Способы симуляции психических расстройств, их характерныве признаки.
Наиболее часто симулируются (особенно в присутствии врача):
§ состояния с вялым, монотонным поведением, невыразительной мимикой, отказом от контакта;
§ состояния с расстройством памяти;
§ состояния с бредовыми идеями, слуховыми и зрительными обманами;
§ демонстративные суицидальные проявления.
Что позволяет заподозрить симуляцию?
§ появление признаков болезни в присутствии медперсонала;
§ спокойное выражение лица симулянта с отсутствием характерных жестов и мимики, свойственных истинно галлюцинирующим больным;
§ нетипичность, полиморфность, противоречивость (несовместимость имитации слабоумия с толковыми письмами домой) симптоматики, «лоскутность», изолированность отдельных выявленных симптомов, их несовместимость, отсутствие целостной картины психического заболевания и его характерной динамики развития;
§ искусственность жалоб, заметная напряжённость, раздражительность и злоба во время беседы;
§ «заштампованность» высказываний, однообразие поведения и реагирования;
§ назойливость в предъявлении болезненных симптомов, неумение развить их;
§ быстрое психологическое истощение симулянта, в том числе, его речевой продукции;
§ при расспросе о «голосах» или «видениях» часто заметно смущение, нерешительность, стремление закончить разговор, избегание прямого ответа симулянта;
§ симулятивные «бредовые» идеи часто преподносятся в стереотипной форме в виде заранее подготовленных формул;
§ симулянт не может уточнить многих деталей и подробностей изображаемого явления;
§ нередко эмоции (аффективный фон) совершенно не соответствуют изображаемому явлению: например, бредовые идеи величия «не вяжутся» с подавленным настроением ситмулянта;
§ мимика симулянта выражает живой и напряжённый аффект, тревожное ожидание и страх наказания;
§ симулянт всегда следит за производимым на медперсонал впечатлением;
§ в предъявляемом «творчестве» симулянтов всегда обнаруживается связь с его прошлым личностным опытом, интересами, прочитанной литературой.
Способы симуляции:
- с помощью речи и поведения;
- посредством приёма лекарственных средств;
- использованием симуляции анамнестических данных - применяется чаще, чем симуляция болезненных состояний (излагали события прошлой жизни, болезни с указанием о якобы имевшем место психическом расстройстве или указывали, что родственники кончали жизнь самоубийством, страдали психическими расстройствами);
- подготовкой родственников, чтобы те сообщали сведения, подтверждающие версию психической болезни у подэкспертного.
Важно знать, что различные способы симуляции могут сочетаться. Вместе с тем, следует учитывать, что доказанная в определённый промежуток времени симуляция не исключает психической болезни в более поздний период.
Что обычно говорят? Например, о наличии в прошлом припадков, бредовых идей, «голосов», галлюцинаций.
Симуляция психических расстройств обычно осуществляется в форме изображения отдельных болезненных симптомов (например, галлюцинации, бред, расстройства памяти, мутизм) или синдромов (ступор, возбуждение, депрессия) и значительно реже в виде воспроизведения отдельных форм психических заболеваний. Симуляция – это индивидуальное личное творчество, учитывающее знания и опыт симулянта, его психиатрическую осведомлённость, часто чисто случайные причины (реплика врача, советы испытуемых, подражание другим).
Одно из первых мест в симуляции психических расстройств занимают ссылки на провалы и нарушения памяти на прошлые события или время совершения преступления. Жалобы обычно демонстративны и утрированы. При изображений этих жалоб симулянт не может избежать противоречий, нередко обнаруживает промахи.
Близко к описанной форме симуляции стоит симуляция слабоумия. Здесь также, кроме демонстрации полного отсутствия каких-либо знаний и навыков, изображаются расстройства памяти. Нелепо отвечают на вопросы, грубо ведут себя при обследовании. Здесь всегда заметна диссоциации между тем, что преподносится и истинным положением дел. Симулянт всегда собран, насторожен, настроение с оттенком злобной раздражительности (нет благодушия и эйфории, свойственной больным с картиной истинного слабоумия).
Редко симулируются психомоторное возбуждение и глубокая депрессия. Почему? Для их демонстрации необходимо большое эмоционально-волевое напряжение, вызывающее быстрое истощение и усталость.
Сегодня всё чаще симулируют расстройства эмоций в прошлом (аффективные нарушения) в виде колебаний настроения, увлечения в подростковом возрасте религией, философией («философическая интоксикация», характерная для шизофрении).
В начале симуляции поведение обследуемых бывает изменчивым, меняют набор симулируемых симптомов и манеру общения с врачом и окружающими. Позже – становится постоянным и заученным.
Продолжительность симуляции различна, при успешности – может длится долго. В некоторых случаях симуляция простых истерических синдромов может переходить в истерическую реакцию.
В ряде случаев симулянты после нескольких месяцев притворства могут действительно обнаруживать ухудшения психического и физического здоровья. Причины многолики: аутоинтоксикация ЖКТ вследствие поедания собственных экскрементов, отказов от пищи, нанесения самоповреждений. Позже на соматически ослабленной почве могут легко развиться тяжёлые инфекционные и реактивные состояния (с изменённым сознанием, аффектами, бредообразованием).
Однако чаще симулянты отказываются от притворного поведения и чистосердечно признаются в нём, чему способствует правильная тактика медперсонала и представителей юридических органов.
Симуляция целостной картины психического заболевания сложна и встречается редко. Для таких случаев характерно предварительное знакомство с особенностями психической болезни по учебникам, наблюдениям за больными, с помощью тщательного инструктажа «подготовленными» лицами. Как распознать?
- картина болезни статична, без характерной динамики;
- изображение симулянтом несочетающихся симптомов.
СПЭ здоровых лиц, обнаруживших симуляцию, не представляет сложности: они вменяемы.
Выбор симулируемых симптомов зависит в основном от осведомленности симулирующего в области психиатрии, его знаний, почерпнутых из специальной литературы. Он учитывает знания и жизненный опыт симулянта, часто чисто случайные причины (реплика врача, советы испытуемых, подражание другим). Дополняют «картину» психического расстройства наблюдения за душевнобольными из прошлого опыта, в том числе, больными родственниками, представления о бытующих в обществе на данном историческом отрезке причинах и симптомах психических заболеваний. Эта многоликость причин создаёт большую вариабельность проявлений симуляции, отсутствие каких-либо определенных закономерностей в предъявлении симулируемых симптомов и последующем продолжении симулятивного поведения. В целом же, проявления симуляции связаны с особенностями структуры личности и характером болезненной симптоматики при наиболее распространенных психических расстройствах.
С течением времени меняется патоморфоз психических расстройств, соответственно видоизменяются и проявления симуляции. Если в далёком прошлом чаще всего симулировались судорожные припадки, то в 1930-х годах сначала преобладали симулятивные проявления бредовых синдромов, затем – демонстрация аффективных расстройств и слабоумия. В 1960-х годах преобладающими формами симуляции стали различные изолированные симптомы: мутизм, элементы псевдодеменции и т.п. В конце XX начале XI веков снова отмечается рост числа случаев симуляции с предъявлением бредовых идей, различных по структуре и содержанию. Чаще всего высказываются идеи преследования, воздействия (аппаратами, лучами, гипнозом), ипохондрического характера (утверждения о неизлечимом заболевании).
Симулятивные бредовые идеи могут носить чётко продуманный, систематизированный характер, что может составить серьёзные диагностические трудности, обнаруживать сходство с различными психическими расстройствами, особенно с шизофренией. Так, идеи изобретательства в виде новых машин, механизмов, способов лечения неизлечимых заболеваний и т.п. могут подкрепляться соответствующими рисунками, схемами и чертежами. Утверждения симулирующего индивида перемежаются с выдержками из книг, диссертаций, научно-популярных изданий. Возможны утверждения подэкспертных об общении с космосом, НЛО, предъявление жалоб на внутренние голоса, указания на расстройства мышления («пустота в голове», «отсутствие мыслей», «обрыв мыслей»). Нередко симулянты указывают на переживания, отмечающиеся при синдроме психического автоматизма («внушение мыслей», «что-то толкает, заставляет…»). Эти высказывания обычно повторяются у большинства подэкспертных в одинаковой, заштампованной, однообразной форме. Следует учесть, что при продуктивной симптоматике, как правило, есть связь демонстрируемых признаков психического расстройства с прошлым опытом личности, её склонностями и интересами.
Симуляция психических расстройств обычно осуществляется в форме изображения отдельных болезненных симптомов (например, галлюцинаций, бреда, расстройства памяти, отказа от речи) или синдромов (ступор, возбуждение, депрессия). Значительно реже симуляция выглядит в виде воспроизведения отдельных форм психических заболеваний. Симуляция целостной картины психического расстройства сложна и встречается редко. Для таких случаев характерно предварительное знакомство с особенностями психической болезни по учебникам, наблюдениям за больными, с помощью тщательного инструктажа «подготовленными» лицами.
На современном этапе развития судебной психиатрии наиболее часто симулируются (особенно в присутствии врача):
§ состояния с вялым, монотонным поведением, невыразительной мимикой, отказом от контакта;
§ состояния с расстройством памяти;
§ состояния с бредовыми идеями, слуховыми и зрительными обманами;
§ демонстративные суицидальные проявления.
Вариативность симуляции в деталях неисчерпаема, однако почти в каждом случае в полном объеме или частично присутствуют так называемые дежурные симптомы - слишком прямолинейные, очевидно нарочитые, с разоблачительным подтекстом, но отказаться от которых симулянт психологически не в состоянии. К таким установочным атрибутам относятся: проявления «малой симуляции», рассчитанной на чувства жалости и участия экспертов (жалобы на постоянную «головную боль», неопределенный соматический дискомфорт, «отсутствие сна, аппетита», демонстрация общей вялости, подавленности и другое без соответствующих соматоневрологических оснований); тенденциозное преподнесение анамнеза; реабилитирующее звучание «психопатологической» продукции в сочетании с нарочитым игнорированием нелепости или необычности своего поведения или высказываний и активным неприятием предположения о психической болезни («я - здоров», «ничего странного в этом нет!» и т.д.); демонстрация своего «безразличия» к факту ареста, исходу дела, возможному наказанию, а также «равнодушия» к экспертному решению.
Одно из первых мест в симуляции психических расстройств занимают ссылки на провалы и нарушения памяти на прошлые события или время совершения преступления. Жалобы обычно демонстративны и утрированы. При изображении этих жалоб симулянт не может избежать противоречий, нередко обнаруживает промахи.
Близко к вышеуказанной форме симуляции стоит симуляция слабоумия. Здесь также, кроме демонстрации полного отсутствия каких-либо знаний и навыков, изображаются расстройства памяти. Пациенты нелепо отвечают на вопросы, грубо ведут себя при обследовании. Всегда бывает заметна диссоциации между тем, что преподносится и истинным положением дел. Симулянт всегда собран, насторожен, настроение с оттенком злобной раздражительности (нет благодушия и эйфории, свойственной больным с картиной истинного слабоумия).
Сравнительно реже симулируются психомоторное возбуждение и глубокая депрессия. Для их демонстрации необходимо большое эмоционально-волевое напряжение, вызывающее быстрое истощение и усталость.
Сегодня всё чаще симулируют расстройства эмоций в виде склонности к аффектам в прошлом, пытаясь доказать наличие аффективных нарушений. Нередки попытки доказать присутствие странных увлечений, например, религией, философией («философическая интоксикация») в подростковом возрасте, что характерно для шизофрении.
В начале симуляции поведение обследуемых бывает изменчивым, меняют набор симулируемых симптомов и манеру общения с врачом и окружающими, позже - оно становится постоянным и заученным.
Продолжительность симуляции различна, при успешности «демонстрации образа» - может продолжаться долго. В некоторых случаях симуляция простых истерических синдромов может переходить в истерическую реакцию.
В ряде случаев симулянты после нескольких месяцев притворства могут действительно обнаруживать ухудшения психического и физического здоровья. Причины этого многолики:
- аутоинтоксикация желудочно-кишечного тракта вследствие поедания собственных экскрементов;
- снижение резистентности организма вследствие отказов от пищи;
- кровопотеря по причине нанесения самоповреждений.
С течением времени на соматически ослабленной почве у симулянтов могут легко развиться тяжёлые инфекционные и реактивные состояния (с изменённым сознанием, аффектами, бредообразованием).
Особенно большое значение для диагностики симуляции психических расстройств имеют результаты экспериментально-психологического обследования, в частности, MMPI или модификация этого метода исследования личности – ММИЛ (метод многостороннего исследования личности). Эти данные представляют важную дополнительную информацию о наличии или отсутствии у этих лиц нарушений мышления, эмоционально-волевой сферы, интеллектуально-мнестических функций, а также симулятивных установок.
При правильной тактике медперсонала и представителей юридических органов симулирующие индивиды всё чаще отказываются от притворного поведения и чистосердечно признаются в нём. Выявлению симуляции способствуют выяснение личной заинтересованности подэкспертного в постановке ему диагноза психического расстройства, знание особенностей притворного поведения врачами-психиатрами и другими специалистами, а также наблюдение пациента в условиях стационара в различных ситуациях в течение необходимого для установления истины времени.