Процедура определения соответствия желаемого уровня

Образования и предполагаемого уровня

Самостоятельности в труде

Используется специальная таблица (см. ниже).

Пример. Желаемый уровень образования — «Высшее профессио­нальное», а предполагаемый уровень творчества — «Пассивный и безот­ветственный» («лентяй»). В таблице на пересечении (на «перекрестке») этих уровней получаем — «Магистр — "лентяй"».

Три знака вопроса в скобках указывают на сильную сомнительность такого сочетания. Возможными выводами (рекомендациями) для клиен­та могут быть:

1) отказаться от своей высокой претензии, т.е. выбрать менее слож­
ный уровень профессионального образования или вообще закончить ка­
кие-нибудь простые краткосрочные курсы;

2) перестать быть лентяем. Лучше, если такие рекомендации будет
высказывать не профконсультант, а сам клиент (как пожелания самому
себе) — в этом также проявится элемент активизации клиента.

Другой пример. Уровень образования «Начальное профессиональ­ное», а предполагаемый уровень самостоятельности — «Творческий ра­ботник — "талант"». В таблице находим — «Рядовой работник — "та­лант"» и рядом в скобках два знака вопроса и лишь один «плюс». Опять несоответствие. Рекомендацией для такого клиента может стать попытка повысить предполагаемый уровень своего образования.

Иногда может оказаться так, что по результатам заполнения опрос­ника клиент оказывается одновременно и «лентяем», и «гением» или одновременно предполагается «высшее образование» и «краткосрочные курсы».

Реально такое сочетание вполне возможно. Например, клиент одно­временно хотел бы освоить автослесарное дело, но все-таки быть на­чальником автобазы, или, будучи вполне активным и инициативным, клиент все-таки хочет иногда отдохнуть, т. е. занимать пассивную пози­цию.

В таких случаях мы предлагаем попросить самого клиента оценить, какой уровень образования и предполагаемой активности является наи­более правильным («правдивым»).

Заметим, что методика не претендует на выявление «абсолютной ис­тины». Будучи средством активизации, методика лишь провоцирует соот­ветствующие разговоры и размышления клиента.







Таблица соответствия уровня образования и предполагаемой степени самостоятельности в труде
Уровни самостоятель­ности в труде Уровни профессионального образования
1. Без специального образования или окончание крат­косрочных курсов (подсобник, лаборант) 2. Начальное про­фессиональное обра­зование (рабочий, рядовой работник) 3. Среднее профес­сиональное образо­вание (техник) 4. Высшее профес­сиональное образо­вание (инженер, магистр) 5. Ученая степень и звание (ученый, доктор, академик)
1. Неконструктив­ная конфликт­ность — «склочник», «хулиган» Подсобник — «хулиган» (?) Рядовой работ­ник — «хулиган» (?) Техник — «хулиган» (??) Магистр — «хулиган» (???) Академик — «хулиган» (??)
2. Пассивный и безответствен­ный — «лентяй» Подсобник — «лентяй» (?) Рядовой работ­ник — «лентяй» (??) Техник — «лентяй» (??) Магистр — «лентяй» (???) Академик — «лентяй» (??)
3. Исполнитель, ра­ботающий в груп­пе, — «свой парень» Подсобник — «свой парень» (+++) Рядовой работ­ник — «свой парень» (+++) Техник — «свой парень» (++) Магистр — «свой парень» (?+) Академик — «свой парень» (??+)
4. Исполнитель, рабо-такнций, — «запрограм­мированный робот» Подсобник — «робот» (?+) Рядовой работ­ник — «робот» (?++) Техник — «робот» (?++) Магистр — «робот» (??+) Академик — «робот» (??+)
5. Самостоятельный, инициативный, ответ­ственный работник (сам планирует работу и сам себя контроли­рует) — «нормальный [работник» Подсобник — «нормальный работник» (??+) Рядовой работ­ник — «нормаль­ный специалист» (?+) Техник — «нормальный специалист» (++) Магистр — «нормальный специалист» (?++) Академик — «нормальный специалист» (??+)

6. Творческий ра- Подсобник — Рядовой работ- Техник — «талант» Магистр — «талант» Академик —
ботник — «талант» «талант» ник — «талант» /О j_____ i \ \ / (+++) «талант»
  (???) (??+)     (+++)
7. Уникальный спе- Подсобник — Рядовой работ- Техник — «гений» Магистр — «гений» Академик —
циалист— «гений» «гений» ник — «гений» /Oi ,|.Л V ''/ / 1 | \ \/ «гений»
  (???) (??+)     (+++)

Примечания: знак «+» означает соответствие уровня образования и самостоятельности в труде (чем больше плюсов, тем большее соответствие);

знак «?» выражает сомнение в соответствии (чем больше вопросов, тем больше сомнения);

в ряде случаев есть и соответствие, и сомнения, например «++?» (соответствия больше, чем сомнений).

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

ТЕМЫ ДИПЛОМНЫХ И КУРСОВЫХ РАБОТ (сгруппированы по блокам проблем)

ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

1. Структура и динамика изменения факторов профессионального само­
определения в старших классах общеобразовательной школы.

2. Влияние внешних и внутренних факторов на профессиональные
выборы старшеклассников.

3. Сравнительный анализ различных стратегий планирования карье­
ры у выпускников общеобразовательной школы (или у выпускников ву­
зов).

ВЛИЯНИЕ КОНКРЕТНОГО ФАКТОРА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

1. Макро- и микроинформированность как факторы профессио­
нального самоопределения старшеклассников.

2. Престижность профессии как фактор профессионального самооп­
ределения старшеклассников.

3. Позиция товарищей как фактор профессионального самоопределе­
ния старшеклассников.

4. Ориентация на любимый учебный предмет (или на любимого учи­
теля) как фактор профессионального самоопределения в старших клас­
сах.

5. Представление об «успешной карьере» как фактор профессио­
нального самоопределения подростков.

СВЯЗЬ ПСИХИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА

1. Способности и школьная успеваемость как факторы профессио-|
нального самоопределения старшеклассников.

2. Влияние уровня тревожности подростков на профессиональные
выборы.

3. Профессиональные выборы у подростков с различными типам»!
акцентуации характера.

4. Зависимость профессионального самоопределения от общего уров-J
ня развития интеллекта.

5. Ценностно-смысловые ориентации в профессиональном самоопре­
делении.

6. Зависимость профессиональных выборов от личностных особенно-?
стей старших подростков.

ОСОБЕННОСТИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ТАКОЙ-ТО ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ

1. Психологические особенности профессионального самоопределе­
ния в младшем и старшем подростковом возрасте.

2. Сравнительная характеристика влияния фактора престижности про­
фессии на профессиональное самоопределение у учащихся IX и XI клас­
сов.

3. Динамика изменения ожиданий от профконсультационной помо­
щи у учащихся IX и XI классов.

4. Психологические особенности профессионального самоопределе­
ния подростков-инвалидов, воспитывающихся в школах-интернатах.

5. Психологические особенности профессионального самоопределе­
ния взрослых безработных, имеющих высшее гуманитарное образова­
ние.

6. Психологические особенности профессионального самоопределе­
ния выпускников гуманитарных и технических вузов.

7. Психологические особенности профессионального самоопределе­
ния (трудоустройства) безработных женщин (различных категорий без­
работных женщин).

8. Профессиональное самоопределение у старшеклассников с разной
степенью выраженности подросткового кризиса.

РОЛЬ СЕМЬИ

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ

САМООПРЕДЕЛЕНИИ ПОДРОСТКОВ

1. Психологические особенности профессионального самоопределе­
ния в семьях с разным уровнем доходов.

2. Влияние семьи на профессиональные выборы подростков в зависи­
мости от рода деятельности родителей.

3. Различные варианты влияния родителей на профессиональные вы­
боры подростков в зависимости от стиля семейного воспитания.

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ МЕТОДОВ

(ПРОГРАММ, ТЕХНОЛОГИЙ)

1. Психологические условия эффективного использования активизи­
рующих методик в профориентационной работе со старшеклассниками.

2. Возможности и ограничения эмпатического слушания в индивиду­
альной профконсультации различных групп клиентов (на примере стар­
шеклассников и взрослых безработных).

3. Различные стили организации взаимоотношений профконсультанта
и клиента (оптанта) в индивидуальной профконсультации.

4. Представление об эффективности профконсультационной помощи
у психологов-консультантов и различных групп клиентов.






5. Динамика изменения представлений о сущности профконсульта-ционной помощи у клиентов (оптантов) как фактор эффективного кон­сультирования.

РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

1. Сравнительная оценка самостоятельности и осознанности профес­
сиональных выборов у старшеклассников с гуманитарной и естествен­
но-научной ориентацией.

2. Зависимость уровня профессионального планирования от чувства
оптимизма старшеклассников по отношению к своему будущему.

3. Самооценка самоопределяющимися подростками своих возмож­
ностей и недостатков при реализации профессиональных планов.

4. Уровень ориентировки в факторах профессионального выбора как
условие эффективного планирования карьеры у старшеклассников.

5. Ориентация на криминальную сферу в профессиональном самооп­
ределении у асоциальных и просоциальных подростков.

6. Отношение к проституции как к возможному варианту профессио­
нального выбора у различных групп подростков.

ПРОФКОНСУЛЬТАНТ

КАК СУБЪЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ

ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ

1. Психологические особенности ценностно-смыслового развития пси-
холога-профконсультанта с разным стажем консультативной работы.

2. Психологические особенности становления профессионального са­
мосознания у психологов-профконсультантов, работающих в государ­
ственных и коммерческих организациях.

3. Профессиональные деструкции в работе психолога-профконсуль-
танта.

4. Смена методических предпочтений на разных этапах профессио­
нального становления психологов-профконсультантов.

5. Образ (или представление об...) «эффективного профконсультан-
та» в сознании психологов и различных групп клиентов.

6. Профессиональные стереотипы в деятельности психологов-проф­
консультантов.

РАЗВИТИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИИ КАК СИСТЕМЫ

1. Психологические условия взаимодействия школьных психологов с
семьей по вопросам профессионального самоопределения подростка.

2. Профориентация как элемент государственной кадровой политики
и как личная проблема самоопределяющегося человека (психологичес­
кая готовность самоопределяющейся личности стать полноценным граж­
данином).

3. Развитие представления о сущности кадровой политики и проф­
ориентации в сознании высших должностных лиц (на основе контент-
анализа нормативных документов высших государственных учреждений).

4. Влияние средств массовой информации на профессиональные вы­
боры подростков.

5. Влияние стереотипов (предрассудков) массового сознания на про­
фессиональное самоопределение старшеклассников.

6. Психологические условия взаимодействия школы и предприятия в
профориентационной работе с подростками.



Процедура определения соответствия желаемого уровня - student2.ru ЛИТЕРАТУРА

Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М., 1991.

Адлер А. Понять природу человека. — СПб., 1997.

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л., 1968.

Асмолов А. Г. Психология личности. — М., 1990.

Асмолов А. Г., Петровский В.А. О динамическом подходе к психоло­гическому анализу деятельности // Вопросы психологии. — 1978. — № 1.

Барбакова К. Г., Мансуров В.А. Интеллигенция и власть. — М., 1991.

Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Человек в мире слов / Сост. О.Е.Оссовский. — М., 1996.

Берг В. Карьера — суперигра. — М., 1998.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. — М., 1988.

Бжезинский 3. Великая шахматная доска: Господство Америки и его геополитические императивы. — М., 1998.

Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема твор­чества. — Ростов н/Д, 1983.

Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условные достижения. — М., 1998.

Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. — М., 2001.

Борисова Е.М., Гуревич КМ. Психологическая диагностика в школь­ной профориентации // Вопросы психологии. — 1988. — № 1.

Братусь Б. С. Психология в моей жизни (интервью с Б. С. Брату-сем) // Мир психологии и психология в мире. — 1994. — № 10.

Буркхарт Г. Возьми жизнь в свои руки: Работа над собственной био­графией. — М., 2001.

Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологиче­ской диагностике. — Киев, 1989.

В поисках смысла. Мудрость тысячелетий / Сост. А. Е. Мачехин. — М., 1998.

Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. — М., 1990.

Веселова В. В. Билет в будущее // Знание. Сер. «Педагогика и психоло­гия». - 1990.-№ 1.

Вульфов Б.З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. — М., 1997.

Выготский Л. С. Психология искусства. — М., 1987.

Галкина О. И., Каверина Р.Д., Климов Е.А. и др. Информационно-по­исковая система «Профессиография». — Л., 1972.

Гарин И. И. Воскрешение духа: В 2 т. — Т.2. — М., 1992.

4S4

Гинзбург М. Р. Психологическое содержание жизненного поля лично­сти старшего подростка // Мир психологии и психология в мире. — 1995. — № 3.

Гласе Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психо­логии. — М., 1976.

Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. — М., 1987.

Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самооп­ределение молодежи. — Киев, 1988.

Головаха Е.И., КроникА.А. Психологическое время личности. — Киев, 1984.

Гончаренко И. В. Гений в искусстве и науке. — М., 1991.

Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. — М., 1982.

Грабарь М. И., Красноярская К. А. Применение математической стати­стики в педагогических исследованиях (непараметрические методы). — М., 1977.

Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. — Л., 1990.

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретиче­ского и экспериментального психологического исследования. — М., 1986.

Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С.Н.Чистяковой. — М., 1998.

Дольник В. Р. Непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в ком­пании птиц и зверей. — М., 1994.

Дрейкурс-Фергюсон Е. Психология, которая принесет вам пользу: Вве­дение в теорию Альфреда Адлера. — Минск, 1995.

Дружинин В. Н. Структура и логика психологического исследования. — М., 1994.

Зеер Э. Ф. Психология профессий. — Екатеринбург, 1997.

Зеличенко А. И., Шмелев А. Г. К вопросу о классификации мотиваци-онных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. — 1987. — № 4.

Зинченко В. П. Аффект и интеллект в образовании. — М., 1995.

Зинченко В. П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки рос­сийской психологии. — М., 1994.

Зюганов ГА. Россия — страна слова // Завтра. — 1996. — Апрель. — № 17 (125).

Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. — М., 1991.

Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой дея­тельности. — М., 1980.

Ильин В. В. Теория познания. Эпистемология. — М., 1994.

Интервью с Б. С. Братусем // Влияние современной американской психологии на практическую психологию в России / Под ред. М. Котэ, АТ.Лидерса. — М., 1998.

Йовайша Л. А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. — М., 1983.

Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотноше­ния. - СПб., 1997.

КарасевЛ.В. Философия смеха. — М., 1996.

Процедура определения соответствия желаемого уровня - student2.ru Процедура определения соответствия желаемого уровня - student2.ru Касавин И. Т. Постигая многообразие разума. (Вместо введения) // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания / Под ред. И.Т.Касавина. — М., 1990.

Климов Е.А. Личность, профессия и научно-практическая профкон-сультация // Молодежь и труд / Под ред. В. А.Ядова. — М., 1970.

Климов Е.А. Общая типология ситуаций (казусов) и структура мысли­
тельных задач, возникающих в практике работы профконсультанта // Науч.
тр. ВНИИ профтехобразования. — Л., 1976. — Вып. 32. ,t

Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональ­ной консультации // Знание. Сер. «Педагогика и психология». — 1983. — № 2.

Климов Е.А. Введение в психологию труда. — М., 1988.

Климов Е.А. Как выбирать профессию. — М., 1990.

Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. — Обнинск, 1993.

Климов Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога-челове-коведа // Психологический жернал. — Т. 14. — 1994. — № 4.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Рос­тов н/Д, 1996.

Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М., 1995.

Климов Е.А. Психология профессионала. — М.; Воронеж, 1996.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — М., 2004.

Климов Е.А., Носкова О. Г. История психология труда в России. — М., 1992.

Королева Т. В. Организационно-педагогические условия подготовки профконсультантов для региональной службы занятости: Автореф. дис.... канд. пед. наук. — М., 1994.

Коршунова Л. С, Пружиним Б. И. Воображение и рациональность: Опыт методологического анализа познавательных функций воображения. — М., 1989.

Кравченко А. И. Социология труда в XX веке: Историко-критический очерк. — М., 1987.

Краевский В. В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. — Самара, 1994.

Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Пси­хология значимых отношений. — М., 1989.

Крупская И. К. О политехническом образовании, трудовом воспита­нии и обучении / Сост. В. С. Озерская. — М., 1982.

КьезаД. «Прощай, Россия!». — М., 1997.

Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — 4-е изд. — М., 1981.

ЛеонтьевД.А. Психология смысла. — М., 1999.

Ливехуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни. — Калуга, 1994.

Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. — М., 1991.

Лосский Н. О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. — М., 1992.

Луначарский А. В. О воспитании и образовании. — М., 1976. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Отв. ред. А.Ф.Кудряшов. — Петрозаводск, 1992. Льюис К. С. Чудо. - М., 1991.

Людвиг фон Мизес. Бюрократия. «Запланированный хаос». Антикапита­листическая ментальность. — М., 1993.

Магура М.И. Поиск и отбор персонала. — М., 1997.

Маданес Клу, Маданес Клаудио. Тайное значение денег. — М., 1988.

Мадалин Е.Д. Философия жизненного успеха. — М.; Воронеж, 1999.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. — М., 1990.

Маркова А. К. Психология профессионализма. — М., 1996.

Маркс К, Энгельс Ф., Ленин В. И. О коммунистическом труде. — М., 1984.

Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. — М., 2002.

Менегетти А. Система и личность. — М., 1996.

Мескон М.Х., Альберт М., Хедоурн Ф. Основы менеджмента. — М., 1992.

Миллс Р. Властвующая элита. — М., 1959.

Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. — М.; Воронеж, 2002.

Михайлов И. В. О профориентационной работе во Франции // Вопро­сы психологии. — 1977. — № 5.

Моргунов Е. Б. Конспекты по психологии. Личность и организация. — М., 1996.

Мордовская А. В. Теория и практика жизненного и профессионально­го самоопределения старшеклассников (с использованием материала эт-нопедагогики народа Саха). — М., 2000.

Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс. — М., 1996.

Муздыбаев К. Психология зависти // Прикладная психология. — 1998. — № 1.

Мюнстенберг Г. Психология и учитель. — М., 1997.

Налимов В. В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. — М., 1989.

Новикова С. Методика составления социологической анкеты. — М., 1993.

Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. — М., 1987.

Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? — М., 1991.

Основы производства. Выбор профессии: В 2 ч. — Ч. 2: Выбор профес­сии / Под ред. Е.А.Климова, С.Н.Чистяковой. — М., 1987.

Петровская Л. А. Теоретические и методологические проблемы соци­ально-психологического тренинга. — М., 1982.

Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. — М., 1992.

Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъективности. — Ростов н/Д, 1996.

Петухов В. В. Природа и культура. — М., 1996.

Поляков В. А. Технология карьеры. — М., 1995.

Похилько В. И., Федотова Е. О. Техника репертуарных решеток в экспе­риментальной психологии личности // Вопросы психологии. — 1984. — № 3.

Пропп В. Я. Мифология сказки. — М., 1969.

Прощицкая Е. Н. Джон Голланд о выборе профессии // Школа и про­изводство. — 1993. — № 4.

Процедура определения соответствия желаемого уровня - student2.ru Процедура определения соответствия желаемого уровня - student2.ru Пряжников Н. С. Деловая игра как способ активизации учащихся в профессиональном самоопределении // Вопросы психологии. — 1984 — №4.

Пряжников Н. С. Игровой метод в профориентации: Методические рекомендации / Под ред. Е. А. Климова. — Пермь, 1989.

Пряжников Н. С. Подготовка ведущего профориентационных игр // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, «Психология». — 1990. — № 4.

Пряжников Н. С. Профориентационные игры: проблемные ситуации, задачи, карточные методики. — М., 1991.

Пряжников Н. С. Карточная профориентационная игра «Или-Или»: Методические рекомендации. — М., 1991а.

Пряжников Н. С. Эколого-экономическая карточная игра «Бизнес-Мусор»: Методические рекомендации. — М., 1992.

Пряжников Н. С. Карточные профконсультационные методики. — М., 1993.

Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М.; Воронеж, 1996.

Пряжников Н. С, Игровые профориентационные упражнения. Мето­дическое пособие. — М.; Воронеж, 1997а.

Пряжников Н. С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения: Методическое пособие. — М.: Воронеж, 19976.

Пряжников Н. С. Ценностно-нравственные опросники профессиональ­ного и личностного самоопределения: Методическое пособие. — М.; Во­ронеж, 1997в.

Пряжников Н. С. Бланковые и карточные игры профессионального и личностного самоопределения: Методическое пособие. — М.; Воронеж, 1997.

Пряжников Н. С. Психологический смысл труда. — М.; Воронеж, 1997д.

Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопреде­ления. — М., 1999.

Пряжников Н. С. Профориентационная активизирующая методика «За и против» // Школьный психолог. — Июнь. — 1999а. — № 22. Приложение.

Пряжников Н. С. Психология элитарности. — М.; Воронеж, 2000.

Пряжников Н. С. S * $, или Личность в эпоху продажности: Учебно-методическое пособие. — М.; Воронеж, 2000а.

Пряжников Н. С. Этические проблемы психологии. — М.; Воронеж, 2002.

Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личност­ного самоопределения. — М.; Воронеж, 2002.

Пряжников Н. С, Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческо­го достоинства. — М., 2001.

Пряжникова Е. Ю. Активизирующая методика «Перекресток» // Школь­ный психолог. — Ноябрь. — 1999. — № 41. Приложение.

Пряжникова Е. Ю. Введение в учебную и профессиональную деятель­
ность психолога. — М., 2001. |г

Психологический словарь / Под ред. В. В.Давыдова, А. В.Запорожца, | Б.Ф.Ломова и др. — М., 1983.

Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М.Митиной. — М., 1998.

Психология самосознания: Хрестоматия / Ред.-сост. Д.Я.Райгород-ский. — Самара, 2000.

Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. — М., 1972.

Райх В. Психология масс и фашизм. — СПб., 1997.

Резапкина Г.В.Яи моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков. — М., 2000.

Решетова З.А. Психологические основы профессионального обуче­ния. - М., 1985.

Робер М.-А., Тшьман Ф. Психология в школе: Хрестоматия по соци­альной психологии / Сост. Т. В. Кутасова. — М., 1993.

РодариДж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумыва­ния историй. — М., 1990.

Разин В. М. Психология судьбы: программирование или творчество // Вопросы психологии. — 1992. — № 1.

РолзДж. Теория справедливости. — Новосибирск, 1995.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М., 1989.

Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: Теория и практика. — М., 1990.

РэндД. Концепция эгоизма. — СПб., 1995.

Самоукина Н. В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотех­нические упражнения и коррекционные программы). — М., 1992.

Селье Г. От мечты к открытию. Как стать ученым. — М., 1987.

Селье Г. Стресс без дистресса. — Рига, 1992.

Семчук В. Г. Психологические условия формирования личного про­фессионального плана (ЛПП) у одаренных подростков. — Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 2002.

Сидоренко В. Г. Методы математической обработки в психологии. — СПб., 1996.

Сколько Вам лет? Линии жизни глазами психолога / Под ред. А. А. Кро-ника. — М., 1993.

Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. — М., 1995.

Степанов С. С. Человек при деньгах: Психология достатка. — СПб., 2000.

Столин В. В. Самосознание личности. — М., 1983.

Струмилин С. Г. К вопросу о классификации труда // История совет­ской психологии труда: Тексты. (20—30-е годы XX века) / Под ред. В. П. Зинченко, В.М.Мунипова, О. Г. Носковой. — М., 1983.

Татенко В. А. Психология в субъектном измерении. — Киев, 1996.

Татищев В.Н. Избранные произведения. —Л., 1979.

Укке Ю. В. Диагностика сознательности выбора профессии у япон­ских школьников // Вопросы психологии. — 1990. — № 5.

Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т. Ю. Базаро­ва, Б.Л.Еремина. — М., 1998.

Фелъденкрайз М. Понимание при делании: Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Сост. В. Ю. Баскаков. — М., 1993.

Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. — М., 1994.

Франка В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.

Процедура определения соответствия желаемого уровня - student2.ru Процедура определения соответствия желаемого уровня - student2.ru Франселла Ф., БаннистерД. Новый метод исследования личности. Ру­ководство по репертуарным личностным методикам. — М., 1987.

Фромм Э. Человек для себя. — Минск, 1992.

ХазенА.М. Законы природы и «справедливое общество». — М., 1998.

Харрис Т. А. Я хороший, ты хороший. — М., 1993.

Хоманс Дж. Социальное поведение как обмен // Современная зару­бежная социальная психология: Тексты / Под ред. Г. М.Андреевой и др. —

Хорни К. Культура и невроз // Психология личности: Тексты / Под ред Ю. Б. Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. — М., 1982.

Чередниченко Г. А. Школа массовая и элитарная: перемены в деятель­ности и карьеры учащихся // Профессиональное самоопределение вы­пускников общеобразовательных школ: Сб. научных трудов / Под ред. В.Н.Шубкина, Д.Л.Константиновского. — М., 1996.

Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессио­нальной ориентации. — М., 2001.

Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. — СПб.,

Шмелев А. Г. и др. Основы психодиагностики. — Ростов н/Д, 1996.

Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. — Минск, 1992.

Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности // Психоло­гия личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. -М., 1982.

Элиаде М. Священное и мирское. — М., 1994. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М., 1978. Эриксон Э. Детство и общество. — СПб., 2000. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. — М., 1994.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

ЧАСТЬ I ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Глава 1. Профориентация в культурно-историческом контексте.....................7

1.1. Психологические причины возникновения профориентации............................ 7

1.2. Развитие профориентации в России, СССР

и Российской Федерации...................................................................................... 7

1.3. Развития профориентации в странах

с высокой психологической культурой.............................................................. 12

1.4. Эволюция проблематики

профессионального самоопределения................................................................ 13

1.5. Профориентация как элемент государственной кадровой
политики и как частная проблема....................................................................... 15

1.6. Государственные профориентационные службы

и коммерческое профконсультирование. Проблема

дилетантства и «знахарства» в профориентации................................................ 17

1.7. Профориентация как система.............................................................................. 21

Глава 2. Сущность психолого-педагогического сопровождения

выбора профессии......................................................................................30

2.1. Соотношение понятий: «профориентация»

и «профконсультация», «профессиональное самоопределение»

и «личностное самоопределение», «карьера»,

«профессиональный выбор»............................................................................... 30

2.2. Профессиональное самоопределение как поиск смысла в труде.... 32

2.3. Концептуальные уровни помощи человеку в профессиональном

и личностном самоопределении.......................................................................... 36

2.4. Схема построения личной профессиональной перспективы
(ЛПП) как вариант содержательно-процессуальной модели
профессионального самоопределения................................................................ 37

2.5. «Три кита» и основные факторы выбора профессии......................................... 40

2.6. Приоритеты профориентационной работы в условиях
современной России............................................................................................. 44

2.7. Профориентация как система взаимодействия различных
социальных институтов....................................................................................... 47

           
    Процедура определения соответствия желаемого уровня - student2.ru
    Процедура определения соответствия желаемого уровня - student2.ru
  Процедура определения соответствия желаемого уровня - student2.ru
 
 

2.8. Активность и активизация в профессиональном
самоопределении..........................................................................................

2.9. Главная (идеальная) цель, основные задачи

и уровни профессионального самоопределения................................................ 53

Глава 3. Психологические «пространства» самоопределения............................56

3.1. Основные ориентиры самоопределяющегося человека.................................... 56

3.2. Различные типологии профессионального и личностного
самоопределения................................................................................................... 57

3.3. Типы и уровни самоопределения......................................................................... 66

3.4. Варианты смыслов труда как регуляторы профессиональных
выборов................................................................................................................. 71

3.5. Смысл труда как утверждение права на признание и любовь.......................... 79

3.6. Проблема построения «семейной» карьеры...................................................... 92

3.7. Многомерность пространств самоопределения. «Реальные»

и «фантазийные» пространства............................................................................ 98

Глава 4. Специфика профориентационной помощи различным

образовательно-возрастным группам102

4.1. Основные этапы развития субъекта труда. Понятие «оптант»........................ 102

4.2. Кризисы развития субъекта профессионального
самоопределения................................................................................................. 109

4.3. Проблема соответствия ожиданий самоопределяющихся
клиентов и реальной психолого-педагогической помощи

в решении их проблем....................................................................................... 122

4.4. Проблемы профессионального образования и переподготовки
кадров.................................................................................................................. 129

4.5. Проблемы формирования профессионального самосознания
субъектов труда.................................................................................................. 133

4.6. Предпрофильная и профильная ориентация школьников.............................. 145

Глава 5. Оптант как субъект профессионального

и личностного самоопределения......................................................150

5.1. Субъект профессионального самоопределения................................................ 150

5.2. Основные варианты (схемы) планирования субъектом своей
карьеры............................................................................................................... 154

5.3. Развитие субъекта профессионального самоопределения............................... 160

5.4. Основные линии развития субъекта профессионального................................ '}
и личностного самоопределения....................................................................... 163

5.5. «Кризисы разочарования» как возможная основа построения
периодизации развития субъекта самоопределения........................................ 168 \

Глава 6. Методы и формы профориентационной

работы.....................................................................................................174

6.1. Основные стратегии профконсультирования: приемлемые............................ 4
и неприемлемые подходы.................................................................................. 174 ?

6.2. Общее представление о практической профконсультационной...................... ;,':
методике. Прогнозная модель оценки эффективности................................... i
методики............................................................................................................. 178 ■■■;<

6.3. Основные группы профориентационных методов.......................................... 181

6.4. Типы профконсультаций................................................................................... 185

6.5. Основные формы и модели профориентационной работы
(отечественный и зарубежный опыт). Типичные

и перспективные профориентационные программы....................................... 188

Глава 7. Профессиографические основы профконсультирования и

профотбора..............................................................................................195

7.1. Понятия: профессиограмма и психограмма. Типы
профессиограмм................................................................................................. 195

7.2. Различные варианты составления профессиограмм....................................... 196

7.3. Общая схема профотбора. Профотбор и профподбор................................... 198

7.4. «Формула профессий». Схема анализа профессий и варианты
ее использования в работе с группой и в индивидуальной
профконсультаций............................................................................................. 203

7.5. Основная проблема профессиографирования

и психологии труда............................................................................................ 208

Глава 8. Психолог-профконсультант как субъект организации
сопровождения человека
в профессиональном и личностном самоопределении...............................215

8.1. Проблема «модели специалиста» профконсультанта...................................... 215

8.2. Основные концептуальные установки профконсультанта.............................. 218

8.3. Профконсультант как возможный посредник между
самоопределяющимся человеком и культурой.............................................. 220

8.4. Интеллигентность как возможный ориентир личностного
развития профконсультанта.............................................................................. 223

Глава 9. Ценностно-смысловые основы профессионального

самоопределения......................................................................................230

9.1. Проблемы гуманитаризации труда в современных условиях........................ 230

9.2. Чувство собственного достоинства как «высшее благо»

и возможный смысл профессионального самоопределения.......................... 235

9.3. Элитарные ориентации в поиске жизненного

и профессионального идеала............................................................................. 238

9.4. Роль современных средств массовой информации (СМИ)

в формировании профессиональных и жизненных стереотипов 240

9.5. Психологические проблемы личностного и профессионального
самоопределения в эпоху построения «рыночных отношений».... 242

9.6. Личностный компромисс как вариант построения «успешной»
карьеры............................................................................................................... 248

ЧАСТЬ II АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Глава 10. Сущность активизации

самоопределяющейся личности.............................................................253

10.1. Общее представление об активности. Проблема активности

в философии и психологии............................................................................. 253

Зации профессионального

самоопределения...................................................................................281

12.1. Профориентационные игры с классом........................................................... 282

12.2. Игровые профориентационные упражнения.................................................. 282

12.3. Активизирующие профориентационные опросники..................................... 283

12.4. Бланковые игры с классом.............................................................................. 289

12.5. Схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения........................... 289

12.6. Карточные информационно-поисковые системы
(«профессьянсы»)............................................................................................ 291

12.7. Карточные игровые консультационные методики........................................ 293

12.8. Настольные профориентационные игры........................................................ 294

12.9. Бланковые карточные профориентационные игры....................................... 296

12.10. Методы принятия профконсультационного решения.................................. 297

ЧАСТЬ III

Наши рекомендации