Семинарское занятие № 12 (4 часа)
Тема: Индивидные свойства человека. Темперамент как мера развития и эволюции индивидных психологических свойств.
Цель: рассмотреть индивидуально-типологические и возрастно-половые свойства человека и их роль в развитии личности; охарактеризовать темперамент как базовую психологическую характеристику личности; рассмотреть подходы к исследованию темперамента и основные классификации темперамента.
Организационная форма занятия:семинар.
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Индивидные свойства личности: возрастно-половые и индивидуально-типические классы индивидных свойств.
2. Темперамент как форма интеграции первичных индивидных свойств.
3. Свойства темперамента.
4. Типологические свойства нервной системы и типы ВНД.
5. Учения о темпераменте.
6. Типы темперамента и их психологическая характеристика.
7. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
Методические рекомендации:
По первому вопросу: студент должен иметь представление о 2-х классах индивидных свойств человека – нейродинамические и психодинамические свойства; дать характеристику возрастно-половым (возрастные стадии онтогенетической эволюции индивида и онтогенез полового диморфизма) и индивидуально-типическим свойствам (функциональная асимметрия мозга, нейродинамические свойства мозга, конституция человека). Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2007; Психология личности: учебное пособие / О.А. Ахвердова, И.В. Боев, И.В. Белашева, А.Н. Каргалева. – М.: Наука, 2007.
По второму вопросу: студент должен иметь представление о темпераменте как биологическом фундаменте, на котором формируется личность как социальное существо. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2007; Психология личности: учебное пособие / О.А. Ахвердова, И.В. Боев, И.В. Белашева, А.Н. Каргалева. – М.: Наука, 2007; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009.
По третьему вопросу: студент должен охарактеризовать свойства темперамента и их проявление в интеллектуальной, коммуникативной и моторной сферах (энергичность, пластичность, скорость и впечатлительность), рассмотреть критерии выделения свойств темперамента в школе В.М. Русалова. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2007; Психология личности: учебное пособие / О.А. Ахвердова, И.В. Боев, И.В. Белашева, А.Н. Каргалева. – М.: Наука, 2007.
По четвертому вопросу: студент должен иметь представление о типологических свойствах нервной системы как основе темперамента (сила возбуждения и торможения, уравновешенность и подвижность нервных процессов), рассмотреть классификацию свойств нервной системы по В.Д. Небылицыну (сила, динамичность, лабильность, подвижность нервной системы) по В.М. Русалову (системные, комплексные, элементарные свойства), по Б.М. Теплову (эмоциональная возбудимость, возбудимость внимания, сила эмоции, тревожность, реактивность непроизвольных движений, активность волевой целенаправленной деятельности, пластичность-ригидность, резистентность, субъективация); охарактеризовать учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности (слабый тип, сильный неуравновешенный тип, сильный уравновешенный подвижный тип, сильный уравновешенный инертный тип) и соотношение типов ВНД со свойствами темперамента. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России; 2006; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Психология индивидуальных различий / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: АСТ, 2008; Психология личности: учебное пособие / О.А. Ахвердова, И.В. Боев, И.В. Белашева, А.Н. Каргалева. – М.: Наука, 2007; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
По пятому вопросу: студент должен охарактеризовать учение о темпераменте Гиппократа,типологию Э. Кречмера (лептосоматик, пикник, атлетик, диспластик), концепцию типов телосложения и темперамента по У. Шелдону (висцеротоники, соматотоники и церебротоники).Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России; 2006; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Психология индивидуальных различий / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: АСТ, 2008; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
По шестому вопросу: студент должен дать психологическую характеристику четырем типам темперамента – сангвиническому, флегматическому, холерическому, меланхолическому. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Психология индивидуальных различий / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: АСТ, 2008; Психология личности: учебное пособие / О.А. Ахвердова, И.В. Боев, И.В. Белашева, А.Н. Каргалева. – М.: Наука, 2007; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
По седьмому вопросу: в ходе занятия студент должен раскрыть значение понятия «индивидуальный стиль деятельности»,охарактеризовать индивидуальный стиль деятельности как результат приспособления врожденных свойств нервной системы человека к требованиям определенной деятельности. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Психология личности: учебное пособие / О.А. Ахвердова, И.В. Боев, И.В. Белашева, А.Н. Каргалева. – М.: Наука, 2007.
Основные понятия:личность, возрастно-половые свойства, индивидуально-типические свойства, половой диморфизм, онтогенез, социальная ситуация развития, критические периоды, темперамент, тип высшей нервной деятельности, индивидуальный стиль деятельности, холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература:
1. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.
2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России; 2006.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология». - М.: АСТ, 2006.
4. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2010
5. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009.
6. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003.
7. Психология индивидуальных различий / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: АСТ, 2008.
8. Психология личности / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, В.В. Архангельской. – М.: АСТ, 2009.
9. Психология личности: учебное пособие / О.А. Ахвердова, И.В. Боев, И.В. Белашева, А.Н. Каргалева. – М.: Наука, 2007; Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
б) дополнительная литература:
1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
2. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. - М.: Изд-во Российского открыт. ун-та, 1994.
3. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. –СПб.: Питер, 2004.
4. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М.: Просвещение, 2000.
5. Мерлин В. Структура личности: характер способности, самосознание : учеб. пособие. - Пермь: ПГПИ, 1990.
6. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. - М.: Модэк МПСИ, 2004.
7. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб.: Алетейя, 2000.
8. Психология личности. Т.1. Хрестоматия. /Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ - М», 2002.
9. Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий.— М., 1979
10. Утлик Э.П. Психология личности: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
11. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2003.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. http://psychology.net.ru/articles - Мир психологии
2. http://psyfactor.org/lybr.htm - библиотека сайта Пси-Фактор
3. http://scitylibrary.h11.ru/Library.htm - Виртуальная библиотека по психологии
4. http://www.petropal.narod.ru – Интернет-ресурсы для психолога
5. http://www.psyworld.info – Мир психологии
6. www.flogiston.ru – психологический форум «Флогистон: Психология из первых рук»
7. www.humanities.edu.ru – система федеральных образовательных порталов «Социально-гуманитарное и политологическое образование»
8. www.psy-gorod.ru – Российский психологический портал
Задания для развития и контроля владения компетенциями:
1. Составьте схему, отражающую индивидныесвойства человека // Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.
2. Выполните конспект: Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. — 1985. - № 11. - С. 19-33.
3. Заполните таблицу «Основные подходы к исследованию темперамента»
Гуморальные теории | Конституциональные теории | Физиологические теории | Факторные теории | |
Суть теории | ||||
Представители | ||||
Признаки сходства и различия теорий |
4. Выполните конспект: Русалов В.М., Манолова О.Н. Взаимосвязь характера и темперамента в структуре индивидуальности // Психологический журнал. - 2005. - №3.-С.65-73.
Темы рефератов:
1. История развития взглядов на темперамент.
2. Темперамент в теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина.
3. Разработка проблемы темперамента в школе Я. Стреляу.
4. Современные проблемы психологии индивидуальных различий.