Понятие о психологических действиях и психотехнике
Правоохранительная деятельность и психологические действия.Под деятельностью в широком смысле понимают форму активного взаимодействия человека с миром, побуждаемого потребностями и проявляющегося в целенаправленном воздействии на его объекты и преобразовании. В психологическом смысле деятельность — внешне-внутренняя активность, регулируемая сознательно поставленной целью. Речь идет не о нормативной цели, не о той, что задается извне, а именно о мысленной, реально поставленной человеком, на деле направляющей его действия, ориентирующей на конкретный предвидимый результат. Юридическая деятельность побуждается потребностями укрепления законности и правопорядка, личного участия работников правоохранительной деятельности и направлена на достижение осознанных целей, предусмотренных назначением юридического органа, должностного лица, их обязанностями, правами и возможностями.
Деятельность сложна по своей организационной и психологической структуре. Она складывается из действий, цепи действий — особых единиц произвольной активности, «шагов» в направлении осознаваемой цели. Выдающийся отечественный психолог А.Н. Леонтьев определял действие как процесс, подчиненный представлению о промежуточном результате, который должен быть достигнут на пути к цели.1
Действия в психологии — одна из структурно-функциональных единиц, составляющих деятельности, побуждаемая ее мотивом (личностным смыслом, индивидуальным значением и отношением к цели), всегда направленная на достижение результата, определяемого осознаваемой задачей данного действия и являющегося вкладом в достижение цели деятельности. Задача — промежуточная цель на пути к цели деятельности. Профессиональная деятельность любого специалиста правоохранительных органов также складывается из особых действий, каждое из которых направлено на решение определенной задачи (частной цели) и получение промежуточного результата, приближающего к цели. Результаты действий, складываясь, обеспечивают достижение цели. Можно сказать, что действия — это способы осуществления деятельности.
Действия могут быть основными и вспомогательными. Основные действия связаны с основными задачами действия, сущностью объекта воздействия и достижения необходимого результата. Таковыми в юридической деятельности выступают различные формы реализации должностным лицом, юридическим органом полномочий и обязанностей в соответствии с правовыми установлениями и в пределах своей компетенции. Хорошо известны следственные действия (осмотр места происшествия, допрос, очная ставка, следственный эксперимент и др.). Есть и оперативно-розыскные действия, профилактические, по обеспечению общественной безопасности и др. Они являются основными, нормативно обусловленными, владение ими обязательно для соответствующих специалистов правоохранительных органов.
Жизнь, однако, показывает, что профессиональные юридические действия выполняются всеми, кто работает по одной специальности, все знают, что надо делать, но результат весьма и весьма различен. Причина в том, что специалисты все же по-разному понимают, что надо делать. Одни ограничиваются формально-нормативным, процедурным выполнением, а вторые обогащают его вспомогательными действиями, создающими благоприятные условия выполнения основных. Так, допрос можно выполнять строго процедурно, ограничиваясь выполнением только того, что предусмотрено Уголовно-процессуальным кодексом, а можно дополнить изучением психологических особенностей допрашиваемого, слежением за его психическим состоянием, контролем за признаками искренности — лживости, установлением психологического контакта, правомерным психологическим воздействием и др. Очевидно, что во втором случае результат допроса скорее всего будет значительно лучше.
Психологические действия — действия, направленные на решение психологических задач и осуществляемые психологическими средствами и приемами.Задачи их: сбор психологической информации, психологический анализ, изучение психологии человека (группы), психологическая оценка обстановки или ситуации, психологический анализ проблемы, психологическое решение, психологическое воздействие, разработка психологического замысла, психологический выбор линии поведения или общения, выбор и реализации психологической позиции, психологическая тактика и др. Ниже в главе рассматриваются различные психологические действия, у каждого из которых своя психологическая задача, отвечающая интересам решения основных профессиональных действий юриста, работника правоохранительных органов.
В юридической деятельности психологические действия чаще всего имеют характер вспомогательных действий, обслуживающих решение основной профессиональной задачи работников юридического органа. Их применение создает благоприятные условия для выполнения основного, нормативно предусмотренного действия и существенно повышает вероятность достижения высокого результата его. Использование их или пренебрежение ими, умелость или безграмотность их выполнения как раз и определяют те кардинальные различия в результатах, которые наблюдаются у разных специалистов, внешне делающих одно и то же. За внешне наблюдаемыми, чаще всего относительно простыми по двигательным проявлениям действиями подлинного профессионала правоохранительных органов стоит сложная, насыщенная психическая деятельность, сопряженная с преднамеренным и качественным выполнением психологических действий. В этом один из главных секретов подлинного профессионализма юриста. Владение психологическими действиями, которые носят профессионально-юридический характер и могут именоваться профессионально-психологическими, для профессионала правоохранительных органов столь же необходимо, сколь необходимо умение строго процедурно выполнять следственные, оперативно-розыскные и иные нормативно определяемые действия. Профессионально-психологические действия в юридической деятельности — это выработанные передовой юридической практикой, исследованные, усовершенствованные и апробированные юридической психологией эффективные психологические способы ее осуществления.
Действия, операции и психологические приемы.Наряду с интенциональным аспектом, определяемым тем, что должно быть достигнуто, действие имеет и операциональный, методический, технологичный аспект. Знание действия, общее представление о нем есть ответ на вопрос «что делать?», а операция — ответ на вопрос «как делать»? Операция — это общий способ (движения, психологические акты, процессы) выполнения данного действия. Она сама имеет структуру, складывается из частных способов — приемов выполнения движений, актов, оценок, решений и пр. Ведь любое действие нельзя выполнить одним движением пальца. Например, осмотр места происшествия весьма протяжен по времени, складывается примерно из четырех десятков операций, выполняемых с помощью различных приемов, которые можно назвать и методами. Психологические приемы как эффективный способ действия обладают определенными свойствами: профессиональностью, законностью, научностью, этичностью. Совокупность методов, приемов выполнения определенного действия образует его операциональную сторону, методику, технику выполнения. В современной психологии в связи с этим говорят о психотехнологиях, психотехнике.2
Слово «техника» употребляется в русском языке в разных смыслах. Одно из них восходит к греческому слову, имеющему значение искусственный, искусство, мастерство. Психотехника —умелое использование психологических средств и приемов для решения стоящих перед человеком задач, причем не только психологических. Однако психологические действия практически состоят только из них, особенно насыщены ими, что предъявляет повышенные требования к использующему их. Техника — это всегда мелочи, детали, но такие мелочи, тонкости в работе, которые и отличают подлинного мастера от дилетанта. Это относится и к тем операциям и приемам, которые повышают эффективность решения профессиональных задач юристом.
Операции, приемы, отношение к ним, техника во многом зависят не только от объекта, задачи, условий, в которых выполняется действие, но и от психологических особенностей личности (ее мотивов, подготовленности, способностей, уровня притязаний, уровня достижений и др.), выполняющей ее.3
Операции и приемы также делятся на основные и вспомогательные. Основные операции и приемы направлены на заданное преобразование объекта, а вспомогательные обеспечивают реальное создание благоприятных условии для такого преобразования. К последним относятся и психологические приемы. Можно относиться по-разному к использованию психологических приемов, но игнорирование или некачественное использование их всегда сказывается отрицательно на результатах, а имеющиеся возможности достижения максимального результата не используются.
Психологические средства в юридической деятельности.Понятие «средства» в общем близко к понятию «способы» и можно их использовать в ряде случаев как синонимы. Но у первого есть один смысловой оттенок, который не присущ второму — вещественный. Когда имеют в виду орудия, инструменты, с помощью которых решается профессиональная задача, говорят о средствах, но не о способах, за которыми всегда сохраняется технологический смысл - как использовать средства. К числу психологических средств обычно, даже в криминалистике, относят речевые (слово и др.) и неречевые (мимика, жесты и др. — см. § 9.2) средства. К ним можно отнести и поведение человека.
Например, следователь может своим поведением разыграть роль дурачка, который многое не понимает, готов поверить всему, что говорит подозреваемый, поддающийся уговорам, а может, наоборот, повести себя как все знающий и не нуждающийся особенно в искренности допрашиваемого. Оперативник при разведывательном опросе может эмоционально воскликнуть, когда при каком-то вопросе получит необходимую информацию, а может сделать вид, что гражданин ничего ценного в данный момент не сообщил, не проговорился, продолжить опрос и оставить собеседника в недоумении, что же было надо оперативнику узнать и узнал он или нет.
Можно спорить, являются ли речь, неречевые средства и поведение психологическими. Но бесспорно, что по преобладающим характеристикам, по тем признакам, тонкостям, наличие которых определяет их подлинную, действительную, преобразующую, воздейственную силу, они — психологические. Но есть основания и для сомнений, и тут надо отметить следующее. Наверное, нет «чисто» правовых, административных, управленческих, социологических, психологических, педагогических и прочих средств, действий и методов. К какой категории можно отнести, например, разъяснение, предупреждение, напоминание, убеждение, воздействие, принуждение, наказание? Каждая область знания называет их своими. В действительности они могут быть такими. Однако отнесение каждого из них к определенной категории возможно лишь при особом видении и использовании. Инструктаж заступающих на дежурство, например, останется преимущественно служебным мероприятием, если руководитель придерживается лишь служебных правил, соблюдая инструкции. Но он может стать и педагогическим действом, если проводящий его видит скрытый педагогический потенциал и умело использует его. Его можно сделать и психологическим, если проводящий его ставит перед собой психологическую задачу на инструктаж, если он продумывает, как его психологично провести, если он использует слова и действия, которые производят психологический эффект, когда он соразмеряет все элементы инструктажа с тем конечным результатом, который должен быть достигнут -полной мобилизованностью заступающих, сформированностью у них настроя, отвечающего требованиям бдительности и немедленной готовности к действиям.
Вывод из сказанного таков: речь, неречевые средства становятся подлинно психологическими средствами и дают максимальный эффект только в руках профессионала, который владеет психотехникой их использования и стремится к полному и качественному ее использованию.
Кстати, средствами психологического решения задач могут стать и объекты совершенно иной природы, например, предметы, изображения, звукозаписи и пр. Так, следователь после длительного отрицания допрашиваемым своей виновности может достать из ящика и молча положить на стол вещественное доказательство, которое по своей психологической воздейственности окажется сильнее тысячи слов.
Таким образом, не сами психологические средства автоматически оказываются инструментами решения задач, все дело в психотехнике, в способах, приемах их использования, которыми и должен овладеть профессионал правоохранительных органов.
1 Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии. // Вопросы философии. - 1979. - № 9. - С. 95-100.
2 Носков В.А. Психотехника общения в работе оперуполномоченного БХСС. - Горький, 1989.
3 Чтобы не усложнять изложение, абстрагируемся от рассмотрения теории взаимопереходов деятельности и действия, действия и операции