Гордыня

Когда идущий мистическим путем станет обладать Знанием, он может начать гордиться этим. Совершенство мужчины проявляется в четырех аспектах: запрете, дарении, славе и трудностях1-™.

Глава 17

Уровни и ступени пути (марахил ва монозил-е сулук)

Для того чтобы раствориться в Аллахе, идущий мистическим путем с самого начала до самого конца должен совершить восхождение по определенному количеству ступеней. Лишь тогда он достигнет конечной цели. Об этих ступенях сказано много. Как это выразил Махмуд Шабистари[53] в «Голгиан-е Раз»:

Салик имеет только два шага,

А те, которые имеет, весьма опасны,

Одним из них является отсутствие стремления к славе, Вторым — размышление о загробном мире.

Однако мистики описывают семь ступеней, о которых упоминает Лбу Наср Сирадж[54] в книге «Макамат »:

1 — раскаяние; 2 — осмотрительность; 3 — самоотречение; 4 — добровольная бедность; 5 — терпение; 6 — упование на Аллаха; 7 — удовлетворенность.

Шейх Фарид ад-Дин ‘Аттар[55] в поэме «Мантик ат-тайр» так описывает семь этих ступеней:

1— требование; 2 — любовь; 3 — знание; 4 — отсутствие нужды;

5— единство; 6 — добровольная бедность; 7 — исчезновение в Аллахе.

А наибольшее количество ступеней, то есть 100 ступеней, насчитал Хаджи ‘Абдаллах Ансари[56] в книгах «Сад Мизан» и «Маназил ас-Са’ирин». Причинами разногласий при подсчете ступеней служат либо преувеличения со стороны мистиков, либо разница в личном опыте при прохождении ступеней, либо особенности прохождения каждой ступени.

Один столь близок к Богу, что говорит: «Я — истина»;

Другой — так далек от Бога, что должен построить

корабль, чтобы к Нему приблизиться;

Некоторые настолько близки к Нему, что могут созерцать Его. Если вы видите противоречия в людях, знайте, что они основаны на различиях уровней созерцанияьуш.

Ниже мы вкратце представим те ступени, которые должен пройти идущий мистическим путем.

В Коране сказано: «Нет среди нас такого, кому не было бы предопределено места достойного» (Коран, 37:164).

1.Пробуждение раба от беспечности.

2.Раскаяние — возвращение ко всему, что помимо Аллаха, по

Саййид Салман Сафави Практический мистицизм

сле ухода от этого. На этой ступени * ариф молит об отпущении грехов.

3.Покаяние — уход от беззаботности к зикру (поминанию Ал

лаха). Некоторые говорят: раскаяние — это страх, а покаяние— это влечение. Другие говорят: раскаяние находится снаружи, а покаяние — внутри.

4.Осмотрительность — отстранение от всего подозрительного.

5.Самоотчет — внимание к количеству сомнительного, а также

к тому, что приносит пользу, а что — вред.

6.Желание — преодоление трудностей и избегание удобства.

7.Отшельничество — отречение от дозволенного и освобожде

ние от влечения к нему.

8.Добровольная бедность — отсутствие имущества и полное

очищение сердца от всего, что в нем было.

9.Правдивость — как скрытая, так и открытая.

10.Терпение трудностей и печали, которое испытывает душа. Это последняя ступень для учеников.

11.Терпеливость — прекращение жалоб.

12.Удовлетворенность — наслаждение трудностями.

13.Искренность заключается в том, чтобы не обращать внимания на порицание людей при сближении с Аллахом.

14.Упование на Аллаха — вера в Него, желание встретиться лишь с Нимых.

Ступени мистического пути (сулук)

Поскольку прохождение по ступеням мистического пути (сулук) является основой практического мистицизма, мы вкратце изложим содержание ценной книги «Ал-усул ал- ашара», написанной Наджм ад-Дином Кубра[57] в 7 в. хиджры. Этот труд является шедевром по практическому мистицизму.

Книга «Ал-усул ал- агиара» посвящена описанию десяти основ — ступеней су лука. Основой выбранного пути [для прохождения мистических ступеней] является состояние, похожее на естественную смерть. В хадисе так сказано об этом: «Умрите раньше, нем умрете ». Добровольная смерть включает в себя десять основ.

Наши рекомендации