Процедура подтверждения соответствия

Подтверждение соответствия - это документальное удо­стоверение соответствия объектов технического регулирова­ния, работ и услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров (ст.2 Закона).

На основании ст.20 Закона подтверждение соответствия может носить добровольный или обязательный характер.

Добровольное подтверждение соответствия осуществ­ляется в форме добровольной сертификации на основании договора между заинтересованным лицом и органом по сертификации.

Объектами добровольной сертификации являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хране­ния, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами уста­навливаются требования.

Объекты сертификации, сертифицированные в системе добровольной сертификации, маркируются знаком соответ­ствия системы добровольной сертификации, порядок приме­нения которого устанавливается правилами соответствующей системы добровольной сертификации (ст.22 Закона).

Закон предусматривает возможность создания юриди­ческим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами (индивидуальны­ми предпринимателями) собственной системы доброволь­ной сертификации, которая по усмотрению указанных лиц может быть зарегистрирована в федеральном органе испол­нительной власти по техническому регулированию.

Обязательное подтверждение соответствия осуществ­ляется в формах:

· принятия декларации о соответствии (декларирова­ния соответствия);

· обязательной сертификации.

Согласно ст.23 Закона обязательное подтверждение со­ответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.

Как установлено п.1 ст.23 Закона, объектом обяза­тельного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Рос­сийской Федерации. Однако следует заметить, что ни Закон, ни иные нормативно-правовые акты не позволяют опреде­лить конкретное содержание приведенной формулировки «продукция, выпускаемая в обращение на территории Рос­сийской Федерации» и виды продукции, которые могут быть к ней отнесены. На наш взгляд, к подобной продукции следует относить продукцию, не предназначенную для реализации на территории России и поставляемую на экс­порт. Полагаем также, что при принятии отдельных техни­ческих регламентов упомянутая формулировка «продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Феде­рации» получит более точное определение. [6]

Следует обратить внимание на исключение из объек­тов обязательного подтверждения соответствия (деклариро­вания и сертификации) услуг, тогда как в соответствии с действующим в настоящее время законодательством (Закон РФ от 10 июня 1993 г. № 5151-1 «О сертификации продук­ции и услуг») услуги подлежат обязательной сертификации и декларированию.

Декларирование соответствия продукции осуществля­ется путем принятия заинтересованным лицом декларации о соответствии на основании собственных доказательств либо с использованием дополнительных доказательств, получен­ных с участием третьих лиц (органа по сертификации, ак­кредитованной испытательной лабораторией) в порядке, установленном соответствующим техническим регламен­том (ст.24 Закона). Техническим регламентом определяется также круг заявителей, которые вправе от своего имени подавать в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию декларацию о соответствии, форма декларации, срок ее действия и другие вопросы.

Основные требования к содержанию декларации уста­новлены п.5 ст.24 Закона. Оформленная заявителем декла­рация о соответствии представляется на регистрацию в орган по техническому регулированию, который обязан зарегистрировать ее в течение трех дней. Необходимо отме­тить, что соответствующий орган по техническому регули­рованию не может отказать в приеме и регистрации поданной заявителем декларации. В то же время проверка содержащих­ся в данной декларации сведений осуществляется в порядке проведения органом по техническому регулированию кон­трольных мероприятий в соответствии со ст.34 Закона.

Обязательная сертификация продукции осуществляет­ся органом по сертификации на основании договора с зая­вителем. Соответствие продукции требованиям техниче­ских регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации по форме, утвержденной федеральным органом исполнитель­ной власти по техническому регулированию. Срок действия сертификата соответствия определяется соответствующим техническим регламентом (ст.26 Закона).

В заключение отметим, что с вступлением в силу За­кона утрачивает силу Закон РФ от 10 июня 1993 г. № 5151 -1 «О сертификации продукции и услуг».

В связи с этим необходимо рассмотреть вопрос о дей­ствии ранее выданных сертификатов соответствия, полу­ченных организациями знаков соответствия, а также приня­тых деклараций о соответствии. Как установлено п.8 ст.46 Закона, документы, подтверждающие соответствие (серти­фикат соответствия, декларация о соответствии) и принятые до вступления в силу данного Закона, считаются действи­тельными до окончания срока, установленного в них.

Кроме того, прекращение действия Закона РФ «О сер­тификации продукции и услуг» не означает вывода о возможности несоблюдения требований об обязательной сер­тификации выпускаемой организациями продукции в слу­чае, если соответствующие технические регламенты не будут приняты до вступления в силу Закона.

Как установлено п.1 ст.4б Закона, со дня вступления его в силу впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процес­сам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами феде­ральных органов исполнительной власти, подлежат обяза­тельному исполнению. Следовательно, выпускаемая после вступления в силу Закона продукция должна отвечать тре­бованиям об обязательной сертификации и декларирова­нию, содержащимся в ранее принятых нормативных актах.

Вместе с тем условием обязательного исполнения тре­бований ранее принятых нормативных правовых актов выступает их соответствие целям защиты жизни или здоро­вья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и расте­ний, а также предупреждения действий, вводящих в заблу­ждение приобретателей. Подобную формулировку вряд ли можно признать удачной из-за неконкретного содержания. Однако, на наш взгляд, существенного значения это не имеет, поскольку на практике требование о соответствии указанным выше целям может быть предъявлено в отноше­нии любой продукции. [5]

Таким образом, следует вывод о том, что после пре­кращения действия Закона РФ «О сертификации продукции и услуг» и до принятия новых технических регламентов организации должны исполнять требования об обязатель­ной сертификации продукции, установленные действую­щими в настоящее время нормативными правовыми актами.

2.4. Государственное регулирование и программы по строительной отрасли г.Вологды. Действующее законодательство о льготах и привилегиях для инвесторов

В целях стимулирования инвестиционной активности в регионе и привлечения инвестиций принят Закон Вологодской области «О государственном регулировании инвестиционной деятельности на территории Вологодской области», в котором определены условия, общие принципы и гарантии инвестиционной деятельности на территории области.

В области создана и функционирует областная инвестиционная законодательная нормативно-правовая база, в соответствии с которой инвесторам предоставляются гарантии и льготы.

Важным фактором, стимулирующим привлечение инвестиций в развитие, модернизацию и реконструкцию предприятий, является предоставление налоговых льгот в соответствии с законодательством области. В Вологодской области, кроме указанного закона, действуют законы: «О снижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков»; «О налоге на имущество предприятий»; «О транспортном налоге». [7]

Наши рекомендации