Предмет социальной психологии, связь социальной психологии с другими науками.

Современные представления о предмете социальной психологии весьма неоднородны, что характерно для большинства пограничных отраслей науки, к которым относится и социальная психология. Она изучает следующие явления:

1. Психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, различные коллективы и т. д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, и др.) Наиболее часто изучаются такие проявления личности в группах, как общительность, агрессивность и конфликтогенность.

2. Феномен взаимодействия между людьми (общения), например супружеского, детско-родительского, психотерапевтического; взаимодействие может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также межгрупповым.

3. Психические процессы, состояния и свойства различных социальных групп как целостных образований, отличающихся друг от друга и не сводимых к какому бы то ни было индивиду. Наибольший интерес социальных психологов вызывают исследования социально-психологического климата группы и конфликтных отношений (групповых состояний), лидерства и групповых действий (групповых процессов), сработанности и конфликтности (групповые свойства) и др.

4. Массовые психические явления, такие как поведение толпы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, апатия, страхи и т. д.

Таким образом, социальная психология изучает психические явления (Процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.

В зависимости от того или иного понимания предмета социальной психологии выделяются основные объекты ее изучения, то есть носители социально-психологических явлений.

К ним относятся следующие: личность в группе (системе отношений), взаимодействие в системе «личность-личность» (родитель-ребенок, руководитель-исполнитель, психолог-клиент и т. д.), малая группа (семья, воинский экипаж, группа друзей и т. п.), взаимодействие в системе «личность-группа» (лидер-ведомые, командир-взвод, новичок-школьный класс и т. д.), взаимодействие в системе «группа—группа» (соревнование команд, групповые переговоры, межгрупповые конфликты и т. д.), большая социальная группа (этнос, партия, социальный слой, территориальная группа и т. п.)

Социальная психология связана со многими науками: с общей психологией,с возрастной и педагогической психологией. Наиболее близкими являются социология и общая психология. Социальная психология изучает такие психологические образования, как социальные потребности и интересы, самосознание и сознание, общественное мнение, умонастроения, внушение, подражание и т.д. Эти образования находятся на границе социологии и общей психологии. Социологов интересует природа и характер общественных, групповых и индивидуальных интересов, норм и ценностей. А социальных психологов - конкретные механизмы формирования таких норм и ценностей с учетом микро- и макросреды, в которой живет человек.

ВЛИЯНИЕ НЕУСПЕХА НА ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ДОСТАТОЧНО ДАВНО ИЗУЧАЕТСЯ В ПСИХОЛОГИИ. НЕСМОТРЯ НА РАЗЛИЧИЕ ПОДХОДОВ, КАЖДОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДТВЕРЖДАЕТ ТОТ ФАКТ, ЧТО СИТУАЦИЯ НЕУСПЕХА ВЕСЬМА ЗНАЧИМА ДЛЯ ИНДИВИДА. В СИТУАЦИИ ХРОНИЧЕСКОГО НЕУСПЕХА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РАЗЛИЧНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА ПЕРВЫЙ ПЛАН ВЫХОДЯТ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ, ОБЩИЙ СМЫСЛ КОТОРЫХ ЗАЩИТИТЬ САМООЦЕНКУ, УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ, ПРЕОДОЛЕТЬ НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ЛИЧНОСТИ В ЦЕЛОМ. В РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ПРИ НЕУСПЕХЕ БОЛЬШУЮ РОЛЬ ИГРАЮТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ЧТО ДЕЛАЕТ ПОВЕДЕНИЕ ПРИ НЕУСПЕХЕ ЦЕННЫМ ИСТОЧНИКОМ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ.
НА НАШ ВЗГЛЯД, ГЛАВНОЙ ТРУДНОСТЬЮ В ИССЛЕДОВАНИИ ЭТОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ – СТИЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИИ ХРОНИЧЕСКОГО НЕУСПЕХА – ЯВЛЯЕТСЯ НЕДОСТУПНОСТЬ ЕСТЕСТВЕННОГО МАТЕРИАЛА. В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ИМЕЮТСЯ СИТУАЦИИ ПОВТОРЯЮЩИХСЯ НЕУДАЧ (БЕЗРАБОТИЦА, НЕУСПЕШНОСТЬ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В КАКОЙ-ЛИБО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И Т.Д.), НО ИХ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ДОВОЛЬНО ТРУДОЕМКИМ, ОСОБЕННО КОГДА ЭТО КАСАЕТСЯ СБОРА МАТЕРИАЛА. ПОЭТОМУ НАМИ БЫЛИ ИСКУССТВЕННО СОЗДАНЫ (В ЛАБОРАТОРНЫХ УСЛОВИЯХ) СИТУАЦИИ НЕУСПЕХА И НА НИХ ВЫЯВЛЕНЫ ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ДЛЯ ДАННОЙ ИСПЫТУЕМОЙ ГРУППЫ.
В ХОДЕ ИССЛЕДОВАНИЯ БЫЛИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ МЕТОДИКИ: МОТОРНАЯ ПРОБА ШВАРЦЛАНДЕРА; ТЕСТ ОПИСАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ К.ТОМАСА (СТИЛИ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ); ИЗМЕРЕНИЕ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ С ПОМОЩЬЮ АНАГРАММ. ОБЪЕКТОМ НАШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ СТАЛИ УЧАЩИЕСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ СРЕДНИХ ШКОЛ КЕМЕРОВО 14–15 ЛЕТ.
Неуспех – это всегда конфликт для личности, он может быть вызван внутренними или внешними причинами.

Личность, оценив данные причины, применяет опре-деленную стратегию для разрешении этого конфликта. Мы решили выявить, какой тип поведения (по классификации Томаса К.) использует человек при хроническом неуспехе, при личностном конфликте. Исследование выделило следующие варианты:
1. Люди, мотивированные на избегание неудач: с низким уровнем притязаний используют при конфликте такие стили, как избегание и приспособление – 25%; с высоким уровнем притязаний – соперничество и сотрудничество – 18,8%;
2. Люди, мотивированные на достижение успеха: с умеренным уровнем притязаний применяют сотрудничество и компромисс – 43,8%; с высоким уровнем притязаний – сотрудничество, компромисс, иногда избегание –12,4%.
На основании полученных данных можно сделать вывод, что в выборке школьников–подростков 50% имеют адекватный уровень притязания и 50% – неадекват-ный (низкий и высокий). Изменение уровня притязаний возможно только в том случае, если личность способна пережить опыт успехов и неудач и своевременно про-анализировать их причины. Предложенный метод позволяет разделить группы испытуемых по стилю поведения в ситуации неуспеха. Описанные в этой работе воз-можные стили поведения не универсальны, что еще раз подтверждает многоуровневость и актуальность обозначенной проблемы.

Наши рекомендации