Социальная компетентность наслаждения
Существует множество попыток определения понятия социальной компетентности, и едва ли какую-либо из них можно назвать удовлетворительной. Простое перечисление навыков и способностей, которыми обладают компетентные люди, неизбежно заводит в тупик бесконечного накопления все новых и новых навыков компетентности.
В контексте тренинга наслаждения можно было бы предположить, что компетентность означает способность "брать от жизни всё", получать максимум наслаждения, возможного при данных социальных условиях. Но и это определение вряд ли можно считать удовлетворительным, поскольку некоторые типы наслаждения приводят к страданию – собственному и окружающих [55].
Наиболее разумным нам представляется использование в тренинге наслаждения определения социальной компетентности, данное в работе Краппманна (1971), в котором социальная компетентность понимается как способность находить компромисс между самореализацией (стремление быть таким, как никто другой) и социальным приспособлением (быть как все другие).
Немного перефразируя это определение, мы считаем социально компетентным такое наслаждение, которое создает, при данных социальных условиях, максимум положительных эмоций как самому человеку, так и окружающим его людям.
В тренинге наслаждения, как и в других типах поведенческого тренинга, социальная компетентность приобретается в два шага как результат полноценного усвоения базовых навыков наслаждения (первый шаг) и осознания сферы применения этих навыков в социальной среде, а также возможных последствий для окружающих.
Таким образом, тренинг социальной компетентности наслаждения заключается в формировании способности к компромиссу между двумя крайними, экстремальными стратегиями (стремления наслаждаться самому, с одной стороны, и умения доставлять наслаждение людям, с другой) в реальных жизненных ситуациях, в которых две крайние тенденции смешиваются в присущей только данной конкретной ситуации пропорции. В идеале собственное наслаждение и наслаждение окружающих взаимно дополняют и обогащают друг друга. Хотя этого и трудно достичь (наслаждение у каждого свое собственное).
Тренинг социальной компетентности – не легкое дело, и он не предполагает каких-то особых упражнений. Компетентность формируется внимательным отношением к окружающим и умением извлекать радость, делая им приятное, и воздерживаться от наслаждений, которые могут навредить окружающим.
Тренинг социальной компетентности одновременно и дело легкое. Счастливые люди склонны делиться радостью с окружающими. Если тренинг наслаждения сделал кого-либо немножко более счастливым, то ему обычно достаточно просто указать на принцип (см. выше) и дать простое задание.