ярлык на это наклеен, важно, что это есть.
Смирение – это бесконечная Любовь. Огромная, как само пространство Жизни, прекрасная, дарящая, без суждений, без исключений, без желания кого-то сделать лучше. И наслаждение Миром, в котором каждый момент неповторим.
ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЛИЧНОСТИ.
Почему, занимаясь духовными практиками много лет, нам так трудно отбросить всё ложное и ощутить, Кто мы Есть-Настоящие? Потому что мы находимся в плену у маленькой своей части — у Личности. Это тот наш аспект, который вступает во взаимоотношения – с собой, с окружающими, с работой, с вещами, с Миром. Поэтому этот фрагмент очень важен и очень многогранен. Он состоит из образа себя, который сложился из множества описаний нас другими людьми. Мы в это поверили, и мы этим стали. В личность входит и набор образов, связанных с тем, что мы знаем об окружающем. Это наша картина Мира, философские взгляды, моральные критерии, убеждения и т.п. Это нащи мысли, эмоции и реакции. Но при всей объёмности, вся эта структура эфемерна: она ведь сложилась не на основе самой реальности, а на том, что передали нам другие люди на базе их мировоззрения и опыта. А им – их воспитатели и авторитеты. А тем – их учителя. Такова бесконечная цепочка искажений. Но мы в этом живём, на этой основе всё воспринимаем, делаем выводы и уверены в их правоте.
Мы пребываем в пространстве Чистого Единого Беспредельного Сознания Абсолюта, и мы – его частицы. Поэтому наше сознание создано так, что оно, как зеркало, отражает всё, на что направлено внимание. Но так как мы действуем и общаемся в рамках узкого сознания личности, мы всё воспринимаем не целостно, а как внешнюю форму, и это становится очередным обеднённым образом, складывающимся у нас в сознании. А затем, на базе его ментально-эмоционального содержания, мгновенно, автоматически следует интерпретация этого образа. Так рождается наше «понимание». И этих искажений мы создали великое множество. Вот мы и живём в мире иллюзий о себе, о других, о Мире, кружим в этом, но свято верим в свою правоту.
Не мы, живые люди, вступаем во взаимоотношения, а образ себя, с которым мы отождествились. Он определяет наши впечатления о собеседнике, все оценки и реакции. Он складывает имидж того, с кем мы говорим. Он будет его расширять, укреплять и держать нас в рамках им же сотворённого представления. И опять нет живого человека. Мы общаемся со схемой, которое создало наше сознание, и мы ждём соответствующих этому ответов, паттернов поведения. При этом мы не замечаем, как с одной стороны, усиливаем в человеке всё то, что нам не нравится. А с другой стороны, обрекаем себя на страдания, так как искусственный образ рано или поздно рушится, и он оказывается «не таким», она — «не такая». Это страдание, которое способно сломать жизнь. Но личности удобно сохранять привычное – тогда всё понятно и не надо напрягаться.
Нужна духовная зрелость, чтобы увидеть, что это капкан, и чтобы появилась насущная потребность из него выйти. Такая готовность и даёт на это энергию. Умные рассуждения о том, что я не личность, а частица Бога, ничего не меняют. Чтение книг просветлённых авторов, которые делятся своим опытом, может стать маяком, указывающим, к чему стремиться. В них бывает и то, что оказывается реально полезным, если последовательно и настойчиво следовать этому. Курсы, семинары, упражнения, медитации – помощь, но не решение вопроса.
Выйти из «королевства кривых зеркал» — значит принять что:
Во-первых, я вижу Мир как отражение своего ограниченного сознания.
Во-вторых, всё – любой человек или ситуация рассказывает мне о содержании моего сознания, точнее, о созданных мной представлениях, о моих ментальных убеждениях. И они все также далеки от реальности, как отражения в матовом стекле.
В-третьих, перестать оправдывать себя объективными обстоятельствами, или указывать на непонимание и недостатки окружающих, а обратиться к себе. Убрать «кривизну» восприятия, значит подняться над страхами, концепциями, мнениями, обидами, всем негативным опытом. И перестать с обычной категоричностью держаться за свою правоту. В реальности всё может оказаться «не таким, как кажется».
Личность – наш ограничитель, и в то же время именно та часть, через которую и происходят все преобразования.
Эмоция захлестнула — это не я-Настоящий, а голос моей личности. Мысли одолевают, но они – не я. Когда их созерцаешь, они сами исчезают. Разочарования от поступков близких — это их «невтискивание» в моё представление. Возникла реакция на что-то, это не я, а только отклик на происходящее, за которым можно спокойно наблюдать и, осознавая, переводить в противоположность. Наблюдение – это растождествление, а личность не терпит его.
Я проявляю себя как умный, добрый, ищущий и т.д. – это не я, а часть образа, который я себе создал. Любая роль – родитель, профессионал, читатель и т.п. – не я, а различные действия как возможности проявить Себя. Всё то, что я о себе думаю – не я. Всё то, о чём можно рассказать – не я. И внимание при этом «снова и опять» переключается с того, что не я, на духовный центр, на Я — глубинное, безличностное, безвременное.
Когда то, что не я, то есть привычное, личностное, исчезает, «зеркало» очищается, и «вспыхивает» чувство, Кто Я Есть как единица Чистого Сознания Бога. Без ярлыков и описаний, особенностей характера, отношения к себе и к другим. Я просто есть, я себя ощущаю, и всё.
В какой-то момент Душа распахивается и вырывается далеко за пределы тела. Когда это случается впервые, это очень сильное впечатление. Потом оно становится привычным, а чувство своей широты увеличивается и делается безграничным. Стираются границы между внутренним и внешним миром. И появляется чёткое знание, что Мир, в котором мы пребываем, не может быть враждебным: ведь мы его частицы. А восприятие окружающего напрямую связано с уровнем нашего сознания.
Внутренне спокойствие вырастает до блаженства. Оно ничем не обусловлено, оно настолько великолепно, что вначале даже не верится, что так бывает, что в этом можно всегда пребывать, и хочется воскликнуть: «Не уходи, мгновение, ты прекрасно».
Потом при потере этого состояния становится настолько некомфортно, что уже невозможно жить в другом. Но вернуться «Домой» — всё легче и легче. Начинается процесс смены идентификации: ты больше не личность, а нечто огромное и непостижимое.
Сознание по-прежнему отражает то, что видит, но уже не как форму, а как То-Что — Есть, отстранённо, без мнений и реакций. И люди больше не образы, созданные твоим рассудком. Ты соединяешься с человеком, и за внешней оболочкой обнаруживается живое содержание. Открываются мотивы его поступков, скрытые причины его поведения, «звенящие» желания, переживания. Нет терзаний, когда кто-то хочет тебя унизить или обидеть. Ты понимаешь, что это его способ выразить или защитить себя. Если он не в Любви, то в страхе. Третьего ведь нет. Что-то может «выбить» тебя из Я-Настоящего, но ненадолго. Фоном жизни остаётся тишина и блаженство. Часто они так наполняют тебя, что перерастают в тихую радость.
В разговоре находятся нужные слова без желания убедить или переубедить. Появляется любящее со-ЧУВСТ-ие, когда понимание в виде резонанса приходит из всёобъединяющей Любви, из самого Единства, которое образуется на тонком плане и проявляется как Равенство в физическом общении. Ты для меня — возможность узнать больше, открыть целый мир, прикоснуться к твоей неповторимости и проявить свою. Спасибо тебе за это.
В таком проникновении личное и безличностное становятся единым целым. То, на что сейчас направлено внимание — неподдельно интересно. Ты переключаешься на другое — и это захватывает тебя. Всё, что происходит в данный момент, становится самым важным. При этом ты учишься не отождествляться и терять ощущение себя.
Если раньше ты чувствовал себя частицей Мира, то сейчас Мир «входит» в тебя. И в этом единении тебя переполняет огромная Любовь, ведь всё это – ты.
Это не оправдание войн и терроризма, насилия и грубости, резкости и бестактности. Это видение многих скрытых причин и отношение к происходящему как к данности, без оценивания. Всё становится уроком для осознания. Ведь человек как частица Высшего Разума и есть само Осознание.
При этом ты понимаешь, что если что-то оказалось ключом преображения для тебя, это не значит, что другим следует идти таким же путём. Можно поделиться, но не настаивать. И в этом великое искусство настоящего духовного Учителя: помогая другим увидеть, как проявляется их личность, что не есть «Я», он подводит их к своему Естеству через их, а не свою индивидуальность.
Чтобы понять, в какой точке сознания мы находимся, достаточно отметить, как мы воспринимаем проблемные ситуации и людей, которые нам несимпатичны. Не подавляем ли неприятие, видим ли в них своё отражение? Как реагируем, если нам говорят то, что понижает нашу самооценку. Мы сохраняем при этом бережность, корректность, осознанность, или становимся в оппозицию и возвращаемся в личностные оценки и обиды и действуем, исходя из них?
Всё есть Бог, безграничное Сознание, а мы – его частицы. Всё есть Любовь, и мы — это пространство. Всё есть Жизнь, и Она пульсирует в нас как дар Создателя. И это — самая большая ценность, которая у нас есть. Потому что Она даёт возможность чувствовать себя счастливым от одного только ощущения, Кто мы Есть.
На пути к пробуждению.
В индийской философии есть термин САТ-ЧИТ-АНАНДА. Сат – Бытие, существование, Чит – знание, осознание, Ананда – блаженство. Вероятно, это и есть формула просветления.
Отстранённо, как бы со стороны, посмотрим на окружающий нас Мир. Мы видим множество внешних форм, несущих определённое содержание. Каково оно – зависит от энергии, точнее, частоты, которую эта форма излучает. Поэтому видимая реальность – клубок пересекающихся (или нет) невидимых энергий: их наши 5 органов чувств не воспринимают. Человек как частица существующего, тоже – сгусток энергии. Но если мы хотим познать, Кто мы, нам важно не ментально в это поверить, а реально почувствовать.
Сат — Бытие.
Ощутите тело изнутри целостно как пространство. Это хороший способ уйти от мыслей и эмоций, успокоиться, когда мы раздражены или взволнованы. В нём нет «я», поэтому эго уходит с руководящего поста, а Разум может подсказать нам выход из создавшейся ситуации.
Чем чаще мы переносим внимание на своё внутреннее пространство, чем больше пребываем в этом состоянии, тем мы равновеснее, тем лучше наше настроение, и мы быстрее начинаем чувствовать себя по-другому: реально увеличивается частота нашего излучения. А по Закону Соответствия — что от нас исходит, то мы и привлекаем. Таким образом, это эффективный способ внести позитивные изменения в свою жизнь.
В этом внутреннем пространстве, в середине груди, в глубине, ближе к позвоночнику, ощутите (а не представьте) небольшой шарик. Это – духовный центр нашего существа.
Сконцентрируйтесь на нём. Направляя на что-то внимание, мы автоматически сосредотачиваем там энергию. «Зажгите» в шарике свет. Возможно, вы почувствуете тепло или покалывание.
Не напрягаясь, ещё больше сфокусируйтесь на ощущениях, и уловите, как ваш центр пульсирует. Нырните в него, забудьте о своей форме. Дайте Свету расшириться. Не торопитесь, предельно расслабьтесь, но не теряйте концентрацию. В какой-то момент вы почувствуете, как исчезает ощущение тела, стираются границы между внешним и внутренним миром, вы растворяетесь как личность с её историей, качествами, представлениями и проблемами. Остаётся чистое, не знающее пределов Божественное Существо, и это Существо – вы. Оно сливается с реальностью, потому что изначально является его частицей. Частицей Бытия, Того-Что-Есть. И это единение дарит удивительный, блаженный покой.
Формы создаются и разрушаются, мысли появляются ниоткуда и так же исчезают, объекты вокруг меняются, а Бытие – нетленно и неизбывно. Оно — пространство, которое существует в данный момент, Оно то, что в нём происходит в здесь и сейчас, и это Я, которое просто есть. Это ясность, прозрачность и простота, не терпящая усилий, напряжённых поисков истины и … надуманности. Это «Я» — бессмертное, вечное Бытие. Его Свет – его собственный Источник, Он существует сам по себе, без причины, без начала и конца. В Нем всё происходит само собой. И это единая суть Всего-Что-Есть. И так было всегда. Почувствовать это — сделать шаг к пробуждению того, Кто-Я-Есть.