Теория социальных представлений
Л.М. Рудина
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
[ФГОС] Коммуникативная компетентностьУмение ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения (Петровская Л.А., 1982). В коммуникативную компетентность, соответственно, входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения, поведения, что в свою очередь, предполагает усвоение этно- и социально-психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения, овладение «техникой» общения (правилами вежливости и другими нормами поведения) (Кабардов).
Термины «коммуникативная компетенция» и «коммуникативная компетентность» встречаются все чаще и нередко употребляются без различения смысла меду ними. Между тем, они существенно различаются между собой.
Коммуникативная компетенция – это демонстрируемая область (области) успешной коммуникативной деятельности на основе усвоенных средств и стратегий речевого общения, подкрепляемых языковыми навыками и речевыми умениями. При всем разнообразии подходов к изучению структуры коммуникативной компетенции, наиболее общими компонентами являются:
• лингвистический,
• дискурсивный,
• прагматический,
• стратегический,
• социокультурный.
Коммуникативная компетентность
Коммуникативная компетентность объединяет три параметра:
· Коммуникативная гибкость.
· Коммуникативная грамотность.
· Адекватность социальных репрезентаций.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Теория социальных представлений
А. [Московичи (Moscovici) Серж]Самые ранние работы Московичи о социальных представлениях касались вопроса, как объяснения поведения, принятые в психоанализе, становятся повседневными объяснениями, используемыми широкой публикой во Франции.
В более поздних исследованиях Московичи в центре внимания были способы, которыми «обыденные» значения атрибутируются личностям, группам и событиям в культурной группе. В теории Московичи важным с точки зрения этнопсихологии является то, что коллективные культурные представления описываются им как бессознательные и связаны с навыком, получаемым в процессе социализации, видит окружающий мир под особым углом зрения, улавливать и передавать специфические культурные значения. В. [Скребнер] различает три типа социального представления, которые он именует: «культура», «традиция» и «мода». Культурные представления могут быть более постоянными, традиционные представления проходят через несколько поколений, в то время как мода охватывает быстро изменяющиеся представления, которые, благодаря средствам массовой информации становятся характерными для современных обществ.С. [Емельянова Т. П.] Социальные представления – это элементы общественного сознания, в которых на уровне здравого смысла взаимодействуют различные убеждения (отчасти иррациональные), идеологические взгляды, знания, собственно наука, которые в совокупности составляют и объясняют социальнуюреальность.Социальное представление обладает динамичностью, то есть способностью трансформироваться либо разрушаться. Поэтому целесообразно рассмотреть структуру социальных представлений.
Стереотипизация
Восприятие будет настолько верным, насколько высока степень применимости данного стереотипа для конкретной ситуации.
Считается, что индивиды, принадлежащие к стереотипированной группе, являются похожими друг на друга и отличными от других групп по ряду атрибутов. Социальные стереотипы и связанные с ними атрибуты активируются в социальных ситуациях, где групповое членство является «выпуклым».Социальное восприятие – процесс сопоставления, объединения и интерпретации информации о других людях для создания мнения о них.